В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Гуменная Лариса Владимировна

 

           консультация  для родителей

развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво рисовать!

 

            Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допустима скука и переутомление.

             Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

·        Запускать пальцами мелкие волчки.

·        Разминать пальцами пластилин и глину.

·        Мять поролоновые шарики, губку.

·        Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

·        Перебирать разного размера крупы, косточки, «рисовать» на манке и т.д.

·        Сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие и крепкие. Кулачок-жучок.

·        Двумя пальчиками (указательным и средним) «ходить» по столу правой и левой рукой, быстро и медленно.

·        Показать только один пальчик.

·        Барабанить пальчиками по столу.

·        Махать только пальчиками.

·        Кистями рук делать «фонарики».

·        Хлопать в ладоши громко и тихо.

·        Соединять пальчик с пальчиком по очереди на одной руке, затем другой, вместе и соединять подушечки пальцев обеих рук.

·        Собирать пальчики в щепотку (кормим курочек).

·        Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску или нитку.

·        Работать со шнуровкой.

·        Наматывать проволочку.

·        Завязывать узлы на толстой веревке.

·        Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

·        Игры с конструктором, строительным материалом, мозаикой.

·        Складывание матрешек.

·        Игры с вкладышами.

·        Рисование в воздухе.

·        Игры с песком, водой.

·        Шить, вязать на спицах, крючком.

·        Рисовать, раскрашивать, штриховать.

·        Резать ножницами.

·        Рисовать различными предметами (ручка, карандаш, кисть, мелки, акварель, гуашь и т.д.).

·        Нетрадиционные способы рисования.

            Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома, в любое время и в любых обстоятельствах. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

            «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества.

Как заниматься?

            Сначала нужно освоить упражнение, выучить стишок, попробовать выполнить движения вместе с ребенком. Действовать от простого к сложному, постепенно усложняя упражнения. Многократные, систематические, разнообразные повторения принесут свои результаты.

            Освоение «пальчиковых игр» подарит много приятных минут интересного общения.

Движения для разминки

·        Интенсивно трем ладошки «греем ручки».

·        Имитируем мытье рук «моем ручки».

·        «Фонарики».

·        «Мягкие и твердые кулачки».

·        «Коготочки».

·        «Молоточки».

·        «Цепочки», «Замочки».

·        Опустить вниз, встряхнуть.

 

 

Упражнения

Моя семья.

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

Показывают пальчиком другой руки поочередно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. На последнюю строчку хлопает в ладоши.

Прогулка.

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертый кувырком.

Пятый пальчик побежал,

И в конце пути упал!

Указательным и средним пальцами имитировать шагающего человека с ускорением. Переворачиваем ладошки тыльной и внутренней стороной. Пальчики в кулачок, большой пальчик «бежит». На последнюю строчку повернуть тыльной стороной вниз.

 

На лужок.

На лужок пришли зайчата, медвежата,

Барсучата, лягушата и енот.

На зеленый, на лужок приходи и ты дружок.

Сгибание пальчиков в кулачок в ритме потешки.

 

Рыбка.

Рыбка плавала, ныряла,

В чистой, тепленькой воде.

То сжималась, разжималась,

То вдруг пряталась в песке.

Ладоши вместе, движение плывущей рыбки. Движения только пальчиками рук. Сжимаем, разжимаем кулачки. Покачиванием кисти рук имитируем рыбку, которая прячется в песке.

 

Оладушки.

бабушка, бабушка испекла оладушки,

один Машеньке, один Дашеньке,

один Коленьке, один Оленьке.

Капуста.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.

 

Малыши.

Были маленькими мы,

Стали вдруг большими.

Шалунишки, шалуны,

Дружные какие!

Крепко сжатые кулачки, поочередно выпускаем пальчики, показываем фонарики, затем руки соединяем в замок.

 

Замочек.

На стене висел замок

Кто его открыть помог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повращали,

Мы замочек покачали

И замочек открывали!

 В современных пособиях можно подобрать необходимые и интересные «пальчиковые игры», дополнять и придумывать новые, обыгрывать обычные стихи детских поэтов.

Совмещать «пальчиковые игры» с физическими упражнениями оказывая положительное влияние на весь организм.

 

Ветер.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Имитирующие движения ветра руки поднять вверх, покачать руками, постепенно медленно присесть, опуская руки до пола, встать, поднять руки, потянуться вверх.

Козочка.

Козочка рогатая,

Козочка бодатая.

Ножками топ, топ,

Ручками хлоп, хлоп,

Головой качала

И домой бежала.

Имитируем руками рожки на голове, тело наклоняем вперед, топаем ножками, хлопаем в ладоши, головой качаем, дети бегут на стульчики.

