Шпаргалки для родителей
На страничке размещена информация для родителей дошкольников: буклеты по безопасности, подготовке ребёнка к школе, рекомендации чем занять дошкольника в свободное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пособие для родителей
"Безопасность вашего ребенка"
Пособие для родителей
© Авторы:
Ржеутская Л.Ф.
Трушина С.А.
Горынина Е.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №5" г. Калачинска Омской области
2013 год
22
НА ДОРОГЕ - Ходить по тротуару следует с правой стороны; - Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорте нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться; - Переходить дорогу полагается только шагом; - Необходимо подчиняться сигналу светофора; - В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть; - Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки; - Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит; - Играть можно только во дворе А также необходимо объяснять ребенку правила пожарной безопасности (спички – не игрушки, зажигать только под присмотром взрослых, не включать газ, в случае пожара звонить по номеру «01», спасаться, звать на помощь); правила поведения на воде (не купаться в отсутствии взрослых, далеко не заплывать, не купаться при плохом самочувствии, после приема пищи и т.д.). В повседневной жизни постоянно упоминайте о том, что можно делать, а что нельзя, объясняя почему. Что следует знать об электричестве, как вести себя на природе, как обращаться с животными и многое другое. Приучите вашего ребенка быть осторожным и внимательным. Но не забывайте о том, что если вы хотите, чтобы ваш малыш был всегда осторожен, вы сами, в первую очередь, должны соблюдать элементарные правила безопасности, иначе весь ваш труд, все разговоры с ребенком будут напрасными. Ведь вы сами являетесь для вашего ребенка показательным примером, он равняется на вас, подражает. Здоровье и безопасность вашего ребенка в ваших руках. Будьте здоровы! Ржеутская Л.Ф., заведующая, Трушина С.А., старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №5» |
21
9. Если ребенок уходит из дома в отсутствие взрослых, необходимо оставить записку, куда и с кем он идет, где его искать и во сколько он придет. НА УЛИЦЕ
|
2
Основы личной безопасности для дошкольников Дети в возрасте от трех до пяти лет живут настоящим; они сосредоточены на том, что "здесь и сейчас". Им не интересны расплывчатые формулировки взрослых типа "посмотрим" или "может быть, позже", потому что они - часть абстрактного мира событий, которые вовсе не обязательно наступят. В силу этого дошколята зачастую нетерпеливы и не способны ждать. Это не означает, что они не слушали, когда вы говорили им про "позже". Это просто означает, что сейчас они еще не способны на терпеливое ожидание будущих событий. Дошколятам этого возраста крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами". Первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Малыши этого возраста не усваивают смысла общего правила, запрещающего им говорить с людьми, которых они не знают, при одновременном требовании "говорить вежливо с водителем автобуса, говорить "спасибо" лавочнику и слушаться новую няню". И еще: мы приказываем им не разговаривать с незнакомцами, но они видят, как мы делаем это повседневно! Детей защитят положительные установки, описывающие "что они должны делать всегда, а не |
3
то, что им, как правило, возбраняется". Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подходи к опекающему тебя взрослому, прежде чем пойти куда-то с кем-либо". Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это взрослый, которому они доверяют, может чем-то обидеть их. Они уверены, что все опекающие их взрослые заботятся о них и желают им только добра. Поэтому мы не пытаемся учить дошколят оценкам границ достойного поведения взрослых. И мы не полагаем, что они подготовлены к тому, чтобы воспрепятствовать нападению или насилию. Но мы можем научить их говорить "нет" легко понятному им поведению - ну, например, сказать "нет" "плохим прикосновениям" или людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей. Мы даем им простые правила и ограничиваем их выбор, потому что это доступно их пониманию и соответствует особенностям их мышления. Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..." Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам. Воспользуйтесь стремлением вашего ребенка к логичности. |
20
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК СОВЕТЫ
ДОМА
Если позвонивший представляется другом родителей и уговаривает ребенка напомнить адрес, который он, якобы, забыл - попросить перезвонить позже или сообщить рабочий телефон родителей. 6. Если в дом проникли преступники, не пытаться с ними бороться, бежать из квартиры прочь, звать на помощь соседей, прохожих, громко крича: «Пожар!». 7. Если дверь в квартиру открыта, около нее стоит посторонний, на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи - не подходить к квартире, позвонить соседям, попросить о помощи. 8. При выходе из квартиры даже «на минуточку» - посмотреть в глазок и выйти только, если на площадке нет посторонних, закрыть дверь на ключ. |
19
- Никогда не оставляйте ребенка одного в машине. Не позволяйте малышам играть в машине и всегда следите, чтобы у автомобиля был закрыт багажник. - Всегда контролируйте ребенка в ванной, даже если вы уже научили его плавать и нырять. - Не оставляйте малыша одного дома даже на несколько минут. - Не позволяйте детям запускать фейерверки – даже держать в руках бенгальские огни. - Не позволяйте малышам младше трех лет играть с воздушными шарами и надувать их. Попадание даже обрывка резинового шара в горло может вызвать удушье. - Не покупайте ребенку игрушки, которые предназначены для детей старшего возраста – особенно с магнитами и мелкими деталями. - Вовремя выбрасывайте сломанные игрушки. - Покупайте детям простую удобную одежду: старайтесь избегать завязок на воротнике, которыми ребенок может зацепиться на прогулке или в доме. - Поднимите и зафиксируйте высоко от пола шнуры от жалюзи и римских штор, чтобы малыш не мог на них повиснуть и просунуть голову в их петлю. Самое важное Дошкольник выглядит совсем взрослым и сознательным, но и его могут подстерегать неожиданные опасности. Задача родителей – быть предусмотрительными и внимательными. Ржеутская Л.Ф., заведующая МБДОУ «Детский сад №5» |
4
Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей. Вам необходимо усиливать это его стремление. Хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение, и их следует поощрять за это. Границы послушания Похоже, мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, и настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши и дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Поэтому наша задача - рассказать им об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности. Необходимо, чтобы вы сыграли активную роль в установке границ вашему ребенку. В дальнейшем он сможет устанавливать их для себя сам. Но сейчас вы должны вмешиваться и говорить "да" или "нет". И не забывайте обучать вашего ребенка четкой, понятной информации, например: это безопасно, а это - нет. Как определить незнакомца Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до пяти лет: незнакомец - это тот, кого мы не знаем. Вы слышите, как спокойно и не тревожаще это звучит? Ваша цель, начиная с подготовительного к школе класса, - научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнаком- цами. Позже вы научите ребенка отличать знако- мых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. |
