проект "Огород на окне"

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

С помощью таких проектов у детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект «огород на окне»

Подготовила воспитатель старшей группы

Рахматалиева Х.А.

Актуальность проекта: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи

познавательно – исследовательского, социально – исследовательского,

социально – личностного, эстетического развития ребёнка.

Проблема проекта:

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

Цель: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Образовательные: формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность; обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивающие: Развивать чувство ответственности за благополучное состояние

растений (полив, взрыхление, прополка сорняков); наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: средний

Сроки реализации проекта: 01.02.2018г. – 30.03.2018г.
Основные формы реализации проекта:

- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок;
- разучивание пословиц и поговорок по теме; разучивание и произношение чистоговорок;
- разучивание подвижных игр; дидактические игры.

- НОД; трудовая деятельность. 

Ожидаемый результат: получение знаний детей о жизни растений; развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков.

Предполагаемый результат: с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала; приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
Методы проектной деятельности: 

- познавательно-игровые занятия;

- наблюдения;

- беседы;

-календарь наблюдений

Методические приемы:

- принцип познавательной активности;

- принцип наглядности

- принцип поэтапности

- принцип вариативности

- принцип активности и посильной самостоятельности

- предполагаемый результат:

Основные направления реализации проекта:

- Познавательное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

- Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования

Предварительная работа:
- беседы об условиях роста растений
- изучение строения растений
- проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках и в группе)
-проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде
- наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках)
- выбор культур для выращивания, закупка семян и оборудования

Продукты проекта: 

-изготовление совместно с детьми дневника наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям;

-презентация проекта;

-выращенные продукты (укроп, петрушка, лук) отнести на кухню для добавления в пищу. 

Познавательное развитие:

-расширить знания детей о культурных растениях;

-продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, картофель, цветы, …);

-формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами;

-обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

-развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам;

-обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Социально-коммуникативное развитие:

-продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

-развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);

-воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;

-развивать познавательные и творческие способности;

-формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками;

-развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Речевое развитие:

-развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие:

-способствовать развитию творческих способностей у детей;

-поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

План реализации проекта:

I этап – подготовительный (приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности

II- основной (реализация проекта)

III – заключительный (подведение итогов работы по проекту, итоговые мероприятия)

Организация деятельности над проектом:

Деятельность педагога:

- изучение методической литературы;

- составление плана проекта;

-разработка бесед, наблюдений;

- организация предметно – развивающей среды;

-организация работы с родителями по сбору семян, почвы;

- беседа с родителями «Огород на окне»;

- консультации для родителей «Огород на подоконнике»;

-презентация проекта.

Деятельность детей:

-беседа познавательного характера;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

-ситуативная беседа: «Что нужно для роста растений?»;

-разучивание подвижных, дидактических игр; с/р игра «Магазин овощей»;

-заучивание стихов, пословиц;

-рассматривание и посадка семян;

-опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

-наблюдения: «Растут ли наши растения?»

-ведение календаря наблюдений;

-просмотр презентации.

Деятельность родителей:

-консультация для родителей;

-беседа с родителями связанная с реализацией проекта;

- подготовка семян для посадки.

Предметно – развивающая среда:

дидактические игры по теме;

подборка наглядно – дидактического материала;

подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок;

прослушивание песен;

подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный этап:

-разработка проекта.;

 -подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
-подбор дидактического материала.; 

-планирование совместной деятельности;

- советы, рекомендации, консультации родителям на данную тему.

2. Основной этап:

Познавательное развитие:

- рассматривание семян, иллюстраций;

- опыт «На свету и в темноте»;
- наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток;

- составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде;

Художественно-эстетическое развитие:

- раскрашивание картинок; 
- рисование «Загадки с грядки»;
- лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин»;
- аппликация: «Овощи на тарелке»;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород»;

- игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»

Речевое развитие:
- чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»;
- загадки, поговорки об овощах и фруктах;
- составление рассказа «Как я помогаю на огороде»;

- проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».

Физическое развитие:

- п/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты»;

- физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем».

3.Заключительный этап:

-итоговая беседа;

-просмотр презентации;

-выращенные продукты (укроп, петрушка, лук) отнести на кухню для добавления в пищу. 

Литература:

1.Развитие речи В.В. Гербова.

2.Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.

3.Интернет – ресурсы: