Инновационный проект «Семейная арт-мастерская «Счастье моё»
Проект направлен на социализацию детей с ОВЗ (детей-инвалидов) посредством развития практических навыков по изготовлению и декорированию швейных изделий и использованию их в театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_schaste_moe.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб матерей, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Социально значимый проект
«Арт-мастерская «Счастье моё» как форма интеграции общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ»
Авторы:
Ческидова Татьяна Владимировна,
председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,
Шевчук Оксана Васильевна, методист
МОУ ДО «Центр детского творчества».
г. Надым, 2018
Введение
Местная общественная организация клуб матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» (далее – клуб матерей «Надежда») имеет многолетний эффективный опыт работы организации с «особенными» детьми и их семьями, а также понимание необходимости поиска и использования новых форм организации культуно-досуговой деятельности и социализации детей.
На протяжении нескольких лет клуб матерей «Надежда» активно сотрудничает с Центром детского творчества г. Надыма в части организации совместных мероприятий для детей с ОВЗ.
В рамках данного сотрудничества появилась идея объединить совместно кадровые и материальные ресурсы для обучения и организации культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и членов их семей в проекте «Арт-мастерская «Счастье моё» как форма интеграции общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ».
Работа в арт-мастерской направлена на развитие творческого потенциала, коммуникативных способностей, внимания, эмоциональной памяти, воображения, фантазии, чувство гармонии в себе и окружающем мире. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием. Включение детей с ОВЗ в совместную творческую работу поможет раскрыть их способности, таланты, умение общаться, завязывать новые знакомства, искать единомышленников.
Проект позволит не только решать проблемы социализации, творческого и интеллектуального развития детей – инвалидов, но и объединить общее и дополнительное образование, а именно предметные области «Технология» и «Искусство» с художественной и социальной направленностью программ дополнительного образования.
Идея проекта заключается в создании арт-мастерской в формате 2-х развивающих площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн» для работы детей-инвалидов со своими родителями. Так, как для «особенного» ребенка семья играет очень важную роль. Только при поддержке членов семьи ребенок-инвалид позитивно смотрит на мир и развивается.
Занятия арт-мастерской организуются на базе клуба материей «Надежда» и Центра детского творчества г. Надыма.
При реализации проекта предполагается использование опыта членов клуба матерей «Надежда» в вопросах социализации и творческой реабилитации детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и педагогов Центра детского творчества.
Новизна. Деятельность арт-мастерской «Счастье моё» станет новой формой семейного досуга. Организованная плодотворная содеятельность «родитель + дитя» позволит распределить роли в соответствии со способностями и возможностями каждого участника арт-мастерской. Помогая ребенку изготовить поделку, придумать её оформление, мамы становятся соучастниками образовательно-развивающей, культурно-досуговой деятельности, открывают своих детей в новом качестве, еще более сближаясь с ними в совместной работе. Совместный союз родителей и педагогов будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Цель: организация деятельности детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и их родителей посредством создания арт-мастерской в формате 2-х развивающих площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн».
Задачи:
- создать развивающие площадки в формате арт-мастерской (материально-техническая база, кадровое обеспечение);
- организовать систему развивающих занятий для «особенных» детей на 2-х площадках арт-мастерской;
- развивать условия для поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ (детей-инвалидов).
Содержание проекта
Деятельность семейной арт-мастерской будет носить образовательно-развивающий характер, и состоять из 2-х параллельных площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн».
«Технология – Кройка и шитье». На совместных занятиях данного модуля дети и их родители получат навыки кройки и шитья. Обучаться технологии и последовательности изготовления швейных изделий. В течение всего периода обучения каждый участник площадки расширяет знания и практические навыки, полученные ранее и получает возможность использовать их в дальнейшей жизни. Занятия проводят педагог и родитель (педагог ЦДТ, член клуба «Надежда»). Участники мастерской научатся изготавливать швейные изделия с использованием технического оборудования (швейные машинки, оверлок и др.).
«ИЗО – Дизайн». Осваивая азы дизайнерского искусства, участники научатся выполнять ручные операции декоративно-прикладного творчества с использованием разнообразных материалов и нетрадиционных художественных техник (рисования по воде, цветной песок, крупы, бисер, батик и многое другое). Расширение теоретических знаний и практических навыков по школьному предмету «Изобразительное искусство» (рисование) поможет развивать восприятие, представление о предметах и явлениях окружающей среды, мелкую моторику рук.
Занятия проводят педагог и родитель (педагог ЦДТ, член клуба «Надежда»). Полученные знания в области дизайна дети и их мамы смогут использовать в повседневной жизни.