5
На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, "кто есть кто" в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям. Ребенок должен знать информацию о себе Понятно, как важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера. Как только он выучит эту информацию, помогите ему "вызубрить" ее как следует. Зачем? Потому что зубрежка поможет ему вспомнить информацию в том случае, когда он попал в беду. Если кто-то спросит у ребенка его фамилию, адрес или телефоный номер, то, даже когда он расстроен или испуган, он все же сможет вспомнить их. Обязательно внушите вашему ребенку, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру, пожарному или телефонистке на коммутаторе. Кстати, если ваш ребенок выучил свою идентифицирующую информацию, но слишком робок, чтобы сказать ее кому-либо кроме вас, это значит, что пока еще он не может помочь людям, желающим выручить его из беды. Из этого вы должны заключить, что он весьма рискует в том случае, если потеряется, и поэтому необходимо внимательно приглядывать за ним, как и за детьми, неспособными запомнить информацию о себе. Вмешаться, чтобы защитить В данном возрасте дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита со стороны взрослого - быть рядом с ребенком и активно устанавливать границы, |
18
- Электропроводка должна быть в порядке и время от времени проверена специалистом. - Если ребенок сам дома, газ должен быть закрыт непосредственно у газового счетчика; но и в вашем присутствии краны следует плотно закрывать, чтобы ребенок не мог их крутить. - Спички следует класть на такой высоте, чтобы ребенок их не видел и не мог их достать, даже стоя на стуле. - Лекарства и домашние принадлежности для чистки должны быть спрятаны в шкафах под замком. - Ребенку следует давать только безопасные игрушки, т.е. игрушки без острых краев, остроконечных составных частей, не линяющие. - Ребенку нельзя разрешать ходить играть ни на улицу, ни на шоссе. - Никому не давайте лекарства из пузырька без этикетки, даже в том случае, если вы считаете, что помните, какое именно лекарство в нем находится. Трушина С.А. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Памятка для родителей Родители нередко считают, что ребенок трех-пяти лет уже достаточно взрослый и сознательный, чтобы случайно получить травму. Однако в этом возрасте дети очень любопытны и еще более активны, чем в младенчестве. Поэтому даже если ребенку уже исполнилось пять лет, продолжайте соблюдать меры безопасности. - Возите детей на заднем сидении автомобилей, используя специальные удерживающие устройства. |
17
боящиеся дотронуться до спичек и приблизиться к огню. Именно с этого времени в них живет вечный страх перед огнем, так как мать их вовремя не научила, как надо с огнем обращаться, чтобы он не вызывал опасности, и что это относительно нетрудно. Вдумчивого и осторожного ребенка можно еще за год до поступления в школу научить в присутствии матери обращаться с огнем. Мать его научит зажигать спичку (по направлению от себя, а не к себе!), осторожно зажигать свечу (протягивая руку, и не нагибаясь к источнику света или огня головой или волосами и одеждой), тушить спичку и класть ее после этого в такое место, где она ничего не может зажечь. Если мы позволим ребенку (который, конечно, всем интересуется) этим заниматься чаще, мы удовлетворим его любопытство и стремление, так что ребенок этим насытится и сам не будет играть с огнем. Понятно, что ребенка лучше не вводить в соблазн, а если он без надзора, то спички надо убрать в надежное место, т. е. такое место, где он их просто не может достать, даже в том случае если влезет на стул или стол. Ржеутская Л.Ф., заведующая МБДОУ «Детский сад №5» Мероприятия против несчастных случаев на дому Перенес ли уже ваш ребенок какую-нибудь травму? Постигло ли его какое-нибудь несчастье? Прочтите эту статью и признайтесь, где это произошло по вашему недосмотру! - У мебели, по возможности, должно быть как можно меньше острых углов и граней. - Если ребенок один в комнате, окна должны быть хорошо закрыты, или снабжены решеткой. |
6
которые он, возможно, не может еще определять сам. Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения. Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами. Научите их, что слова лучше объятий и поцелуев. Также научите их, что незнакомые им взрослые, например официанты, продавцы магазинов или посыльные, тоже должны пользоваться словами, а не обнимать их и целовать. На этой стадии вы можете установить простое правило: физически приласкать вашего ребенка могут лишь несколько главных в его жизни людей. Вначале попроси разрешения Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности. Если вы с самого раннего возраста научите ваших детей спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед домогателями, активно применяющими эту уловку. Скажите вашему ребенку, что без вашего разрешения ему нельзя принимать угощения или подарки от людей вне вашего семейного круга. Конечно, вы можете по желанию сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи. Это простое правило в достаточной степени защищает большинство дошкольников, и его следует |
7
постоянно закреплять устными напоминаниями. Никаких тайн от родителей Скажите вашему ребенку: "Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне" и "Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне". В некоторых известных по прессе случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа "убить на их глазах любимых кроликов или котят"; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: "Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне". Основные выводы Вы можете научить дошколят: - определять и называть все части тела; - определять незнакомцев и доброжелательных людей; - вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона; - звонить по номеру 01 в критическом случае; - просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу; - рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне. Ржеутская Л.Ф., заведующая, Трушина С.А., старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №5" |
16
провести ролевые игры на другие темы: «Если потерялся» (обратиться за помощью к «неопасным незнакомцам»); «Дорога домой» (нельзя отклоняться от маршрута); «Защита» (кричать, привлекать внимание); «Опасность» (действия в случае пожара и других ЧП, знание телефонов служб 01, 02, 03, 04) и т.д. Ролевые игры с детьми по безопасности, с одной стороны, являются эффективной профилактикой противодействия жесткому отношению к ним взрослых. С другой стороны, они учат тому, что при соответствующем правильном поведении, из любой опасной ситуации, которую могут создать «опасные незнакомцы», всегда можно выйти победителем, обратившись к готовым прийти на помощь «добрым незнакомым людям». Трушина С.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Ребенок и огонь Ребенку нельзя категорически запрещать соприкасаться с огнем. Некоторые матери хвалятся тем, как они запре- щают своему ребенку трогать спички и приближаться к печке, пока в один прекрасный день не узнают, что другой член семьи в ее отсутствии позволяет ребенку зажечь свечку, и что ребенок научился очень осторожно обращаться с огнем. Или, наоборот, бывают школьные дети, |
