Распространение педагогического опыта
Экспериментирование один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово эксперимент произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d1.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Р. Г. Ахметшина,
воспитатель,
МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка»,
Астраханская обл.;
Л. Г. Соковцова,
воспитатель,
МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка»,
Астраханская обл.
Рассмотрена актуальная проблема организации основного вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирование. Указаны достоинства этого метода и описано его практическое применение с использованием информационных компьютерных технологий в процессе обучения детей экспериментированию.
Ключевые слова: опыт, детское экспериментирование, ИКТ - технологии
CHILDREN'S EXPERIMENTATION
AS A MEANS OF DEVELOPMENT COGNITIVE ACTIVITY
OF PRESCHOOLERS
R. G. Akhmetshina,
Preschool teacher,
Kindergarten No. 7 “Alenushka”, Znamensk, Astrakhan region;
L. G. Sokovtsova,
Preschool teacher,
Kindergarten No. 7 “Alenushka”, Znamensk, Astrakhan region
The article deals with the experimentation. It is an actual problem of the organization of the
main leading type of activity in the knowledge of the surrounding world during preschool childhood.
The authors indicate in detail the advantages of this method and describe its practical application
using information computer technologies in the process of teaching children experimentation.
Keywords: experience, children's experimentation, computer technologies
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает, особенно ребёнок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –
и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит
и делает сам. Учёными доказано, что чем больше органов чувств одновременно
участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,
осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
7
На сегодняшний период в дошкольном образовании стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира
в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как игровая. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается
в том, что в процессе эксперимента [1]:
‒ дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
‒ идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа
и синтеза, сравнения и классификации;
‒ развивается речь, т. к. ребёнку необходимо давать отчёт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
‒ происходит накопление умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
‒ формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
‒ развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего
уровня двигательной активности.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того,
чтобы ребёнку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать ка-кой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том,
как познавали мир другие люди и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям
сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться [2].
Опыт – это весело и увлекательно, но в то же время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт
возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В работе с дошкольниками можно использовать современное оборудование ‒ ИКТ - технологии [3].
Применение ИКТ - технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет:
‒ показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей
огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
‒ в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал,
что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
‒ привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией,
но не перегружать материал ими;
8
‒ способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
‒ поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности [4].
1. Стереоскопический микроскоп SMD-04 («Микромир в 3D»), с помощью
которого можно рассматривать любой прозрачный и непрозрачный предмет
без предварительной подготовки (насекомых, растения, ткани, пищевые продукты и т. д.). Он помогает детям увидеть мир в формате 3D.
2. Комплект лабораторного оборудования «Лазерное шоу». При помощи
этого набора ребята смогут проследить тысячелетнюю эволюцию представлений
о природе света.
3. Комплект астрономических приборов и моделей. При помощи их дошколята с удовольствием наблюдают за объектами Солнечной системы, созвездиями
и яркими звёздами ночного небосвода.
4. Комплект лабораторного оборудования и реактивов, предназначенных
для проведения 65 занимательных опытов по химии.
5. Комплект оборудования, предназначенного для выполнения экспериментов по теме «Свет и цвет». Данный набор позволяет провести более ста красочных опытов, связанных с цветовым зрением и восприятием света и цвета.
Заинтересованных в исследованиях дошкольников становится всё больше,
а тематика их работ – всё более разнообразной. Кто знает, возможно, именно
в детском саду закладывается первое желание ребёнка овладеть той или иной
профессией, узнать тайны мироздания и природы вещей.
Следовательно, исходя из вышесказанного, предполагаем, что чем активнее ребёнок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, т. е. активно участвует
в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные
способности и повышается познавательная активность.
В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные
умения, очень важные для обучения в школе, – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Список литературы:
1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» // Дошкольная педагогика. –
2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. – Москва :
Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. –
Москва : Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Фролова С. Ю. Детское экспериментирование как средство развития познавательной
активности дошкольников.
9
References:
1. Burnysheva M. G. Razvitie poznavatelnoy aktivnosti detey cherez eksperimentalno-issledovatelskuyu deyatelnost. Proekt “Lyuboznayka” [Development of cognitive activity of children
through experimental research activities. Project "Luboznaika"]. Doshkolnaya pedagogika
[Preschool Pedagogy]. 2011, no. 3, pp. 24–26.
2. Vahrusheva L. N. Vospitanie poznavatelnykh interesov u detey 5–7 let [Education
of cognitive interests in children aged 5–7 years]. Moscow: Sfera; 2012, 128 p.
3. Volostnikova A. G. Poznavatelnye interesy i ikh rol v formirovanii lichnosti [Cognitive
interests and their role in the formation of personality]. Moscow: Prosveshchenie; 2011, 362 s.
4. Frolova S.Yu. Detskoe eksperimentirovanie kak sredstvo razvitiya poznavatelnoy aktivnosti
doshkolnikov [Children's experimentation as a means of developing cognitive activity
of preschoolers]