Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
|
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | |
| – Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. 1. Игра, которая называется “Поменяйтесь местами те,…” | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру. Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя. | Встают в круг, выполняют соответствующие действия.
|
| Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
|
2. | Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
В) Проверить знания по теме “Воздух”. |
|
Проверка д/з. А) Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. – Как вы думаете, почему данная загадка прозвучала? | – Давайте проверим наши знания по этой теме. |
|
Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом. Выводит вопросы с помощью проектора на экран. (задания в тестовой форме с возможными вариантами ответов) | Отгадывают загадку. – (воздух)
Отвечают на вопросы теста
Сравнивают ответ с эталоном. Самооценка. |
Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
|
|
|
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока. | |
|
Обучающимся предлагается ряд заданий по определению понятия «ВОДА» на основе текста
– Перед взаимопроверкой отгадайте ещё одну загадку. – Начинаем проверку работ друг у друга, сверяя её с эталоном. Если работа выполнена верно, то должно получится слово, какое?
А теперь подумайте, как связать отгадку со словом, получившимся при проверке домашнего задания – Сформулируйте тему урока. – Сформулируйте учебную задачу. – Что же такое вода? (При повторении Д.З. получилось ключевое слово-Свойства; далее-вода) Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. | Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.
|
|
Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока, организует взаимопроверку работ.
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. |
Отвечают на вопросы текста
Отгадывают загадку. – (вода) Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – вода.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Делают вывод. Тема урока-«Вода и ее свойства.» | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
|
4. Организация исследовательской работы. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды |
1. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов КАРТОЧКА 1 и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты) –КАРТОЧКА 2. Опыт 1. Прозрачность. Опыт 2. Цвет. Опыт 3. Запах. Опыт 4. Текучесть. Опыт 5. Растворитель. | 2. Демонстрационный опыт. Опыт 6. Фильтрование. | 3. Самопроверка по эталону с использованием презентации ИКТ.
|
| Организует практическую работу, обеспечивает контроль над выполнением задания.
Организует демонстрацию опытов. | Организует коллективную проверку задания. |
| Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.
Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.
| Познавательные: Проверяют справедливость утверждений о свойствах воды, Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
|
5. Беседа “Вода в природе” Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. | – Как вы думаете, много ли воды на Земле? ИКТ – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубого цвета. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде. |
Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
|
|
6. | Самостоятельная работа. Цель: Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела. |
| – Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.56. 2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. КАРТОЧКА 3 | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. | Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
|
|
7. | Закрепление “Роль воды в жизни человека и охрана вод”. Цель: Показать значение воды для живых организмов. |
| Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. Это тема нашего следующего урока. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
|
8. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | |
|
|
| – Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам написать необычное предложение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах .КАРТОЧКА 4 | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
|
|