15
почтальон или работник ЖЭКа могут решить с детьми. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут?», Какой номер телефона вы набрали, куда вы звоните?», «Что передать родителям?», зная что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т.д. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух». Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор. Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности, отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать, звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке или о спящей царевне и семи богатырях. Игра «Машина» поможет ребенку усвоить правило: чтобы никто силой не посадил в чужую машину, нужно научиться не приближаться к кромке тротуара на расстояние меньше, чем «три больших шага». Взрослые должны показать это расстояние и научить дошкольника его соблюдать. При этом ребенок должен помнить, что в чужую машину нельзя садиться, какую бы уважительную причину не приводил незнакомец, даже если он говорит, что приехал по просьбе родителей. Если в машину все же усаживают силой, следует громко кричать ,что это чужие люди и звать на помощь прохожих. По подобной методике с дошкольниками следует
|
8
Основные правила безопасного поведения дошкольника Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. - Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции. - Учитывайте возраст ребенка и его особенности. - Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным. Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызы- вать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались
|
9
разные "страшные" истории. Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.) Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей. - Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинк- тивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, |
14
дошкольнику усвоить понятия «безопасное место» и «опасное место», «безопасное время суток» и «опасное» время суток». Во время прогулок можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д. Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки. Закрепить полученные элементарные навыки безопасности у детей дошкольного возраста помогают ролевые игры. Игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Взрослый предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д. Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать. В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. При этом дети должны знать, что такте ответы являются не ложью, а мерами безопасности, потому что не существует проблем, которые милиционер, |
13
Итак, чтобы чувствовать себя в безопасности, дети дошкольного возраста должны научиться следующему: - знать свой адрес, свое имя, фамилии и имена родителей, также, желательно, номер телефона; - уметь уверенно, громко и четко говорить «нет»; - беречь ключи от квартиры, если гуляют без сопровождения взрослых; - придерживаться одного маршрута, если необходимо куда-либо ходить без взрослых; - гуляя без взрослых, не выходить за границы территории, обозначенной родителями; - всегда говорить родителям о своих планах, такую традицию желательно соблюдать всем членам семьи, чтобы ребенку не казалось, что контролируют только его. Несколько игр, закрепляющих навыки безопасности Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в игру «Что, если…». Находя, как в викторине, верный ответ на заданный вопрос, ребенок учится быстро принимать решение. Вопросы могут, например, быть следующими: «Что ты сделаешь, если мы потеряемся в магазине?», «Что ты ответишь, если кто-то чужой позовет покататься на машине?», «Что, если дети со двора позовут тебя погулять в парк?» и любые другие. Если в детском саду проходят занятия по безопасности детей дошкольного возраста, дома следует попросить ребенка рассказать обо всех опасных случаях, которые он узнал, и снова обсудить их вместе. Ребенок должен различать понятия «незнакомец», просто незнакомый человек, и «опасный незнакомец», незнакомый человек, пытающийся заговорить с тобой, а «безопасный незнакомец» — это милиционер, военный, продавец в магазине, у которых можно попросить помощь. По такому же принципу можно помочь
|
10
в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. - Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком или угрозами. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка. - Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания. - Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок. - Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться – действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию. |
11
Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего. Горынина Е.А., помощник воспитателя МБДОУ «Детский сад №5» Прививаем навыки безопасности детям дошкольного возраста Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации заключается в том, чтобы в доступной для детей форме научить их не пасовать перед опасностью, а уметь ей противостоять и защитить себя. Первые навыки безопасности посредством игр Безопасность детей дошкольного возраста может стать одной из тем игровых занятий. В процессе игры детям прививаются навыки уверенного поведения в экстремальных случаях. Перед игрой детям необходимо рассказать об опасных ситуациях, в которые попадали другие дети, а также проанализировать возможные варианты правильного поведения этих детей, которые помогли бы не привести к трагическому результату.
|
12
Таким образом, детям прививаются навыки соответствующего поведения в случае опасности сегодня, а также предлагаются «рецепты» противостояния опасности на будущее.
Аспекты игры
Игры, обучающие безопасности детей дошкольного возраста, преследуя одну цель, позволяют охватить несколько основных аспектов. Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию. Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая о безопасности. Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения. Безусловно, благородная цель — безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время занятий в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье. Нередко взрослые, желая научить ребенка безопасности, прибегают к запугиванию. Но этот способ неэффективен, потому что страх парализует память, и в опасной ситуации ребенок может просто забыть полезные «рецепты» выхода из положения, которым его пытались научить. Поэтому, во время игр необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок понял, как можно спокойно и уверенно выйти победителем из опасности. |
Предварительный просмотр:
Пособие для родителей
"Подготовка ребенка к школе.
Практические рекомендации для родителей"
© Авторы:
Ржеутская Л.Ф.
Трушина С.А.
Шагина Е.Ю.
Пермякова Е.А.
Каскирбаева В.Н.
Кубанова О.И.
Партс Р.А.