Занятия будут проходить еженедельно (по субботам) с периодичным чередованием данных модулей. Разнообразие творческой деятельности позволит избежать монотонности, однообразия на занятиях. В период между занятиями под руководством родителей дети самостоятельно будут отрабатывать полученные ранее навыки.
Смысл занятий не только отработать полученные навыки, но и дать детям и их мамам плодотворную почву для творческого начала. Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя: желание творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и родителями. Родители, как и их дети, зачастую испытывают вакуум в общении и важно вовлекать их в совместную деятельность.
Так как работа будет вестись с «особыми» детьми, то при построении занятий обязательно будут учитываться такие факторы, как умственная, эмоциональная, физическая нагрузка детей, последовательное распределение видов деятельности, вариантность и соответствие возрастным особенностям детей. В процессе реализации проекта будет разработан определенный режим занятий, план работы и схема реализации. В результате подобраны методы, специфика и содержание работы.
Ожидаемые результаты:
- сформированы навыки изготовления и декорирования изделий;
- развиты художественные навыки и эстетический вкус участников проекта;
- повышена мотивация к познанию, к творческому саморазвитию и самосовершенствованию;
- расширены теоретические знания и практическая значимость по предметным областям «Технология», «Искусство»;
- получен опыт социального взаимодействия.
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные |
Подготовительный этап | |||
1. | Закупка оборудования, материалов в соответствии со сметой. Заключение договора о сотрудничестве с образовательной организацией | сентябрь– ноябрь 2018 года | Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда» |
2. | Разработка занятий арт-мастерской. | Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда», Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества» | |
3. | Разработка графика проведения занятий арт-мастерской. | Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда», Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества» | |
Практический этап | |||
1. | Организация и проведение еженедельных занятий арт-мастерской по: -«Технология – Кройка и шитье», -«ИЗО – Дизайн». | январь-декабрь 2019 года | Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда», Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества» |
2. | PR-кампания. | Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда», Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества» | |
3. | Размещение информации о деятельности семейной арт-мастерской на сайтах и в СМИ. | Гизатуллина В.А., член МОО «КМВДОВЗ» «Надежда» | |
Заключительный этап | |||
1. | Участие в мероприятиях: - районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу»; - участие в традиционных мероприятиях в МОУ ДО «Центр детского творчества». | сентябрь -декабрь 2019 года . | Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда» |
2. | Обобщение и распространение опыта о деятельности семейной арт-мастерской. Подведение итогов. | Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда», Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества» |
Показатели результативности проекта
Наименование проекта, (мероприятия, услуги) | Наименование показателя | Плановые значения показателя | Срок, на который запланированы достижения показателя |
Организация и проведение еженедельных занятий арт-мастерской | Доля детей с ОВЗ (детей- инвалидов), заявленных на участие в деятельности арт-мастерских, от общего числа детей с ОВЗ (детей- инвалидов) в Клубе. | 26% | Сентябрь - декабрь 2018 года |
Доля детей с ОВЗ (детей- инвалидов), участвующих в деятельности арт-мастерских, от общего числа детей с ОВЗ (детей- инвалидов) в Клубе. | 26% | Январь - декабрь 2019 года | |
Заключение договора о сотрудничестве с образовательной организацией | Число организаций, являющихся базой для реализации проекта. | 1 | Октябрь – декабрь 2018 года |
Разработка творческих продуктов проекта, выполненных детьми с ОВЗ и их родителями | Количество творческих продуктов проекта, выполненных детьми с ОВЗ (детьми- инвалидами) и их родителями. | 10 | Декабрь 2019 года |
Возможные риски в реализации проекта
Риск | Решение |
Особенности здоровья участников проекта | Индивидуальная работа, дифференцированный подход к каждой семье и к каждому ребенку. |
Сбой плана реализации проекта | Адаптация плана под имеющиеся условия. Коррекция плана: объединение, исключение этапов плана и пр. |
Организационный | Перераспределение обязанностей на других участников проекта |
Заключение
Организация арт-мастерской позволит: сделать жизнь семей, имеющих детей-инвалидов, интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, интересными делами; развить умственные способности, эстетический вкус, конструктивное мышление, применить полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью соответствует мягкому и экологическому подходу к развитию личности ребенка. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из их жизненных ситуаций начнут постепенно уходить черные краски.
Проект позволит получить новый опыт социального взаимодействия между муниципальными образовательными организациями и социально ориентированной некоммерческой организацией. Проект имеет перспективы дальнейшего развития, его практическая реализация не ограничится одним календарным годом. Приобретенное оборудование и приобретенный опыт работы арт-мастерской позволит продолжить занятия и в последующие годы. А значит, социальный эффект от реализации проекта будет гораздо шире, больше и глубже.