Индивидуальная адаптированная программа
Адаптированная образовательная программа (далее – ИАОП) разработана для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития c ОНР – II уровня с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИАОП Иванова ВАни | 543 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом И.о. директора
протокол № 1 от 31.08.2023 г. МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
_______________ Н.С. Свириденко
Приказ № 342 - од от 31.08.2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(индивидуальная)
Фамилия, имя ребенка Иванов Иван _______________
Дата рождения 16.04.2018г. Группа старшая «Г»
Срок реализации 2023 – 2024 учебный год
Психолого – педагогический статус ребенка: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, ОНР-II уровня
Разработчики:
Агеева И.С., учитель – логопед
педагог – психолог
Пыть – Ях, 2023г
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цели и задачи реализации АОП 3
1.2. Принципы и подходы к формированию АОП 4
1.3. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики 4
1.3.1. Специфика условий осуществления коррекционно - образовательной деятельности 4
1.3.2. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития Иванова Вани 5
1.5. Оценка результатов реализации АОП 8
2.1. Описание коррекционно - образовательной деятельности 9
3.1. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды 34
3.2. Методическое обеспечение 37
3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника 37
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прогимназия
«Созвездие» (МАОУ «Прогимназия «Созвездие» осуществляет образовательную деятельность на основе лицензии № 2102 от 19.03.2020г.
Адаптированная образовательная программа (далее – ИАОП) разработана для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития c ОНР – II уровня с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.) АОП разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, действующим законодательством и локальными актами «Прогимназия «Созвездие».
2.) Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( далее – Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 ( зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г., регистрационный номер № 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования).
3.) основной образовательной программы муниципального автономного образовательного учреждения «Прогимназия «Созвездие»;
4.) вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой;
5.) проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО , ФАОП для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
АОП реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).
АОП направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка.
1.1. Цели и задачи реализации
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
АОП
Цель: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
АОП предусматривает решение ряда задач (диагностических, коррекционно-развивающих, воспитательных) по следующим направлениям деятельности:
- Развивать познавательную активность ребенка, интерес к совместной со взрослым деятельности и самостоятельной деятельности (игровой, познавательно-речевой, продуктивной).
- Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка, артикуляционную моторику и речевое дыхание. Совершенствовать все компоненты речевой деятельности.
- Способствовать развитию психических функций: наглядно-образное и логическое мышление - активизировать мыслительные операции (обобщение, классификация).
- Развивать мелкую и общую моторику ребенка.
- Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов МАО.
1.2. Принципы и подходы к формированию АОП
- Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
- Принцип содействия и сотрудничества ребенка и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы ребенка в различных видах деятельности.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип приобщения ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Принцип учета этнокультурной ситуации развития воспитанника.
- Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.
- Принцип преемственности.
- Принцип полноты содержания.
1.3. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики
1.3.1. Специфика условий осуществления коррекционно - образовательной деятельности
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ЗПР. Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития.
Содержание коррекционно - образовательной деятельности выстроено в соответствии с основной образовательной программой МДОАУ д/с «Солнышко», примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой,; С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»; Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», УМК учителя – логопеда: программой Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)»; Е.П.Берлиба, В.Х.Петренко «Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня», К.Е.Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР».
Коррекционно - образовательная деятельность строится на основе учебного плана и календарного учебного графика основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Эффективность коррекционной работы определяется чёткой организацией ребенка в период его пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для ребенка от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. Занятия проводить в первой и второй половине дня после сна (спустя 30 мин).
Для данного ребенка продолжительность занятий на начальном этапе – 10 – 15 мин, далее постепенно увеличивается время до 20 – 30 мин, в зависимости от утомляемости.
Режим дня в группе соответствует возрастным и психологическим особенностям ребенка.
1.3.2. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития Иванова Вани
Эмоционально-волевая сфера.
Иван доброжелательный, скромный ребенок, с трудом вступает в общение и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. В общении чаще занимает пассивную позицию. Преобладающее настроение – ровный спокойный эмоциональный фон, эмоционально пассивен. Поведение Вани не всегда адекватно ситуации, он легко подчиняется правилам, но в силу низкого уровня развития волевых качеств, часто отвлекается, отмечается желание подражать негативному поведению.
Произвольность поведения сформирована недостаточно. При возникновении трудностей отступает. Реакция на успех и неудачу сдержанная, на похвалу проявляет оживление. Агрессию по отношению к другим не проявляет.
