Проекты учащихся

Савченко Ирина Александровна

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»

 «ВОЛШЕБНОЕ СОЛНЦЕ.

ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА НА ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Маслаков Дмитрий, 3Д класс

МБОУ «СШ №17»

Руководитель: Савченко Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №17»

Нижневартовск, 2018

 Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Основная часть……………………………………………………... 4
  1.  Солнце – самая знакомая звезда, источник жизни на Земле…….4
  2.  Солнце и здоровье человека……………….………………………5  

Заключение…………………………………………………………………10

Литература………………………………………………………………….11

Приложение………………………………………………………………...12

Введение

                                                             - Солнце – монетка, - скупой проворчал.

                                                         - Нет, сковородка! – обжора вскричал.

                                                     - Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

                                                       - Компас, - сказал убеждённо матрос.

                                                          - Солнце – звезда, - астроном объявил.

                                                     - Доброе сердце, - мечтатель решил.

Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект; источник света и тепла, дающий нам жизнь, и источник ультрафиолетового излучения.  Известно, что живые организмы преобразуют энергию Солнца и за счёт этого живут. Влияние солнечной активности на человека установил ещё в 20-х годах А. Л. Чижевский. Учёные заметили, что ухудшение состояния больных людей максимально проявляется или сразу после солнечной вспышки, или с началом магнитной бури. И пришли к выводу, что уровень солнечной активности в год рождения ребёнка существенно отражается на его конституционных особенностях. Согласно принципу закона аналогии, «как вверху, так и внизу», организм человека – это Вселенная в бесконечности космоса. Мы живём в Солнечной системе, и её центром является солнце. В соответствии с законом в нашем организме тоже есть центр, и этот центр – сердце. Нас заинтересовал вопрос, как связаны эти два центра, как влияет солнце не только на здоровье человека, но и на его настроение. Поэтому тема нашего исследования – «Волшебное Солнце. Влияние Солнца на здоровье и эмоциональное состояние человека».

Цель: выяснить, как влияет Солнце на здоровье и эмоциональное настроение человека.

Задачи:

  1. Познакомиться с научной литературой о Солнце.
  2. Найти и проанализировать информацию о влиянии Солнца на человека.  
  3. Выяснить путём анкетирования, как Солнце влияет на настроение детей.
  4. Представить одноклассникам результаты исследования.

Гипотеза: мы предположили, что в ясные солнечные дни настроение людей улучшается, повышается их работоспособность и творческая активность.

Методы исследования:

  1. Изучение научной и справочной литературы.
  2. Анализ литературы.
  3. Сравнение.
  4. Поиск информации в Интернете.
  5. Анкетирование.
  6. Эксперимент.
  7. Наблюдение.

  1. Основная часть

1.1 Солнце – самая знакомая звезда, источник жизни на Земле

Солнце, так же как и все остальные звезды – раскаленный горячий светящийся газовый шар, но оно имеет очень плотное ядро, в котором происходят мощные ядерные взрывы. Из-за них Солнце излучает огромную энергию и свет, которая обогревает планеты. Главное отличие звезд и планет, то, что звезды излучают свет, а планеты лишь отражают его.

Температура поверхности Солнца около 6 000 градусов, температура ядра – 14 млн. градусов. Расстояние от Земли до Солнца почти 150 млн. км. Его свет распространяется со скоростью 300 тыс. км/сек. и доходит к нам за 8 мин. Солнечный диаметр в 109 раз больше диаметра Земли (как арбуз и арбузное семечко). Масса Солнца почти в 333 400 раз больше массы Земли и в 750 раз больше массы всех планет Солнечной системы и их спутников. 

Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли энергии. Солнечная энергия - это не только свет и тепло. «Энергия» - это то, что мы едим, «Энергия» - это действие. Мир вокруг нас наполнен энергией. Люди, животные, растения, деревья, воздух, реки и озера, моря и океаны постоянно нуждаются в энергии. В нашем мире от энергии зависит все. Благодаря ей движутся автомобили, улетают в космос ракеты. Энергия готовит нам обед, обогревает дом, включает компьютер, освещает улицы, водит морские корабли. Все что светит, греет и движется вокруг тебя – питается энергией.

