Школьный психолог
"Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!"
Ю.Б.Гипенрейтер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_malchikov_podrostkov.docx | 175.09 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям мальчиков подростков
Проблема современного подростка в том, что его жизнь отчаянно нефизиологична. Нужен сон, движение, а общество требует сидеть за уроками. Хочется проверять себя на прочность, а окружающие тебя проверяют и контролируют каждый вой шаг. Что же происходит с растущим организмом пацана и как помочь ему примирить две параллельные линии его развития?
Ростовой рывок.
Парни растут несколько иначе, чем девочки. Они растут рывками. За полгода могут подрасти аж на 15 см… нетрудно представить как себя будут чувствовать себя при этом кости , мышцы и внутренние органы: им нужно время на адаптацию. Какое- то время молодой человек будет сшибать руками и ногами вещи, не попадать в дверные проемы, может болеть сердце, начаться тахикардия, случаются даже обмороки. Кости на время становятся более хрупкими.
Что делать? Гармонизировать резко изменившиеся отношения с пространством с помощь. Ручного труда – от приготовления пищи до столярных работ. Не стоит слишком усердствовать в спорте, даже если хочется достижений, стоит на полгода снизить нагрузки, а потом наверстать упущенное.
Сон, аппетит и движение.
Подросток в норме – активный и с хорошим аппетитом человек, которому нужно много сна, еды и пространства для движения.
Что делать? В этом случае годиться даже простой футбол с приятелями, пробежки с прогулками. Речь не спортивных перегрузках, а в движении, желательно на свежем воздухе. Что касается сна, то подростку младше 14-15 лет не стоит ложиться позже 23.00. Хотя все родители понимают, что это, возможно, трудно реализовать на практике. Можно предложить данный режим в виде эксперимента и проследить за самочувствием, получить определенный результат, тем самым реализовать потребности в проверке себя.
Адреналин.
Многим подросткам – не только пацанам – нужны испытания, реальный риск, калибровка чувства опасности. В нашей современной культуре перестрахования все и вся трудно этому научится. Риск либо слишком велик (например выживание в лесу), либо их почти нет (лагерь и поход должны гарантировать благополучное возвращение). В наше детство мы лазили по крышам сараев и гаражей, деревьям, ходили в походы и т.п. Выжили не все Подросткам обоего пола следует устроить «проверку на прочность», реально рисковать и уметь оценивать опасность. Хотя следует признать, родителям в любом случае будет страшно.
Что делать? Укреплять доверие и собственное (родительское). Родители должны знать какими вещами занимаются подростки, и обязательно что-то из этого разрешать. Риски реально можно взвесить – у нас для этого есть вся информация. Главное не отстраняться от проблем своего ребенка, быть с ним не только рядом, но вместе. Иногда достаточно все это обсудить и на представлении своих возможностей желание рисковать может и закончиться… Конечно, никто не говорит о зацепинге и других рисковых играх. Но есть веревочные городки, скальные стенки и другие хорошо организованные в сточки зрения страховки игры.
Мутация голоса, волосы на теле и лице, прыщи.
Если ваш подросток не занимается вокалом, то все эти изменения никак не влияют на учебу.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Проблемы детей и родителей. Как достич взаимопонимания с ребенком».
Все ли родители могут похвастаться полным взаимопониманием со своими детьми? Увы… Мы даем жизнь розовощеким младенцам, которые представляются нам чистым листом - и с увлечением начинаем на нем «записывать» наши представления о мире, наши убеждения, наши требования и наши же ошибки. И на каком-то этапе с удивлением понимаем, что ребенок считает ваши отношения «плохими», вас - строгими и нелюбящими родителями, а себя - несчастным человеком! А вы ведь так старались: все лучшее - ему, любимому! Что же произошло?
Корни непонимания уходят в раннее детство малыша. Именно тогда словами «забота и уход» подменяется понятие общения. Между тем, даже грудничку мало тщательного ухода. Общение с ним необходимо так же, как чистые пеленки и мамино молоко. А когда малыш подрастает, то его должны сопровождать отнюдь не окрики «нельзя», «не трогай» и «не так», а опять-таки общение, разъяснение и - уважение к его попыткам познать мир.