Развитие познавательной сферы (чувственное познание).
Познавательная активность сниженная. Проявляет пассивность в учебной деятельности.
Обучаемость: на совместных занятиях с педагогом использует помощь взрослого, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому медленно. Образец и результат самостоятельно не соотносит. Тимуру требуется много времени на отработку полученного навыка. На занятиях не активен.
В игровой деятельности Иван не инициативен. Правила игр не знает. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения детей изменить сюжет принимает, но самостоятельно изменить не может. Предпочитает настольные игры.
Восприятие – не соответствует возрасту, темп восприятия неравномерный.
Внимание: произвольность внимания не соответствует возрасту, Тимур не способен длительно удерживать внимание, часто отвлекается, устойчивость внимания носит неравномерный характер. Медленно переключается с одного вида деятельности на другой.
Память: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело даётся заучивание, пересказ содержания.
Мышление: преобладает наглядно-действенное, плохо понимает суть пространственных отношений, не подбирает обобщающее слово в рамках программного материала.
Продуктивная деятельность:
Лепка, конструирование, рисование и аппликация – данные виды деятельности ребенка мало привлекают и навыки сформированы недостаточно.
Развитие крупной и мелкой моторики - развиты недостаточно.
Ведущая рука правая. Уровень моторики средний. Координация не нарушена.
Развитие речи.
С помощью речи ребенок способен строить простые предложения. Активный словарный запас ограничен. Состояние словаря требует дополнения, связанная речь сформирована недостаточно.
Новообразования.
Формирование новообразований проходит с отставанием.
Навыки самообслуживания привиты. Тимур следит за своим внешним видом.
1.4. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
К шести годам:
Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы.
Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства.
Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении.
Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку.
Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки.
Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес.
Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов.
К семи годам:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.5. Оценка результатов реализации АОП
Оценка результатов реализации АОП проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая осуществляется субъектами коррекционно – образовательной деятельности и включает в себя три этапа:
- первый этап – начало реализации АОП;
- второй этап – оценка результатов проводится не ранее, чем через 6 месяцев коррекционной работы;
- третий этап – по завершению реализации АОП.
Логопедическое обследование, проводит учитель-логопед результаты обследования первого этапа фиксируются в речевой карте, а последующие результаты обследования отражаются в речевом профиле ребенка.
Психологическое обследование, проводит педагог-психолог, на основании данного обследования составляется психологическое представление.
Педагогическая диагностика осуществляется воспитателями ребенка.
Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития ребенка, которая необходима воспитателю для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком. При этом оценка индивидуального развития, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации ООП ДО и АОП. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. На основании полученных данных составляется педагогическое представление. (Карты обследования – приложение)
2. Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционно - образовательной деятельности
Содержание коррекционно - образовательной работы в ДОУ направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом, познавательном, физическом и психическом развитии Иванова Вани, признанным ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
На основании психолого – педагогической диагностики установлено, что у ребенка низкий уровень устной речи (ОНР-II уровня) и познавательных процессов. Так как познавательные процессы формируются при условии развития устной речи, поэтому работа специалистов по коррекции отмеченных нарушений выстроена в два этапа:
2023-2024 уч.г. – устранение нарушений устной речи (общее недоразвитие речи), через взаимодействие специалистов (перспективный план взаимодействия субъектов образовательного процесса прилагается);дальнейшее развитие устной речи и познавательных процессов (по результатам мониторинга).
Коррекционно-развивающие занятия специалистов не входят в учебный план. Занятия проводятся подгруппами или индивидуально.
Специальное коррекционно-образовательное пространство, включающее содержание развивающей предметно-пространственной среды, характер взаимодействия взрослых с ребенком в образовательном пространстве, формы, содержание, методы и приёмы коррекционного воспитания и обучения, структурируется с учётом вида и степени его обучаемости.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагогов
на 2023-2024 учебный год
Коррекция общего недоразвития речи выстроена согласно программе: Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)»
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта.
Формы и средства организации коррекционной деятельности
Учитель-логопед:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Педагог-психолог:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Инструктор по физвоспитанию:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Воспитатель-эколог:
- игры и упражнения на активизацию словарного запаса;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с окружающим миром.
Таким образом, усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. обеспечивают комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи. .
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
Перспективный план взаимодействия специалистов при организации коррекционной деятельности
Разработана система взаимодействия специалистов по устранению общего недоразвития речи, через занятия, которые подчинены общей теме.