Артамонова Н.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №5" г. Калачинска Омской области
2013 год
21
педными прогулками, бегом на свежем воздухе. Лучше делать это всей семьёй, показывая детям пример. Записывая ребёнка в спортивную секцию, учитывайте его желание и возможности. Заповедь седьмая: не делайте много дорогих подарков. Современные дети часто избалованы обилием плюшевых игру-шек, машинок с дистанционным управлением, красивых кукол в модельных платьях. В этих вещах нет ничего плохого, но если их слишком много, ребёнок перестает ценить их. В результате дорогие игрушки лежат на полках, радуя глаз родителей, а дети играют самыми простыми, общедоступными вещами. Гораздо полезнее давать малышам то, из чего можно что-то создать самим: бумагу, пластилин, конструктор, раскраски, глину, краски, карандаши. Заповедь восьмая: дозируйте время у телевизора и компьютера. В наше время совсем обойтись без них вряд ли получится, но хотя бы следите за содержанием телепередач и компьютерных игр. Заповедь девятая: объясняйте детям правила безопасности. Недостаточно просто спрятать от ребёнка опас-ные предметы, нужно объяснять, почему это нельзя трогать. Заповедь десятая: устраивайте родительские дни. Хотя бы один день в неделю старайтесь полностью посвящать детям. Отложите все дела, отмените встречи, праздничные обеды и ужины. Сходите всей семьёй на прогулку в парк, посетите выставку в музее или просто устройте пикник на природе. Любви, уважения и взаимопонимания вашей семье! Партс Р. А., Артамонова Н. В., Воспитатели МБДОУ "Детский сад №5" |
2
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. Необходимость подго-товки старшего дошколь-ника к школьному обучению осознают практически все родители. Ведь как сложит-ся жизнь ребёнка в школе, зависит от того, как он под-готовился к этому этапу за предшествующий период его жизни. Каждый ребёнок в на-чале школьного обучения переживает период адапта-ции к новым условиям, к новым требованиям, к новой нагрузке. И если подготовка к школе была проведена правильно, ребёнок легко проходит этот процесс, показывает успехи в учебе, налаживает отношения с товарищами по классу, его отношения с учителем складываются благоприятно. Особенности протекания процесса обучения в школе на этом начальном этапе определяют дальнейший интерес ребёнка к учению, отношение к школе в целом, желание развиваться и расти в стенах этого социального института. Что такое «готовность к школе»? Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
|
3
Эмоционально-волевая зрелость: а) уровень развития произвольности; б) учебная мотивация; в) тревожность. Интеллектуальная зрелость (уровень сформиро-ванности таких психических процессов): а) мышление; б) восприятие (зрительное, слуховое); в) память (зрительная, слуховая, произвольная); г) речь; д) воображение. Социальная готовность: а) социальная компетентность; б) коммуникативные навыки. Рассмотрим некоторые компоненты. Произвольность - это умение ребёнка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам. Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет ему чувствовать себя взрослым, кто-то – ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет. Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации – учебная, т.е. ребёнок хочет ходить в школу для того, чтобы учиться, получать знания. Тревожность – это свойство личности ребёнка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребёнок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю. Личностная тревожность является благодатной почвой для формирования школьной тревожности у ребёнка, вследствие чего у него может возникнуть даже нежелание ходить в школу. |
20
компромисс, помните, что к каждому малышу требуется свой подход. Главное, чтобы ребенок помнил: родители – любящие и могущие понять родные люди, которые в любой ситуации окажут поддержку и дадут мудрый совет. Заповедь вторая: правила устанавливают родители. Очень важно, чтобы в семье царила демократия. Спорные вопросы можно и нужно обсуждать, но ни в коем случае не игнорировать, если что-то не нравится. Не допускайте в семье анархии, помните, что последнее слово всегда остаётся за взрослыми. Заповедь третья: повышать голос можно только в исключительных случаях. Добиться желаемого лучше силой убеждения, а не криком. В каждом из нас живёт психолог, а значит, мы можем влиять на других словами, спокойным тоном. Дети быстро привыкнут к этому, и если всегда сдержанная мама вдруг повысит голос, это на них сильно подействует. Даже самые темпераментные люди могут научиться держать себя в руках, зная, что это облегчит общение с ребёнком. Заповедь четвертая: уважайте мнение малыша. Очень часто взрослым кажется, будто они гораздо лучше знают, что нужно их детям. По этой причине родители принимают решения за ребёнка, лишая его возможности делать выбор, проявлять самостоятельность. Между тем, важно с самого юного возраста позволять детям проявлять инициативу в выборе одежды, книг, игрушек. Конечно, бывают ситуации, когда нужно настоять на своем, объяснить, почему ребенок не прав. Делайте это тактично, покажите, что уважаете его мнение. Заповедь пятая: ругайте не детей, а их поступки. Не стоит переносить недовольство прегрешениями малыша на него са-мого. Говорите ребенку, что он умный и добрый, непонятно, как он мог поступить так плохо. «Ну, ничего, ты просто ошибся, в следующий раз такого не будет. Правда ведь?» Мало кому из детей придет в голову нарушить правила, когда мама не ругает его, а наоборот, верит в его разумность и взрослость. Заповедь шестая: физическое воспитание очень важно. Начинайте с самых юных лет заниматься зарядкой, велоси-
|
19
- ситуация успеха; - пример родителей. Следование данным рекомендациям поможет вам и вашему ребёнку превратить школьный образовательный процесс в интересную увлекательную познавательную деятельность. А ваши взаимоотношения с ребёнком в близкие доверительные, которые сохранятся надолго. Успехов вам и вашему ребёнку! Ржеутская Л. Ф., заведующая, Трушина С. А., старший воспитатель, Шагина Е. Ю., воспитатель МБДОУ "Детский сад №5" ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ХОРОШИХ РОДИТЕЛЕЙ Хорошее воспитание развивает в детях сопереживание, честность, самостоятельность, самоконтроль, доброту, способ-ность к сотрудничеству и жизнерадостность. Как, будучи родителем, стать хорошим воспитателем? Предлагаем вам познакомиться с заповедями хорошего роди-теля. Заповедь первая: стройте отношения на доверии. Если хотите стать для малыша другом, научитесь нескольким простым вещам: не только слушать, но и слышать, смотреть на мир глазами ребёнка, и не быть категоричными. Дружеские беседы «по душам» полезны не только детям, но и взрослым. Нельзя просто требовать от ребёнка того, что вам хочется: с ним нужно договариваться. В любой ситуации ищите |
