методическая разработка
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnyy_opyt.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»
Инновационный педагогический опыт
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Инсарский
детский сад «Солнышко»
Бесчётнова Т.В.
г. Инсар
Краткое обоснование
Данный опыт – это длительная творческая работа МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко», направлено он на связь поколений. В результате работы по проектам» Без прошлого нет будущего», «Счастливое детство и мудрая старость» сформировался коллектив единомышленников из коллектива педагогов детского сада.
1. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно – патриотического воспитания. Дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий с ветеранами ВОВ.
2. Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к память прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи педагоги нашего детского сада посчитали необходимым привлечь людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями русской народной культуры.
3. В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением» о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является экологическое воспитание. МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко» решил ввести в традицию совместную деятельность для организации в детском саду «Экологического пространства», которое используется для развития у детей навыков труда и общения с природой в познавательных и оздоровительных целях.
Цель:
Формирование позитивного отношения дошкольников к ветеранам ВОВ как к уважаемым членам общества через приобщения их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.
Задачи:
1. Внедрение проекторной технологии в образовательный процесс для повышения профессионального уровня педагогов и степени их вовлечения в общую деятельность.
2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса
3. Включить в содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с прошлым нашей Родины. Сформировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям (оказание помощи, изготовление подарков и поздравление с днём рождения).
4. Организовать совместные концерты детей ветеранов с целью ознакомлению дошкольников с народной культурой и самореализации представителей старшего поколения.
5. Привлечь пожилых людей совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада по озеленению территории и помещению детского сада.
6. Сохранение и развитие взаимопроникновения ценностей национальных культур, гармонизацию связи поколений с целью передачи их от старшего поколению к младшему.
7. Зарождение новых традиций занятий цикла «Встречи с интересными людьми» и организацию совместных праздников.
Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Объяснением этому явлению, в определенной степени, может служить ваидеологизированность данного раздела в условиях функционирования тоталитарного государства.
Совместные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делает это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания. Так в проекте государственных стандартов дошкольного образования определено только содержание процесса формирования представлений о человеке в истории и культуре. В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» был раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности, и как бы сам собой выпал.
Социальный проект направлен на улучшение положения определённой категории людей, помогает нашим уважаемым пенсионерам адаптироваться в этом сложном и стремительном мире. В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать пенсионеров, используя для решения патриотического воспитания дошкольников их профессиональный и жизненный опыт.
Пожилые люди лишний раз вспомнят своё детство, почувствовать заботу о себе, забудут об одиночестве. Дети, посещающие детский сад будут окружены вниманием бабушек и дедушек. Организация мероприятий обеспечивает активный отдых. Проведение мероприятий в детском саду добавит радости в монотонной жизни пенсионера. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.
Основные этапы и формы работы
На I этапе: происходило обучение педагогов технологии проектной деятельности. На первое место мы вынесли такую форму работы как изучение литературы по данной теме, так как глубоко убеждены в том, что обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени;
II этапе: - это непосредственная разработка педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений.
III этапе: реализация проекта в образовательную практику
IV этап: - это анализ результатов по реализации социального проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта.
План работы
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки | Результат | Ответственные |
Работа с педагогами | Создание профессионального объединения в рамках которого пройдёт освоение проектной деятельности Изучение литературы по данной теме | Сентябрь | Выявление проблем масштабах учреждения и возможные перспективы их устранения | |
Пошаговая отработка и коллективное обсуждение отдельных пунктов проекта | Октябрь | «Обучать других можно только при условии постоянного самообразовании» - взять за правило работы в коллективе | Коллектив педагогов | |
Анализ конкретных ситуаций через проведение деловых игр | Апрель - декабрь | Опыт совместной деятельности | Коллектив педагогов | |
«Мозговой штурм» по определению дальнейших перспектив. Анализ результатов по реализации педагогического процесса | Май | Анализ результатов работы в соотношении с задачами; возможные перспективы их устранения. | Коллектив педагогов | |
I блок | Занятия с детьми старшего дошкольного возраста – «И помнит мир спасенный» Знакомство дошкольников с символами дошкольного государства | Апрель Июнь | Воспитание и уважение к ветеранам ВОВ и труда, геральдике государства. | |
Совместные мероприятия: - День Победы - День защиты детей - День образования России - День пожилого человека | Май Июнь Ноябрь | Осуществление связи поколений | ||
Экскурсия к памятникам «Мемориальным комплексам» | Май | Нравственно – патриотическое воспитание | ||
Поздравление ветеранов ВОВ и труда с днём рождения (концерты, подарки, изготовленные руками детей) | ежемесячно | Осуществление заботы о людях пожилого возраста | ||
Экскурсия в музей | Май | Осуществление преемственности пожилых людей, детей старшего дошкольного возраста | ||
II блок | Организация фольклорных праздников | Июнь Ноябрь Декабрь | Возрождение народных традициях через фольклорные праздники | |
Участие родителей в работе кружков «Умелые руки» | ежемесячно | Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны (изготовление костюмов, атрибутики) | ||
Организация мини музея в старшей группе, как центра музейно – образовательной работы. | ежемесячно | Передача социальной памяти через совместные мероприятия. | ||
III блок | Участок детского сада превратить в зелёную планету -Организация мероприятий по озеленению участков -Организация экспериментально – познавательной деятельности (огород в детском саду) - Проведение «зеленых сред» на территории детского сада «Всемирный день Земли - день экологических знаний» -Конкурс «коллекция идей»: -Организация ручного труда из бросового материала | Апрель Октябрь Май | Организация совместных мероприятий взрослых и детей. Выставка детских работ |