Классное руководство

Обухова Любовь Николаевна

Предварительный просмотр:

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Давыдковская ООШ Обуховой Л.Н.   по патриотическому воспитанию школьников

      У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

        Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

        Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

     Я  работаю в школе 21 год. Мой стаж работы в должности классного руководителя  намного меньше. В настоящее время являюсь классным руководителем 9 класса. В моем классе 7 учеников: 5 мальчиков и 2 девочки. Все они очень разные: высокие и еще маленькие, нерасторопные и подвижные, кареглазые и с голубыми глазами, «хорошисты» и «не очень», но я их всех очень люблю (хотя они, наверное, об этом и не догадываются). 

       В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

· Не запрещать, а направлять;

· Не управлять, а соуправлять;

· Не принуждать, а убеждать;

· Не командовать, а организовывать;

· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

          Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

     - гражданско-патриотическое,

     - духовно-нравственное,

     - спортивно-оздоровительное,

     - культурно-эстетическое,

     - учебно-познавательное,

     - общественно-полезная деятельность,

     - индивидуальная работа с учащимися,

     - проектная деятельность.

       Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

          Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
          Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

          В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы.

Цель:

 создать условия для становления и развития                  высоконравственного, творческого, компетентного         гражданина России, принимающего судьбу Отечества как         свою личную, осознающего ответственность за настоящее         и будущее своей страны, укоренённого в духовных и         культурных традициях многонационального народа         Российской Федерации.

Задачи:

  •         воспитание гражданственности;
  •          воспитание патриотизма;
  •          воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям         человека;
  •          воспитание социальной ответственности и         компетентности;
  •          воспитание преданности и любви к своей малой родине.

          Основные принципы:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

         При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 
  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Любовь к родной природе
    (охрана окружающей среды)
  • Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
  • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

        Ожидаемые результаты.

        В процессе реализации  программы патриотического воспитания обучающихся  у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.

        Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

          Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.



Предварительный просмотр:

Классный час  "Знай свои права и обязанности"

Цель: Создание условий для правового воспитания подростков.

Задачи:

Пропаганда знаний о правах и обязанностях ребенка.

Воспитание уважения к правам окружающих людей.

Оборудование: эпиграф, презентация.

Ход мероприятия

Сегодня 10 декабря. Эта дата отмечена в календаре как День прав человека. Более трехсот лет назад знаменитый английский философ Джон Локк высказал идею о том, что каждый человек от природы наделен правами, которые никто никогда отнять у него не может. Постепенно учение Джона Локка распространялось, входило в сознание людей. Его подхватили другие ученые, среди них были и французские философы XVII века – Руссо и Вольтер. Народы разных стран вступили в борьбу за включение этих идей в систему права своих государств.

Нам сегодня трудно представить, что когда-то понятие “человек” не в биологическом, а в правовом и политическом смысле не охватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имели свое представление о том, кто является человеком в правовом и политическом смысле. В Древних Афинах, например, “человеком” считался только свободный житель города, тот, кто умел говорить по-гречески. Ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, и с ними позволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали раба “говорящей машиной”. В Новое время чернокожие рабы США были лишены статуса “человека”. На протяжении веков права на жизнь, свободу и равенство были привилегией лишь части населения.

Чудовищные нарушения прав человека продемонстрировали две мировые войны, разразившиеся в XX веке. В этих войнах было уничтожено огромное количество людей по расовому или национальному признаку. В обществе, ставшем свидетелем этих событий, росла убежденность в том, что должна действовать международная защита прав человека.

Презентация. Слайд 2.

В 1945 году по инициативе СССР, США и Великобритании для обеспечения международного мира и прогресса, для сотрудничества между народами была создана Организация Отъединенных Наций.

Слайды 3, 4, 5, 6.

Первым международным актом деятельности ООН, в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека, стала принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей – одним из главных органов ООН, Всеобщая декларация прав человека. Этот день объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.

Всеобщая декларация прав человека – документ, провозглашающий и защищающий права человека. Это общечеловеческий образец права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространялась на всех людей планеты, независимо от того, в какой части света, в какой стране они живут.

Слайды 7, 8, 9.

Первое и наиболее важное положение Всемирной декларации прав человека состоит в том, что права и свободы являются неотъемлемыми и присущи человеку от рождения.

Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Ст.2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией. Без какого бы то не было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Так как человек – существо необыкновенное, его жизнь многогранна: он мыслит, творит, учится, имеет семью, дом, друзей. Кроме того, люди вступают в различные отношения не только друг с другом, но и со всевозможными организациями, даже с самим государством, и здесь могут возникать всяческие недоразумения, конфликты, ущемления интересов одних людей другими. По тому, какую часть человеческих интересов защищают те или иные права, их разделили на группы.

Слайд 10.

Первая группа прав называется гражданские или личные. Они обеспечивают независимость человека и его защиту от различных посягательств других людей, государства, общества.

Слайды 11, 12.

Вторая группа прав называется политическими правами. Эти права дают человеку возможность участвовать в управлении страной.

Слайды 13, 14.

Следующие статьи Всеобщей декларации прав человека провозглашают экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на охрану семьи, материнства, отцовства, детства, на социальное обеспечение на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни.

Обладание правами возлагает на граждан исполнение определенного круга обязанностей перед обществом и государством. Впервые юридические обязанности были сформулированы в 3-й редакции Декларации прав человека и гражданина, принятой французским парламентом 22 августа 1795 года. Она называлась “Декларация прав и обязанностей человека и гражданина”. В ней установлены такие обязанности, как служба обществу, соблюдение и защита закона, обязанность быть хорошим сыном, отцом, братом, другом, супругом. В числе обязанностей есть правило и морали: “Не делай другому то, чего себе не желаешь, и делай то, что желаешь себе”.

Конституция России, 18-летие которой страна будет отмечать 12 декабря, обязывает каждого гражданина:

Соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать права и свободы других

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы

Обязанность основного общего образования. Сегодня это 9 классов средней школы. Получить этот минимум образования должен каждый школьник

Обязанность платить законно установленные налоги

Защита Отечества – эта обязанность определена как долг гражданина РФ.

Ведя разговор о Всеобщей декларации прав человека, нельзя не вспомнить другой очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Ее еще называют “великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка”. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а 15 сентября 1990 года ратифицирована Россией.

Слайды 15-26.

Изучая такие документы, как Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, нужно понимать, что права человека реальны только в правовом государстве. И отстаивая права неверно забывать об обязанностях, действуя по принципу: “Я хочу, имею право, а там хоть трава не расти”

Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей. Так право на свободу демонстраций может людей неорганизованных, озлобленных, мстительных привести к участию в кровавых уличных беспорядках, свобода слова – к публичным оскорблениям. Несомненна зависимость реализации прав человека от экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение. Но права человека нужно изучать для того, чтобы видеть, какой может стать жизнь, если люди начнут отстаивать свои права и заставят государство их уважать и защищать. Надо учиться, работать. Каждый должен стать хорошим специалистом, ответственным человеком, живущим по законам нравственности, и тогда в сотни раз короче будет путь к правовому государству, государству, в котором все имеют равные права и подчиняются закону.

Литература.

Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1995.

Интернет ресурсы: www.un.org


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 декабря – День прав человека

Слайд 2

ООН Организация Объединённых Наций United Nations Nations Unies Naciones Unidas 联合国 الأمم المتحدة Созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Слайд 3

История создания ООН Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Основана 24 октября 1945 года

Слайд 4

Государства-члены ООН Членство: 192 государства-члена Штаб-квартира: Нью-Йорк, США Дополнительные офисы: Женева, Швейцария, Вена, Австрия, Найроби, Кения Нью-Йорк Зал Генеральной Ассамблеи ООН Здание ООН в Женеве Главный зал ООН в Женеве

Слайд 5

Официальные языки: Английский, Арабский, Испанский, Китайский, Русский, Французский Пан Ги Мун (Южная Корея) с 01.01.07 по 01.01.12 www.un.org Генеральный секретарь

Слайд 6

Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Всеобщая декларация прав человека, утверждённая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблей ООН. Полный текст приведен на http://www.un.org/russian/topics/humanrts/intro.htm

Слайд 7

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА состоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека.

Слайд 8

Несмотря на то что ВДПЧ не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

Слайд 9

Права человека

Слайд 10

К личным правам обычно относят : Право на жизнь Право на свободу и личную неприкосновенность Право на достоинство личности Право на неприкосновенность жилища Свобода совести и свобода мысли Право на национальную и культурную самоидентификацию

Слайд 11

; Свобода передвижения и выбора местожительства Cвобода выбора национальности и языка общения Право на судебную защиту Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную) Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции .

Слайд 12

К политическим правам, как правило, причисляются : Право на гражданство Свобода слова (свобода информации) Право на объединение (свобода союзов) Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия) Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Слайд 14

Свобода средств массовой информации Право на участие в отправлении правосудия Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным) Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Слайд 15

Статья 1. Ребёнок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет .

Слайд 16

Статья 2 Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Слайд 17

Статья 3 В первую очередь всегда должны учитывать интересы ребёнка .

Слайд 18

Статья 4 Государства Конвенции должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребёнка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путём международного сотрудничества.

Слайд 19

Статья 7 Ребёнок имеет право на имя и национальность. Ребёнок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители.

Слайд 20

Статья 12-15 Ребёнок имеет право высказывать своё мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом властями дел, касающихся ребёнка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребёнка на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания должны уважаться.

Слайд 21

Статья 18 Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребёнка.

Слайд 22

Статья 19 Ребёнок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Слайд 23

Статья 20-21 Ребёнок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребёнка в соответствии с действующими законами.

Слайд 24

Статья 23 Любой ребёнок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Слайд 25

Статья 33. Ребёнок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.

Слайд 26

10 декабря – День прав человека



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

МБОУ Сосновская СШ № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

Направление: духовно – нравственное

Возраст: 10-15 лет

Срок реализации: 5 лет

        

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

   Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;
  • формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
  • согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;
  • рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
  • высказывать личную точку зрения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

   Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая  электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;
  • рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;
  • применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);
  • применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

        Предметными результатами являются представления:

  • об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;
  • о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;
  • о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
  • о правах и обязанностях гражданина России.

         


5 КЛАСС

РОДНИКИ НРАВСТВЕННОСТИ

        Цель: воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания.

        Задачи:

  1. Формировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям и окружающим.
  2. Знакомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения.
  3. Дать первоначальные представления об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

        Беседа на тему «Что такое нравственность?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.

Раздел II. Нравственность – что это? (6 часов)

        Методики «Мой портрет», «Десять моих “я”». Творческий час «Что такое хорошо и что такое плохо?». Час общения «Добро и зло». Ролевая игра.

Раздел III. «Золотые правила» нравственности (6 часов)

        Беседы с элементами игрового тренинга «Как себя вести», «Азбука поведения». Аукцион мнений «Этикет и мы. Проблема разговорной речи», «Школа вежливых наук», «Уроки дружбы».

Раздел IV. Ценности жизни (6 часов)

        Методики «Дом, в котором я живу», «Пьедестал». Игра «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». Устный журнал «Этика».

Раздел V. Нравственные основы мироздания (6 часов)

        Игра «На что мы способны?». Методика «Дневник моей жизни». Игра «Кто я? Какой я?». Экскурсия «Я через 5 лет».

Раздел VI. Культурное наследие нравственности (9 часов)

        Беседа с элементами игрового тренинга «Вера в себя». Игра «Письма о добром и прекрасном». Стол откровений «Цель жизни». Круглый стол «Представления о мире через призму нравственных ценностей».

Итоговое занятие (1 час)

        Практическое занятие. Аукцион мнений.

Тематическое  планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1

Раздел II. Нравственность – что это?

6

3

3

Раздел III. «Золотые» правила нравственности

6

3

3

Раздел IV. Ценности жизни

6

3

3

Раздел V. Нравственные основы мироздания

6

2

4

Раздел VI. Культурное наследие нравственности

9

4

5

Итоговые занятия

1

1

Итого

35

16

19

6 КЛАСС

ПРАВИЛА МОРАЛИ

        Цель: развитие готовности к нравственному поведению, культуры и этики взаимоотношений с окружающим миром.

        Задачи: 

  1. Формировать у учащихся ценностное отношение к окружающему миру.
  2. Познакомить с нормами поведения в разных жизненных ситуациях, показав пути решения возникающих проблем.
  3. Формировать представления о моральной стороне общества, показав роль человека в нём как личности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

        Беседа на тему «Что такое мораль?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Дискуссия.