Недели | Лексическая тема | Логопед | Психолог | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Инструктор по физ.воспитанию | Воспитатель-эколог |
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1-4 | Обследование детей | ||||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | «Осень» | Занятие 1. Цель: закрепить представлений об осени и ее приметах. Занятие 2. Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания, мышления. Занятие 2. Цель: развитие памяти, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: закрепление представлений об осени и ее приметах. | Занятие Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Развитие связной речи. |
2 | Занятие 1. Цель: активизация словаря по теме «Осень», «Деревья». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений по картинкам | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания, мышления, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие памяти, мышлениятворческого воображения | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» | Занятие Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных. | |
3 | «ОвощиОгород» | Занятие 1. Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического троя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, закрепление навыка употребления простых предлогов) | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» | Занятие Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». |
4 | Занятие 1. Цель: совершенствование грамматического строя речи Занятие 2. Цель: расширить представления детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: расширение представлений о важности труда взрослых | Занятие Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Активизация словаря по теме «Овощи. Огород» | |
НОЯБРЬ | |||||||
1 | «Сад. Фрукты». | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Занятие 2. Цель: совер-шенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьши-тельными суффиксами). | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: закрепление представлений о фруктах. | Занятие Цель: развивать пространственные представления, координировать работу рук в соответствии с текстом музыкального произведения. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи. |
2 | Занятие 1. Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Профессии. Продавец». Занятие 2. Цель: развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах семи). | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты» | Занятие Цель: развивать пространственные представления. Развивать мелкую моторику рук, развивать объем вдоха и выдоха | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Закрепление представлений о фруктах. | |
3 | «Лес. Грибы. Ягоды» | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Занятие 2. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания, мышления Занятие 2. Цель: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности | Занятие Цель: уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» | Занятие Цель: развивать пространственные представления, координировать работу рук в соответствии с текстом музыкального произведения. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов. |
4 | «Одежда». | Занятие 1. Цель: уточнение словаря по теме «Одежда». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). | Занятие 1. Цель: развитие мышления (классификация) Занятие 2. Цель: развитие навыков речевого общения, связанной речи | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда» | Занятие Цель: развивать пространственные представления, координировать работу рук в соответствии с текстом музыкального произведения. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Развитие мышления, речевого слуха, связной речи. Уточнение словаря по теме «Одежда». |
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | «Обувь» | Занятие 1. Цель: закрепление представлений об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа). | Занятие 1. Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь» | Занятие Цель: развивать умение выражать свое отношение к музыке, развивать кругозор. Развивать звуковысотный слух. Побуждать исполнять песню на одном звуке. Исполнять песню, четко артикулируя слова. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Закрепление представлений об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. |
2 | «Игрушки» | Занятие 1. Цель: уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, закрепление навыков употребления простых предлогов). | Занятие 1. Цель: развитие навыков речевого общения, связанной речи Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания, мышления, памяти, тонкой моторики | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Игрушки» | Занятие Цель: развивать умение выражать свое отношение к музыки, развивать кругозор. Развивать звуковысотный слух. Побуждать исполнять песню на одном звуке. Исполнять песню, четко артикулируя слова. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Развитие связной речи, составление загадок-описаний об игрушках по алгоритму. |
3 | «Посуда» | Занятие 1. Цель: формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных два и пять с существительными). | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, тактильных ощущений Занятие 2. Цель: развитие навыков речевого общения, связанной речи, зрительного внимания и восприятия | Занятие Цель: уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана | Занятие Цель: развивать умение выражать свое отношение к музыке, развивать кругозор. Развивать звуковысотный слух. Побуждать испол-нять песню на одном звуке. Исполнять песню, четко артикулируя слова. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях. |
4 | «Зима. Зимующие птицы» | Занятие 1. Цель: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Занятие 2. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». | Занятие 1. Цель: развитие памяти, мышления, внимания, совершенствование тактильного восприятия Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, тактильных ощущений, тонкой моторики | Занятие Цель: Закрепление представлений о зиме и ее приметах. | Занятие Цель: развивать умение выражать свое отношение к музыке, развивать кругозор. Развивать звуковысотный слух. Побуждать исполнять песню на одном звуке. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» |