4
Социальная компетентность – это умение ребёнка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребёнка только в общении с товарищами. Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведённое время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается. Коммуникативные навыки – это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова. Таким образом, готовый к школе ребёнок – это не просто тот, который умеет читать и считать (есть дети, читающие и в 3 года), а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню. Как правильно подготовить ребёнка к школе и чего следует избегать? Мероприятиям по подготовке обязательно должна пред-шествовать психодиагностика, тогда работа с ребёнком будет целенаправленной. Одних только занятий в детском саду недостаточно. Необхо-дима работа с ребёнком самих родителей. Именно такой подход дает наибольшие результаты. Предпочтение нужно отдать развитию выделенных выше психические процессов (внимание, память, мышление, вообра-жение) и сторон личности ребёнка, а не просто учить чтению, письму и математике. Посещая подготовительные курсы в школе, ребёнок позна-комится со школой, с будущей учительницей, будущими одно- |
5
классниками. Это позволит ему в первом классе легче адаптироваться к условиям школьного обучения. Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год доста-точно интенсивным занятиям. Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей. Что следует делать? 1) Обязательно научить ребёнка элементарным вещам – знать свои фамилию, имя, возраст, адрес про-живания, имена и род занятий ро-дителей. 2) Беседовать с ребёнком о жиз-ни, комментировать ваши действия, отвечать на все вопросы ребёнка (это проявления его познавательной активности, которую нужно поддер-живать), самим задавать ему вопро-сы (это стимулирует мышление). 3) Обязательно читать ребёнку книги, соответствующие его возрасту (в книгах есть обозначение «для старшего дошкольного возраста»), обсуждать их (это развивает речь, мышление, па-мять). Показывать картинки и учить с ребенком названия самых разнообразных одушевленных и неодушевленных предметов. 4) Изучать буквы, цифры, геометрические фигуры (треуголь-ник, квадрат и т.д.), противоположные понятия (холодно-жарко, добрый-злой). |
18
прогулки, поездки за город, наблюдения за природой, жизнью растений и животных. Родители при помощи своих вопросов делают эти наблюдения более целенаправленными. Кроме того они побуждают младших школьников сравнивать, анализиро-вать, делать соответствующие выводы. Живая природа даёт неогра-ниченные возможности для наблю-дений, сравнений, размышлений, выводов, открытий… Немало инте-ресного можно увидеть даже в квартире, наблюдая за цветами и домашними растениями. В младших классах многие школьники начинают увлекаться коллекционированием. Старшие члены семьи могут помочь прев-ратить это интересное занятие в средство развития их любозна-тельности и познавательной актив-ности. Коллекционирование марок расширяет представления детей о мире, разных странах, об отдель-ных отраслях знаний (самолётах, автомобилях, кораблях, живот-ных, деятелях искусства, науки и др.) Конечно, педагогическая тема о радости познания огромна, но сейчас , в качестве заключения, можно выделить следующие основные УСЛОВИЯ для развития познавательной активности: - полноценное использование чувствительных (сензитивных) периодов для развития интеллектуальных способностей. Таким периодом является возраст от 3 до 12 лет; - включение ребёнка в интеллектуальную деятельность. Сле-дует предлагать ему соответствующие задания и упражнения; - самостоятельность в чтении. Если до 9-летнего возраста ребёнок начинает активно читать, то это стимулирует развитие его способностей; - высокая самооценка; |
17
Часто бывает и так, что родители просто отмахиваются от многочисленных “почему”, “зачем”, “как”. Ребёнок постепенно привыкает к такой форме общения и всё реже обращается за помощью ко взрослым. Нет вопросов – нет стремления познавать мир. Что же де-лать родителям? Ответы следующие: - Бережно, уважительно, серьёзно относиться к детским вопросам. - Отвечать на них кратко, ясно, учитывая уровень развития ребёнка. - Отвечая на вопрос, побуждать ребёнка к новым раз-мышлениям, иногда вместо ответа предлагать встречный воп-рос: “А как ты думаешь сам?” - Приучать детей самим искать ответы в словарях, энцик-лопедиях, детской периодике (читать их вместе с ребёнком, раз-говаривать по поводу прочитанного, уточнять детали, побуждать к новым вопросам, догадкам и т. п.) - Играть с ребёнком в игры, в которых нужно задавать вопросы, например, “Вопрошайка” (при помощи вопросов узнать, что лежит в коробке и т. п. ) “Что задумано?” (при помощи вопросов узнать задуманное слово) и др. - Больше разговаривать, общаться с ребёнком, вместе с ним обсуждать возникаю-щие проблемы, обмениваться впечатлениями и прочее.... Вопросы возникают тогда, когда дети начинают активно взаимодействовать с окружа-ющим миром. Задача роди-телей – организовать разно-образные виды деятельности, в которых ребёнок смог бы открывать для себя новое, необычное. Большой материал для открытий дают совместные |
6
