Инновационный проект «Семейная арт-мастерская «Счастье моё»

Шевчук Оксана Васильевна

Проект направлен на социализацию детей с ОВЗ (детей-инвалидов) посредством развития практических навыков по изготовлению и декорированию швейных изделий и использованию их в театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_schaste_moe.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб матерей, воспитывающих детей

с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Социально значимый проект

«Арт-мастерская «Счастье моё» как форма интеграции общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ»

Авторы:

Ческидова Татьяна Владимировна,

председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук Оксана Васильевна, методист

МОУ ДО «Центр детского творчества».

г. Надым, 2018

 

Введение

Местная общественная организация клуб матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» (далее – клуб матерей «Надежда») имеет многолетний эффективный опыт работы организации с «особенными» детьми и их семьями, а также понимание необходимости поиска и использования новых форм организации культуно-досуговой деятельности и социализации детей.

На протяжении нескольких лет клуб матерей «Надежда» активно сотрудничает с Центром детского творчества г. Надыма в части организации совместных мероприятий для детей с ОВЗ.

В рамках данного сотрудничества появилась идея объединить совместно кадровые и материальные ресурсы для обучения и организации культурно-досуговой деятельности детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и членов их семей в проекте «Арт-мастерская «Счастье моё» как форма интеграции общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ».

Работа в арт-мастерской направлена на развитие творческого потенциала, коммуникативных способностей, внимания, эмоциональной памяти, воображения, фантазии, чувство гармонии в себе и окружающем мире. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием. Включение детей с ОВЗ в совместную творческую работу поможет раскрыть их способности, таланты, умение общаться, завязывать новые знакомства, искать единомышленников.

Проект позволит не только решать проблемы социализации, творческого и интеллектуального развития детей – инвалидов, но и объединить общее и дополнительное образование, а именно предметные области «Технология» и «Искусство» с художественной и социальной направленностью программ дополнительного образования.

Идея проекта заключается в создании арт-мастерской в формате 2-х развивающих площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн» для работы детей-инвалидов со своими родителями. Так, как для «особенного» ребенка семья играет очень важную роль. Только при поддержке членов семьи ребенок-инвалид позитивно смотрит на мир и развивается.

Занятия арт-мастерской организуются на базе клуба материей «Надежда» и Центра детского творчества г. Надыма.

При реализации проекта предполагается использование опыта членов клуба матерей «Надежда» в вопросах социализации и творческой реабилитации детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и педагогов Центра детского творчества.

Новизна. Деятельность арт-мастерской «Счастье моё» станет новой формой семейного досуга. Организованная плодотворная содеятельность «родитель + дитя» позволит распределить роли в соответствии со способностями и возможностями каждого участника арт-мастерской. Помогая ребенку изготовить поделку, придумать её оформление, мамы становятся соучастниками образовательно-развивающей,  культурно-досуговой деятельности, открывают своих детей в новом качестве, еще более сближаясь с ними в совместной работе. Совместный союз родителей и педагогов будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Цель: организация деятельности детей с ОВЗ (детей-инвалидов) и их родителей посредством создания арт-мастерской в формате 2-х развивающих площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн».

Задачи:

- создать развивающие площадки в формате арт-мастерской (материально-техническая база, кадровое обеспечение);

- организовать систему развивающих занятий для «особенных» детей на 2-х площадках арт-мастерской;

-  развивать условия для поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ (детей-инвалидов).

Содержание проекта

Деятельность семейной арт-мастерской будет носить образовательно-развивающий характер, и состоять из 2-х параллельных площадок: «Технология – Кройка и шитье», «ИЗО – Дизайн».

«Технология – Кройка и шитье». На совместных занятиях данного модуля дети и их родители получат навыки кройки и шитья. Обучаться технологии и последовательности изготовления швейных изделий. В течение всего периода обучения каждый участник площадки расширяет знания и практические навыки, полученные ранее и получает возможность использовать их в дальнейшей жизни. Занятия проводят педагог и родитель (педагог ЦДТ, член клуба «Надежда»). Участники мастерской научатся изготавливать швейные изделия с использованием технического оборудования (швейные машинки, оверлок и др.).

«ИЗО – Дизайн». Осваивая азы дизайнерского искусства, участники научатся выполнять ручные операции декоративно-прикладного творчества с использованием разнообразных материалов и нетрадиционных художественных техник (рисования по воде, цветной песок, крупы, бисер, батик и многое другое). Расширение теоретических знаний и практических навыков по школьному предмету «Изобразительное искусство» (рисование) поможет развивать восприятие, представление о предметах и явлениях окружающей среды, мелкую моторику рук.

Занятия проводят педагог и родитель (педагог ЦДТ, член клуба «Надежда»). Полученные знания в области дизайна дети и их мамы смогут использовать в повседневной жизни. 