ЯНВАРЬ | |||||||
1 | Праздничные дни | ||||||
2 | «Домаш-ние животные зимой» | Занятие 1. Цель: закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Занятие 2. Цель: развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам). | Занятие 1. Цель: развитие слухового внимания, мышления, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, тактильных ощущений. | Занятие Цель: Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках | Занятие Цель: развивать ловкость и координацию движений, развивать мелкую моторику пальцев, укреплять мышцы верхних дыхательных путей. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. |
3 | «Дикие животные зимой» | Занятие 1. Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного восприятия, внимания, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения | Занятие Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. | Занятие Цель: развивать ловкость и координацию движений, развивать мелкую моторику пальцев, укреплять мышцы верхних дыхательных путей. Исполнять попевки со словами и без слов. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. |
4 | «Мебель» | Занятие 1. Цель: расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). | Занятие 1. Цель: развитие зрительного внимания, мышления, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие тактильной чувствительности, связанной речи, внимания | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» | Занятие Цель: развивать ловкость и координацию движений, развивать мелкую моторику пальцев, укреплять мышцы верхних дыхательных путей. Исполнять попевки со словами и без слов. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: углубление представлении о мебели, ее назначении. |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1 | «Транс-порт» | Занятие 1. Цель: расширение и закрепление представлений о транспорте. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, согласование числительных два и пять с существительными). | Занятие 1. Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие внимания, творческого воображения, тонкой моторики | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря, но теме «Транспорт» | Занятие Цель: формировать умения внимательно слушать музыку, отмечать характерное звучание, соотносить музыку с соответствующей иллюстрацией. Исполнять попевки со словами и без слов. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, фантазию | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Расширение и закрепление представлений о транспорте. |
2 | «Профессии на транспорте» | Занятие 1. Цель: расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания, мышления Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики | Занятие Цель: расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте | Занятие Цель: формировать умения внимательно слушать музыку, отмечать характерное звучание, соотносить музыку с соответствующей иллюстрацией. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». |
3 | «Детский сад. Профессии». | Занятие 1. Цель: расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Занятие 2. Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии». | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия | Занятие Цель: расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих в детском саду | Занятие Цель:. Исполнять попевки со словами и без слов. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, фантазию | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Детский сад. Профессии». |
4 | «Профессии. Швея». | Занятие 1. Цель: расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Занятие 2. Цель6 совершенствование навыка составления сложносочиненных предложений со словами для того чтобы. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, слухового внимания, зрительного восприятия Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания, связанной речи, тонкой моторики | Занятие Цель: Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. | Занятие Цель: формировать умения внимательно слушать музыку, отмечать характерное звучание, соотносить музыку с соответствующей иллюстрацией. Исполнять попевки со словами и без слов. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. |
МАРТ | |||||||
1 | «Профессии на стройке» | Занятие 1. Цель: расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, внимания, тонкой моторики | Занятие Цель: расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. | Занятие Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. Развивать объем вдоха и выдоха | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Расширение и закрепление представлении о профессиях людей, работающих на стройке. |
2 | «Весна» | Занятие 1. Цель: закрепление представлений о весне и ее приметах. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка составления рассказа, используя мнемотаблицы. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, мышления Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления | Занятие Цель: закрепление представлений о весне и ее приметах. | Занятие Цель: Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. Развивать объем вдоха и выдоха | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Закрепление представлений о весне и ее приметах. |
3 | «Комнатные растения» | Занятие 1. Цель: уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. | Занятие 1. Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятие | Занятие Цель: уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. | Занятие Цель: Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. Развивать объем вдоха и выдоха | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. |
4 | «Аквариумные и пресноводные рыбы» | Занятие 1. Цель: расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, зрительного восприятия и внимания Занятие 2. Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления | Занятие Цель: расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках | Занятие Цель: Цель: развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать мелкую моторику рук. Развивать объем вдоха и выдоха | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. |
АПРЕЛЬ | |||||||
