Консультации для воспитателей.
Консультации для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_muzyka._konsultatsiya.doc | 29 КБ |
formy_raboty_s_vospitatelyami.doc | 54.5 КБ |
rol_vospitatelya_v_muzykalnom_vospitanii_detey.doc | 48.5 КБ |
palchikovye_igry.doc | 57.5 КБ |
dlya_chego_nuzhny_zanyatiya_muzykoy-1.doc | 715 КБ |
igry_dlya_detey_s_elementami_massazha_i_rasslableniya.doc | 336 КБ |
zachem_nuzhny_palchikovye_igry.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи через музыку.
Развитие речи через музыку? Это возможно!
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка через музыку.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.
Дорогие родители! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Подготовила: Татьяна Москаленко
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Целесообразно выделить 2 группы организационных форм работы с воспитателями – коллективные или групповые и индивидуальные. К первым относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микро-группы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения, деловые игры и т.д, ко вторым – индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т.д.
- СЕМИНАРЫ – это групповые занятия по определенному плану под руководством муз.руководителя. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу музыкально-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Муз.руководитель со старшим воспитателем продумывают программу, план работы. Вместе с планом работы семинара в метод.кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу. Предварительная подготовка предоставляет возможность муз. руководителю проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола итд. Семинары заканчиваются выработкой рекомендаций или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных способов данной темы.
- СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ, направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Муз.руководитель проводит семинары-практикумы например по таким темам: «Совершенствование овладения навыками пения, танцевальных движений» итд. Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей (напр. «Муз. дид. игры») участниками семинара могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни и стихи. Возможно будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара-практикума, а др. теми кто не посещал итд.
- КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДПРОЦЕССА – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации пед. Процесса дл обучения и ознакомления других воспитателей (например «самостоятельная худ. Деятельность», «организация прослушивание классической музыки во 2й половине дня» итд. Коллективные просмотры организуются не чаще 1 раза в 3 месяца.
- «ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ», «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ» - это демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного.
- УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕД.СОВЕТА –в форме презентации своего опыта работы, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению требований «Программы воспитания и обучения в д/с» по разделу музыкальное воспитание итд.
- КОНСУЛЬТАЦИИ- наиболее распространенная форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Возможно также использование активных методов работы, напр. консультация в виде ролевых игр, когда муз. руководитель не рассказывает, как проводить например музыкальное занятие, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить воспитателям отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний
- ДОКЛАД – можно строить следующим образом. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы. Определение цели, т. е отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом. Основная часть – изложение фактов, событий, предложений в логической или хронологической последовательности, если требуются – выводы, заключения, рекомендации. Резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.
- ОТЧЕТ – структура: констатация достижений к определенному времени, описание работы, которую необходимо сделать, указание на проблемы, имеющиеся в работе, определение путей решений проблем, рекомендации.
- ОПЫТ РАБОТЫ –оформление опыта: фотография, представляющего опыт работы; основные данные его биографии; основное содержание опыта; доклады, творческие отчеты; детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей итд.; рекомендации по использованию опыта другими, используемая литература.
- РОЛЕВАЯ ИГРА – игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников.
- ЗРИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - обсуждение театральных спектаклей, телевизионных программ, посвященных ДОУ.
- РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ МИКРОГРУППАХ – (3-6 человек)- неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает своим коллегам, они дополняют, спорят, обмениваются мнениями, затем реализуют тему на практике.
- ДИАЛОГ, ДИСКУССИЯ – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, каждый должен высказать свое собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ, МОЗГОВАЯ АТАКА ИЛИ БАНК ИДЕЙ, КРУГЛЫЙ СТОЛ – это рациональные способы коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами.
- КВН успешно используется для выработки реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие возможности. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков.
- ТВОРЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ – форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения.
- БРИФИНГ - встреча. На которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Муз. руководитель заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются 2 команды - одна задает вопросы, другая отвечает, или организатор задает вопросы, педагоги отвечают.
- СМОТР-КОНКУРС – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей, родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ – представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются формой обмена опытом педагогов. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие как, «В помощь воспитателю», «Советы специалистов», «Новинки литературы», «Наш календарь» идр. Эпизодические напр: «Знакомимся с творчеством музыкантов» и др. потребность в которых возникает в течение учебного года.
- МАСТЕР-КЛАСС – одна из новых форм работы, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов. Обычно мастер-класс состоит из 2х частей: - показ работы с детьми; - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.
- ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ УМЕНИЯМ – очень эффективно, его надо заранее готовить.
- АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - изучение мнения , интересов, отношения воспитателей к содержанию работы по муз. воспитанию в ДОУ, в динамике.
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА – целью является уточнение позиций , взглядов педагога, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов пед.деятельности. Уважайте своего собеседника, ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка итд. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.
- РЕКОМЕНДАЦИИ – один из способов доведения решений до сведения исполнителей – педагогов.
- ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ, УТРЕННИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ- обсуждение сценариев, назначение на роли, ведущего, помощников, репетиционная работа с воспитателями (разучивание, постановка). анализ проведенного мероприятия.
- СИСТЕМАТИЧЕСКИ (в течение всего года) музыкальный руководитель осуществляет подбор муз. репертуара (пение, движения, игра на муз инструментах итд), разучивает его с воспитателями, проводит индивидуальную работу с воспитателем над развитием вокальных, двигательных навыков, регулярно проводит лекции-слушания о композиторах, муз. эпохах, направлениях в музыке, организует посещение муз. концертов для воспитателей итд.
Примерный план работы с воспитателями
СЕНТЯБРЬ. 1. Новые подходы в работе музыкального руководителя и воспитателя в свете ФГТ
2. Подготовка к празднику «День рождения города» (организационные моменты).
ОКТЯБРЬ.
1. Консультация «Музыкально-дидактические игры: классификация, цели, методика использования»
2.Практическое занятие «Изготовление новых муз. дид. игр для самостоятельной деятельности детей»
3. Показ открытого комплексного занятия: тема занятия.
4. Подготовка к празднику Осени – организационные моменты, репетиции, индивидуальные консультации по подготовке к празднику, участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера зала.
НОЯБРЬ
1. Семинар-практикум на тему: «Знакомство с концепцией программы «От рождения до школы» по образовательной области «Музыка»: цели, задачи, рекомендации по использованию.
2. Семинар-практикум на тему «Театрализованная деятельность в ДОУ – постановка спектакля »
3. Размещение на стенд чертежей, рисунков, рекомендаций по оформлению пособий, учебно-наглядного материала по музыке.
4. Конс. «Роль воспитателя при подготовке детей к праздникам».
ДЕКАБРЬ
1. Обсуждение сценариев «Новогодних утренников», подготовка,
репетиции итд.
2.Обучение воспитателей практическим навыкам игры на металлофоне, ксилофоне, аккордеоне.
- Проверка музыкальных уголков в группах.
- Индивидуальные консультации по подготовке к новогодним утренникам: организационные моменты.
ЯНВАРЬ.
- Обучение воспитателей практическим навыкам организации слушания музыки в свободное от занятий время. Продолжить пополнение аудиотеки, создание видеотеки с презентациями о композиторах-классиках.
- Подготовка к «Рождеству»: организационные моменты.
- Конс: «Роль воспитателя на муз. занятиях с использованием методов и приемов К.Орфа»
ФЕВРАЛЬ.
- Подготовка к празднику «День защитника Отечества» : организационные вопросы.
- Организация и проведение «Музыкальной гостиной» на тему:_____
- Конс: «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений»
- Оформление фотовыставки «День защитников Отечества в ДОУ»
- Подготовка к утренникам, посвященным «8 Марта»
МАРТ
- Участие в оформление выставки «Моя любимая мамочка» (подбор стихов, песенок)
- Подготовка к праздникам смеха, юмора, весны, экологического праздника, посвященного «Дню Земли»
- Конс: «Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста» с учетом ФГТ
- Коллективный просмотр на тему: «Использование музыки в повседневной жизни детей»
АПРЕЛЬ
- Изготовление новых нетрадиционных инструментов для использования в группах в самостоятельной деятельности детей.
- Организация, подготовка праздников «День Победы», «Выпуск в школу»
- Конс: «Отчетные концерты: организационные вопросы»
- Мастер-класс: «Театр взрослых» -актерское мастерство.
МАЙ
- Репетиции и проведение праздников «День Победы», «Выпуск в школу».
- Анкетирование воспитателей по итогам совместной работы с музыкальным руководителем.
- Отчет на педагогическом совете.
- Участие в организации и проведении «Дня открытых дверей»
Июнь-август: Участие в написании плана работы ДОУ на следующий учебный год: перспективные планы, годовое планирование вечеров развлечения итд.
