Моё портфолио

Кармалькова Оксана Михайловна

Материал содержит основные аспекты  деятельности учителя - дефектолога детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые, психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. 

        Поиск новых методов работы заставляет пересмотреть позицию учителя-дефектолога на современном этапе.

Основной задачей учителя-дефектолога является выявление и учет детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов, проведение совместно с другими специалистами углубленного психолого - медико - педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, разработки программы сопровождения. «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора …» (Е.И. Казакова). 

Чтобы реализовать условия, при которых осуществляется процесс сопровождения, необходимы готовность и способность учителя-дефектолога ответственно и эффективно реализовывать поставленные цели, действовать в стандартной и нестандартной ситуации для решения той или иной профессиональной задачи. Другими словами, быть компетентным в смежных дисциплинах, учитывать «зоны актуального, ближайшего и дальнейшего развития» (Теория развития Л.С. Выготского). «…Исследуя, что ребенок может выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», - писал Л.С.Выготский. 

Учет зон актуального и ближайшего развития позволяет дозировать помощь (направляющая, организующая, стимулирующая, содержательная), учитывать индивидуальные особенности ребенка (умение работать самостоятельно, выполнять задания в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор), его работоспособность в течение занятия.

Простейшей  и остающейся по сей день наиболее популярной моделью обучения, основанного на опыте, по моему мнению, является циклическая модель Д.Колба.

Конкретный опыт

Активное экспериментирование                            Рефлексивное наблюдение

Абстрактная концептуализация

         В этой модели, которую сам автор считает основанной на идеях Дж. Дьюи и К. Левина, процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз:

  • получение опыта;
  • обдумывание этого опыта (рефлексия);
  • осмысление полученного опыта (выведение закономерностей, схем);
  • применение нового образа действия на практике.

          Автор полагает, что только сочетание в обучающих методах всех выделенных компонентов может привести к успеху. В случае пропуска одной из стадий обучение становится неполноценным.

Традиционно методы коррекции детей с ОВЗ разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей  усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-речевой памяти, счетных операций, письма и т.д. 

Второе направление – методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, массаж, ЛФК и т.д.) и телесно-ориентированные психотехники как средство развития невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия, снятия телесных напряжений (релаксации). Все попытки «связать» эти два направления воедино чаще всего сводятся к обычной суммации: например в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния (Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»). В своей книге автор предлагает  технологию «комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка». Фундаментом данной технологии является «метод замещающего онтогенеза». Применение в работе данного метода позволяет создать предпосылки для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями; помогает устранить причину, а не работать над последствиями. Мозг человека очень пластичен, функции пораженных участков головного мозга способны компенсировать другие, сохранные зоны. 

Все вышеперечисленные методы позволяют мне более эффективно и профессионально решать поставленные задачи. 

Задача учителя-дефектолога состоит в том, чтобы сформировать у каждого воспитанника осмысленную целенаправленную деятельность. Для этого важно иметь возможность выделить ее особенности, свойственные конкретным детям, и определить наличие или отсутствие динамики состояния деятельности учащихся.

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Наиболее остро эта проблема затрагивает воспитанников детского дома. Подобного положения можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям помощь.

Известно, что дети детских домов и школ-интернатов имеют характерные особенности познавательной деятельности:

  • низкая  способность к усвоению учебных действий;
  • слабая переключаемость на новую деятельность;
  • неумение самостоятельно применять измененный способ действия;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки;
  • импульсивность деятельности без осмысления ситуации;
  • искаженная самооценка;
  • хаотичность, неосознанность, нецеленаправленность деятельности, отсутствие планирования;

Таким образом, учебная деятельность детей с разным уровнем развития при наличии принципиального сходства имеет свои отличительные особенности, которые в значительной мере влияют на ее эффективность.

Работа строится по направлениям:

  • Диагностическому;
  • Коррекционно-развивающему;
  • Консультационно-просветительскому;
  • Профилактическому.

Опыт проведения диагностической работы позволил выделить ряд этапов комплексного изучения особенностей учебной деятельности ребенка, его задачи и планируемый результат, которые мы представили в таблице:

Этапы     

1. Изучение документации (характеристики, заключение ПМПК, заключение психолога, тетради и другие работы ребенка), сбор предварительных данных (ФИО, возраст, тип школы, год обучения, особенности предыдущего опыта обучения и воспитания, особенности социального окружения ребенка).

Задача: Охарактеризовать состояние мотивационного компонента учебной деятельности

Результат: Определение областей предметных знаний, усвоение которых ребенком сопряжено с особыми трудностями    

2. Изучение особенностей учебной деятельности с помощью экспериментальных методик.

Задача:  Определить наличие системы знаний, составляющих содержательную сторону поведенческих и общих учебных действий, а также начальных логических операций

Результат: Установление  возможных причин дальнейших трудностей    

3. Наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроке

Задача: Выявить особенности операционной стороны начальных логических операций, общих учебных и поведенческих действий

Результат: Определение возможных форм, способов и приемов коррекционной работы    

4. Анализ полученных данных, определение уровня сформированности учебной деятельности и специфических ее особенностей у каждого ребенка.