1 | «Весенние сельскохозяйственные работы». | Занятие 1. Цель: формирование представлений о труде людей весной на селе. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. | Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия | Занятие Цель: формирование представлений о труде людей весной на селе. | Занятие Цель: развивать чувство ритма, творческие способности, коммуникативные способности, выразительно передавать игровые образы. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Формирование представлений о труде людей весной на селе. |
2 | «Космос». | Занятие 1. Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). | Занятие 1. Цель: развитие навыков речевого общения, связанной речи, творческого воображения Занятие 2. Цель: развитие творческого воображения, тонкой моторики | Занятие Цель: формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. | Занятие Цель: развивать чувство ритма, творческие способности, коммуникативные способности, выразительно передавать игровые образы. Способствовать развитию детской памяти. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. |
3 | «Хлеб» | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксом –иц-). | Занятие 1. Цель: развитие диалогической речи, тонкой моторики, тактильной чувствительности Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» | Занятие Цель: развивать чувство ритма, творческие способности, коммуникативные способности, выразительно передавать игровые образы. Способствовать развитию детской памяти. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Развитие диалогической речи. |
4. | «Почта». | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Занятие 2. Цель: совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений по картинкам). | Занятие 1. Цель: развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, мышления, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие диалогической речи, мышления, тонкой моторики | Занятие Цель: формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда. | Занятие Цель: развивать чувство ритма, творческие способности, коммуникативные способности, выра-зительно передавать игровые образы. Способствовать развитию детской памяти. Развивать словарный запас | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Формирование представлений о труде работников почты. |
МАЙ | |||||||
1 | «Времена года. Лето». | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Занятие 2. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. | Занятие 1. Цель: развитие связанной речи, тонкой моторики Занятие 2. Цель: развитие диалогической речи, тактильной чувствительности, тонкой моторики | Занятие Цель: закрепление представлений о лете и его приметах. | Занятие Цель: развивать ловкость и координацию движений, развивать мелкую моторику пальцев, укреплять мышцы верхних дыхательных путей. Исполнять попевки со словами и без слов. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, ловкости. | Занятие Цель: Закрепление представлений о лете и его приметах. |
2 | «Полевые цветы» | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Занятие 2. Цель: совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. | Занятие 1. Цель: развитие памяти, мышления, общих речевых навыков Занятие 2. Цель: развитие связанной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики | Занятие Цель: расширение представлений о растениях луга, об охране природы. | Занятие Цель: развивать ловкость и координацию движений, развивать мелкую моторику пальцев, укреплять мышцы верхних дыхательных путей. Исполнять попевки со словами и без слов. | Занятие Цель: развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением. | Занятие Цель: Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. |
3-4 | Обследование детей | Обследование детей | Обследование детей | Обследование детей | Обследование детей | Обследование детей |
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагогов
МАОУ «Прогимназия «Созвездие» на 2023-2024 учебный год
Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ выстроена на основе программ: Под общей ред. С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)».
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта.
Ведущие специалисты по реализации АОП.
- Учитель-логопед – работа по индивидуальному плану.
- Педагог-психолог – работа по индивидуальному плану.
- Воспитатели группы – индивидуальная работа в рамках совместной образовательной деятельности и по рекомендациям педагога-психолога и учителя-логопеда.
- Инструктор по физической культуре - индивидуальная работа в рамках совместной образовательной деятельности и по рекомендациям педагога-психолога.
Работу по образовательной области «Речевое развитие» проводит воспитатель группы, другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и воспитатель-эколог. При этом они опираются на рекомендации педагога-психолога по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально - волевой сферы.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» реализуют воспитатели группы.
Работу по образовательной области «Физическое развитие» осуществляет инструктор по физической культуре с участием всех субъектов коррекционно- образовательной деятельности.
Таким образом, целостность АОП обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей (законных представителей) ребёнка.
Модель взаимодействия
субъектов коррекционно-образовательного процесса с ребенком с ОВЗ
Индивидуальный план логопедической коррекционной работы
№ | Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Неречевые психические функции |
|
2. | Моторная сфера |
Формировать кинетическую и кинестетическую основу движений; Развивать зрительно-моторную координацию. Развитие графических навыков
Упражнения на развитие статической организации движений губ, языка; Упражнения на развитие динамической организации движений губ, языка; Упражнения на развитие переключаемости движений губ, языка; |
3. | Формирование правильного звукопроизношения |
Для выработки направленности воздушной струи; Для формирования нижнего подъема языка (свистящие звуки) Для формирования артикуляционных укладов соноров; Для выработки верхнего подъема языка (шипящие звуки);
|
5. | Фонематические процессы |
|
6. | Активный словарь |
|
7. | Грамматический строй |
Образовывать слова за счет словосложения Образовывать существительные с увеличительным значением.
