Создание 3 предметно-развивающих эко-зон «Экологический альпинарий», «Экологическая аллея» и «Экологиум»
Эко-зона - определенное место внутреннего интерьера образовательной организации и прилегающей территории, предназначенное для экологического образования и просвещения учащихся с необходимыми материалами и оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_razvivayushchey_zony.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ПАСПОРТ
предметно-развивающей среды,
способствующей формированию
экологической культуры учащихся
Предметно-развивающая среда - это часть образовательной среды, представленной специальным образовательным пространством (помещением, участком, материалами, оборудованием и т.д.), способствующим развитию детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальных особенностей, охраны и укрепления их здоровья.
Эко-зона - определенное место внутреннего интерьера образовательной организации и прилегающей территории, предназначенное для экологического образования и просвещения учащихся с необходимыми материалами и оборудованием.
Предметно-развивающая среда, способствующая формированию экологической культуры учащихся включает в себя 3 эко-зоны:
- «Экологический альпинарий»;
- «Экологическая аллея»;
- «Экологиум».
«Экологический альпинарий»
Располагается на прилегающей территории Центра детского творчества. Создана и функционирует с целью благоустройства, озеленения и оформления территории вокруг образовательной организации в формате альпийской горки, наполненной зелёными насаждениями, цветочными композициями, элементами ландшафтного дизайна. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании дизайн-проектов по эстетическому и развивающему наполнению эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят опытнические, опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические наблюдения на эко-зоне.
«Экологическая аллея»
Располагается на прилегающей территории Центра детского творчества. Создана и функционирует с целью благоустройства, озеленения и оформления территории вокруг образовательной организации в формате аллеи, состоящей из цветочных композиций, элементов ландшафтного дизайна, декоративных клумб, малых архитектурных форм. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании дизайн-проектов по эстетическому и развивающему наполнению эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят опытнические, опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические наблюдения на эко-зоне.
«Экологиум»
Создает внутренний интерьер помещений Центра детского творчества, включает напольное и вертикальное (настенное) озеленение Центра с помощью комнатных растений. Функционирует с целью проведения опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности учащихся, эстетического наполнения пространства помещений, формирования у детей умений и навыков по уходу за комнатными растениями. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях художественной направленности, принимают непосредственное участие в создании эстетического и развивающего пространства эко-зоны. Учащиеся, занимающиеся в учебных объединениях естественнонаучной направленности проводят опытнические, опытно-экспериментальные исследовательские работы, полевые, фенологические наблюдения на эко-зоне.
Цель функционирования эко-зон: создание условий для формирования экологической культуры учащихся, стимулирования творческой, интеллектуальной, проектно - исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности учащихся.
Задачи:
- реализация социально-значимых и практико-ориентированных экологических проектов;
- создание естественнонаучной стимулирующей среды, направленной на эстетизацию внешней и внутренней территории;
- представление образовательных продуктов на конкурсных мероприятиях различного уровня;
- возможность свободного экспериментирования и исследования экологических объектов;
- расширение знаний учащихся о культурных растениях, агротехнике их возделывания, сортах, видах;
- воспитание экологической культуры.
Правила пользования эко-зонами:
- Эко-зоны должны иметь свободный доступ для педагогов, учащихся и их родителей, иметь хорошее освещение, удобную и разнообразную организацию материалов и средств для естественнонаучной деятельности.
- Учащиеся имеют возможность посещать эко-зоны как в присутствии педагога, таки самостоятельно.
- Проводить исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность с использованием необходимого оборудования необходимо только в присутствии педагога.
- Материалами и оборудованием необходимо пользоваться аккуратно и по назначению.
- После занятий учащиеся должны оставлять порядок на территории эко-зон.
Основные требования к эко-зонам:
- Насыщенность – наличие необходимого оборудования, пособий, технических средствах для проведения образовательной деятельности.
- Трансформируемость - возможность изменения предметно-развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации.
- Полифункциональность – использование предметов из природного и бросового материала: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое.
- Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты использования образовательного пространства в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
- Доступность - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к материалам, пособиям, оборудованию.
- Безопасность - предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Роль педагога в организации деятельности в рамках эко-зон:
1. Организовать рабочие места для деятельности учащихся.
2. Постоянно работать над обновлением растительного ассортимента, декоративного оформления, научной обоснованности проведения экспериментов и опытов в соответствии с современными развитием науки и творчества и интересами учащихся.
3. Поддерживать оборудование и материалы в хорошем состоянии (контролировать), учить учащихся убирать за собой рабочее место.
4. Мотивировать на творческую, опытно-экспериментальную исследовательскую деятельности, побуждать детей к свободному самовыражению и саморазвитию, поддерживать их интерес, подсказывать, помогать при необходимости, побуждать доводить работу до конца.
5. Организовывать общественно-значимые дела (проекты).
6. Проводить инструктаж по пользованию опасных предметов (удобрение, лопата, ножницы и др.)
Предполагаемый результат функционирования предметно-развивающей среды:
- повышение эстетизации прилегающей территории вокруг образовательной организации и внутреннего интерьера Центра;
- более высокий, продуктивный уровень научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной и трудовой деятельности учащихся;
- качественное представление образовательных продуктов на конкурсных мероприятиях различного уровня;
- формирование экологической культуры учащихся, основанной на принципах бережного отношения к окружающей среде;
- участие в социально-значимых, практико-ориентированных проектах экологической направленности.
Ответственные за функционирование эко-зон:
- «Экологический альпинарий» -Хажина В.Г., педагог дополнительного образования;
- «Экологическая аллея» - Линник Е.В., педагог дополнительного образования;
- «Экологиум» - Гребинка Е.В., педагог дополнительного образования.
Оборудование предметно-развивающей среды
Название зоны | Имеющиеся материалы и оборудование | Необходимо приобрести (или изготовить) |
Зона «Экологический альпинарий» |
|
|
Зона «Экологическая аллея» |
|
|
Зона «Экологиум» |
|
|
Методическое обеспечение
№ | Наименование | Кол-во |
1. | Учебно-методическая и справочная литература. | 2 |
2. | Информационно – методическое обеспечение (CD) Перечень видеоматериалов (презентации) | 2 |
3. | Дидактический (наглядный) материал | 3 |
4. | Оборудование для исследовательских, опытно-экспериментальных работ. Раздаточный материал. | По количеству учащихся |
График посещения эко-зон
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | «Экологиум» | «Экологическая аллея» | «Экологический альпинарий» |
Понедельник | свободный | свободный | свободный |
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Суббота | |||
Воскресенье |
Инструкция по охране труда
при проведении практических работ естественнонаучной направленности
1. Общие требования безопасности.
- К проведению практических работ допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
- При проведении лабораторных и практических работ возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- - химические ожоги при работе с химреактивами;
- - термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
- - порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
- Кабинет должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
- Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
- О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
- В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы.
- Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
- Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
- Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
3. Требования безопасности во время работы.
- Точно выполнять все указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
- При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препарировальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
- При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
- При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
- Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
- Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
- При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
- При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
- Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать, не пробовать на вкус химреактивы, растения, грибы и другие вещества.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
- При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом педагогу, не убирать самостоятельно разлитые вещества.
- В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
- При получении травмы сообщить об этом педагогу, которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы.
- Привести в порядок рабочее место, сдать педагогу оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
- Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л. крышкой для их последующего уничтожения.
- Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций
1. Общие требования безопасности.
- К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
- При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
- - изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
- - потертости ног при неправильном подборе обуви;
- - травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
- - укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
- - отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
- - заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
- При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций группу учащихся должны сопровождать двое взрослых не моложе 18 лет, имеющих педагогическое образование.
- Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
- При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции,
- Учащиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.
- Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
- Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
- Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
3. Требования безопасности во время прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
- Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
- Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся 15-ти – 18-ти лет - 30 дней.
- Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
- Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
- Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых , растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.
- При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
- Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
- Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.
- Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
- При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации.
5. Требования безопасности по окончании работы прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
- Проверить по списку наличие учащихся в группе.
- Проверить наличие и спать на хранение туристское, снаряжение.
- Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.