Раздел II. Стороны поведенческой стороны человека (7 часов)

        Беседы с элементами игрового тренинга «Вежливость как часть жизни», «Нам жизнь дана на добрые дела», «Правила культурного человека». Тематическая дискуссия «Учимся правильно жить и дружить». Аукцион знаний «Азбука вежливости».

Раздел III. Основы морали (7 часов)

        Этическая беседа «Морально-этические нормы». Тематическая дискуссия «Природа морали». Беседа с элементами игрового тренинга «Свобода и моральная ответственность личности».

Раздел IV. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Этическая беседа «Если радость на всех одна». Анализ и обыгрывание ситуаций по темам «Мой класс – мои друзья», «Самолюб – никому не люб». Дискуссии по темам «О дружбе мальчиков и девочек», «Подарок коллективу».

Раздел V. Я и другие (8 часов)

        Игра «Как вести себя друг с другом». Этическая беседа «О заботливом отношении к людям». Создание и решение проблемных ситуаций по темам «О ссоре», «Немного о доброте».

Итоговые занятия (3 часа)

        Практические занятия. «Говорящая шляпа».

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1

Раздел II. Стороны поведенческой стороны человека

7

3

4

Раздел III. Основы морали

7

3

4

Раздел IV. Этика отношений в коллективе

9

4

5

Раздел V. Я и другие

8

3

5

Итоговые занятия

3

3

Итого

35

14

21

7 КЛАСС

МОРАЛЬ: КРИТЕРИИ ПОВЕДЕНИЯ

        Цель: привитие способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.

        Задачи:

  1. Формировать у учащихся целостное представление о нормах поведения.
  2. Познакомить с нормами поведения.
  3. Показать позитивные и негативные стороны поведенческих реакций человека в обществе.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

        Беседа на тему «Моральная сторона поступков человека», показывающая необходимость и актуальность изучения курса; роль человека как личности в жизни.

Раздел II. Моральные ценности человека и общества (7 часов)

        Круглый стол «Школа этикета». Деловая игра «Суд над пороками людей». Этические беседы и викторины по темам «Мир моих друзей», «Мир моих интересов», «Мир общих дел».

Раздел III. Моральный облик человека (8 часов)

        Беседа с элементами игрового тренинга «Права и свободы. Равенство». Деловая игра «Важные профессиональные качества». Семинар «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Раздел IV. Правовая сторона морали (8 часов)

        Этическая беседа «Азбука правоведа». Круглый стол «От правовых знаний к гражданской позиции». Семинары по темам «Добродетель и порок», «Модели нравственного поведения».

Раздел V. Социальное самоопределение (8 часов)

        Беседы с элементами обсуждения «Моральное сознание». Методика-игра «Недописанный тезис». Дискуссия «Моральная оценка личности».

Итоговые занятия (3 часа)

        Практические занятия.

Тематическое  планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1

Раздел II. Моральные ценности человека и общества

7

3

4

Раздел III. Моральный облик человека

8

4

4

Раздел IV. Правовая сторона морали

8

4

4

Раздел V. Социальное самоопределение

8

3

5

Итоговые занятия

3

3

Итого

35

15

20

8 КЛАСС

ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

        Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.

        Задачи:

  1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу.
  2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие.
  3. Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

        Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.

Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов)

        Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов)

        Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».

Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (9 часов)

        Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».

Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов)

        Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».

Итоговые занятия (2 часа)

        Практические занятия. «Неоконченное предложение».

Тематическое  планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1

Раздел II. Многоликость человеческой души

7

3

4

Раздел III. Вред и польза привычек человека

10

4

6

Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества

9

4

5

Раздел V. Эстетика – родник души

6

2

4

Итоговые занятия

2

2

Итого

35

14

21

9 КЛАСС

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ

        Цель: развитие чувства патриотизма, гражданской солидарности и ответственности.

        Задачи:

  1. Формировать у учащихся правовое сознание.
  2. Знакомить обучающихся с нормами поведения при разрешении конфликтных ситуаций с помощью гармоничного межличностного взаимодействия.
  3. Дать первоначальные представления о правах и обязанностях гражданина России, о национальных героях и важнейших событиях в истории России и в жизни её народов.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

        Беседа на тему «Что такое пороки?». Суд над пороками.