Практическое овладение существительными ед. и мн. числа Практическое овладение глаголами ед. и мн. числа Использовать предлоги из, на, под. |
Индивидуальный план психологической коррекционной работы
Направление | Задачи |
Сенсорное развитие | Развивать способность: - соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из четырех-пяти). - воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов; дорисовывать недостающие части или детали рисунка. - воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке: по картинке, разрезанной на две-три части (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко). - дифференцировать объемные формы по образцу (выбор из четырех). - соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном. - ассоциировать геометрические формы с предметами. Формировать: - представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим - большим (длиннее - короче, выше - ниже); - ориентировку в схеме собственного тела; - ориентировку в пространстве; - представления о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определяющий цвет: весна зеленая, лето красное, осень желтая, зима белая); - понимание того, что окружающие их предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности. Формировать способность: - запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний; - дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы; - группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. |
Формирование мышления | Формировать тесную зависимость между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты. Формировать умения: - рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. - анализировать сюжеты со скрытым смыслом. - соотносить текст с соответствующей иллюстрацией. - выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки. Формировать умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию) Формировать умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию Формировать способность определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех) Развивать способность анализировать сюжеты со скрытым смыслом Развивать способность соотносить текст с соответствующей иллюстрацией Формировать умение выполнять операции сравнения и обобщения. Формировать способность выполнять задания на классификацию картинок (раскладывать картинки на определенные группы без образца) Формировать способность выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение Закрепить умение производить операции сравнения и обобщения Развивать умение переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях Развивать способность адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла |
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму | Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка). Развивать способность: - штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз); - ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; - ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; - выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других; - выполнять графические задания на листе бумаги по образцу. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом. |
Перспективный план взаимодействия специалистов при организации коррекционной деятельности
Разработана система взаимодействия специалистов по устранению общего недоразвития речи, через занятия, которые подчинены общей теме.
Недели | Лексическая тема | Учитель - логопед | Педагог - психолог | Воспитатель |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-4 | Обследование детей | |||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | «Осень» | Занятие 1. Цель: закрепить представлений об осени и ее приметах. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Занятие Цель: Развитие целостного восприятия предметов. Формировать умение устанавливать соотношение между словом и образом. Развивать способность штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз); | Занятие Цель: закрепление представлений об осени и ее приметах. |
2 | Занятие 1. Цель: активизация словаря по теме «Осень», «Деревья». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений по картинкам | Занятие Цель: Формировать умение выполнять операции сравнения и обобщения. Развитие мелкой моторики. | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» | |
3 | «ОвощиОгород» | Занятие 1. Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического троя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, закрепление навыка употребления простых предлогов) | Занятие Цель: Формировать способность выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение Развивать способность ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги | Занятие Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» |
4 | Занятие 1. Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-,-чик-, -ечк-,-очк-,-еньк-,-оньк- по теме. Занятие 2. Цель: расширить представления детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда. | Занятие Цель: Формировать способность выполнять задания на классификацию Развивать способность выполнять графические задания на листе бумаги по образцу | Занятие Цель: расширение представлений о важности труда взрослых | |
НОЯБРЬ | ||||
1 | «Сад. Фрукты». | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). | Занятие Цель: Развивать умение переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях | Занятие Цель: закрепление представлений о фруктах. |
2 | Занятие 1. Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Профессии. Продавец». Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Занятие 2. Цель: развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах семи). Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с,в-из. | Занятие Цель: Формирование способности выявлять в окружающих предметах различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности. Развивать способность выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты» | |
3 | «Лес. Грибы. Ягоды» | Занятие 1. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Занятие 2. Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Согласование имен числительных 2 и 5 с существительными. | Занятие Цель Формировать способность группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. Развивать способность выполнять графические задания на листе бумаги по образцу | Занятие Цель: уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» |
4 | «Одежда». | Занятие 1. Цель: уточнение словаря по теме «Одежда»; формирование умения согласовывать числительные с существительными. Занятие 2. Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли). | Занятие Цель: Развивать способность адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом. | Занятие Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда» |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | Обследование |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды
Для коррекционной работы с Иваном в группе создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды выстраивается в соответствии ФГОС ДО и соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия с дошкольником.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) создается педагогами для развития индивидуальности ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда:
- инициирует познавательную и творческую активность воспитанника,
- предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
- обеспечивает:
- реализацию используемых программ;
- учет национально – культурных, климатических условий;
содержательность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность;
- содержание разных форм детской деятельности,
- безопасность и комфортность,
- соответствует возрастным особенностям, интересам, потребностям и возможностям ребенка,
- гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанника всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанника к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Организованная развивающая предметно – пространственная среда провоцирует его на проявление самостоятельности и свободной активности как при взаимодействии с воспитанниками, так и в уединении.
