Наречие как часть речи

Урок в 4 классе Тема "Наречие как часть речи"

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet.narechie.doc70 КБ
Office presentation icon prezentatsiya._narechie.ppt97 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тема: «Наречие, как часть речи»

Класс: 4

Дата: 15.10.2013

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи: 1)обучающая: 

  • актуализировать знания об изученных частях речи;
  • создать условия для открытия понятия «наречие», его существенных признаков;

   2)развивающая:

  • продолжить развитие грамматических умений детей распознавать части речи,  выделять новую на основе открытых признаков;
  • развивать умение детей использовать новую часть речи в устной и письменной речи;
  •   3) воспитывающая.

      формировать навыки контроля и самоконтроля, формировать навыки         познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: 5 конвертов с заданиями для игры «конструктор»;

                            Карточки с заданиями;

                            Презентация «Наречие, как часть речи», проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Отгадайте анаграмму: Е, В, Е, Д, Р, И,П.(ВПЕРЕДИ). Запись слова. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.

Почитайте высказывание.

Я возвращался с охоты вечером. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я благополучно спустился с холма вниз. (Слайд 1)

-Что вы прочитали?  (текст). Ответ обоснуйте.

- Определите тип текста.

-Из чего состоит текст? (Из предложений)

-Сколько предложений в этом тексте?

-Из чего состоит предложение? (из слов, или частей речи)

Восстановление опорной карточки.

текст

предложение

слово (части речи)

-Какие части речи вы знаете? (Слайд 2)

  • Имя существительное;
  • Имя прилагательное;
  • Имя числительное;
  • Глагол;
  • Местоимение.

Воспроизведение знаний о смысловых и грамматических признаках частей речи.

Игра «Конструктор». Работа в группах. Создаётся 5 групп.

Часть речи

смысловые

грамматические

обозначает

 вопросы

Имя существительное

предмет

Кто? Что?

Имеет род,

Изменяется по числам

Изменяется по падежам (склоняется)

Имя прилагательное

признак предмета

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Изменяется по родам, числам, падежам

Глагол

действие или состояние предмета

Что делать? Что сделать?

Изменяется по временам, числам, родам (в прошедшем времени)

Имя числительное

Количество или порядок предметов при счёте

Сколько?

Который?

Изменяется по падежам, числам.

Местоимение

Указывает на предмет, но не называет его

Кто?

Что?

Изменяется по числам, лицам, падежам.

Таблица разрезается по линиям. Набор разрезанных карточек находится в конверте. Представитель группы выбирает конверт с определённой частью речи. Дети собирают данные по выбранной части речи.

Каждая группа рассказывает о своей части речи. Например, «Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, падежам, имеет род.

III. Постановка темы урока.

Найдите в тексте второе предложение.

 Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

- Определите части речи.

Возникает проблема. Дети не могут определить часть речи: впереди, медленно.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо попробуйте предположить. - Значит, какая тема урока? ( Наречие)

Какие задачи мы должны решить?( Исследовать новую часть речи «Наречие» и узнать её особенности)

- На какие вопросы ответить?(Слайд 3)

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Синтаксическая роль в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

Часть речи

смысловые

грамматические

обозначает

вопросы

?

?

?

?

IV. Изучение нового материала.

Распределите слова по частям речи:

1 ряд: выписывают имена существительные;

2 ряд: выписывают имена прилагательные;

3 ряд: выписывают имена числительные;

4 ряд: глаголы.

К..никулы, ч..ловечный, х..зяйствовать, б..гажный, вп..реди, пр..красный, вос..мь, праз..новать, медленно, дв..надцать,  к..мбайн, ..диннадцать, завтра, чу..ствовать, вниз, ч..ловек, праз..новать.

Самопроверка по таблице (слайд №3)

каникулы

человечный

восемь

хозяйствовать

комбайн

багажный

двенадцать

чувствовать

человек

прекрасный

одиннадцать

праздновать

- Какие слова не вошли в таблицу? (впереди, медленно, вниз, завтра)

V. Исследование части речи «Наречие» в группах. (слайд 4)

1 группа. Исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие.

Карточка №1.

К выделенным словам поставьте вопросы.

Поднималась впереди, поднималась медленно, спустился вниз, возвращался вечером, дует снизу.

(ГДЕ?, КАК?, КУДА? КОГДА? ОТКУДА?)

2 группа.

Карточка №2.

Как изменяется наречие? Выбери правильный вариант ответа.

Работа по учебнику. С. 63, № 110.

Журчит - …

Журчат - …

Журчали - ..

Будут журчать - …

  • по временам;
  • по падежам;
  • по лицам;
  • по числам и родам;
  • не изменяется

3 группа.- Какова синтаксическая роль в предложении.

 Карточка 3.

Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения являются наречия?

Я возвращался с охоты вечером. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

4 группа.- Определите роль наречий в тексте. 

Карточка 4 .

Какую часть речи поясняет наречие?

Учебник, с. 64, № 111.

VI. Выводы по результатам исследовательской работы.

Выступают организаторы групп.

1гр. – КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?,

2 гр. – не изменяется (не склоняется, не спрягается)

Какой части слова не может быть у наречия? (окончание)

3 гр. - второстепенный член предложения.

 4 гр. – Наречие – активный помощник глагола. Поясняет их, придает им четкость, украшает нашу речь.

(слайд 4)

 VII. Подведение итогов

– Расскажите о наречии всё, что вы узнали. ( на доске схема)

(Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия и

отвечает на вопросы как? когда ? где? куда? откуда?, в предложение

является второстепенным членом. (Слайд 5)

Записывают опорный конспект в тетрадях для опорных конспектов.

 Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте правило.

- Все ли выводы мы с вами сделали? VIII. Закрепление.

1.Работа по учебнику. С. 65, № 112. Коллективное выполнение.

Рефлексия.

2 .Замените фразеологические обороты словами-синонимами. (парная

работа.)  запишите только наречия.

  • Пальчики оближешь - (вкусно)
  •  Битый час – (долго)
  • Днем с огнем – (трудно)
  • Кот наплакал – (мало)
  •  На край света – (далеко)
  • Чуть свет – (рано)
  • Как снег на голову – (неожиданно)
  • Сломя голову – (быстро)

Самопроверка. (Слайд 7.)

Итог урока.

В тексте (см. начало урока) найди и назови наречия.

Домашнее задание.

1. Учить опорный конспект.

2. Выписать из орфографического словаря все наречия (с. 167); обозначить орфограммы. Составить предложение с одним из выписанных слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: