Наречие как часть речи
Урок в 4 классе Тема "Наречие как часть речи"
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet.narechie.doc | 70 КБ |
prezentatsiya._narechie.ppt | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Тема: «Наречие, как часть речи»
Класс: 4
Дата: 15.10.2013
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.
Задачи: 1)обучающая:
- актуализировать знания об изученных частях речи;
- создать условия для открытия понятия «наречие», его существенных признаков;
2)развивающая:
- продолжить развитие грамматических умений детей распознавать части речи, выделять новую на основе открытых признаков;
- развивать умение детей использовать новую часть речи в устной и письменной речи;
- 3) воспитывающая.
формировать навыки контроля и самоконтроля, формировать навыки познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Оборудование: 5 конвертов с заданиями для игры «конструктор»;
Карточки с заданиями;
Презентация «Наречие, как часть речи», проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Отгадайте анаграмму: Е, В, Е, Д, Р, И,П.(ВПЕРЕДИ). Запись слова. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.
Почитайте высказывание.
Я возвращался с охоты вечером. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я благополучно спустился с холма вниз. (Слайд 1)
-Что вы прочитали? (текст). Ответ обоснуйте.
- Определите тип текста.
-Из чего состоит текст? (Из предложений)
-Сколько предложений в этом тексте?
-Из чего состоит предложение? (из слов, или частей речи)
Восстановление опорной карточки.
текст | предложение | слово (части речи) |
-Какие части речи вы знаете? (Слайд 2)
- Имя существительное;
- Имя прилагательное;
- Имя числительное;
- Глагол;
- Местоимение.
Воспроизведение знаний о смысловых и грамматических признаках частей речи.
Игра «Конструктор». Работа в группах. Создаётся 5 групп.
Часть речи | смысловые | грамматические | |
обозначает | вопросы | ||
Имя существительное | предмет | Кто? Что? | Имеет род, Изменяется по числам Изменяется по падежам (склоняется) |
Имя прилагательное | признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? | Изменяется по родам, числам, падежам |
Глагол | действие или состояние предмета | Что делать? Что сделать? | Изменяется по временам, числам, родам (в прошедшем времени) |
Имя числительное | Количество или порядок предметов при счёте | Сколько? Который? | Изменяется по падежам, числам. |
Местоимение | Указывает на предмет, но не называет его | Кто? Что? | Изменяется по числам, лицам, падежам. |
Таблица разрезается по линиям. Набор разрезанных карточек находится в конверте. Представитель группы выбирает конверт с определённой частью речи. Дети собирают данные по выбранной части речи.
Каждая группа рассказывает о своей части речи. Например, «Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, падежам, имеет род.
III. Постановка темы урока.
Найдите в тексте второе предложение.
Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
- Определите части речи.
Возникает проблема. Дети не могут определить часть речи: впереди, медленно.
- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,
либо попробуйте предположить. - Значит, какая тема урока? ( Наречие)
Какие задачи мы должны решить?( Исследовать новую часть речи «Наречие» и узнать её особенности)
- На какие вопросы ответить?(Слайд 3)
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется?
4. Синтаксическая роль в предложении.
5. Какую работу в языке выполняет часть речи?
Часть речи | смысловые | грамматические | |
обозначает | вопросы | ||
? | ? | ? | ? |
IV. Изучение нового материала.
Распределите слова по частям речи:
1 ряд: выписывают имена существительные;
2 ряд: выписывают имена прилагательные;
3 ряд: выписывают имена числительные;
4 ряд: глаголы.
К..никулы, ч..ловечный, х..зяйствовать, б..гажный, вп..реди, пр..красный, вос..мь, праз..новать, медленно, дв..надцать, к..мбайн, ..диннадцать, завтра, чу..ствовать, вниз, ч..ловек, праз..новать.
Самопроверка по таблице (слайд №3)
каникулы | человечный | восемь | хозяйствовать |
комбайн | багажный | двенадцать | чувствовать |
человек | прекрасный | одиннадцать | праздновать |
- Какие слова не вошли в таблицу? (впереди, медленно, вниз, завтра)
V. Исследование части речи «Наречие» в группах. (слайд 4)
1 группа. Исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие.
Карточка №1.
К выделенным словам поставьте вопросы.
Поднималась впереди, поднималась медленно, спустился вниз, возвращался вечером, дует снизу.
(ГДЕ?, КАК?, КУДА? КОГДА? ОТКУДА?)
2 группа.
Карточка №2.
Как изменяется наречие? Выбери правильный вариант ответа.
Работа по учебнику. С. 63, № 110.
Журчит - … Журчат - … Журчали - .. Будут журчать - … |
|
3 группа.- Какова синтаксическая роль в предложении.
Карточка 3.
Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения являются наречия?
Я возвращался с охоты вечером. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
4 группа.- Определите роль наречий в тексте.
Карточка 4 .
Какую часть речи поясняет наречие?
Учебник, с. 64, № 111.
VI. Выводы по результатам исследовательской работы.
Выступают организаторы групп.
1гр. – КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?,
2 гр. – не изменяется (не склоняется, не спрягается)
Какой части слова не может быть у наречия? (окончание)
3 гр. - второстепенный член предложения.
4 гр. – Наречие – активный помощник глагола. Поясняет их, придает им четкость, украшает нашу речь.
(слайд 4)
VII. Подведение итогов
– Расскажите о наречии всё, что вы узнали. ( на доске схема)
(Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия и
отвечает на вопросы как? когда ? где? куда? откуда?, в предложение
является второстепенным членом. (Слайд 5)
Записывают опорный конспект в тетрадях для опорных конспектов.
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте правило.
- Все ли выводы мы с вами сделали? VIII. Закрепление.
1.Работа по учебнику. С. 65, № 112. Коллективное выполнение.
Рефлексия.
2 .Замените фразеологические обороты словами-синонимами. (парная
работа.) запишите только наречия.
- Пальчики оближешь - (вкусно)
- Битый час – (долго)
- Днем с огнем – (трудно)
- Кот наплакал – (мало)
- На край света – (далеко)
- Чуть свет – (рано)
- Как снег на голову – (неожиданно)
- Сломя голову – (быстро)
Самопроверка. (Слайд 7.)
Итог урока.
В тексте (см. начало урока) найди и назови наречия.
Домашнее задание.
1. Учить опорный конспект.
2. Выписать из орфографического словаря все наречия (с. 167); обозначить орфограммы. Составить предложение с одним из выписанных слов.