УЧИМСЯ ДИСТАНЦИОННО "Современные образовательные технологии начального общего образования"
Материалы для организации самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tekst.docx | 26.45 КБ |
keys_tehnologii.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Материал для самостоятельной работы студентов 211, 212, 213, 214 групп
Задания:
- познакомиться с текстом
- составить тезисный план
- выполнить кластер «Виды кейсов»
Кейс-технологии в современном образовании.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит: развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. Кроме того, дети: получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; изменяют мотивацию к обучению. При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)- метод основан на разборе конкретных ситуаций.
- метод инцидента- цель метода – поиск информации самим учеником, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Данная форма работы требует много времени. Может применяться в старшей школе.
- метод ситуационно-ролевых игр- цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Часто используется в начальной школе.
- метод разбора деловой корреспонденции- метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме. Не возможен в начальной школе, однако в младших классах даются основы работы с деловой статьёй на уроках окружающего мира, что имеет огромное значение для дальнейшей работы в средней школе.
- игровое проектирование - цель - процесс создания или совершенствования проектов. Широко используется в начальной школе.
- метод дискуссии - дискуссия – обмен мнениями, по какому – либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:
- с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения,
- с проблемами составления маршрута передвижения героем произведения,
- с составлением хронологических таблиц произошедших событий.
Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
При создании кейса следует учитывать: 1 )Для кого и с какой целью пишется кейс?
2 )Чему должны научиться дети? 3) Какие уроки они из этого извлекут?
Этапы, отражающие классическую форму работы учащихся с кейсом:
I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап – выделение основной проблемы;
III этап – предложение тем для «мозгового штурма»; IV этап – анализ последствий принятия решения; V этап – решение кейса
Учитель в свою очередь: даёт «ключи» к разгадке в форме дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока учащиеся работают над проблемой.
Метод кейс-обучение в групповой форме способствует: - активизации деятельности учащихся на уроках; - развитию познавательной деятельности; - лучшему запоминанию изученного материала, - развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу). Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.
ЗАДАНИЯ К КЕЙСУ:
- Сформулируйте и представьте цель и задачи денной технологии.
- Выделите этапы осуществления технологии.
- Определите роль учителя при применении данной технологии.
- Спрогнозируйте возможности применения денной технологии в начальной школе.
- Проанализируйте учебник начальной школы, с точки зрения возможности применения кейс- технологии.