Чтобы убедиться в этом, мы решили провести эксперимент и понаблюдать, как энергия тепла заставляет предметы двигаться.

Эксперимент

На включенную электрическую плиту мы поставили кастрюлю с водой и стали ждать, когда вода начнет кипеть. Как только вода закипела, мы увидели, что крышка кастрюли стала подниматься и опускаться, то есть она стала двигаться, совершать работу, потому что на нее давит пар, который возникает от нагревания воды.

Вывод: энергия – это то, что заставляет предметы двигаться, работать. Благодаря Солнцу, его теплу и свету, дует ветер, текут реки. Без Солнца наша Земля была бы темной, холодной и безжизненной планетой.

 Значение Солнца для жизни на Земле человек понимал ещё в далёкие времена. Этимологический словарь Фасмера говорит о том, что слова «солнце» и «сердце» имеют общие источники происхождения. Славяне поклонялись Богу Солнца Дажбогу, римляне – Богу Солнца Гелиосу и Апполону…  Правители, чтобы возвеличить свою власть, внушали людям, что произошли от Бога Солнца. Люди заметили, что богатство урожая зависит от солнечного света и тепла, и отразили это в сказках, загадках, пословицах и поговорках. Народная мудрость гласит: «Солнце пригреет – всё поспеет», «Солнце встанет – так и утро настанет», «Солнце сияет на благих и злых», «От солнца бегать – света не видать», «Вешнее солнышко землю воскрешает»…

1.2 Солнце и здоровье человека.

Солнце - это не только центральное светило Солнечной системы, но и частное проявление космического универсального света. Проявление солнечной активности оказывает сильное влияние на человека. Организм человека – это своего рода Вселенная в бесконечности Космоса.

Исследования ученых показали, что число несчастных случаев и травматизма на транспорте увеличивается во время солнечных бурь, которые оказывают влияние на нервную систему человека (появляется заторможенность, медлительность, ухудшается сообразительность, увеличивается вероятность принятия неверных решений).  Во время экстремальных космических ситуаций страдает энергетика и ребёнка. Могут появляться нарушение сна, беспокойство, плаксивость, потеря аппетита, повышение температуры, возможно повышение возбудимости, нарушение внимания (отсюда – медленное выполнение школьной работы), могут возникать конфликтные ситуации.

Причина плохого настроения у человека кроется, в первую очередь, в полном отсутствии солнца. Чем меньше света попадает на кожу, тем более подавленным чувствует себя человек. Пасмурная погода, грязь на улицах, мрачные лица прохожих – всё это активно провоцирует уныние и скуку. Проблема настолько серьёзна, что уже вышла на 1 место в мире среди причин неявки на работу среди взрослых. Учёные уже успели окрестить эту нашу грусть «Чумой 21 века».

При этом учёные считают, что нормальное солнечное излучение положительно сказываются на иммунитете, на деятельности сердца, аппетите и настроении. Точно установлено, что под действием солнечных лучей вырабатывается витамин Д, способствующий переработке кальция. Нет солнца – и кости становятся хрупкими, зубы крошатся, волосы выпадают, ногти слоятся, кожа шелушится. Считается, что 15 мин., проведённых на солнце в день, является достаточным для получения пользы человеческим организмом.

Солнце стимулирует выработку «гормонов удовольствия», поэтому считается, что солнечный свет – лучший природный антидепрессант. Его положительное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: если холод побуждает нас «закрыться», то солнце, напротив, «раскрывает» нас по отношению к внешнему миру и окружающим. Именно поэтому летом нам легче вступать в новые контакты и заводить новых друзей. От Солнца исходит энергия счастья. Чтобы убедиться в этом, мы призвали на помощь наших одноклассников и задали им несколько вопросов.

АНКЕТА

  1. Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?                          

Варианты ответа:

  • Земля                                                                                              
  • Луна                                                                                                    
  • Солнце

  1. От какого фактора настроение улучшается быстрее?