Любовь без условий
Главный принцип взаимопонимания, без которого любые попытки к сближению будут тщетными, это принцип безусловного принятия ребенка таким, какой он есть. Это значит, что ребенка нужно любить не за его успехи в школе, красивые рисунки или успехи в танцевальном кружке. Это значит, что его нужно любить независимо ни от чего и давать ему это почувствовать. Даже если он совершенно «неспортивный», даже если его успеваемость желает лучшего, а директор вызывает завтра в школу по поводу разлитого клея в спортзале. Прямо сейчас нужно подойти к ребенку, обнять его и сказать: «Я люблю тебя. Все будет хорошо. Если тебе трудно - я всегда помогу тебе, и хочу, чтобы ты это знал». Доверие ребенка можно завоевать только безусловной любовью!
Это не значит, что любовь должна быть слепой: конечно, и дисциплина, и строгость, и в нужных случаях наказание могут иметь место. Но ничего не получится, если ребенок не будет уверен в вашей безоговорочной любви и поддержке.
Главное, в чем остро нуждается ваш ребенок, - это ваше время.
Только совместные занятия могут научить его жизненным правилам.
Для нормального самочувствия и душевного равновесия каждому человеку необходимо не менее четырех объятий в день, а лучше - не меньше восьми.
Ежедневное количество положительных эмоций, возникающих между вами и детьми, должно значительно перевешивать количество негативных.
Можно выражать недовольство какими-то действиями ребенка, но никогда - ребенком в целом. Например, правильно сказать: «Коту больно, если его тянуть за хвост, не делай этого», но нельзя говорить: «Ты плохой мальчик, тянешь кота за хвост!» Можно осуждать действия ребенка, но нельзя осуждать его чувства: если они возникли, значит, у маленького человека были основания для этого. Поговорите (но только дружелюбно!) с ребенком наедине и попытайтесь выяснить причину негативных эмоций. И ни в коем случае не наказывайте его за негативные эмоции, которые у него по какой-то причине возникли - не запрещайте ему чувствовать, иначе он начнет свои чувства скрывать от вас, и потом «достучаться» до него будет очень тяжело.
И самое главное: недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе у него сложится впечатление, что он «не такой, как нужно». Сначала установите добрые и доверительные отношения, а уж потом - дисциплину. По-другому не бывает.
Совместное время
Многие родители понимают воспитание как двухчасовые беседы с ребенком по пятницам о том, как надо себя вести, чтобы «вырасти приличным человеком» (пример…). Другие уверены, что воспитывать нужно исключительно «личным примером». В общем-то, и беседы, и личный пример - это хорошо. Но главное, в чем остро нуждается ваш ребенок, - это ваше время. Только совместные занятия могут научить его жизненным правилам.
«Нет времени» - самая ужасная родительская отговорка, которая может быть! У вас нет времени поиграть с ребенком после работы, потому что нужно готовить ужин? Пригласите сына или дочь на кухню и предложите приготовить ужин вместе. Только не надо его использовать в качестве бесплатной рабочей силы, разговаривая языком указаний. Выполняйте домашнюю (да и любую другую) работу на равных: «Давай обсудим, что мы сегодня приготовим. Ты что хочешь делать - готовить соус или чистить овощи?» Оставляйте ему возможность выбора и давайте возможность проявить инициативу, и тогда вы не отобьете у маленького человека охоту к такой работе. Пусть пока что пирожок получится некрасивый, или гвоздь будет забит криво - все равно хвалите ребенка. Он только учится. Никто не рождался с готовыми умениями и навыками! А попутно разговаривайте: о том, как прошел день; что нового узнали вы и что узнал он. С подростками полезны разговоры перед сном о том, что волнует или «просто так…»
Давай сделаем это вместе
На самом деле, нет такой домашней работы, которую нельзя было бы делать вместе. И даже если вам пришлось взять работу на дом, а ребенок с грустным видом канючит: «давай поиграем!», не раздражайтесь и не кричите, что вы заняты. Он всего лишь хочет сообщить, что соскучился за вами в течение долгого дня. Позвольте ребенку быть рядом и даже помочь вам.
Если же ребенок сам просит вас о помощи, никогда и ни под каким видом не отказывайте ему. Только не выполняйте работу за него («лишь бы поскорей покончить с этим»). Ваше присутствие и поддержка помогут ему справиться с любым заданием.
И, главное, запомните: чем больше вы будете делать вместе с ребенком, тем больше он сможет в будущем делать самостоятельно. Если вы с раннего детства мыли с малышом посуду, стирали белье, готовили обед и убирали квартиру - то потом у вас не будет нареканий на то, что подросшие дети ничего не помогают вам по дому.
Слушайте ребенка
Дети много думают, переживают, и хотят, чтобы их выслушали. Иногда они обижаются или расстраиваются, и для них важно, чтобы их правильно поняли.