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –
это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. ( «Сказка о царе Салтане»,
«Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
Подготовка и проведение праздников.
Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники - торжественные события, в которых принимает участие весь педагогический коллектив. Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы праздник надолго запомнился детям.
Поведение и настроение детей на празднике зависит от его четкой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.
Содержание любого праздника доводится до сознания ребенка, главным образом, в процессе всей подготовительной работы. Праздник – кульминационный пункт этой работы. В процессе обычных музыкальных занятий, индивидуальных занятий и занятий по подгруппам дети разучивают праздничный репертуар, на других занятиях получают необходимые сведения
о празднике.
Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитателями. Программу представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации или излагают свои рекомендации в письменной форме в уголке для родителей.
Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы, уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.
Занятия в день праздника не проводятся. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов.
В ходе праздника поддержание хорошего радостного настроения детей во многом зависит от воспитателей. Они следят за выступлением детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру, пляску, принимают участие в общих плясках, играх, песнях.
После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны.
Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, и в свободной деятельности детей. Дети в камерной обстановке повторяют игры, песни, пляски из программы праздника. Впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателям понять, насколько материал празднования был им понятен, интересен и близок.
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В
МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ».
(Консультация для воспитателей)
МДОУ № 60
г. Череповец
2005 год.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста.
Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.
Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.
К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), складывать ладошки вместе, показывать ушки, водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».
Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьми и развивать их.
Пальчиковые игры | Программные задачи |
ПРЯТКИ В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так. И головки убирали. |
Сжимать и разжимать пальчики обеих рук. |
СОРОКА Сорока белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Усложнение Сорока белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, дров не рубил, Каши не варил. | Махать кистями рук с широко расставленными пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. По очереди загибать правой рукой мизинец, безымянный, средний, указательный и большой палец левой руки. Выполнить упражнение, начиная с другой руки. Движения повторяются. Большой палец не загибать. Грозить указательным пальцем правой руки указательному пальцу левой руки. |
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! | Пальцы левой руки сжаты в кулачок, большой пальчик смотрит вверх. Пальцами пр. руки отгибать поочерёдно указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. Энергично повращать кистью левой руки и выполнить упражнение с правой руки. |
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул! А последний пятый пальчик Шустро прыгает, как зайчик. Мы сейчас его уложим И уснём с тобою тоже! | Пальцы левой руки широко расставить. Правой рукой прижимать к середине ладошки попеременно большой палец, Указательный палец, Средний палец, Безымянный палец. Пошевелить мизинцем (как получится). Прижать к середине ладошки мизинец. Сложить обе ладошки и положить под щёчку. Выполнить упражнение, начиная с другой руки. |
ДРУЖНЫЕ ЛАДОШКИ Дружат у Митрошки Две ладошки-крошки. Друг к другу прижимаются, Вот как получается! | Показывают «фонарики». Прижать ладошки одну к другой. |
ГУЛИ Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! | Выполнять маховые движения кистями рук. Положить ладошки на голову. Быстро помахать кистями рук. |
Потешки с жестами
Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют.
Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.
Потешки | Программные задачи |
*** Прилетели птички, Принесли водички. Надо просыпаться, Надо умываться, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Выполнять плавные движения вытянутыми в стороны руками. Соединить ладошки тыльной стороной, сделать «чашечку». Потянуться: поднять вверх руки и широко расставить пальцы. Выполнять круговые движения ладошками перед лицом. Провести ладошками под глазками. Выполнить круговые движения ладошками по щёчкам. Широко улыбнуться и показать зубки. |
*** Раз, два, три, четыре, пять! Негде зайчикам гулять! Всюду ходит волк, волк! Он зубами щёлк, щёлк! | Ритмично хлопать в ладоши. Прыгать на двух ногах. Выполнять полусогнутыми в локтях руками характерные движения перед собой. Энергично сжимать и разжимать пальцы. |
*** Идёт коза рогатая За малыми ребятами. Кто маму не слушает? Кто кашу не кушает? Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает! Забодает! | Ритмично топать ногами. Грозить указательным пальцем попеременно правой и левой рукой. Сделать «рожки»: приставить к голове указательные пальцы правой и левой руки. |
*** Ходит козочка по лугу Вокруг колышка по кругу. Глазками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ! Хвостиком-то машет, И поёт, и пляшет! Малых деток веселит, Маму слушаться велит! | Сделать указательными пальцами правой и левой руки «рожки». Расставить ладошки и ритмично прижимать пальцы к середине ладошки. Ритмично и энергично притопывать ногами. Покрутить бёдрами. Выполнить «пружинку». Погрозить пальчиком. |
*** Сорока-белобока, Где была? -Далёко! Печку топила, Кашку варила, Хвостиком мешала, На порог скакала, Деток покликала: Детки, вы детки, Собирайте щепки! Наварю я кашки Золотые чашки! | Выполнять плавные движения руками - птички машут крыльями. Пожать плечами и посмотреть вдаль – сделать «козырёк»- приставить ладошку одной руки ко лбу. Выполнять круговые движения кулачком одной руки по ладошке другой руки. Покрутить бёдрами. Попрыгать на двух ногах. Тыльной стороной обеих рук выполнить приглашающие движения. Выполнять круговые движения кулачком одной руки по ладошке другой руки. |
*** Ты пляши, пляши, пляши! Ах, как ножки хороши! Хороши, не хороши, Всё равно ты попляши! Ножками потопай, Ручками похлопай! Хохотушки хохочи! Поскакушки поскачи!