5) Учить считать минимум до 10, читать. 6) Развивать мелкую моторику – рисовать, лепить из плас-тилина, из теста (например, слепить буквы, испечь их, а потом съесть), конструировать, нанизывать бусины, пуговицы, делать аппликации, определять вслепую формы предметов, делать мозаику. 7) Развивать память (учить песни, стихи, играть в специаль-ные игры для развития памяти). 8) Учить анализировать (предложить ребенку найти связь начала истории и ее конца, предложить придумать рассказ по картинкам). 9) Развивать произвольность (умение действовать в соответ-ствии с правилами, а не с сиюминутными желания ми) с по-мощью самых разных игр по правилам – начиная от настольных и кончая подвижными играми. Подготовка ребёнка к школе дома может стать увлекатель-ным и веселым времяпровождением – всё зависит только от вашей фантазии. При просмотре телевизора у ребёнка не происходит разви-тие важных для школьного обучения функций, ребенок просто пассивно воспринимает. Психологи даже говорят, что телевизор замедляет развитие ребёнка. К тому же общение между члена-ми семьи минимально. А вот в игре создаются наиболее благо-приятные условия для развития вашего ребенка и общения с ним. Почему именно в игре? В психологии существует понятие «ведущая деятельность» - это деятельность, которая опреде-ляет развитие человека в определенный период жизни. Учебная деятельность становится ведущей у младших школьников, а дошкольники развиваются в игре. Поэтому целесообразно занятия по подготовке к школе строить в форме игр. Сценарии и материалы для этих игр вы можете найти в спе-циальных пособиях, которые так и называются «Развивающие игры для старших дошкольников», «Игры по подготовке к шко-ле». Эти книги можно купить в магазинах или взять в библиотеке. |
7
Также могут быть полезны материалы сайтов: http://www.games-for-kids.ru/, http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej, http://www.solnet.ee/games/g1.html, http://www.teremoc.ru/game/gamee.htm. Помните, что большую часть времени должно занимать ваше общение с ребёнком, максимально допустимая норма работы на компьютере для детей этого возраста – 30 минут в день, не более 10-15 минут подряд с перерывами не менее 10 минут. Также важно организовать стабильный режим дня ребёнка. Лучше, если он будет максимально приближен к режиму дня, ко-торый будет в первом классе. Необходимо обеспечить полно-ценный сон, ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Это поможет нервной системе ребёнка справляться с нагрузкой. И, наконец, большую роль играет похвала. В психологии су-ществует точка зрения, согласно которой хвалить ребёнка нужно даже «авансом», тогда он будет стараться соответствовать это-му образу. Если говорить ребёнку «Ты – хороший», «Ты - ум-ный», «Ты - способный», «У тебя все получится», «Я в тебя ве-рю», у него формируется вера в свои силы и адекватная само-оценка. Неверно говорить ребёнку «Ты – самый лучший», т.к. это подразумевает сравнение его с другими, что делать нецеле-сообразно. Если у человека с детских лет развивается привычка сравнивать себя с другими, он может вырасти неуверенным в себе или завистливым. Сильные личности себя с другими не сравнивают, они осознают свою уникальность и неповторимость. Каскирбаева В. Н., Пермякова Е. А., Кубанова О. И., воспитатели МБДОУ "Детский сад №5" |
16
вает опыты, обращается к телепередачам, периодике и т. д. ), - рассказывает ли ребёнок взрослым, сверстникам о своих интересах, участвует ли в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу, охотно делится своими знаниями и т. п.) - способен ли ребёнок к длительному сосредоточению вн-имания, есть ли отвлечения, умеет ли планировать свою дея-тельность, пытается ли преодолеть возникшие затруднения; - как ребёнок относится к выполнению домашних заданий (проявляет инициативу, творчество и т. п.); - любит ли ребёнок играть в интеллектуальные игры, решать необычные “заковыристые” задачи… - любит ли ребёнок читать, в том числе научно-познава-тельную литературу; Как же развивать познавательную активность, познавательный интерес, любознательность? Что могут сделать родители? Основной питатель-ной средой для РАЗВИ-ТИЯ детской ПОЗНАВА-ТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ является ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. В процессе общения возникают пер-вые вопросы, на которые родители могут помочь детям ответить, хотя не всегда следует спешить с ответом. Желательно лишь подвести ребёнка к ответу. Стремление же многих родителей отве-чать на всё, о чем спрашивают дети, приводит к подавлению их активности, самостоятельности и развитию лености мысли. |
15
учителями, со школой (несмотря на определённые правила по посещению школ), с его окружением и не только, когда ребёнок учится в первом классе, а и в старших классах; не думайте, что восьмикласснику намного легче, чем первокласснику, - не нам-ного. А в школе надо общаться не только с учителями, но и вхо-дить в контакт с ребятами, участвовать по мере возможности в определённых мероприятиях (спортивных, музыкальных...). Постараться вовлечь ребёнка в общественную жизнь школы, ну и, конечно, защитить его от негативных влияний, если они есть. Если у ребёнка проблемы в школе, ему особенно важна поддержка семьи. Учёба – только часть жизни школьника, а эта жизнь должна быть интересной, спокойной и радостной. Родителям не стоит принимать близко к сердцу, если ребёнок принесёт плохую оценку или не сможет разобраться в сложной математической задачке или в параграфе по истории или английскому языку, все это преходящее. Гораздо важнее для вас и для него, если, взяв из вазы последний апельсин, он разделит его с вами, с его родителями, а не съест в одиночку. Учение вообще не является самоцелью. Главное – это воспи-тание человека, а не крупного финансиста, бизнесмена, полито-лога или космонавта. Общеизвестно, что в школе лучше учатся дети более разви-тые, любознательные. Учение доставляет им удовольствие, без этого оно становится скучным, теряет новизну, и ребёнок перехо-дит в категорию неуспевающих, недисциплинированных. Причи-на тому – несформированный познавательный интерес, который существенным образом влияет на успешность обучения в школе, поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов детей. С этой целью они могут понаблюдать за ребён-ком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, обратив внимание на следующие моменты: - задаёт ли вопросы, каково их содержание и количество; - стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интере-сующем его предмете, используя различные средства информа-ции (просит рассказать, самостоятельно наблюдает, проделы- |
8