Чтобы понять ребенка, нужно их не просто слушать, а слушать «активно». Есть прием, который так и называется - «активное слушание». Это означает, что в процессе беседы вы как бы «возвращаете» ребенку информацию, которую услышали от него, и называете те чувства и эмоции, которые он может испытывать в данный момент.
Допустим, дочь разбила вашу любимую чашку. Как мы обычно реагируем? В лучшем случае так: «Постарайся быть аккуратнее! Ведь это подарок моей любимой тёти!» Дочь обижается, вы гневаетесь, и вполне может разразиться скандал с вспоминанием всех ее предыдущих «грехов», а с другой стороны - вашего «крика по любому поводу».
Попробуйте обрисовать то, что произошло: «Я уверена, что ты случайно зацепила ее. Конечно, мне очень жаль, но подобные вещи могут случиться с каждым». Поверьте, дочь расстроена не меньше, чем вы, поэтому назовите ее чувства: «Ты боишься, что я буду тебя ругать?»
Используйте местоимение «я» вместо «ты»: не говорите «ты разбила чашку», скажите «я расстроена, что моя чашка разбита». Так вы обозначите свои эмоции, но не будете напрямую обвинять ребенка.
Поверьте: после подобного разговора, во время которого вы продемонстрируете свою чуткость и уравновешенность, «история с чашкой» закончится совместным душевным чаепитием. А главное - уверенностью дочери в том, что вы любите ее и понимаете, а также ее последующим тайным обсуждением с папой, как поскорее купить для мамы самую красивую чашку в мире!
Обнимемся?
Помните любимый призыв телепузиков: «Обнимемся?» Мы не задумываемся о том, как важен телесный контакт с родными людьми. Не зря при встрече родных или близких принято обнимать друг друга! Психологи утверждают: для нормального самочувствия и душевного равновесия каждому человеку необходимо не менее четырех объятий в день, а лучше - не меньше восьми. Объятия, прикосновения - это не «телячьи нежности», которым якобы не место в современном жестоком мире. Это сигналы, которые ваша любовь и поддержка подают ребенку: «Я рядом, я люблю тебя, и ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь». Мало того: учеными доказано, что дети, которых часто гладят по голове, лучше соображают!
В повседневном общении почаще используйте фразы типа: «Мы счастливы, что ты у нас есть», «Мне так хорошо рядом с тобой», «Ты такой замечательный!»
А как же недоразумения, конфликты, наказания, требования и дисциплина? Да, это все присутствует в каждой семье (о правилах наказания, кстати, мы писали в предыдущем номере). Но этот разговор о том, как достичь взаимопонимания с ребенком и гармонии в отношениях. И следующее важнейшее правило здесь такое: ежедневное количество положительных эмоций, возникающих между вами и детьми, должно значительно перевешивать количество негативных. Произошел конфликт, и ребенок явно неправ? Не беда, если, поостыв, вы зайдете в детскую и дружелюбно, спокойно поговорите с ребенком - сначала о том, что произошло; а потом - о чем угодно. Можно, например, строить планы на ближайшие выходные; или обсуждать прочитанную им книгу; или рассказать о том, как в детстве вы с другом клеили кораблики и пускали их в первые весенние ручьи, промокнув насквозь, но помните до сих пор этот эпизод как радостный и светлый… Любой негатив, исходящий от вас (даже если это совершенно справедливое замечание или наказание), должен быть многократно компенсирован положительным отношением: улыбкой, прикосновением, разговором, приглашением сделать что-нибудь вместе.
И - обнимите своё дитя, даже если оно допустило ошибку. Ребенок только учится жить. И будет учиться еще долго, и ошибаться будет. Как долго это будет продолжаться - спросите вы. Никто не знает… Скажите честно: а вы уже не ошибаетесь?
Вне сомнений, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве, увы, не без родительской помощи. Понять, как нужно правильно вести себя, он может только, испытав на себе все модели поведения: и хорошие, и плохие. Чтобы установить правильное общение с ребенком и добиться его правильного поведения, нужно придерживаться нескольких простых правил.
1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда его любите и принимаете таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.
2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.
5. Не отказывайте ребенку в помощи из «педагогических соображений», помогите ему, если он не может справиться сам – сделайте это вместе.
6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно.
7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его.
9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.
10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.
11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите.
12. Чаще говорите «пожалуйста», «спасибо», учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере.
Самое главное – это такое общение между ребенком и его родителями, когда слова не нужны. Умение сказать без слов – свидетельство истинного и глубокого понимания.