     Соединяя движения с музыкой, мы обогащаем духовное воспитание. Детям очень нравиться танцевать под музыку, выполняя несложные движения. Музыка помогает переключать детей с одной деятельности на другую, дает отдохнуть и собрать детей для следующих действий.

 

Да, да, да!

Эй, малыш поднимись,

И в кружок становись.

Ты в кружок становись

И дружку поклонись.

Ручками похлопаем?

Да, да, да!

Ножками потопаем?

Да, да, да!

Ручками помашем?

Да, да, да!

                           Весело попляшем!       (Фонарики).

            Физкультминутки можно использовать как утреннюю зарядку, что во время адаптации особо помогает отвлечь ребенка, помогает поднять настроение и настроиться на позитивный день.

            Как нужно организовывать обучение детей, чтобы они овладели различными свойствами предметов? Задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости ознакомления с предметом, организовать обследование до начала деятельности.

            Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.

Виды обследований

·        Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из банки в банку.

·        Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание или пересыпание камешков.

·        Еще больше нравиться переливать воду, стараясь не разлить на подносик.

·        Работа с зернами (перекладывание, сортировка) обостряет чувствительность детских пальчиков.

·        Большим пинцетом ухватить предмет (крупный, мелкий), тренирует мускулатуру руки.

·        Если перекладывать пробки из сухой коробочки в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.

·        Работа с пипеткой поможет малышу наблюдать, как капает вода.

·        Дети обожают сортировать косточки от персиков, вишни, сливы по форме и размеру.

·        Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, комочков глины, песка и т.п. Можно потрогать, посмотреть, взять, положить, понюхать и даже попробовать на вкус.

            Эти формы обследование приводят в действие органы чувств ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние и др.

            Ребенок – наблюдатель. Он в состоянии увидеть целый мир в капельке росы. Надо только настроить на это его чувства.  Помочь глазам различать десятки оттенков одного цвета, ушам – слышать многообразие шумов и звуков. С помощью несложной тренировки, пальцы ребенка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык – отличать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса, моря. Таким образом, наша задача состоит, прежде всего, в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения.

Упражнения-игры

            Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать – песок и глина, пластилин и тесто, кубики, коробки, диванные подушки и т.д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать его и научить ребенка рисовать, лепить, конструировать.

            В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности: дети создают «продукт» - рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.

            Для детей от 1 года до 2-х лет в качестве материала для творчества можно использовать соленое тесто – ему легко придать любую форму. Именно это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения.

            Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение со взрослыми, оно помогает им узнавать мир.

Методические рекомендации для приобщения ребенка к игре с тестом

·     Тесто готовится заранее;

·     Приучайте играть с тестом за столом, на клеенке, а после обязательно мыть руки;

·     Начинать игру вместе с ребенком, при первых признаках снижения интереса займите его другой деятельностью.

            Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.

1.   Игры с тестом

·        Обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;

·        Подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной), активизируют мелкую моторику рук;

·        Способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;

·        Формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослыми;

·        Стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;

·        Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.

Элементарные действия с тестом

·        Шлепаем ладошками;

·        Прячем предмет в тесте;

·        Достаем предмет из теста;

·        Оладушки;

·        Оторвем кусочек теста (зернышки для курочки);

·        Скатывание шарика, палочки и т.д.;

·        Лепка.

2.  «Открой и закрой»

            Придумайте игру: например, малыш будет врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в разных баночках крупы. Поставьте перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться формой, размером и способом открывания). Предложите открыть и закрыть, правильно подобрав крышки. Если банка закручивается, следите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

            При использовании специального дидактического пособия можно предложить подобрать крышки по цвету.

3.  «Выловим из воды»

            Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких плавающих и не плавающих предметов. С помощью маленького сита и пинцета предложите малышу выловить предметы из воды.

4. «Золушка»

            Предложите ребенку перебрать фасоль и горох, смешанные в одной чашечке.

5. «Мы рисуем»

            В темное блюдце или поднос насыпаем небольшим слоем манную крупу. Предложим малышу пальчиком нарисовать что-либо. Немного встряхнем – получаем снова «чистый лист».

6. «Дорожки»

            Задание. Проведи линию по середине дорожки, постарайся не отрывать карандаш и не выезжать за края дорожки. Дорожки могут быть разные

            Усложнение: сужение и излом дорожек.

7. «Дождик»

            Задание. Проведи прямые линии от каждой капельки на тучке до земли.

Усложнение: проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

 Определение развития точности движений

            Методика: «Дорожки» (по Л.А.Венгеру  доступна для детей 4-х лет)

            Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

            Проводится индивидуально или с группой 10-15 человек.

            Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».

            Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи.

            Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; низкий – три и более выхода за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Дорожки широкие, узкие, изломанные,извилистые