Учитель года 2019

Обухова Любовь Николаевна

Материалы конкурса

Урок литературы 7 класс И.С. Тургенев Стихотворения в прозе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я – учитель»

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей,  он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании,  не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

Я с детства мечтала быть педагогом. «Я стану учительницей!»- было написано детской рукой в записной книжке. Стремление воплотилось в жизнь. Уже двадцать пять лет я работаю в школе, и по прошествии стольких лет я ни разу в своем выборе не разочаровалась. Каждый день с учениками дарит мне позитив и яркие эмоции.  С самого начала своей педагогической деятельности  я поняла, чтобы стать хорошим учителем нужно иметь не только отличные знания, но и добрую душу, и чуткое сердце.

 «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
(Ш. Амонашвили)

Современная школа  заставляет расти, меняться, совершенствоваться. Школа это место, где учитель и ученик совместно творят, добывая знания и опыт. В ребенке нужно видеть личность, его хорошие качества, каждый росточек, каждую искорку интереса увидеть, поддержать, вырастить. Порой учителя своими требованиями, амбициями « убивают» в ученике интерес и желание учиться.

 Какой  ваш любимый предмет  в школе? Отвечая на этот вопрос, судят не по содержанию, а по личности учителя, на уроках которого  ребенок чувствует себя комфортно, где он может проявить себя, где  поддержат и помогут, где его ЛЮБЯТ и УВАЖАЮТ.

Самое важное – это любовь!

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» (В. Ключевский)

Я не могу не признаться в любви к Уроку - мудрому, красивому, возвышающему душу, открывающему внутренний мир мой и моих учеников. Я  хочу, чтобы Урок был всегда ярким. Как солнце, живым, добрым, ласковым, теплым. Я хочу посылать детям лучики радости и счастья. Как этого достичь? Что для этого нужно? Конечно, любовь к детям, добрая душа, чуткое сердце и желание посвятить жизнь своим ученикам. Быть - как солнце! А еще нужно вдохновение, полет, легкость во всем. Не важно, сколько тебе лет, не важно, о чем ты думал пять минут назад. Идя на урок, часто ощущаешь, будто что-то поднимает тебя над землей, захватывает дух, и ты летишь, забывая обо всем.

А еще нужно самому быть счастливым. Обязательно! Ведь счастье, я думаю, это не только везение или дар, но и каждодневная работа над собой. Даже если тяжело, даже если невмоготу, все равно нужно хотя бы просто улыбнуться. И в мире станет одной радостью больше. А через пять минут она помножится на целый класс. Войди утром в класс и просто скажи: «Здравствуйте, дети!». И улыбнись. Пусть дети тоже улыбнутся вам.

Ученики хорошо чувствуют своего наставника, они понимают, что их любят и желают им добра. Я самый счастливый человек. У меня есть большая семья, замечательная и любимая профессия, творческий коллектив единомышленников, которые готовы поддержать меня и помочь в трудную минуту. Вокруг меня дети, каждый из них – это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радости, частичка моего каждодневного кропотливого труда.

Еще нужно быть  искренним, честным, готовым признать свои ошибки «опыт – сын ошибок трудных...», человеку свойственно ошибаться.  И этому научить ребенка – не бояться ошибок! Главная задача педагога – научить ребенка учиться. Ведь это он будет делать всю жизнь. «Век живи, век учись» - гласит народная мудрость.

Дети – это наше будущее! Несмотря на трудности, главным в работе педагога остаётся умение передать детей миру честными, добрыми, порядочными людьми. Воспитать гражданина, умеющего принимать решение, брать на себя ответственность, любящего свою Родину, семью, друзей, желающего сделать их жизнь интересной и счастливой. А чтобы они были такими, взрослые, должны быть для них живым примером. Сила подражания так велика и значение её так громадно.

В.А. Сухомлинский  говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Я верю, что лучший мой урок еще впереди. И продолжать его будет сама жизнь.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель года – 2019 Методический семинар Мастерские ценностных ориентаций как средство формирования личностных УУД на уроках литературы Обухова любовь Николаевна Учитель русского языка и литературы Филиал МБОУ Сосновская СШ №2 « Давыдковская ОШ» 1

Слайд 2

«Не догонять прошлое, а создавать будущее» Дать каждому учащемуся фундаментальные предметные знания ( знаниецентризм ) Научить ребенка работать по образцу или по заданному алгоритму Человек рождается в одном мире, а самостоятельно действовать ему придётся в другом САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СТРУКТУРИРОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ 2

Слайд 3

Педагогическая мастерская Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier ) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН ( "Французской группы нового образования«) из Франции, которые начались в 1989 году. " Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др . 3

Слайд 4

Что такое педагогическая мастерская? Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. 4

Слайд 5

Педагогическая мастерская как озарение 5 Озарение (ядро мастерской) — психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. восхождение от старого знания к новому парадокс приводит мысль и эмоции к состоянию тупика поиск выход из тупика озарение - или «мыслительное восхождение»

Слайд 6

Принципы ведения мастерской 6 Принцип свободы и равенства Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера Безоценочная деятельность - отсутствие критических замечаний в адрес любого участника Предоставление свободы , во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению. Принцип неопределенности Элемент неопределенности, неясности, загадочности в заданиях Право каждого на ошибку - самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине Принцип диалога Диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам Принцип организации пространства Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа Решительное ограничение участия руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них.

