Проектирование и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия социальными понтёрами.
проекты проходящие на локальном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volonterskoe_dvizhenie_luchik_dobra.docx | 80.04 КБ |
moi_pervye_otkrytiya_proekt_2024.doc | 329 КБ |
vystuplenie_na_ekologicheskom_forume.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
МДОАУ д/с «Солнышко»
Проект
Волонтерское движение «Лучик добра»
группа «Ягодки»
«Если постараться, можно всех увлечь,
Добрыми делами радуги зажечь.
Пусть радуга сияет людям с высоты,
Все на свете сможем вместе – Я и Ты!»
г.Пыть_Ях
2023-2024гг.
Содержание.
Пояснительная записка;
Основная часть;
Мероприятия волонтерского движения в детском саду;
Литература.
Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды);
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления для детей младших групп;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни;
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского. Немаловажное значение имеют исследования Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, родителей воспитанников детского сада
Сформировать навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательных отношений;
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023– 20204учебного года.
Вид проекта: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный 2023-2024уч. г.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Основная часть
Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке «Работа с детьми»:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, не прагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с детьми и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у детей и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководители волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатели Ширяева С.М., Шапиева Э.Б., подготовительной группы «Ягодки», которые координируют всю деятельность, организуют работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в детском саду, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей 6-7 лет дошкольного возроста.
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые)
Диагностика.
Анкетирование.
Опрос.
План работы волонтерского движения
детского сада с детьми:
Планируемые резултаты:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.
В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конкурс
проектов
«Мои первые открытия»
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ ПОЛЕЗНОЙ ЕДЫ»
Номинация: «Как я раньше этого не знал!»
Автор и руководители проекта:
С.М. Ширяева
Э.Б.Шапиева
г. Пыть-Ях, 2024
Описание проекта
Название проекта: «В поисках полезной еды».
Тип проекта: исследовательский.
Актуальность проекта. В последнее время очень острой становится проблема правильного питания. Формирование полезных привычек должно начинаться уже в период дошкольного детства. В этот период у детей закладываются основы мировоззрения, формируется правильное отношение к своему здоровью. Значение проекта формирование интереса у дошкольников к вопросам здоровья и здоровой пищи.
В ходе проекта дети не просто получат готовую информацию, но и приобретут навыки исследовательского поведения, узнают, что не любая пища является полезной, приобретут привычки правильного питания. Дети узнают о содержании в пище витаминов и минералов.
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Цель проекта: совершенствовать навыки исследовательской деятельности у детей.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
1. Формировать умение планировать свою деятельность.
2. Расширить знания детей о здоровом образе жизни правильном питании.
3. Развивать у детей навыки выступлений перед аудиторией
4. Активизировать познавательную деятельность детей в области здорового образа жизни.
5. Воспитывать у тетей культуру питания
Этапы проекта: | Сроки | Проведенные мероприятия |
1 этап Подготовительный -Создание условий -Ознакомление детей с основами правильного питания с витаминами, содержащихся в витаминах | 15.02-25.02.2024 | -Проведение дидактических игр с помощью лэпбука «Здоровые зубы» -Проведение дидактической игры «Вредно – полезно». |
2 этап Основной -Реализация мероприятий, способствующих закреплению знаний о правильном питании с воспитанниками. -Проведение мастер-класса с родителями | 25.02-10.03.2024 | Проведение викторины «Знатоки здорового питания», мастер-класс Проведение мастер-класса «Полезные напитки. Что такое морс?» Проведение «круглого стола» с родителями на тему: «Правильное питание – залог здоровья» |
3 этап Заключительный -Подготовка к презентации -Презентация проекта | 10.03-15.03.2024 | Конкурс рисунков с последующей выставкой «Моя любимая здоровая еда». |
Ожидаемые результаты:
Дети знают основы здорового образа жизни, имеют представления о правильном питании, повысился интерес родителей к правильному питанию.
Продукт проектной деятельности:
-Выставка рисунков
-Приготовление морса
-Презентация
Приложение 1
1.1. Проведение дидактических игр с помощью лэпбука «Здоровые зубы»
Цель: закрепление знаний о строении зубов, о полезных и вредных продуктах, развитие умение ухаживать за зубами.
1.2. Проведение дидактической игры «Вредно – полезно».
Цель: закрепление знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.
Приложение 2
2.1. Проведение викторины «Знатоки здорового питания», Цель: Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании.
2.2. Проведение мастер-класса «Полезные напитки. Что такое морс?»
Цель: приготовление морса из клюквы
2.3. Проведение «круглого стола» с родителями на тему «Правильное питание – залог здоровья». Проведение беседы с детьми на тему «Где прячутся витамины?».