КАК ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ЛЮБОВЬ К ЗНАНИЯМ, ИЛИ РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится. Т. ФУЛЛЕР В чём секрет успешного обучения? Почему стремление учиться у некоторых детей пропадает? Почему ребёнок так боится негативных оценок? Нужно ли растить вундеркинда? Ребёнок будет вам, уважаемые родители, благодарен всю жизнь, если вы привьёте ему любовь к знаниям, научите учиться, превратите его школьные годы не в скучные будни, а в светлый праздник, каким по идее и должен быть путь ПОЗНАНИЯ. С какой радостью ребёнок первый раз идет в школу! Сколько надежд возлагает он на тот неведомый и увлекательный мир знаний, который ему предстоит узнать. Он ждёт от него только радости, притом много – на всю жизнь. Почему же это стремление учиться у некоторых детей пропа-дает через два-три года, а то и раньше? И почему у одних детей пропадает, а у других – нет? В чем секрет успешного обучения? Оказывается, секрет есть. Есть школы, где старшеклассники тянут руки на уроках – хотят отвечать почти все, как в первом классе. То есть с годами интерес к учению не падает, а возрастает, и притом у абсолют-ного большинства: там нет способных и неспособных, почти все – способны. И это происходит в школах, где работают талант-ливые учителя. Значит, в основном не в детях дело, а исключительно во взрослых. Но почему у одних получается, а у других – нет? Не получается потому, что большинство родителей хотят, чтобы ре-бёнок хорошо учился, а НУЖНО, чтобы ребенок ХОТЕЛ ХОРОШО УЧИТЬСЯ, а это совершенно разные вещи. Только если ребёнок хочет учиться, он будет хорошо учиться, если же этого желания нет, все усилия родителей будут напрасны. Почему у ребёнка пропадает желаниe учиться? Потому что испокон веков и в школе и дома действует “принудительная |
9
педагогика”. И вот вместо радости познания, вместо востор-женных отзывов о школе от первоклассников можно слышать: “Очень боюсь плохих оценок ” Почему ребёнок так боится плохих оценок? Не потому, что так уж огорчён от своего незнания. А от того, что с плохой оценкой связана психическая травма от отношения учителей или ругани родителей. А ведь задача родителей и, конечно, школы научить учиться, мыслить, развить способности. Некоторые родители из-за плохой учёбы ребёнка лишают его всех развлечений и даже не пускают гулять: “Сиди, учи!”, т. е. делают всё, чтобы у него появилось отвращение к учению. Другие убивают в детях желание учиться, всё время повто-ряя, что они сами учились только на отличные оценки, не пони-мая, что в их время программы были другие и часто в несколько раз легче и что вообще все их отличные отметки оказались пус-тым звуком, не научив их элементарному такту… Для многих родителей плохо успевающий ученик – это плохой ребёнок, а хорошо успевающий – хороший. При таком подходе о воспитании не может быть и речи. Секрет успеха состоит в том, что необходимо отбросить “принудительную педагогику”. Главный принцип: снять чувство страха с души ребёнка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного, способного к творчеству, серьёзного человека. ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ – вот КЛЮЧ РАБОТЫ с РЕБЁН-КОМ-ШКОЛЬНИКОМ. Не понимал, а теперь понял, не умел, а те-перь умею – вот в чём радость познания, и только её и нужно поддерживать в ребёнке. Радость умственного труда – едва ли не самая большая радость для человека. Вот ребёнок решает задачу и кричит “ура”, осилив её; вот другой, собирая “подводную лодку”, нaпряженно смотрит в чертёж и не видит и не слышит, что делается вокруг; вот третий, “проглатывая” книжку за книжкой, требует ещё и ещё, ведь познание не имеет границ… Именно эта способность увлекаться, жажда умственной деятельности и определяют уровень развития ребёнка. |
14
нужно и высыпаться… В иных семьях взрослые навязывают детям свой выбор про-фессии, забывая, что чаще всего человек родится с уже зало-женными в нём склонностями и задатками. Надо дать возмож-ность увлечься и лингвистикой, и точными науками, и природой (с химией и биологией), и спортом – неизвестно, какая струна в ребёнке вдруг зазвенит. И помнить – когда она зазвенела, не вставать поперёк дороги, а всеми силами помогать ему. Есть мудрость Вивекананды, который писал: “Истинный учи-тель – тот, кто может вложить всю свою силу в стремление того, кого он учит”. Заметьте, не в свои стремления, а в стремления ребёнка... А для этого нужно доставать книги (покупать, брать из библиотеки), записывать в различные секции, а главное – проявлять постоянный острый интерес к его увлечению. Помимо поиска и развития способностей ребёнка, не менее важно формировать в нём духовное начало. Часто бывает, что как только ребёнок пошел в школу, родителей начинает волно-вать лишь его учёба. А между тем если взрослые не наполнят душу ребёнка высокими духовными интересами, то этот вакуум заполнится сам и, возможно, не лучшим образом. Каждый новый учебный год ставит перед ребёнком новые и гораздо более трудные, чем в прошлом году, задачи. Поэтому в первые две-три недели, пока ребёнок не привыкнет к новым требованиям, ему особенно необходима помощь или хотя бы спокойное, не нервозное отношение к учёбе. Начиная с первого класса, школа становится основным де-лом жизни ребёнка. И чтобы ваши, уважаемые родители, усилия не пропали даром, вы должны знать, в каких условиях развива-ется его душа. А условия могут быть самыми разными: хорошие и плохие друзья, любимые и нелюбимые учителя, дух радости, общения или скуки, злобы и страха. Увы, многие родители обращают внимание лишь на то, как ребёнок учится. Это совершенно неправильно. Нужно знать, как он живёт в школе – с радостью или с унынием, творчески или пассивно. Для этого следует как можно чаще иметь контакты с |
13