Слайд 7

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от: Типы мастерских 7 состава участников целей и способов деятельности темы и содержательной наполненности встречи

Слайд 8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 8 Рефлексия Работа в группах, комментирование, организованная дискуссия Поиск решения проблемы: анализ моделирование Постановка Осознание проблемы Учитель Проблемная ситуация Информация Исследование Ученик

Слайд 9

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознание ими самих себя и своего места в мире, для понимания других людей, закономерностей мира развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника, овладение учащимися интеллектуальными технологиями, готовность к аргументированным доводам Цель технологии педагогической мастерской Результаты 9

Слайд 10

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 10 Метод проектов Конструктивные Проектирование содержания обучения, структирование учебного материала, стимулирование учебно-познавательной деятельности Ситуативные Организация восприятия учебной информации учащимися, организация мыслительной деятельности обучаемых, обеспечение конкретных учебно-познавательных ситуаций Метод мозгового штурма, анализ исторических документов, работа в малых группах, дискуссионные методы Проблемные Глубокое усвоение знаний на уровне творческого применения, овладение методами познания и научного мышления, овладение опытом, чертами, операциями творческой деятельности Проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, игровые проблемные ситуации Совершенствование навыков логического мышления и понимания, развитие навыков мыследеятельности, формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей, способностей Диалогичные Работа в малых группах, работа в парах: статистическая пара, динамическая пара, вариационная пара

Слайд 11

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 11 Индукция Создание творческого продукта Социализация «Разрыв» Промежуточная рефлексия и самокоррекция Обращение к новой информации Корректировка Общая рефлексия и выход на новую систему проблем а) афиширование – вывешивания «произведений», работ учеников ( текстов, рисунков, проектов, схем); б) собственно представление работы: выступление, защита, отчет о работе. – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации а) самоконструкция – создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта; б) социоконструкция – построение этих элементов. –внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником – формирование информационного запроса, выстраивание новых проблем и её обработка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 12

Словарь технологии педагогической мастерской 12 Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос . Социоконструкция – работа учащихся в группах по построению этих элементов. воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Слайд 13

Социализация – работа в группе, сопоставление, оценка, сверка, коррекция. это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. Афиширование - это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Словарь технологии педагогической мастерской 13

Слайд 14

Разрыв - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение) Рефлексия – активизация самооценки по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Словарь технологии педагогической мастерской 14

Слайд 15

педагогической технологии Мастерская В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогический технологии мастерских отдается развитию творческих способностей. Целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Вывод 15

Слайд 16

Сайт Обуховой Л.Н. https://nsportal.ru/obukhova-lyubov-nikolaevna 16 Транслирование педагогического опыта



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Методический семинар»

Обухова Л.Н.

Учитель русского языка и литературы

Мастерские ценностных ориентаций как средство формирования личностных УУД на уроках литературы

Уроки литературы учат наших воспитанников на примерах литературных произведений не только нравственным понятиям и поступкам, но и формируют личностные универсальные учебные действия. А именно:

- умение вести диалог на основе взаимного уважения;

- формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- потребность к самовыражению и самореализации.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.   Литература – непростой предмет. Здесь недостаточно уметь выразительно читать наизусть,  пересказывать художественные тексты, знать названия произведений и их авторов, а также  факты их биографии, разбираться в терминологии. «Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…» Вдумайтесь, как актуальны эти слова, сказанные Максимом Горьким!  Я стараюсь использовать все имеющиеся возможности преподаваемых мной предметов для нравственного воспитания своих учеников.  Это и сами уроки, и внеклассная работа.

Цель: создание на уроках русского языка и  литературы соответствующих условий для развития у учащихся  личностных УУД  посредством  использования технологии мастерских ценностных ориентаций.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • организацию на уроке процесса совместного творчества (сотворчества), поиска знания  путем самостоятельного или коллективного открытия.

Метапредметные:

  • освоение поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и

интерпретации художественных произведений;

  • умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
  •  освоение основами коммуникативной деятельности.

Предметные:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;
  • овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного

произведения;

  • умение пользоваться словарями и справочниками;
  •  определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы.