| Выполнять любые знакомые детям плясовые движения: притопывать ножками, прыгать на двух ногах, выставлять ноги попеременно вперёд на пятку. Ритмично топать ножками. Ритмично хлопать в ладоши. Весело посмеяться. Попрыгать. |
*** Поехали-поехали За шишками-орехами! По кочкам, по кочкам, По ягодкам, цветочкам, Пенёчкам и кусточкам, Зелёненьким листочкам. В ямку – бух! | Выполнять топающие шаги в разных направлениях. Резко присесть. |
*** Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки! | Согнутые в локтях руки держать перед грудью. Выполнять прыжки на двух ногах. Приставить кисти обеих рук к голове. |
*** Наши ножки: топ, топ! Наши ручки: хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем. | Притопывать ногами. Хлопать в ладоши. Медленно опускать руки вниз. |
*** Зайке холодно стоять. Хочет зайка поскакать. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. | Шевелить приложенными к голове ручками. Прыгать. Присесть на корточки. Потирать ручки. |
*** Би-би-би - гудит машина. Тук-тук-тук - мотор стучит. Едем,едем,едем,едем,- Шины трутся о дорогу, Шу-шу-шу - они шуршат. Быстро крутятся колёса. Та-та-та, - они спешат. | Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки. Хлопать в ладошки. Топать ногами. Потирать ладошками. Выполнять «моталочку». |
Каплунова И. и Новоскольцева И.
Программа по музыкальному воспитанию
для детей дошкольного возраста «Ладушки»
Предварительный просмотр:
Психологи всего мира считают универсальным способом повышения интеллекта занятия музыкой. Музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга, развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности. Выдающийся физиолог В.Н.Бехтерев подчёркивал, что музыка оказывает активное влияние и на процессы физического совершенствования ребёнка.
В современном мире, таком сложном, многообразном и постоянно меняющемся, очень важно уметь творчески подходить к любой проблеме, Только творческая личность способна разрешить сложные ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения. По своей удивительной способности развивать в человеке творческое начало, первенство принадлежит, безусловно, музыке. Что такое творчество? С точки зрения психофизиологов,– это образование новых сочетаний элементов нейронных связей. Так на занятиях музыкой
постепенно, шаг за шагом,
формируется творческая
личность вашего ребёнка,
который в дальнейшем
будет способен пере-
смотреть сложившиеся
стереотипы и найти смелые
и нестандартные решения.
Предварительный просмотр:
Снятие напряжение со спины и отдых для рук «ДОЖДЬ»
Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ
Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ
Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА
Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил.
(вибрация - ладошки «боятся»)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.
(«качаются» из стороны в сторону)
КРЯ, КРЯ, КРЯ
Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.
( мишка не боится, поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой.
(поглаживание по спине)
У, У, У
Массаж пальцев рук с помощью колючего шарика «Су-джок».
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Массаж языка «Рельсы, рельсы »
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
ехал поезд запоздалый
Из последнего окошка мы просыпали
горошек
Пришли куры – поклевали,
Пришли утки – пощипали
Пришёл слон – потоптал,
Дворник всех метлой прогнал, .
История спасения мышонка
(массаж пальцев рук).
- Поглаживание – от ногтей до лучезапястного сустава. (Разбудим котёнка)
- Растирание каждого пальца: (посчитаем, сколько сосисок у кота?)
- Подушечкой большого пальца – прямолинейные, кругообразные движения вдоль пальца и поперек.
