Создание 3 предметно-развивающих эко-зон «Экологический альпинарий», «Экологическая аллея» и «Экологиум»

Шевчук Оксана Васильевна

Эко-зона - определенное место внутреннего интерьера образовательной организации и прилегающей территории, предназначенное для экологического образования и просвещения учащихся с необходимыми материалами и  оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_razvivayushchey_zony.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

ПАСПОРТ

предметно-развивающей среды,

способствующей формированию

экологической культуры учащихся

Предметно-развивающая среда - это часть образовательной среды, представленной специальным образовательным пространством (помещением, участком, материалами, оборудованием и т.д.), способствующим развитию детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальных особенностей, охраны и укрепления их здоровья.

Эко-зона - определенное место внутреннего интерьера образовательной организации и прилегающей территории, предназначенное для экологического образования и просвещения учащихся с необходимыми материалами и  оборудованием.

Предметно-развивающая среда, способствующая формированию экологической культуры учащихся включает в себя 3 эко-зоны:

  1. «Экологический альпинарий»;
  2. «Экологическая аллея»;
  3. «Экологиум».

«Экологический альпинарий»

Располагается на прилегающей территории Центра детского творчества. Создана и функционирует с целью благоустройства, озеленения и оформления территории вокруг образовательной организации в формате альпийской горки, наполненной зелёными насаждениями, цветочными композициями, элементами ландшафтного дизайна. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании дизайн-проектов по эстетическому и развивающему наполнению эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят опытнические, опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические  наблюдения на эко-зоне.

«Экологическая аллея»

Располагается на прилегающей территории Центра детского творчества. Создана и функционирует с целью благоустройства, озеленения и оформления территории вокруг образовательной организации в формате аллеи, состоящей из цветочных композиций, элементов ландшафтного дизайна, декоративных клумб, малых архитектурных форм. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании дизайн-проектов по эстетическому и развивающему наполнению эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят  опытнические,  опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические  наблюдения на эко-зоне.

«Экологиум»

Создает внутренний интерьер помещений Центра детского творчества, включает напольное и вертикальное (настенное) озеленение Центра с помощью комнатных растений. Функционирует с целью проведения опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности учащихся, эстетического наполнения пространства помещений, формирования у детей умений и навыков по уходу за комнатными растениями. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании эстетического и развивающего пространства эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят опытнические,  опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические  наблюдения на эко-зоне.

Цель функционирования эко-зон: создание условий для формирования экологической культуры учащихся, стимулирования творческой, интеллектуальной, проектно - исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности учащихся.

Задачи:

 - реализация социально-значимых и практико-ориентированных  экологических проектов;

- создание естественнонаучной стимулирующей среды, направленной на эстетизацию внешней и внутренней территории;

- представление образовательных продуктов на конкурсных мероприятиях различного уровня;

- возможность свободного экспериментирования и исследования экологических объектов;

- расширение знаний учащихся о культурных растениях, агротехнике их возделывания, сортах, видах;

- воспитание экологической культуры.

Правила пользования эко-зонами:

  1. Эко-зоны должны иметь свободный доступ для педагогов, учащихся и их родителей, иметь хорошее освещение, удобную и разнообразную организацию материалов и средств для естественнонаучной деятельности.
  2. Учащиеся имеют возможность посещать эко-зоны как в присутствии педагога, таки самостоятельно.
  3.  Проводить исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность с использованием необходимого оборудования необходимо только в присутствии педагога.
  4. Материалами и оборудованием необходимо пользоваться аккуратно и по назначению.
  5. После занятий учащиеся должны оставлять порядок на территории эко-зон.

Основные требования к эко-зонам:

  1. Насыщенность – наличие необходимого оборудования, пособий, технических средствах для проведения образовательной деятельности.
  2. Трансформируемость - возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации.
  3. Полифункциональность – использование предметов из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое.
  4.  Вариативность -  это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты использования образовательного пространства в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
  5. Доступность - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к материалам, пособиям, оборудованию.
  6. Безопасность - предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль педагога в организации деятельности  в рамках эко-зон:

1. Организовать рабочие места для деятельности учащихся.

2. Постоянно работать над обновлением растительного ассортимента, декоративного оформления, научной обоснованности проведения экспериментов и опытов в соответствии с современными развитием науки и творчества и интересами учащихся.

3. Поддерживать оборудование и материалы в хорошем состоянии (контролировать), учить учащихся убирать за собой рабочее место.

4. Мотивировать на творческую, опытно-экспериментальную исследовательскую деятельности, побуждать детей к свободному самовыражению и саморазвитию, поддерживать их интерес, подсказывать, помогать при необходимости, побуждать доводить работу до конца.

5. Организовывать общественно-значимые дела (проекты).

6. Проводить инструктаж по пользованию опасных предметов (удобрение, лопата, ножницы и др.)

Предполагаемый результат функционирования предметно-развивающей среды:

  • повышение эстетизации прилегающей территории вокруг образовательной организации и  внутреннего интерьера  Центра;
  • более высокий, продуктивный уровень научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной и трудовой деятельности учащихся;
  • качественное представление образовательных продуктов  на конкурсных мероприятиях различного уровня;
  • формирование экологической культуры учащихся, основанной на принципах бережного отношения к окружающей среде;
  • участие в социально-значимых, практико-ориентированных  проектах экологической направленности.

Ответственные за функционирование эко-зон:

  • «Экологический альпинарий» -Хажина В.Г., педагог дополнительного образования;
  • «Экологическая аллея» - Линник Е.В., педагог дополнительного образования;
  • «Экологиум» - Гребинка Е.В., педагог дополнительного образования.

Оборудование предметно-развивающей среды

Название зоны

Имеющиеся материалы и оборудование

Необходимо приобрести (или изготовить)

Зона «Экологический альпинарий»

  • набор животных, выполненных из бросового материала (ежи, гусеница, божья коровка  и др.) – 10 шт.;
  • садовый инвентарь – 6 шт.;
  • природные объекты (камни) – 50 шт.;
  • «коллекция» миниатюрных фигурок (насекомые) - 3 компл.;
  • лейка – 1 шт.;
  • колбы – 10 шт.;
  • пробирки – 10 шт.; 
  • рулетка – 1 шт.
  • Садовые ящики для рассады – 8 шт.;
  • семена цветочных культур- 10 п.;
  • ножницы-секаторы – 2 шт.;
  • лейка – 2 шт.;
  • саженцы черной смородины – 5 шт.;
  • элементы ландшафтного дизайна – 6 шт.;
  • садовый инвентарь – 5 к.

Зона «Экологическая аллея»

  • клумбы – 10 шт.;
  • садовый инвентарь – 3 шт.;
  • природные объекты (изгородь из веток) – 1шт.;
  • колбы – 10 шт.;
  • пробирки – 10 шт.; 
  • рулетка  -1шт.;
  • фигуры ландшафтного дизайна (лебедь) – 2шт.

  • Садовые ящики для рассады – 5 шт.;
  • семена цветочных культур- 10 п.;
  • семена картофеля – 5 кг;
  • куст смородины- 2 шт.;
  • элементы ландшафтного дизайна – 6 шт.;
  • декоративная ограда для клумб – 30 м.;
  • садовый инвентарь – 5 к.

Зона

«Экологиум»

  • Большие фито-модули - 2 шт.;
  • маленькие фито-модули - 5 шт.;
  • большие гидропонные установки -1 шт.;
  • средние гидропонные установки – 2 шт.;
  • маленькие гидропонные установки – 2 шт.;
  • садовый набор – 1 шт.;
  • лейка – 2 шт.;
  • комплектующие для гидропонных установок (блок минеральной ваты – 2 шт., керамзитовый дренаж - 25 л., жидкость для очистки – 5 л., субстрат -20 л., пластиковый сетчатый горшок -100шт., стимулятор цветения-10 л., комплект удобрений – 6 л.;
  • цветочные горшки – 25 шт.
  • Цветочные горшки – 10 шт.;
  • семена овощных культур – 5 п.;
  • универсальный почвогрунт -40л.;
  • удобрения для комнатных растений – 2 л;
  • семена декоративных красивоцветущих растений- 10 п.;
  • садовый инвентарь – 5 к.

Методическое обеспечение

Наименование

Кол-во

1.

Учебно-методическая и справочная литература.

2

2.

Информационно – методическое обеспечение (CD) Перечень видеоматериалов (презентации)

2

3.

Дидактический (наглядный) материал

3

4.

Оборудование для исследовательских, опытно-экспериментальных работ. Раздаточный материал.

По количеству учащихся

График посещения эко-зон

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

«Экологиум»

«Экологическая аллея»

«Экологический альпинарий»

Понедельник

свободный

свободный

свободный

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Инструкция по охране труда

при проведении практических работ естественнонаучной направленности

1. Общие требования безопасности.

  1. К проведению практических работ допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда,  не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
  3. При проведении лабораторных и практических работ возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
  • - химические ожоги при работе с химреактивами;
  • - термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
  • - порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
  1. Кабинет  должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
  2. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
  3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
  4. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
  5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

  1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
  3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы.

  1. Точно выполнять все указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препарировальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
  3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
  4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
  5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
  6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
  7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
  8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
  9. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать, не пробовать на вкус химреактивы, растения, грибы и другие вещества.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом педагогу, не убирать самостоятельно разлитые вещества.
  2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
  3. При получении травмы сообщить об этом педагогу, которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

  1. Привести в порядок рабочее место, сдать педагогу оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
  2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л. крышкой для их последующего уничтожения.
  3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций 

1. Общие требования безопасности.

  1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  2. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
  3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
  • - изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • - потертости ног при неправильном подборе обуви;
  • - травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
  • - укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • - отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • - заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
  1. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций группу учащихся должны сопровождать двое взрослых не моложе 18 лет, имеющих педагогическое образование.
  2. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
  3. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции,
  4. Учащиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.
  5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.              

2. Требования безопасности перед началом прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.

  1. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
  2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

3. Требования безопасности во время прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.

  1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
  2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся 15-ти – 18-ти лет - 30 дней.
  3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
  4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
  5. Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых , растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.
  6. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
  7. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
  8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.
  9. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
  2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.

  1. Проверить по списку наличие учащихся в группе.
  2. Проверить наличие и спать на хранение туристское, снаряжение.
  3. Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.