Но у памяти есть одна особен-ность: если учить материал для завтрашнего урока, то лишь до зав-тра он закрепится в голове, если учить и при этом думать, что спро-сят через неделю, ровно неделю знание и будет... Так что полезней всего думать, что всё, что ты узна-ешь, пригодится в течение всей жизни. Кстати, именно этим отлича-ются мудрецы от простых смерт-ных: они помнят всё, что когда-либо видели и слышали. Родители должны знать, что во время концентрации внимания вы-рабатывается и умение владеть собой. Опыт показывает, что настоя-щее учение не может держаться на одном интересе. Всегда есть много неинтересных, но нужных дел, выполнение которых превращает-ся, по сути, также в преодоление себя: воспитываются усидчи-вость, внутренняя дисциплина, ответственность. Ребёнок должен знать, что любое творческое дело состоит минимум из сорока процентов черновой, неинтересной работы, и чтобы впоследствии не пасовать перед этой неизбежной нагру-зкой, нужно научиться преодолевать её с детства. Но, конечно, во всём необходимо чувство меры. Современ-ная жизнь навязала и особый темп обучения школьников. Спец-программы, “продвинутые” классы, сдача университетских тестов – всё это имеет свою оборотную сторону. Детей перегружают, они мало спят, занимаются во многих секциях, со многими репетиторами… Конечно, если это в радость ребёнку, если это не влияет на его здоровье, то всё допустимо в разумных преде-лах. Потому что врачи требуют, чтобы до пятнадцати лет ребё-нок минимум три часа был на улице, на воздухе… Обязательно |
10
Познание должно нести радость, а между тем, сколько ссор в семьях по поводу уроков? Но какие могут быть ссоры? Как можно ссорами развивать пытливость ума, жажду творчества?.. Не отметки вовсе являются целью, а общее развитие ребёнка, развитие любознательности, страсти к чтению, к умственной работе – вот в чём суть. Как развивать в них жажду знаний? Один из древних филосо-фов считал, что главное в обучении состоит в том, чтобы научить детей задавать вопросы. Действительно, если маленький чело-век всё время стоит перед вопросами: “Почему так, а не этак?”, “Верно ли это, а может быть, то?” – это и есть пытливость ума. Но ведь именно этим качеством в полной мере обладают дети в возрасте двух-трех лет. И какой философской глубины вопросы они задают: “От чего светят звезды?” “Почему солёный огурец (когда ему говорят: “Ты молодец, как соленый огурец”)?”, “Поче-му дует ветер?”, “Откуда взялся первый человек?” Подсчитано, что в день эти “почемучки” способны задать от 300 до 400 вопросов. А что очень часто отвечают им родители? “Отстань! Некогда! Помолчи!” Вот когда – ещё далеко до школы – гасится огонёк любознательности, а потом даже хороший учитель тщетно старается расшевелить семилетнего флегматика. К сожалению, всё ещё для многих родителей оценка знаний важнее самих знаний, ребёнок в этом случае начинает учиться ради оценки. Но когда цель – не знания, не радость труда, а балл и диплом, то неизбежно в душе ребёнка начинает расти человек, которому и впоследствии важен будет не труд, а лишь вознаг-раждение за него... Нельзя по низкой успеваемости делать вывод о неспособ-ности школьника. Современные психологи доказали, что пик рас-крытия способностей человека может быть и в двадцать, и в сорок лет. Это значит, что люди развиваются очень неравномер-но, и требовать от ребёнка, чтобы он именно сейчас умел, знал, мог то, чего он ещё не может, всё равно, что дёргать колос из земли, чтобы он стал повыше, вместо того чтобы поливать или дать ему больше света. |
11
Ребёнок во всём бе-рёт пример с родителей и, как оказалось, в познава-тельной активности тоже. В комнату, полную инте-ресных предметов, приг-лашали мать с ребёнком, и, сказав, что до начала эксперимента ещё полча-са и что они могут здесь делать, что хотят, остав-ляли их одних. Одни мамы вместе с ребёнком тотчас начинали рассматривать и обсуждать все приборы и приспособления, другие лишь рассматривали их, а третьи так и просидели все полчаса в ожидании “эксперимента”. Последующая проверка детей показала, что уровень их лю-бознательности почти полностью соответствовал поведению матери в этом эксперименте. Развитие ребёнка включает в себя непрерывную новую ин-формацию. Нет такой отрасли знаний, которой ребёнок не мог понять. А ему интересно всё: от способов заварки чая до собы-тий на Ближнем Востоке. Но, рассказывая что-либо ему, нужно стараться пробудить его мысль: чтобы он сам что-нибудь отга-дал, над чем-то усиленно подумал. Ребёнок готов часами бегать, гулять, заниматься любимым делом… А если он “тянет время” и не хочет делать уроки, то задача родителей – переплавить это нехотение в хотение, а не обзывать его лентяем или повышать голос до крика. Тем более, что в отсутствии у него интереса к учёбе чаще всего виноваты родители. Ребёнок хорошо учится, если ему интересен предмет. Инте-рес же появляется лишь при хорошем знании предмета. Таким образом получается замкнутый круг: чтобы хорошо учиться, |
12
нужно, чтобы был интерес, а чтобы был интерес, нужно хорошо знать предмет… Как правило, ребёнок не успевает не по всем предметам, а лишь по некоторым, вот на них и нужно обратить особое внима-ние. Здесь всё зависит от родительской усидчивости, а не от усидчивости ребёнка, именно от родительской, так как редко кто из ребят может заставить себя изучать нелюбимый предмет. Вообще же помогать в занятиях нужно очень осторожно. Если сидеть с ребёнком всё время, пока он делает уроки, начи-ная с первого класса, то наверняка придётся сидеть вплоть до окончания школы. К тому же этой постоянной помощью в ребёнке убивается вера в себя, самостоятельность мышления. Одна из главных причин неуспеваемости – это неумение учиться. Ребёнку говорят: “Думай!”, а он не знает, как думать и что такое вообще думать. Вот, например, как ответили перво-классники в одной школе на вопрос: “Что такое быть внима-тельным?” – “Это значит тихо сидеть”, “Сидеть прямо и смотреть на учительницу”,” Не глядеть в окно и… не играть в машинки…” Между тем внимание – основа хорошей учёбы. Умение сосредоточиться в короткий промежуток времени требуется и на тестировании и просто при ответе на вопросы. Есть много способов тренировки внимания, памяти, силы во-ли и т. д. Вот некоторые из них, которые мы предлагаем вам, ува-жаемые родители. - Ребёнок стоит к вам спиной, пока вы раскладываете на столе несколько предметов. Затем он поворачивается, в течение трех-четырех секунд рассматривает предметы, потом, отвер-нувшись, называет те, что запомнил. Дальше вы переставляете предметы, добавляете ещё один и так до бесконечности. Очень полезная игра с цветными кружками, которые веша-ются на стену. Ребёнок так же, за три-четыре секунды, должен запомнить и сказать названия цветов: синий, красный, жёлтый, зелёный и в обратном порядке. После месячной тренировки можно запомнить семь или во-семь кружков, а это равносильно такой памяти, когда три-четыре страницы учебника запоминаются после первого прочтения. |