Занятия будут проходить еженедельно (по субботам) с периодичным чередованием данных модулей. Разнообразие творческой деятельности позволит избежать монотонности, однообразия на занятиях. В период между занятиями под руководством родителей дети самостоятельно будут отрабатывать полученные ранее навыки.

Смысл занятий  не только отработать полученные навыки, но и дать детям и их мамам плодотворную почву для творческого начала. Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя: желание творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и родителями. Родители, как и их дети, зачастую испытывают вакуум в общении и важно вовлекать их в совместную деятельность.

Так как работа будет вестись с «особыми» детьми, то при построении занятий обязательно будут учитываться такие факторы, как умственная, эмоциональная, физическая нагрузка детей, последовательное распределение видов деятельности, вариантность и соответствие возрастным особенностям детей. В процессе реализации проекта будет разработан определенный режим занятий, план работы и схема реализации. В результате подобраны методы, специфика и содержание работы.

Ожидаемые результаты:

- сформированы навыки изготовления и декорирования изделий;

- развиты художественные навыки и эстетический вкус участников проекта;

- повышена мотивация к познанию, к творческому саморазвитию и самосовершенствованию;

- расширены теоретические знания и практическая значимость по предметным областям «Технология», «Искусство»;

- получен опыт социального взаимодействия.

План реализации проекта

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

Подготовительный этап

1.

Закупка оборудования, материалов в соответствии со сметой.

Заключение договора о сотрудничестве с образовательной организацией

сентябрь– ноябрь

2018 года

Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»

2.

Разработка занятий арт-мастерской.

 Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества»

3.

Разработка графика проведения занятий арт-мастерской.

Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества»

Практический этап

1.

Организация и проведение еженедельных занятий арт-мастерской по:

-«Технология – Кройка и шитье»,

-«ИЗО – Дизайн».

январь-декабрь 2019 года

Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества»

2.

PR-кампания.

Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества»

3.

Размещение информации о деятельности семейной арт-мастерской на сайтах и в СМИ.

Гизатуллина В.А., член  МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»

Заключительный этап

1.

Участие в мероприятиях:

- районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу»;

- участие в традиционных мероприятиях в МОУ ДО «Центр детского творчества».

сентябрь -декабрь 2019 года

.

Бокова Н.С., член правления МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»

2.

Обобщение и распространение опыта о деятельности семейной арт-мастерской.

Подведение итогов.

Ческидова Т.В., председатель МОО «КМВДОВЗ» «Надежда»,

Шевчук О.В., методист МОУ ДО «Центр детского творчества»

Показатели результативности проекта

Наименование проекта, (мероприятия, услуги)

Наименование показателя

Плановые значения показателя

Срок, на который запланированы достижения показателя

Организация и проведение еженедельных занятий арт-мастерской

Доля детей с ОВЗ (детей- инвалидов), заявленных на  участие в деятельности арт-мастерских, от общего числа детей с ОВЗ (детей- инвалидов) в Клубе.

26%

Сентябрь - декабрь

2018 года

Доля детей с ОВЗ (детей- инвалидов), участвующих в деятельности арт-мастерских, от общего числа детей с ОВЗ (детей- инвалидов) в Клубе.

26%

Январь - декабрь

2019 года

Заключение договора о сотрудничестве с образовательной организацией

Число организаций, являющихся базой для реализации проекта.

1

Октябрь – декабрь

2018 года

Разработка творческих продуктов проекта, выполненных детьми с ОВЗ  и их родителями

Количество творческих продуктов проекта, выполненных детьми с ОВЗ (детьми- инвалидами) и их родителями.

10

Декабрь

2019 года

Возможные риски в реализации проекта

Риск

Решение

Особенности здоровья участников проекта

Индивидуальная работа, дифференцированный подход к каждой семье и к каждому ребенку.

Сбой плана реализации проекта

Адаптация плана под имеющиеся условия. Коррекция плана: объединение, исключение этапов плана и пр.

Организационный

Перераспределение обязанностей на других участников проекта

Заключение

Организация арт-мастерской позволит: сделать жизнь семей, имеющих детей-инвалидов, интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, интересными делами; развить умственные способности, эстетический вкус, конструктивное мышление, применить полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Терапия искусством с элементами игры, как гуманитарный вид деятельности, полностью соответствует мягкому и экологическому подходу к развитию личности ребенка. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из их жизненных ситуаций начнут постепенно уходить черные краски.

Проект позволит получить новый опыт социального взаимодействия между муниципальными образовательными организациями и социально ориентированной некоммерческой организацией. Проект имеет перспективы дальнейшего развития, его практическая реализация не ограничится одним календарным годом. Приобретенное оборудование и приобретенный опыт работы арт-мастерской позволит продолжить занятия и в последующие годы. А значит, социальный эффект от реализации проекта будет гораздо шире, больше и глубже.