Индивидуальное логопедическое занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 1
Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных; расширение словаря по теме «Овощи и фрукты»; образование имен существительных с помощью суффикса; развитие восприятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Дыхательные упражнения «Футбол» - задуть в воротики «мяч» из ваты.
3.Артикуляционная гимнастика: упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»,
«Качели», «Маляр».
4. Постановка звука [ш]
Логопед дает ребенку инструкцию: язычок поднять в форме «чашечки»; губы округлить; подуть на язычок теплым воздухом. У ребенка должна получиться «песенка гуся»: ш-ш-ш.
Автоматизация звука [л]
Произнесение изолированного звука [л].
Повторить слоги и чистоговорки: ла - ло, лу - лы,
ал - ил, ол - ул;
ла-ла - у папы пила;
ло-ло - на улице тепло;
ул-ул - у нас новый стул;
ил-ил - Вова сок пил.
Назвать картинки: платье, клоун, клубок, флажок, елка.
Вместе с логопедом составить предложения с этими словами.
У Кати новое платье. В лесу растет елка. Витя купил флажок
Повторить предложения еще раз. Пересказать рассказ с помощью картинок.
Белка.
Жила - была в лесу ловкая белка. Она любила грибы, орехи и шишки. Однажды в лес пришли дети. Катя увидела белочку и сказала: «Смотрите, вот белочка ищет шишки. А белочка схватила шишку и стала прыгать с ветки на ветку, а потом спряталась в свое дупло.
5. Дидактическая игра «Сад и огород»
На столе муляжи овощей и фруктов: яблоко, огурец, морковь, груша и т. д. Назвать их и разложить к символам «сад» и «огород» (нарисованы деревья и грядки), классифицируя овощи и фрукты. Дидактическая игра «Большой - маленький».
Указывая на муляжи, логопед называет большой, а ребенка просит сказать, как правильно назвать маленький: яблоко - яблочко, огурец - огурчик, апельсин -апельсинчик; груша - грушка.
6. Сложить разрезную картинку.
Индивидуальное логопедическое занятие 2
Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [л] в словах с двумя звуками [л]; образование относительных прилагательных; развитие мелкой моторики рук.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Дыхательные упражнения «Пропеллер»
3. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели»,
«Лошадка»
4. Постановка звука [ш]
Произвести «песенку гуся», вспомнив правильную артикуляцию.
С помощью рисунка добиваться длительного произнесения звука [ш]: ребенок
должен пальчиком проследить дорожки к цыпленку, котенку, мышонку.
(картинка)
Повторить слоги аш - ош - уш; ша - шо - шу. Автоматизация звука [л]
Разложить картинки, назвать их: пила, елка, голубь, белка, лампа, булка.
Закончить предложение логопеда одним из слов:
Вечером мы включили ...(лампу).
Шишки растут на ...(елке) и т. д.
Повторить за логопедом слова с двумя звуками [л]:
делал, полол, лакал, плыл, служил, гладил, лаял, колол.
Повторить предложения:
Отец служил на флоте. На улице лаял пес. Володя делал самолеты.
Заучить загадку:
Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла,
Маком посыпала,
Маслом поливала.
(булочка)
ребенок произносит за логопедом, четко проговаривая звук [л]
5. Дидактическая игра «Какой сок?»
Ребенок образовывает относительные прилагательные, отвечая на вопрос: какой в стакане будет сок, если его приготовить из апельсина? (Апельсиновый сок); из яблока? (Яблочный сок) и т. д.
6. Отгадай загадку
Логопед загадывает загадку, состоящую из описательных слов, а ребенок из пластилина должен вылепить то, что является отгадкой:
круглое, красное, сладкое, сочное - что это? (Яблоко)
Индивидуальное логопедическое занятие 3
Цель: автоматизация звука [ш] в словах; закрепление произношения в речи звука [л]; образование и использование множественного числа имен существительных; закрепление сенсомоторных навыков.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Дыхательные упражнения: пускание мыльных пузырей.
3. Артикуляционная гимнастика: упражнения "Чашечка", "Качели", "Вкусное варенье",
"Лошадка".
4. Автоматизация звука [ш].
Повторить "песенку гуся", произносить звук [ш].
Повторить слоги: ша - шо - шу,
ош - уш - аш,
щу - ша - шо,
иш - уш - аш.
Повторить чистоговорки :
уш-уш - мы включили душ;
аш-аш - вот котенок наш;
шу-шу - я письмо пишу;
ша-ша - мама моет малыша.
Автоматизация звука [л]
Повторить загадку про булочку, заученную на прошлом занятии.
Пересказать сказку с помощью опорных картинок.
Зонтик.
Жил-был зайчик. У него был разноцветный зонтик. Он спасал его от дождя и закрывал от солнца.
Зайчик плавал на зонтике, как на лодке. Летал он на зонтике, как на шаре.
5. Дидактическая игра « один - много»
Ребенку предлагается изображение одного предмета и многих предметов.
Логопед дает образец, а затем ребенок продолжает самостоятельно:
груша - груши - много груш;
лимон - лимоны – много лимонов и т. д.
6. Выполнить точечную штриховку цветными карандашами.