Актуальность технологии в том, что:

если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знания не усваивать, а выстраивать.
На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений.      

Педагогическая мастерская как форма, метод и  технология обучения возникла не на пустом месте. Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН ("Французской группы нового образования«) из Франции, которые начались в 1989 году.

"Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

  Новизна и эффективность данной технологии в том, что:

  1. на уроке все участники образовательного процесса равны, включая Мастера;
  2. ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации, которая создаётся индуктором;
  3. отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе - самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
  4. сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
  5. важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;
  6. язык - важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета;
  7. предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы;
  8. нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и её результаты.

Типы мастерских:

- по составу участников: ля учащихся , для педагогов ,  смешанные.

- по целям и способам деятельности:

мастерские творческого письма;

 мастерские построения знаний;

 мастерские по самопознанию;

 мастерские отношений и ценностных ориентации и  другие.

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения - только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю как на уроках литературы (преимущественно), так и на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским ценностных ориентаций, так как считаю, что именно в ходе таких мастерских формируются личностные УУД.

Мастерские ценностных ориентаций создают условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в толерантном взаимодействии с жизнью других людей

Основными функциями мастерской ценностных ориентаций являются: оказание помощи в самореализации, в развитии творческого потенциала школьника, в профессиональном самоопределении; приобщение школьников к ценностям гуманитарной культуры; создание условий для развития школьника как субъекта культуры и собственного жизнетворчества.

Педагогическая мастерская ценностных ориентаций оказывает влияние на формирование следующих компетенций: саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении.

                  Особенности   мастерской ценностных ориентаций:

  1. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности;
  2. Другой особенностью мастерской является реализация  идеи диалога во всех его аспектах.

 Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между

участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой.          

        Наконец, идет внутренний диалог каждого  с самим собой. На пути к

истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.

3.  Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но  сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

 Таким образом, из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

Алгоритм построения мастерской включает в себя следующие этапы:

Индуктор – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учеников, актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает познавательный интерес к деятельности.  В качестве индуктора может выступать всё, что может разбудить, «вырастить» поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций: рисунки, картины,стихи, музыкальные фрагменты, фильм, просто впечатляющий момент.
Самоконструкция  - первый этап, описание собственного опыта, формулирование идеи, гипотезы.

Социализация – этап мастерской, предъявление созданного опыта другим участникам (в паре, в группе, всему коллективу). Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса.

Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте

Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне.

Рефлексия – завершающий этап, общий анализ пережитого, понятого, открытого в себе.

Творческая деятельность организуется по правилам:

- диалог в сотворчестве;

- свобода выбора действий;

- равенство всех участников;

- благоприятный микроклимат;

- отсутствие оценки;

- право на ошибку.

Тематика мастерских отражает выбор ценностей, жизненных потребностей школьников. Назовем некоторые из них:

- «Перекресток детства»;

- «Дом счастья»;

- «Одна единственная жизнь»;

- «Как наше слово отзовется»;

- «Красота в крупинке»

- «Найти родную душу»;

- «Путь к успеху»;

- «Дети и взрослые»;

- «Что есть здоровье»

- «Жизнь нуждается в милосердии»

Результативность реализации опыта.

Я уверена, что работа по духовно-нравственному воспитанию не проходит даром. Результаты  её в первую очередь можно увидеть в поведении детей, в их взаимоотношениях, в творческих работах, отражающих изменения взглядов на жизнь, моральное взросление. Ведь   «разумное, доброе, вечное» навсегда поселятся в детских сердцах и пробуждает светлые чувства. Таким образом, формирование личностных УУД является итогом кропотливой работы по духовно-нравственному воспитанию. Но результаты  видны не сразу, за это нельзя поставить оценку в школе. Эту оценку ставит сама жизнь.

Использование технологии творческих мастерских в моей педагогической деятельности помогает мне  планомерно добиваться более высоких результатов качественной успеваемости  обучающихся, а также степени их обученности по таким предметам, как русский язык и литература.

Моя педагогическая деятельность в школе  не ограничивается только проведением уроков русского языка и литературы. Я являюсь ещё и руководителем детского творческого объединения «Юный журналист». Во внеурочной деятельности также активно использую технологию творческих мастерских, которая  позволяет в полной мере раскрыть творческие способности ребят. Насколько эффективно применение данной технологии в урочной и во внеурочной деятельности, свидетельствуют следующие результаты: достижения моих учеников (на сайте Обуховой Л.Н.)

Литература:

  1. Галицких Е.О. Мастерская о мастерских. Педагогические мастерские. Теория и практика. Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. СПб, 1998.
  2. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций. Метод. пособие. СПб, 2000.
  3. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. Метод. Пособие. СПб, 2004.