Варианты ответа:

  • Вкусная еда                                                                                            
  • Тёплая солнечная погода                                                                  
  • Удачный рабочий день / Хорошая оценка

  1. В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

Варианты ответа:

                   

  • Раннее утро                                                                                  
  • Полдень                                                                                          
  • Поздний вечер

  1. В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

Варианты ответа:

  • Осень                                                                                                      
  • Зима                                                                                                    
  • Весна                                                                                                      
  • Лето

  1. Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

Варианты ответа:

  • Улучшается                                                                                              
  • Ухудшается                                                                                                        
  • Не меняется

Вопросы

Вариант ответа

Результаты ответов детей

Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?

Земля

10%

Луна

15%

Солнце

75%

От какого фактора настроение улучшается быстрее?

Вкусная еда

17%

Тёплая солнечная погода

50%

Удачный рабочий день/хорошая оценка

33%

В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

Раннее утро

13%

Полдень

74%

Поздний вечер

13%

В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

Осень

-

Зима

7%

Весна

1%

Лето

92%

Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

Улучшается

100%

Ухудшается

-

Не меняется  

-

Проведенное нами анкетирование среди одноклассников, показало следующие результаты:

(Количество учащихся, ответивших на вопрос умножить на 100 и поделить на общее количество опрашиваемых учащихся).

Вывод: анкетирование детей отчётливо демонстрирует прямую зависимость настроения и успешной деятельности от наличия тёплой и солнечной погоды, располагающей каждого ребёнка к радостному общению, желанию быть победителем, ощущению быть любимым и любить самому.

Солнце позволяет добиться успеха. Солнце повышает жизненный тонус, дает чувство счастья, поддерживает и вдохновляет человека. Тот, кто просыпается рано утром, получает заряд бодрости. Поздний подъем приводит к подавленности, мы становимся несчастными. Если человек ест не вовремя, он теряет силу, и в его организме накапливаются токсины. Прием пищи в подходящее время восполняет энергию. Таким образом, Солнце контролирует нашу жизнедеятельность.

В медицинском плане Солнце отвечает за сердце, мозг, позвоночник, кости, голосовые связки, за зрение. Обычно у людей, имеющих плохую связь с Солнцем, слабое зрение, у них проблемы с кровообращением, больное сердце, высокое кровяное давление, слабые кости, они страдают эпилепсией, головными болями и облысением. Такие люди отличаются небольшой жизнестойкостью, повышенной раздражительностью, аппендицит у них протекают в тяжёлой форме. 

Чувства живут в сердце. «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Как при солнечном мы видим все ярче и чётче, так и сердце нам подсказывает и показывает, где у нас «слабые места». Надо учиться слушать и слышать своё сердце. Сердце – единственный орган в теле, который наполняет кровь неизвестной нам информацией. Головной мозг может всё проанализировать и рассчитать, но только сердце способно предчувствовать и заранее точно знать. Сердце и чувствует, и знает. «Чувствознание есть зажжённый огонь сердца», – говорят мудрецы. Культ Света есть культ Сердца. Солнце – естественный источник света – распространяет свет прямо и по всем направлениям. Хочешь быть «солнечным человеком» – учись светить всем – быть естественным. У солнечного света цвета нет, и в то же время «белый свет» состоит из всех цветов радуги. Свет Солнца всё вместил и щедро всех одаривает, не выбирая. Вмести всё – Солнцем станешь! Мы знаем, что в темноте даже малый свет большим выглядит, а в ярком свете и тьма меньше кажется. В огромном напряжении – освобождая себя от страха быть нестандартным – рождаем свой свет. Чем больше самостоятельности, нестандартности и творчества, тем светлее аура. Будь светлым – и плохого будет меньше!

Мы считаем, чтобы стать «солнечным человеком» необходимо, избавляясь от отрицательных черт характера, развивать в себе следующие качества:

  • Теплоту сердца – как постоянный очаг.
  • Естественность.
  • Самостоятельность.
  • Ответственность.
  • Открытость знаниям и людям.
  • Решительность, оптимизм, целеустремлённость.
  • Твёрдость, силу воли, энтузиазм, искренность, благородство, самодисциплину, великодушие, человечность, щедрость, увлечённость, деятельностью, чувство собственного достоинства, творчество.