Цель: распространение семейного опыта организации правильного питание
Приложение 3
3.1. Конкурс рисунков с последующий выставкой «Моя любимая здоровая еда» Дети рисуют любимые блюда полезной еды и затем рассказывают в группе об этих блюдах с демонстрацией своих рисунков. При этом развиваются художественные навыки, речь детей, умение выступать перед аудиторией. В результате данного этапа дети научились различать полезную и вредную пищу, стремятся к здоровому образу жизни и научились рассказывать об этом своим друзьям.
3.2. Подготовка к презентации.
3.3.Презентация проекта для воспитанников группы «Ягодки»
Приложение 4
Воспитатель и родители рассказывают детям о том, что такое витамины и где они содержатся. Витамины – вещества, помогающие организму развиваться. Они находятся в различных продуктах. Витамины под названием А, В, С, D, E содержатся во фруктах и овощах, а также других продуктах. Каждый из витаминов полезен для организма. Так, витамин А помогает улучшить зрение.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится витамин А?
Дети: В моркови, тыкве и других продуктах.
Воспитатель: Витамин С укрепляет защитные силы организма и предупреждает заболевания. Где он содержится?
Дети: В апельсинах, мандаринах, яблоках, ягодах.
Воспитатель: Витамин D укрепляет организм и нервную систему. Где он содержится?
Дети: В рыбе, яйцах и молочных продуктах.
Воспитатели: Для получения необходимых витаминов нужно есть разнообразную полезную пищу. Теперь вы знаете, где спрятаны витамины и как нужно правильно питаться. Давайте вместе с вами составим меню на предстоящую неделю, чтобы каждый день получать нужные витамины.
Воспитатель показывает детям плакат с изображением продуктов, в которых содержатся витамины.
Проект «В поисках здоровой еды» является эффективным средством формирования здорового образа жизни дошкольников и привычки правильного питания, включает в себя комплекс мероприятий по укреплению здоровья старших дошкольников. Реализован при активном участии детей группы «Ягодки» воспитателей и родителей.
Реализация проекта позволила получить положительные результаты: -
-Дети расширили знания о здоровом питании,
-Родители осознали значимость правильного питания в укреплении детского здоровья,
-Воспитатели повысили свое профессиональное мастерство.
Перспективы проекта. Считаем полезным распространение опыта реализации проекта «В поисках здоровой еды». Кроме того, можно провести подобный проект с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, адаптируя к особенностям возраста детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Доклад
«Эко-волонтеры» - «Лучик добра»
Подготовили:
Ширяева Светлана Муллагалеевна
Шапиева Элина Болатбиевна
Пыть-Ях, 2024
Тема нашего выступления «Эко – волонтеры России» - «Лучик Добра». В сентябре 2023 года нами был разработан проект «Лучик Добра» и создан волонтерский отряд в состав которого вошли воспитанники и воспитатели группы «Ягодки» МДОАУ д/с «Солнышко». Данный проект охватывает не только духовно-нравственное воспитание, но и экологическое воспитание.
И как сказал Владимир Сухомлинский «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
Экологическое воспитание является отличным помощником в развитии творческих способностей дошкольников, ведь именно в процессе ознакомления с окружающей природой происходит естественное развитие способностей ребенка, его творческой личности.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный (1 года)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Рассчитан он на 1год. Участниками проекта являются дети группы «Ягодки», родители, педагоги. Были определены цель и задачи проекта. Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и итоговый
Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на реализацию индивидуальных запросов, обучающихся через участие в социально значимых экологических акциях.
Задачи проекта:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, родителей воспитанников детского сада;
2. Сформировать навыки участия в волонтерском движении у всех участников образовательных отношений;
3. Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
4. Способствовать развитию творческих способностей, умения созерцать красоту природы и наслаждаться ею;
5. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Сейчас мы представим вам работу волонтерского отряда
1. Уход за комнатными растениями в зимнем саду
Цель: формировать и закреплять трудовые навыки в уходе за растениями воспитывать трудолюбие и бережно отношение
У детей появился устойчивый интерес к труду, желание трудиться. Основными достижениями детей стали трудовые умения: дети научились поливать растения, рыхлить землю, убирать с листочков пыль, бережно относится к комнатным растениям.
2. Акция «Добрые крышечки»
Цель: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
Наша группа «Ягодки» принимает активное участие. Мы с детьми собираем любые чистые крышечки от пищевых напитков и пластиковых бутылках и картонных упаковках и другие крышечки. Такого родам акции призывают ребят к экологической культуре к бережному отношению к экологии и к раздельному сбору мусора, к развитие духовно- нравственных качеств.
А также мы уверенны, что все вместе сможем оказать помощь и внести вклад в сохранение окружающей среды в России.
3. Волонтерская экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ежика»
Цель: привлечь внимание обучающихся к проблеме загрязнения окружающей среды.
Участие в данный акции принимает любой, у кого есть использованные батарейки, положив их в специальный контейнер. Все собранные батарейки будут сданы на утилизацию.
В ходе проведения акции мы, воспитатели, рассказали детям о пользе батареек в быту, о правилах утилизации и возможным вреде для природы.
4. Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Цель работы: привлечение внимания детей и взрослых к заботе о зимующих птицах.
На протяжении всех дней, пока проходила данная акция мы вместе с ребятами музицировали на тему «Пение птиц», рисовали на тему «Птицы Югры», лепили из пластилина «Наши любимые птицы», делали поделки из бросового и природного материала заготавливали корм и на прогулке кормили птиц.
5. Акция «Вода- источник жизни»
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
При реализации данной акции мы применяли разнообразные методы и приемы работы, такие как наблюдения, беседы, исследовательскую деятельность. Данная работа получила продолжение в экспериментах, в которых принимали активное участие родители. Изготавливали буклеты, раздавали листовки, организовали коллективную работу с детьми на тему: «Вода-источник жизни».
6. Акция «Огород на подоконнике»
Цель: воспитание бережного отношения к растениям, расширять представление о жизни растений.
В процессе реализации акции «Огород на подоконнике» совместно с детьми в группе оформлен огород на подоконнике, проведена исследовательская деятельность по выращиванию растений, рассмотрены иллюстрации, а также прочитаны произведения художественной литературы.
7. Участие воспитанников в конкурсе костюмов из бросового
материала «Семейная мода 2024».
Цель: укрепление семейных ценностей и традиций, привлечение внимание воспитанников к возникновению экологических проблем, повышение экологический культуры.
Особый всплеск творческой инициативы у детей и их родителей возник в процессе реализации акции «Семейная мода - 2024». Дети
совместно с родителями дали новую жизнь вторичному сырью - изготовили костюмы и представили их на конкурсе.
8. Акция «Берегите лес»
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого.
В ходе данной акции мы с ребятами посадили вокруг детского сада саженцы деревьев. Ребята стали серьезно относиться к миссии защитников природы, начали рассказывать родителям о поведении в природе, о необходимости соблюдать чистоту и порядок на Земле. Заметно увеличился интерес к чтению познавательной литературы о растениях.
9. Акция «сНежный пёс»
Цель: формирование у детей ответственного отношения к животным, содействие в поиске животным новых владельцев.
В процессе реализации акции «сНежный пёс»
ребята рисовали, лепили, конструировали из бумаги, делали аппликации. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мой любимый питомец», изготовлен альбом, а также состоялась экскурсия в благотворительный фонд «Ушастик, живи» где дети увидели своими глазами бездомных животных, и как за ними ухаживают волонтеры города. И мы - маленькие волонтеры не пришли с пустыми руками, вместе с родителями собрали корм и угостили братьев наших меньших.
10. Экологический марафон «Моя Юрга – моя планета»
Цель: формирование экологический культуры среди подрастающей поколении в города Пыть-Ях в рамках экологического детского фестиваля «Экодетсво» планета»
11. Акция по распространению листовок среди родителей «Будем беречь природу»
Цель: привлечь внимание родителей к проблемам к загрязнения окружающей среды.
Глубокий след в душе детей оставила акция «Берегите лес», в ходе реализации которой у детей расширились представления о лесе, его значении для жизни всего живого, сформировалась культура поведения в лесу. Совместно с родителями расклеивали листовки.
12. «Волонтеры - добрые помощники защите окружающий среды и природы»
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. А полученные в детстве впечатления от родной природы очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь, часто влияют на отношение человека к природе
Заключение:
С целью формирования у дошкольников системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развития внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитания природолюбия, нами было принято решение разработать и реализовать «Эко – волонтеры России», «Лучик Добра» долгосрочный проект на 1 год.
Так как одной их самых эффективных и результативных методов работы с детьми, на наш взгляд, является проектная деятельность, а объем предстоящей работы был очень обширным, нами было принято решение реализовывать работу посредством акций.
В проекте мы достигли определённых результатов: дети многое узнали - нужно бережно относиться к природе, научили своих родителей не разбрасывать мусор в лесу, не повреждать зеленные насаждения, приобщили их к высадки красочных клумб на территории детского сада.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта в течение учебного года было отмечено:
- повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
- развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения;
- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе реализации проекта.