Консультации учителя-дефектолога для родителей.

Гайнулина Екатерина Константиновна

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.

2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.   

3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании  стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

 4. Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста:

- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,

- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,

- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),

- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,

- несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории  с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».

- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

5. Речь. Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

         Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в  специализированные сады или группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Основной целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.

Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов ДОУ к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для самых внимательных  родителей

Уважаемые родители! Весенняя пора для нас знаменуется не только звонкой капелью, солнечными днями. Это пора, когда дети готовятся шагнуть на новую ступеньку для них. Весной дети проходят обследование ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.  

Основная цель прохождения комиссии - это не постановка диагноза, а определение дальнейшей программы обучения и развития, соответствующей возможностям ребёнка.

Это не экзамен для ребенка. И ни в коем случае  не оценка ребенка. Здесь скорее определяется тот объём  усилий, которые были вложены в коррекционную и развивающую работу с ним родителей совместно с педагогами и специалистами детского сада.

Период подготовки к прохождению комиссии – очень важный.

Как сделать так, чтобы этот период прошёл максимально легко? Для этого нужно соблюдать ряд правил.

Сам процесс подготовки – это вся та работа, которая проводилась с ребёнком в течение всего периода пребывания в детском саду. И, как говорится, всё надо делать вовремя. Так, если в первый год вы практически не занимались с ребенком, не посещали детский сад, а за последние несколько недель вы хотите «впихнуть» в ребёнка всё, что не делали раньше – этим  можно скорее навредить,  перегрузить его нервную систему.

Перед ПМПК ребенок проходит массу врачей и специалистов. Среди них особенно внимательно необходимо отнестись к  обследованию психолога и психиатра.

Еще одна особенность – это то, что весна, это время, которое характеризуется  физиологическими перестройками в организме. Это время сезонной "разбалансировки" эндокринной системы, отвечающей за выработку гормонов, время, когда ощущается  недостаток  витаминов, снижаются иммунные силы организма. В этот период организм перестраивается на новую климатическую "волну". Поэтому в весеннее время у детей отмечается повышенная нервозность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, невнимательность. Особенно остро это проявляется у детей, имеющих нарушения речи, которые и  обусловлены неврологическими заболеваниями. И сели не выполнялись рекомендации врача-невролога, то   и  психологическое состояние детей поэтому становится  более уязвимым, а ещё – непредсказуемым.  

Соответственно, в данный период необходимо обращать внимание на питание, сон, выполнение режима дня, рекомендации лечащего врача.

Должны быть созданы максимально щадящие условия, которые не травмируют, не перегружают нежную детскую психику.

Поэтому следите за собственным состоянием и настроением. Помните о том, что дети сильно зависимы от настроения родителей. Постарайтесь поддерживать дома положительную атмосферу взаимодействия межу членами семьи, общайтесь с ребёнком так, как бы вам хотелось, чтобы он общался с вами.

Внушайте ребёнку уверенность в собственных силах, поддерживайте его успехи, его способности, инициативу и проявление самостоятельности.

Накануне обследования ПМПК, или даже обследования у психолога, психиатра, старайтесь, чтобы ребёнок выспался, хорошо себя чувствовал. Поддерживайте у него хорошее настроение. Лучше проходить обследование в первой половине дня, поэтому выбирайте наиболее удобное время для вашего ребенка, когда он себя хорошо чувствует.  

Накануне обследования старайтесь не перегружать ребёнка дополнительными знаниями, так как это наоборот, может вызвать у него негативизм и повышенную утомляемость. Как говорится, «перед смертью не надышишься».

Во время прохождения обследования родитель не должен вмешиваться в общение специалиста с ребёнком, не надо показывать своё недовольство ребёнку, говорить «Ну неужели ты забыл», «Не позорь меня», и пр. слова, которые не только смутят ребёнка ещё больше, но и создадут определённое впечатление о вас,  ваших манерах воспитания.

Помните, что максимум уверенности ребёнок должен получить ещё до обследования, как и весь багаж его умений, речевых навыков и знаний.

Обследование ПМПК – это особая ситуация. Ребёнок будет находиться в незнакомой обстановке, и не с одним, а с несколькими незнакомыми взрослыми. Поэтому перед ПМПК особенно важен психологический комфорт ребёнка, постарайтесь в этот день и накануне его поддерживать.

После прохождения обследования  обязательно  похвалите ребенка, поощрите (способом, принятым и приемлемым для вас).

Постарайтесь сделать ребёнку праздник, ведь он так старался!

Желаю вам успешного прохождения ПМПКомиссии!



Предварительный просмотр:

«В игры играем – речь развиваем».

   Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда - в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.

   Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребѐнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребѐнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

   Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка.

   Ребенок и он-лайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры он-лайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален.

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени

• 5 лет – не более 7 минут; 
• 6 лет – 10 минут; 
• 7-9 лет – 15 минут; 
• 10-12 лет – 20 минут; 
• 13-14 лет – 25 минут; 
• 15-16 лет – 30 минут.

   Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. 

   Представленный перечень сайтов с логопедическими играми он-лайн станет помощником в развитии речи ребенка: (листовка с адресами сайтов).

Вами могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое. Сейчас мы расскажем о некоторых.

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные игры, которые помогут легко выучить дошкольнику буквыцифрынаучиться читать и считать. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на логопедических занятиях в детских садах. Вы вместе с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тетрадь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» - игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» - игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.

 

Советы на лето!

- иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые;

- задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года; 

- наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;

- купите на лето бумагу и краски - пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления;

- читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

 

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на занятиях.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются интернет-ресурсы для дошкольников:

www.logozavr.ru - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

www.adalin.mospsy.ru - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

www.igraemsa.ru - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

www.viki.rdf.ru - детские электронные презентации и клипы;

www.viki.rdf.ru - компьютерная программа для развития детей;

www.doktorpapa.ru - развивающий игры для детей он-лайн;

www.yooooo.ru - игры для детей;

www.babylessons.ru - детские развивающие игры;

www.samouchka.com.ua - интерактивные обучающие упражнения;

www.olesya-emelyanova.ru - настольная игра “Викторина первоклассника”;

www.gbum.ru - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

www.luntikcity.ru - “Лунтик учит буквы”;

www.babyuser.net - “Лунтик учит цифры”;

www.torrentino.ru - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

www.boowakwala.uptoten.com - он-лайн игры;

www.caillou.com - он-лайн игры.

www.log-center.ru/about/games/ - Логопедический центр Людмила» Бесплатные логопедические игры для детей онлайн!

www.logoped.ru/igry.htm- логопедические игры;

www.liveinternet.ru/users/4421552/post214295604/ - логопеди- ческие игры онлайн;

olshkineva.jimdo.com/ - логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь;
subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201101/23183516.html - язык и речь. Логопедическая игра "Переправа". Новые компьютерные игры;

wikibit.me/clip/- логопедические-распевки;

www.papa-vlad.narod.ru/index.html - обучающие презентации для детей;

 mersibo.ru - портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет;

multiashka.ru/video/vip/11749/razvivajushhie_multfilmy/lisa_logopedicheskie_raspevki - логопедические распевки;

ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-zvuchalki.html - детские презентации.

Мы желаем Вам успехов и удачи в воспитании Ваших детей!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

«Играем и память развиваем!»

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.

Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

        Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

                   

Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:

« Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

- Как звали мальчика?

- Что с ним случилось во время прогулки?

- Кто помог мальчику?

- Чем заканчивается рассказ?

2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

- Как звали девочку?

- Что она построила?

- Кого девочка хотела катать на машине?

- Что случилось во время игры?

- Как девочка оказала помощь мишке?

Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.

Игра « Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

1. Какие растения изображены на картинке?

2. Какие животные?

3. Может ли так быть?

4. Какие животные заблудились?

Игра « Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

Игра « Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1:

Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2:

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя – дефектолога.

Тема: «Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий».

Цель: знакомство с важными правилами выполнения домашней работы.

Задачи:
- помочь учащимся правильно организовать выполнение домашних заданий;

- способствовать приобретению школьниками прямого опыта самостоятельной работы;

- воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.

Домашние задания – это необходимая часть образовательного процесса, цель которых – закрепление знаний полученных в классе, создание предпосылок к изучению нового материала на уроке. Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал традиционные цели заданий. Они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков.    

        Организация домашней работы школьников имеет свои особенности, учет которых принесет пользу ребенку, моральное удовлетворение учителю и родителям.

Важно помнить, что младших школьников  необходимо научить учиться! Для оптимизации данного процесса необходимо выполнять следующие рекомендации:

 

  1. Организуйте рабочее место ребенку. Делать уроки нужно в одном и том же месте.

Перед выполнением заданий постарайтесь правильно устроить рабочее место, всё, что понадобится для выполнения домашней работы, положи на стол заранее (стопочкой с краю стола выложить учебники, тетради по предметам, которые необходимо выполнить). Не забудьте проверить помещение перед уроками. Лучше заниматься в тишине. Во время подготовки домашних заданий не включайте музыку, телевизор, они отвлекают внимание, процесс по выполнению домашней работы затянется. Свет должен падать на стол слева, не раздражая глаза.

  1. Соблюдайте режим. Если ребенок станет садиться за уроки всегда в одно и то же время, т. е. будешь придерживаться режима дня, то его организм привыкнет к времени «старта» и тогда ему не трудно будет заставить себя заниматься. За уроки нужно садиться через час – полтора после возвращения из школы. Важно грамотно планировать день школьника! Учите его планировать день заблаговременно.
  2. Включайтесь постепенно. В начале работы мозгу необходимо «разогреться». Начинать выполнять домашнее задание нужно с тех предметов, которые ребенку по душе, больше всего нравятся, легче всего даются.

  1. От простого к сложному и наоборот. После разогрева необходимо переходить к самому трудоемкому заданию или тех заданий, которые даются ученику тяжелее остальных. Не нужно делать все письменные уроки подряд. Необходимо чередовать их с устными заданиями – так ребенок меньше устанет. Похожие предметы нужно  делать «вразбивку», иначе можно запутаться и потерять интерес к учению.

5. Не забываем отдохнуть. Во время каждого длинного «этапа» работы тоже полезно делать передышки. Такие перерывы должны быть короткими (4 - 5 минут), чтобы не расслабиться. Полезно во время перерыва сделать зарядку для глаз, физ. минутку.

Правильно выбранная в начальной школе тактика, позволит школьнику сформировать собственную систему выполнения домашних заданий, приучит к ответственности. Но все же, детей младшего школьного возраста необходимо контролировать при  выполнении домашнего задания и в случае необходимости помогать. Естественно, что помощь должна быть оптимальна. Нельзя опускаться до банального выполнения заданий за него.

Иногда ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Если вы видите, что через час после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность. Лучше сделать небольшой перерыв и выяснить, в чем причина. Причины затягивания ребенком времени, отведенного на выполнение домашнего задания, могут быть различны:

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание самостоятельно.

Во-вторых, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, то возможно, он не в состоянии справиться самостоятельно с выполнением домашних заданий (ребенок нуждается в помощи).

В этом случае важно проконсультироваться с учителем ребенка и психологом школы.