Заключение

Таким образом, в результате наших исследований мы нашли подтверждение нашей гипотезы, что эмоциональное и физическое состояние человека зависит от интенсивности солнечных лучей. Кроме того, мы сделали вывод о том, что многое зависит и от самого человека, его отношения к окружающему миру.

Вот несколько простых шагов, чтобы энергия солнца не покидала вас (приложения 3,4).

Чтобы счастье чуть-чуть улыбнулось -
Постарайтесь его не спугнуть.
Если солнце от нас отвернулось -
Надо к солнцу себя повернуть.
       Не напяливай кислую мину,
       Это может тебе повредить,
       Улыбайся! И выпрями спину!
       Сколько можно сутулым ходить?
Если грустные мысли лелеять -
Что хорошего? Да ничего.
И ответственность нужно смелее
Возлагать на себя самого.
       Победив свои страхи отчасти,
      Не всегда покоряйся судьбе.
      Пожелай окружающим счастья,
      И оно улыбнется тебе!

Солнце сразу тебя заприметит,

Оно ценит улыбки и смех.
Солнце всем одинаково светит,

А вот греет, бывает, не всех.
       Не давай настроеньям осенним

       Взять тебя целиком в подотчет.
      Если в храм приходить в воскресенье –

       Будешь солнцем ты взят на учет!                   

Литература

  1. Бак В. Ф. Биология языком сердца: [приложение к курсу биологии средней школы для духовно-нравственного воспитания] / Лаборатория гуманной педагогики, Артемовск. – Донецк: Изд-во Вебер (Донецкое отделение), 2008.
  2. В. Бак. Мир красоты. Программа образовательного эколого-этического курса для младших школьников. – Артемовск, 2009.
  3. Воронов, Гречнева. Основы современного естествознания: М. Учебное пособие, М. 1987.
  4. Дж. К. Харгвирс. Верхняя атмосфера и солнечно-земные связи, М., 1982.
  5. Кауров Э. Человек, Солнце и Магнитные бури.//Астрономия. РАН, 2000.
  6. Косидовский, Зенон. Когда Солнце было Богом. Изд.: Детская литература. М., 1970.
  7. Короновский Н. В. Магнитное поле геологического прошлого земли.//СОЖ, 1996.
  8. Мирошниченко Л. И.  Земное эхо солнечных бурь: М., Мысль, 1976.
  9. Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций (1993, 1994). Москва, Международный Центр Рерихов, 1995.  
  10. Иан Ридиам, Уил Тирион. Мини энциклопедия. Космос. М., 2001.
  11. Стульпинене Ирена. Физика языком сердца: Приложение к курсу физики средней школы для духовно-нравственного воспитания. – Рига: Паркс рекламай, 2006..
  12. Широкова Е. В плену солнечных бурь//Камчатское время 2001.
  13.  Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., Мысль, 1976.
  14.  Интернет – ресурсы

http://astrologic.ru/library/chizhevsky/04.htm 

http://rev-v-soznanii.livejournal.com/8384.html

http://www.angelfire.com/pro/aiurveda/Article6.html 

Приложение 1.

АНКЕТА

  1. Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?                          

Варианты ответа:

  • Земля                                                                                              
  • Луна                                                                                                    
  • Солнце

  1.  От какого фактора настроение улучшается быстрее?

Варианты ответа:

  • Вкусная еда                                                                                            
  • Тёплая солнечная погода                                                                  
  • Удачный рабочий день / Хорошая оценка

  1. В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

Варианты ответа:

                   

  • Раннее утро                                                                                  
  • Полдень                                                                                          
  • Поздний вечер

  1. В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

Варианты ответа:

  • Осень                                                                                                      
  • Зима                                                                                                    
  • Весна                                                                                                      
  • Лето

  1. Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

Варианты ответа:

  • Улучшается                                                                                              
  • Ухудшается                                                                                                        
  • Не меняется

Приложение 2.

