Рекомендация для воспитателей «УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»
Рекомендации для воспитателей
«УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»
Всестороннее развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но на физическое и речевое развитие ребенка. Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в любой деятельности. Ему необходимо разговаривать с ним, рассказывать о том, чего сам ребенок еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.
Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, насколько он учитывает интересы и высказывания своего партнера. А продолжительность того или иного взаимодействия зависит от умения взрослого (воспитателя) строить речевое общение, от его умения владеть «искусством задавать вопросы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей
«УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»
Всестороннее развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но на физическое и речевое развитие ребенка. Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в любой деятельности. Ему необходимо разговаривать с ним, рассказывать о том, чего сам ребенок еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.
Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, насколько он учитывает интересы и высказывания своего партнера. А продолжительность того или иного взаимодействия зависит от умения взрослого (воспитателя) строить речевое общение, от его умения владеть «искусством задавать вопросы».
Причины, по которым необходимо задавать вопросы:
чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
чтобы понять потребности и желания ребенка;
чтобы вовлечь ребенка в разговор;
чтобы узнать возможные возражения.
Рекомендую соблюдать некоторые принципы партнерских отношений в общении - «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
Ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:
ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом;
ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;
ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не навязываете своего мнения;
ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.
Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух. |
ПОМНИТЕ!!!
Контролирует СИТУАЦИЮ не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает!
Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:
разбивайте речь на смысловые блоки;
в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;
делайте ударения на ключевые слова;
говорите чуть медленней, чем обычно;
если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;
проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа;
не превращайте непонимание в стереотип.
Продумывайте Вопросы для успешной работы по заданной теме, например: рассматривание сюжетной или предметной картины.
Существуют ВОПРОСЫ ЗАКРЫТЫЕ (конвергентные)
Вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Ответ - односложное (единичное) обозначение предмета или действия.
Какой это цвет?
Какая это форма?
Как это называется?
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов. Используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера. Что нравиться тебе больше груша или яблоко? |
ХВОСТАТЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы с заранее запрограммированным ответом. Первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится. Вторая часть - это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Вы согласны?», «Правда?». Ты согласен, что всегда приятно иметь друга, которому можно доверить свои секреты, не так ли? |
ВОПРОСЫ ОТКРЫТЫЕ (дивергентные)
Вопросы, которые предполагают и активизируют полный, развернутый ответ. При развернутом ответе ребенок открывает новые стороны своей личности (эмоциональная окраска; развитие речи - словарный запас ребенка; развитие некоторых психических процессов; интерес к происходящему)
Что ты видишь?
Что ты заметил?
Что ты слышишь, чувствуешь?
Какая разница между…?
В чем сходство между …?
Как иначе можно…?
Как сделать так чтобы вы оба могли пользоваться кубиками одновременно?
Как вы пришли к решению поставить их вместе?
Как нам узнать, сколько…?
Какая картина вам больше всего нравиться?
Что случиться, если…?
Что нужно сделать, чтобы…?
Как ты сделал…?
Что еще ты бы мог бы…?
СОБЛЮДАЙТЕ «Правила партнерских отношений в общении - «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ».
Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы, что способствует развитию речи дошкольника!!!
Resource id #4514