Раздел II. Моральные устои человеческого существования (8 часов)

        Час общения «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Круглый стол «Нравственные приоритеты семьи». Этическая беседа «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью». Деловая игра «Дом, в котором я живу».

Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла (9 часов)

        Семинар «Мы и закон». Публичная защита «Человек защищён законом». Беседа с элементами игрового тренинга «Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы». Этическая беседа «Правовые качества человека с нравственно-этической стороны». Дискуссия «Личностные качества как залог полноценного развития человека».

Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений (7 часов)

        Этическая беседа «Общение как основа межличностного взаимодействия». Круглый стол «Решение проблем». Урок проектирования «Личность и коллектив – итог взаимодействия».

Раздел V. Героизм – что это? (7 часов)

        Беседы и дискуссии с элементами обсуждения на темы «Этика героизма», «Этика ненасилия». Устный журнал «Нравственная сторона сподвижничества». Защита проектов «Проявление героизма».

Итоговые занятия (2 часа)

        Практические занятия. Экскурсия в музей.

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие

1

1

Раздел II. Моральные устои человеческого существования

8

4

4

Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла

9

4

5

Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений

7

3

4

Раздел V. Героизм – что это?

7

3

4

Итоговые занятия

2

2

Итого

34

15

19

Календарно-тематическое планирование

5 ласс

Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества

УУД

Формы контроля

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1

Беседа

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная

Раздел II. Нравственность – что это?

2. Нравственность – что это?

3–4. Мой портрет, Десять моих «я».

5. Что такое хорошо и что такое плохо?

6–7. Добро и зло

6

3

3

Час общения, творческий час, ролевая игра

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме о нравственности; формулируют ответы на вопросы; осуществляют поиск нужной информации

Фронтальная,

Групповая

Раздел III. «Золотые» правила нравственности.

8. Как себя вести?

9. Азбука поведения.

10. Школа вежливых наук.

11–12. Этикет и мы. Проблема разговорной речи.

13. Уроки дружбы

6

3

3

Аукцион мнений

Познавательные: умеют структурировать знания; дополняют и расширяют их.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Фронтальная (анкетирование),

Групповая

Раздел IV. Ценности жизни.

14–15. Дом, в котором я живу. Пьедестал.

16–17. Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности.

18–19. Этика

6

3

3

Игра,

устный журнал

Познавательные: дополняют и расширяют знания о нравственности.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Фронтальная,

Групповая

Раздел V. Нравственные основы мироздания.

20–21. На что мы способны?

22. Дневник моей жизни.

23. Кто я? Какой я?

24–25. Я через 5 лет

6

2

4

Виртуальная экскурсия

Познавательные: дополняют и расширяют знания о нравственности.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Фронтальная,

групповая, индивидуальная (тест)

Раздел VI. Культурное наследие нравственности.

26–27. Вера в себя.

28–29. Письма о добром и прекрасном.

30–31. Цель жизни.

32–34. Представления о мире через призму нравственных ценностей

9

4

5

Игра,

стол откровений

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Фронтальная,

групповая, индивидуальная (анкетирование)

35. Итоговое занятие

1

1

Аукцион мнений

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тест), работа в группе

6 класс

Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества

УУД

Формы контроля

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1

Дискуссия

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная

Раздел II. Стороны поведенческой стороны человека.

2. Вежливость как часть жизни.

3–4. Нам жизнь дана на добрые дела.

5. Правила культурного человека.

6–7. Азбука вежливости.

8. Учимся правильно жить и дружить

7

3

4

Аукцион знаний, игровой тренинг

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

Раздел III. Основы морали.

9–10. Морально-этические нормы.

11–12. Природа морали.

13–15. Свобода и моральная ответственность личности

7

3

4

Этическая беседа, игровой тренинг

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают другое мнение и допускают существование различных точек зрения

Индивидуальная (тест), групповая

Раздел IV. Этика отношений в коллективе.

16–17. Если радость на всех одна.

18–19. Мой класс – мои друзья.

20–21. Самолюб – никому не люб.

22–23. О дружбе мальчиков и девочек.

24. Подарок коллективу

9

4

5

Анализ ситуаций, дискуссия

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная, групповая

Раздел V. Я и другие.

25–26. Как вести себя друг с другом.

27–28. О заботливом отношении к людям.

29–30. О ссоре.

31–32. Немного о доброте

8

3

5

Игра, этическая беседа

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

33–35. Итоговые занятия

3

1

2

«Говорящая шляпа»

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тесты), фронтальная

Календарно-тематическое планирование 7кл

Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества

УУД

Формы контроля

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1

Беседа

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная

Раздел II. Моральные ценности человека и общества.

2–3. Школа этикета.

4–5. Суд над пороками людей.

6–8. Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел

7

3

4

Деловая игра, круглый стол

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

Раздел III. Моральный облик человека.

9–10. Права и свободы. Равенство.

11–13. Важные профессиональные качества.

14–16. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

8

4

4

Семинар,

игровой тренинг

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная

Раздел IV. Правовая сторона морали.

17–18. Азбука правоведа.

19–21. От правовых знаний к гражданской позиции.

22–24. Добродетель и порок. Модели нравственного поведения

8

4

4

Круглый стол,

семинар

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют задачи; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная

Раздел V. Социальное самоопределение.

25–26. Моральное сознание.

27–29. Недописанный тезис.

30–32. Моральная оценка личности

8

3

5

Игра, беседа

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения; допускают существование различных точек зрения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

33–35. Итоговые занятия

3

3

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тест), фронтальная

Календарно-тематическое планирование 8 кл

Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества

УУД

Формы контроля

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1

Беседа

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная

Раздел II. Многоликость человеческой души.

2–3. Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.

4–5. Есть ли у юных идеалы?

6–7. Проще простого о вежливости.

8. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть

7

3

4

Дискуссия, диспут

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование). Групповая. Фронтальная

Раздел III. Вред и польза привычек человека.

9–10. Моральные привычки.

11–13. Моральная оценка личности.

14–16. Нравственная культура человека.

17–18. Воспитание привычек нравственного поведения

10

4

6

Час общения, диспут

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест). Групповая

Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества.

19–22. Нравственное воспитание в труде.

23–25. Самоопределение в труде и творчестве.

26–27. Личностный рост

9

4

5

Круглый стол

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения; приходят к общему решению

Индивидуальная (анкетирование), групповая

Раздел V. Эстетика – родник души.

28–29. Родники души.

30–31. Творцы душевного мастерства.

32–33. Песня сердца и души

6

2

4

Диспут, час общения

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая

34–35. Итоговые занятия

2

2

«Неоконченное предложение»

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тест), фронтальная

Календарно-тематическое планирование 9 кл

Дата

Название разделов, тем

Кол-во часов

Формы учебного сотруд-ничества

УУД

Формы контроля

Все

Лекции

Практика

Раздел I. Вводное занятие.

1. Введение

1

1

Суд над пороками

Личностные: понимают значение знаний для человека

Индивидуальная

Раздел II. Моральные устои человеческого существования.

2–3. Прекрасное и безобразное в нашей жизни.

4–5. Нравственные приоритеты семьи.

6. Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью?

7–9. Дом, в котором я живу

8

4

4

Круглый стол, деловая игра

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

Раздел III. Человек: вечная борьба добра и зла.

10–11. Мы и закон.

12–13. Человек защищён законом.

14. Чтобы стать гражданином страны, надо стать гражданином школы.

15–16. Правовые качества человека с нравственно-этической стороны.

17–18. Личностные качества как залог полноценного развития человека

9

4

5

Семинар, публичная защита

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; осуществляют поиск нужной информации в литературе.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная

Раздел IV. Взаимодействие людей – основа отношений.

19–21. Общение как основа межличностного взаимодействия.

22–23. Решение проблем.

24–25. Личность и коллектив – итог взаимодействия

7

3

4

Этическая беседа, урок проектирования

Познавательные: формулируют ответы на вопросы; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (анкетирование), групповая, фронтальная

Раздел V. Героизм – что это?

26. Этика героизма.

27–28. Этика ненасилия.

29–30. Нравственная сторона сподвижничества.

31–32. Проявление героизма

7

3

4

Устный журнал, защита проектов

Познавательные: умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания.

Коммуникативные: принимают и высказывают мнения

Индивидуальная (тест), групповая, фронтальная

33–34. Итоговые занятия

2

2

Экскурсия

в музей

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Индивидуальная (тест), групповая