Результаты анкетирования

Вопросы

Вариант ответа

Результаты ответов детей

Что оказывает влияние на жизнь человека больше всего?

Земля

10%

Луна

15%

Солнце

75%

От какого фактора настроение улучшается быстрее?

Вкусная еда

17%

Тёплая солнечная погода

50%

Удачный рабочий день/хорошая оценка

33%

В какое время суток ты чувствуешь себя лучше всего?

Раннее утро

13%

Полдень

74%

Поздний вечер

13%

В какое время года ты чувствуешь себя лучше всего?

Осень

-

Зима

7%

Весна

1%

Лето

92%

Как меняется твоё самочувствие в солнечный день?

Улучшается

100%

Ухудшается

-

Не меняется  

-

Приложение 3.

ПАМЯТКА

«Секреты хорошего настроения»

  1. Попробуй повторить себе пару раз, что «Солнце есть всегда!»

Да, сейчас оно за тучами, но оно точно есть!

Такое тёплое, яркое, приветливое, твоё!

  1. Зажги поярче лампы, пусть внутри твоего жилища и внутри тебя станет светло.

  1. Если есть любимая музыка – включи! И, приводя в порядок свою комнату, представляй, что ты чистишь и своё внутреннее пространство тоже, выметая из своей души грусть-бессилие.

  1. Больше общайся с другими, радостными людьми.

  1. Вечером перед сном ещё раз организуй максимально яркое освещение. Тогда заряд света поможет не грустить пасмурным утром.

Приложение 4.

Полезные советы

 

Чтобы стать «солнечным человеком» необходимо, избавляясь от отрицательных черт характера, развивать в себе следующие качества:

  • Теплоту сердца – как постоянный очаг.
  • Естественность.
  • Самостоятельность.
  • Ответственность.
  • Открытость знаниям и людям.
  • Решительность, оптимизм, целеустремлённость.
  • Твёрдость, силу воли, энтузиазм, искренность, благородство, самодисциплину, великодушие, человечность, щедрость, увлечённость, деятельностью, чувство собственного достоинства, творчество.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»

 «ИЗУЧЕНИЕ ЛИПКОСТИ СНЕГА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Янкова Светлана, 2Д класс

МБОУ «СШ №17»

Руководитель: Савченко Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №17»

Нижневартовск, 2019

Содержание

Введение

I.Основная часть

  1. . Как образуются снежинки?

II. Практическая часть

  1. . Влияет ли на липкость снега время суток? Эксперимент
  2. . Как образуются снежинки?
  3. . Как образуются водяные пары?
  4. . Влияет ли на липкость снега температура воздуха? Эксперимент

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Однажды мы с подругой гуляли по улице. Погода была морозная, но не очень холодная. С неба падал снег. Он ложился на крыши домов, на деревья, на землю. Всё кругом покрылось пушистым слоем снега, и было красиво, как в сказке. Мне вдруг очень захотелось слепить снеговика. Я взяла в руки снег, хотела слепить ком, но он совсем не хотел лепиться, он тут, же рассыпался. Я задумалась: «Почему снег не всегда липнет? Ведь не очень давно мы играли в снежки и лепили «снежную бабу». Отчего же зависит липкость снега? Может, на липкость снега влияет разное время суток? Или на это влияют погодные условия? На все эти вопросы мне необходимо найти ответы.

Цель: выяснить, отчего зависит липкость снега.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по данному вопросу: в энциклопедиях, в сети Интернета;
  2. Узнать, что такое снег и выяснить, как образуется снежинка;
  3. Выяснить от чего зависит липкость снега.      

Гипотеза: я думаю, что липкость снега зависит от погодных условий.

Методы исследования:

- сбор и анализ информации

- описание

- сравнение

- эксперимент

Объект исследования: снег

Предмет исследования: свойства снега

 

I.Основная часть

1.1 Как образуются снежинки?

Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землей. На очень больших высотах, где температура доходит до - 40 градусов Цельсия, водяной пар, занесенный туда ветром, может внезапно замерзнуть, формируясь в кристаллики льда. В облаках, расположенных ниже, где температура выше, вода замерзает медленнее, предварительно пристав к какой-нибудь взвешенной в воздухе частице. Температура при этом конечно должна быть ниже 0 градусов Цельсия (то есть точки замерзания воды). Хоть мы и думаем, что снег «чистый», но на самом деле большинство снежинок формируются вокруг мелких частиц грунта, поднятых ветром вверх. Водяной пар может замерзать так же вокруг частиц дыма. Используя очень мощные микроскопы, ученые смогли разглядеть частицы, спрятанные в сердцевине снежинки. При просмотре серии снежных кристаллов обнаружили, что около 3/4 снежинок содержали в центре мельчайшие частицы глины. 

В одной снежинке содержится от 2 до 200 отдельных снежных кристаллов.

Ученые утверждают, что снежные кристаллы бывают четырех основных типов по форме. Простейшая форма — длинные игольчатые кристаллы. Все остальные типы имеют шесть сторон, то есть они гексагональные (шестиугольные). Стоп-сигнал имеет восемь сторон — это восьмиугольник (по-гречески — октагональный). Бывают снежинки, похожие по форме на пустотелые длинные столбики, напоминающие шестиугольную призму, есть плоские шестиугольные снежинки. И наконец, существуют снежинки очень причудливой формы, в основе которой лежит шестиконечная звезда. Основная форма снежинки зависит от температуры, при которой снежинка образуется. Чем выше облако, тем оно холоднее. Выше самых высоких облаков воздух разрежен и постепенно переходит в вечно холодное безвоздушное пространство космоса. Высокие перистые облака, дрейфующие при температурах ниже -35 градусов Цельсия, состоят из кристалликов-призм, которые выглядят, как блестящие подвески люстр, сверкающие в лучах солнца.

Кристаллы различной формы образуются при разной температуре. Если температура в облаке в пределах от -3 до 0 градусов Цельсия, то образуются плоские шестиугольники, от -5 до -3 градусов Цельсия формируются игольчатые кристаллы, от -8 до -5 граду сов Цельсия образуются столбики - призмы, от -12 до -8 градусов Цельсия вновь появляются плоские шестиугольники, от -16 до -12 градусов Цельсия возникают первые звездчатые снежинки. При дальнейшем снижении температуры образуются снежинки всех типов. Кристаллы-столбики, образующиеся в холодных облаках высоко над землей при очень низких температурах, падают на грунт сквозь более теплые облака, при этом на концах могут вырасти звездочки. Так же как историю путешествия градины можно выяснить по ее кольцам, так форма снежинки — это естественная запись ее маршрута по разным облакам с различной температурой. Каждая снежинка неповторима, со своей великолепной конструкцией, единственная во всем мире. Посмотрите на снежинку, и вы увидите сложную фигуру, где внутри одной звездочки находятся другие кристаллы.

Если вы хотите полюбоваться снежинками во всей их красе, то собирайте их во время снегопада на темную материю или на варежку.

Вывод: снежинки — это кусочки почвы, может быть даже с вашего огорода, только покрытые льдом.

II. Практическая часть

2.1.  Влияет ли на липкость снега время суток? Эксперимент

Зима! Какое прекрасное время года. Зимой в нашей стране снег одевает белым покрывалом огромные пространства. Играть в снежки, кататься на лыжах, на санках одно удовольствие! Но лепить из снега снежную бабу не всегда удается. В чем же причина? Чтобы выяснить это, я решила провести эксперимент и понаблюдать влияет ли на липкость снега время суток?

Стала лепить снежок утром, днём и вечером: несколько дней подряд: 28, 29, 30 января. Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от -20ºС. до -29ºС. (Приложение 1).

Результат эксперимента

Таблица 1.

Дни недели

Время суток

Температура воздуха

Вывод

1

28 января 2019 г.

Утро (9.30)

-23 ºС.- 28ºС.

Снежок не слепился.

2

29 января 2019 г.

День (13.00)

-25ºС.- 29ºС.

Снежок не слепился.

3

30 января 2019 г.