Организация предметно-пространственной среды обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанника, экспериментирование с доступными материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и возрастными особенностями воспитанников.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Центр «Творческая мастерская»
1. Бумага
2. Картон
3. Трафареты
4. Краски
5. Кисти
6. Клей
7. Карандаши
8. Салфетки
9. Ножницы
10. Раскраски
11. Пластилин
12. Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию,
13. Лото «Народные промыслы", журналы с образцами росписей.
14. Книги по модульной аппликации, пластинографии и оригами.
Центр музыкально-театрализованной деятельности
1. Кукольный театр.
2.Теневой театр.
3. Настольный театр.
4. Бибабо.
5. Пальчиковый театр.
6. Маски.
7. Атрибуты для разыгрывания сказок
8. Металлофон
9. Маракасы
Направление: Речевое развитие.
Центр «Литературы»
1. Книги с художественными произведениями детских писателей
2. Фотография писателей
3. Книжки самоделки
4. Загадки
5. Дидактические игры по сказкам, рассказам
6. Карточки посетителей библиотеки.
Центр «Речевого развития»
1. Дидактические игры «Ассоциации»
2. Серии картин и иллюстраций
3. Наборы парных картинок на соотнесение
4. Разрезные сюжетные картинки и ребусы
5. Карточки артикуляционной гимнастики
6. Набор букв
7. Алфавит
8. Трубочки для развития воздушной струи, «подуй на свечку»
9. Нитки для выкладывания букв
10. Схемы слов и предложений
11. Набор гласных и согласных букв
12. Дидактические игры: «Назови одним словом», «Противоположности», «Найди отличия».
13. Игра для развития моторики «Накорми колобка»
Направление: Познавательное развитие.
Центр «Мы познаем мир»
1. Энциклопедии «комнатные растения»
2. Серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир»
3. Коллекции природного материала
4. Муляжи овощей и фруктов, насекомых
5. Календарь природы и погоды
6. Коллекция (грунт, камни, минералы, семена, крупы)
7. Лупа, компас, часы
8. Картотека опытов и экспериментов
9. Бросовый материал, листочки, шишки, гербарий.
Центр «Математики»
1. Магнитная доска
2. Наборы карточек на сопоставление цифры и количества
3. Наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами
4. Мозаика
5. Пазлы
6. Развивающие игры «Монгольская игра»
7. Палочки Кюизенера
8. Разрезной квадрат «Никитина»
9. Логические блоки «Дьенеша»
10. Счетные палочки
11. Счетный и раздаточный материал
12. Геометрические фигуры разных размеров
13. Линейки разных размеров
14. Математический планшет
15. Домино
16. «Сложи узор»
«Нравственно-патриотический» Центр
1.Государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины
2. Иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России,
3. Папка про ХМАО, город Пыть-Ях
Центр «конструирования
1.Деревянный конструктор
2.Техно-конструктор
3.Крупный конструктор
Спортивный центр
1. Мячи большие
2. Кегли
3. Тренажер
4. Атрибуты для подвижных игр
5. Скакалки
6. Мячи малые
3.2. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение представлено в основной образовательной программе МАОУ «Прогимназия «Созвездие» и в данной программе целевом разделе.
3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольника, вовлечение родителей в образовательный процесс в группе.
В основу совместной деятельности с семьей заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи взаимодействия педагога с родителями
- Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Основные формы взаимодействия с семьёй
Формы работы | Вид деятельности |
Знакомство с семьёй | - встречи-знакомства - посещение семьи -анкетирование родителей (законных представителей), бабушек, дедушек |
Наглядно-информационные | - оформление стендов - организация выставок детского творчества - создание памяток |
Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса | - дни открытых дверей - консультации (индивидуальные, групповые) - родительские собрания - информационные листы о задачах на неделю - информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали) |
Образование родителей | - организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы) - заседания «круглого стола» - мастер-классы - тренинги - родительские вечера - родительские ринги - создание библиотеки |
Совместная деятельность | - конкурсы - маршруты выходного дня (туристические прогулки/ походы, театр, музей, библиотека) - участие в исследовательской и проектной деятельности |
Подписи членов ППк:
Руководитель консилиума: ______________________________________________
Педагог-психолог: ______________________________________________________
Учитель–логопед: ______________________________________________________
Воспитатели: __________________________________________________________
Подпись родителей: ____________________________________________________
Дата : ___________