Результат: Расширение сферы деятельности дефектолога, организация его непрерывного взаимодействия с учителями школ, психологом, логопедом, воспитателями    

5. Подбор и реализация системы методических приемов, направленных на формирование учебной деятельности, поэтапная диагностика ее изменений, совершенствование выбранной системы коррекционной работы согласно полученным результатам обследования.

6. Итоговая диагностика, составление рекомендаций для дальнейшего обучения ребенка.

Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанные протоколы, сообщаются педагогам на консилиуме. Разрабатываются обоснованные рекомендации по главным направлениям работы с учащимися, предполагающие обеспечение индивидуального подхода в обучении и воспитании, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Важным средством развития и коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности. При осуществлении коррекционно-развивающей работе стремлюсь учитывать следующее:

- использование специальных методов коррекции;

- перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке;

- связь коррекционных программ дефектолога с учебным материалом и требованиями школьной программы;

- постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень;

- «пошаговость» при предъявлении материала;

- дозированность помощи, ее вид (направляющая, организующая, стимулирующая, содержательная);

- учет индивидуальных особенностей ребенка (умение работать самостоятельно, выполнять задания в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор).

Цели коррекционно-развивающих занятий, главным образом, заключаются не в «подтягивании» по программе, а в овладении учащимися общеучебными навыками:

-  помочь учащимся достичь того уровня знаний, умений и навыков, который необходим для социальной адаптации;

- организация управляемой (в том числе «путем проб и ошибок») деятельности учащихся;

- овладение обобщенными способами действий с различным по содержанию материалом (наглядным, вербальным, цифровым).

Планирование и проведение дефектологических занятий представляет большую сложность. Причина этого заключается в отсутствии методических и нормативных документов, регламентирующих их содержание.

Каковы же особенности занятий у дефектолога и в чем их отличие от школьных уроков? Прежде всего, занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников.

На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решить все три аспекта цели: познавательной, развивающей и воспитывающей:

Познавательный аспект

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания воображения.

- формирование  и развитие общеучебных умений и навыков.

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

- развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности. Как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я - концепцию»).

На каждом занятии провожу коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей. 

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов  в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.

Очень важно исключить на занятиях дублирующее обучение, ведь занятие  это не урок. Цели коррекционно-развивающих занятий, главным образом, заключаются не в «подтягивании» по программе, а в овладении учащимися общеучебными навыками.

Предлагаем структурную модель дефектологического занятия:

Подготовительный этап

Снятие напряжения, подготовка к работе

Объявление цели и задач

Основной этап

«Мозговая гимнастика».

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения:

«качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы;

«ленивые восьмерки» - упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания;

«шапка для размышлений» - упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

Коррекционная гимнастика для глаз: моргания, «вижу палец», «палец двоится», «письмо носом».

Разминка

Основной задачей этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

С целью отдыха используются упражнения для снятия глазного напряжения (использую интерактивные методики Базарного, методику профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей Ковалева В.А.), массаж и самомассаж (А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». – М.: Генезис, 2007.)

Логические поисковые задания

На этом этапе задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т.д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

«Веселая переменка»

Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Нестандартные задачи».

Умение ориентировать в тексте учебной задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

Заключительный этап

  • Рефлексия
  • Коллажи
  • Шкала настроения
  • Устный опрос
  • Релаксация

Также на занятиях применяю проективное рисование, пальчиковые гимнастики, игровые тренинги, элементы сказкотерапии; использую опоры алгоритмы, памятки. Считаю, что важную роль в работе дефектолога играет и организация развивающей среды. Пространство кабинета поделено на зоны: зона учебная, зона игровая и зона для релаксации. Большой выбор методических пособий, дидактических игр, различные виды шнуровок, мозаики, конструкторы ЛЕГО. Использую в работе обучающие компьютерные программы, ИКТ, кукольный театр.

Консультационно-просветительское направление предполагает самое тесное сотрудничество дефектолога с другими специалистами, и в первую очередь с учителями и воспитателями. В нашем детском доме это взаимодействие реализуется через центр психолого - педагогического сопровождения (ППС). Педагоги должны быть подготовлены к деятельности, предполагающей изучение специальной научной и педагогической литературы, должны уметь выбирать наиболее адекватные методы работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Особое место в работе дефектолога занимает работа с воспитателями. Она включает в себя:

  1. Ежемесячный дефектологический всеобуч (темы определяются из запросов педагогов);                                                                                                                                                                                                     
  2. Консультирование и оказание помощи в организации взаимодействия между воспитанниками в учебном процессе и за его пределами;
  3. Совместная разработка рекомендаций по главным направлениям работы с детьми;
  4. Совместное планирование и проведение мероприятий.

Перечисленные варианты работы не исчерпывают всего разнообразия возможных способов формирования учебной деятельности. Они лишь очерчивают некий возможный круг работы дефектолога, направленной на формирование учебной деятельности воспитанников, сохранение их здоровья.