- Прямолинейные. Круговые движения делать всеми пальцами, плотно обхватывая ими массируемый палец (надеваем и снимаем колечко или несём сосиски в холодильник).
- Растирание ребром ладони по всем направлениям(помогаем коту поймать мышку).
- Спиралевидное растирание руки кулаком с обеих сторон (спрячем мышку в ладошке – в кулачке).
- Растирание боковых участков всех пальцев делают одновременно, смыкая пальцы рук в «замок», скользя от ногтей к основаниям
( пригладим коту шерсть, как будто расческой) .
- Разгибание и сгибание пальцев в кулак, движения, как при растирании замерших рук (ручки вместе с котом побежали за едой).
- Вибрация или встряхивание рук, каждого пальца (как кот ест- отрывает кусочек мяса и при этом трясет головой).
- Поглаживание (Котик кушал аккуратно, погладим и похвалим его.
И мышка спасена и кот доволен).
Предварительный просмотр:
Зачем нужны пальчиковые игры?
- Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки - не просто поднимут настроение Вашему малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
- Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
- Есть вывод ученых, что чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
- Как малышу с задержкой развития речи, так и малышу речь которого развивается своевременно - будут полезны пальчиковые игры.
- В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. - Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями. Например: части тела, действия, названия каждого пальчика, понятия вверх-вниз, громко-тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.
Как организовать пальчиковые игры дома
- Пальчиковые игры - это самое простое, что можно провести с ребенком дома. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования.
- Любое стихотворение, или песенка, которые Вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.
- Используйте любые жесты и движения пальчиков и ручек. Если малыш не может самостоятельно отобразить необходимые движения, то используйте прием «мягкого физического манипулирования» - держа ручки ребенка, делайте его ручками необходимые движения.
- Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например, массажный мячик катаем между ладошками, палочку или карандаш трем между ладошками. Главное, чтобы было задействовано как можно больше акупунктурных точек.
- Чтобы заинтересовать ребенка, используйте разный тембр голоса: высокий - низкий, тихий - громкий.
- Четко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. Было бы хорошо, если бы ребенок видел Ваше лицо. Дети как бы «считывают речь» с лица взрослого.
- Продолжайте занятие 5-7 минут каждый день.
- Одобряйте любое достижение Вашего малыша.
Сделайте такую пальчиковую гимнастику вместе с малышом:
- Подними ладошки выше
- И сложи над головой.
- Что же вышло? Вышла крыша.
- А под крышей мы с тобой.
- Подними ладошки выше
- А потом согни дугой.
- Что же вышло? Гуси вышли.
- Вот один, а вот другой.
- Подними ладошки выше
- И сомкни перед собой.
- Что же вышло? Мостик вышел.
- Мостик крепкий и прямой.
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Следует срочно принять меры для развития движений рук, если:
- к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
- к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
- к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
- к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
- к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
- к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
- к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
- к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
- в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
- к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;
- к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
- к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
- к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
- к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
Консультация для педагогов составлена учителем-логопедом Крохиной Оксаной Владимировной
«Рука – это вышедший
наружу мозг человека».
И.Кант
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук (с.8-29) [6]
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические (с.30-47) [6]
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические (с.48-57) [6]
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- Игровые задания должны постепенно усложняться.
- Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
- Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Самомассаж горохом»
«Горох и фасоль»
«Колечки»
«Гладь мои ладошки, ёж»
• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
«Соединение одноимённых пальцев»
«Пианист»
«Пальчики кивают»
«Горошки»
«Упражнение с пробками»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Колодец»
• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Ладонь – кулак»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
• Упражнения с различными предметами( требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Упражнение с эспандерами»
«Упражнение со стопором»
«Упражнение с пробками»
«Узловка»
«Упражнение с чётками»
«Упражнение с бусами»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Комканье платка»
«Колодец»
«Горох и фасоль»
«Все узлы переберу»
«Мне дала синичка хрупкое яичко»
«Волшебные орешки»
«Будь сильней моя рука»
• Гимнастика для пальцев:
«Щелчки»
«Потягивание за кончики пальцев»
• Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).
Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Для детей младшего дошкольного возраста я рекомендую игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.
Весёлых вам занятий и хорошего настроения!
Литература
1. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
2. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006.
3. Чернякова В.Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
4. «Игры с бельевыми прищепками»/Дошкольная педагогика, сентябрь-октябрь, 2006.
5. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание, № 3, 2005.
6. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.