Вечер (18.00)

-20 ºС.- 23ºС.

Снежок не слепился.

Вывод: снежок ни разу не слепился. Значит, время суток на липкость снега не влияет.

  1. . Как образуются водяные пары?

  Что же влияет на липкость снега? Ответ на этот вопрос, я решила найти в энциклопедиях или в Интернете. Из энциклопедий и Интернета я узнала много интересного. Теперь я знаю, что снег состоит из снежинок, но раньше я думала, что снежинки – это замёрзшие капельки воды. Оказывается, это не так. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идёт летом вместе с дождём. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звёздочки – снежинки. Снежинка образуется из водяных паров.

Солнце, как горячая плита, нагревает Землю. Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности Земли. При испарении образуются водяные пары – это прозрачный бесцветный газ. Он с потоками тёплого воздуха поднимается вверх высоко над землёй, туда, где царит сильный холод. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки - кристаллики. Но это ёщё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Из мельчайших капелек воды и льдинок – кристалликов образуются облака. Ветер несёт облака по небу над землёй. Льдинки-кристаллики и капельки воды в облаке тоже находятся в постоянном движении: перемещаются то вверх, то вниз. При попадании кристалликов в слой с переохлаждёнными капельками воды они становятся «липкими» и начинают объединяться между собой, будущая снежинка начинает быстро увеличиваться в размерах. Так из первоначальной шестигранной пластинки вырастает шестилучевая звёздочка-снежинка. Объединение кристалликов происходит в хаотичном порядке и потому каждая снежинка имеет свою уникальную форму. Найти две одинаковые снежинки невозможно. Из облаков, которые состоят из разных по размерам ледяных кристаллов (снежинок) и капель переохлаждённой воды, выпадают осадки. Выпадая из облаков, эта смесь из дождевых капелек и снежинок на пути к земной поверхности, если под облаком воздух достаточно тёплый, успевает несколько нагреться и тогда превращается в обычный дождь. Иногда, при небольшой высоте облаков, снежинки не успевают полностью растаять, и на землю падает мокрый снег или просто снег, если температура в воздушных слоях очень холодная.

Вывод: значит, температура воздуха влияет на состояние снега.

2.4.  Влияет ли на липкость снега температура воздуха? Эксперимент.

      Влияет ли на липкость снега температура воздуха, я решила проверить экспериментом. Для этого мне понадобились следующие предметы:

  • Таз (охладила на морозе)
  • Перчатки
  • Снег

Ход эксперимента: 

 Набрала в охлажденный тазик снега и занесла его в комнату. Измерила термометром температуру снега, она равна -25˚С. Попробовала слепить сразу. Ком не слепился. Снег рассыпчатый. Попробовала через 5 мин. Температура -17˚С. Ком плохо лепится. Попробовала через 10 мин. Температура -5˚С.Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком.

Результат эксперимента (Приложение 2)

Таблица 2.

Температура

Время

Вывод

1

-25˚С.

Сразу

Ком плохо лепится.

2

-17˚С.

Через 5 минут

Ком плохо лепится.

3

-5˚С.

Через 10 минут

Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком.

Вывод: эксперимент подтвердил, что на липкость снега влияет температура воздуха.

А ещё при проведении этого эксперимента обнаружилось, что температура воздуха влияет на состояние снежинки. В тепле состояние снежинки изменяются, они начинают подтаивать и становятся влажными. Влажные снежинки хорошо склеиваются между собой. Клеем для них в этот момент служит влага. Влага – это капельки воды. А вода, как и любое вещество, состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Когда я сдавливаю ком, молекулы воды притягиваются друг к другу и не дают снежку рассыпаться (из-за близкого расстояния).

А ещё я узнала, что в зависимости от погодных условий в разных местах выпадает «свой» снег. В Прибалтике и в Центральных областях, например, часто идёт снег в виде крупных сложной формы снежинок, иногда мохнатых снежинок. Но это происходит, если нет ветра. Снежинки долго кружатся в воздухе, то поднимаясь, то опускаясь. Чем дольше они путешествуют, тем больше сталкиваются и сцепляются друг с другом и увеличиваются в размерах. Весной 1944 года в Москве выпали хлопья размером до 10 сантиметров. В Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром до 30 сантиметров. Самая большая снежинка на Земле достигала в диаметре до 38 сантиметров. Но малейший ветерок, а уж тем более порывистый ветер, разрывает тонкие хлопья на отдельные части. Поэтому при низкой температуре и сильном ветре снежинки сталкиваются в воздухе, крошатся и падают на землю в виде обломков. Случается, если мороз около 40˚, зарождаюшиеся в атмосфере кристаллики льда выпадают в виде «алмазной пыли». В Якутии, в морозную погоду, выпадают тоненькие ледяные иголки. Это ещё раз подтверждает, что погодные условия влияют на строение и состояние снежинки, а значит и на липкость снега.

   

Заключение

Для того чтобы больше узнать о снеге я познакомилась с различной литературой, наблюдала природные явления, связанные со снегом, проводила эксперименты.

Моя гипотеза о том, что погодные условия влияют на липкость снега, подтвердилась. Теперь я знаю, что снежинки образуются не из капелек воды, а из водяного пара. Состояние снежинки тоже влияет на липкость снега. Теперь я поняла, почему первый снег, выпавший осенью, и снег, падающий зимой при температуре от 0 до -7˚С., позволит нам поиграть в снежки и вылепить снежную фигуру.

И вы, ребята, можете легко слепить снеговика. Попробуйте, и у вас все получится!

 

Список литературы

  1. Как снег становится льдом. - Я познаю мир. География Глав. ред. В. А.Володин М.: АСТ,2002. с.362.
  2. Майкл Аллаби. Хочу все знать. Окружающая природа / Пер. с англ. Т.Паненковой – М.: Издательство «Махаон», 2000.
  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1992.
  4. Роджерс К., Хауэлл Л, Смит А. и др. Школьная энциклопедия. Естественные науки / Пер. с англ. Лисецкой В.В., и др. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2001.
  5. www.snowcrystals.com

Приложение 1.

Эксперимент №1

Стала лепить снежок утром, днём и вечером: несколько дней подряд: 28, 29, 30 января. Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от -20ºС. до -29ºС.

Результат эксперимента

Таблица 1.

Дни недели

Время суток

Температура воздуха

Вывод

Фотоматериал

1

28 января 2019 г.

Утро (9.30)

-23 ºС.- 28ºС.

Снежок не слепился.

2

29 января 2019 г.

День (13.00)

-25ºС.- 29ºС.

Снежок не слепился.

3

30 января 2019 г.

Вечер (18.00)

-20 ºС.- 23ºС.

Снежок не слепился.

Вывод: снежок ни разу не слепился. Значит, время суток на липкость снега не влияет.

Приложение 2.

Эксперимент №2

Влияет ли на липкость снега температура воздуха, я решила проверить экспериментом. Для этого мне понадобились следующие предметы:

  • Таз (охладила на морозе)
  • Перчатки
  • Снег

Ход эксперимента

  1. Набрала в тазик снега и занесла его в комнату.
  2. Измерила термометром температуру снега, она равна -25˚С.
  3. Попробовала слепить ком снега сразу.

Вывод: ком не слепился. Снег рассыпчатый.

  1. Попробовала слепить ком снега через 5 мин.

Вывод: ком плохо лепится.

  1. Попробовала слепить ком снега через 10 мин.

Вывод: снег хорошо лепится и даже можно скатать ком.

Результат эксперимента

Таблица 2.

Температура

Время

Вывод

Фотоматериал

1

-25˚С.

Сразу

Ком плохо лепится.

2

-17˚С.

Через 5 минут

Ком плохо лепится.

3

-5˚С.

Через 10 минут

Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком.

Вывод: эксперимент подтвердил, что на липкость снега влияет температура воздуха.  При температуре снега -25˚С. и при температуре -17˚С. слепить ком из снега нам не удалось. Слепить ком из снега нам удалось только при температуре -5˚С.


Предварительный просмотр: