Самообразование 2014-2016 гг.
ТЕМА: "Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_razvitiya_melkoy_motoriki_na_aktivnuyu_rech_detey.docx | 16.47 КБ |
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 15.31 КБ |
anketa_dlya_roditeley_po_palchikovoy_gimnastike.docx | 13.87 КБ |
Выступление на педсовете по обобщению опыта | 18.17 КБ |
презентация к педсовету | 2.93 МБ |
картотека пальчиковых игр | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей
раннего возраста»
Цель:
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи для детей:
-Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
-Обогащать словарный запас;
-Тренировать тонкие движения пальцев рук;
-Способствовать развитию творческих способностей;
-Развивать память и связную речь;
-Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
-Развивать навыки ручной умелости.
Задачи для педагога:
-Анализ и сбор информации из различных источников;
-Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
-Создание предметно-развивающей среды;
-Мониторинг результатов.
-Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Актуальность:
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковая гимнастика»?
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковая гимнастика полезна для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие?
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
-свой вариант
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
Предварительный просмотр:
«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста»
Цель:
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи для детей:
-Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
-Обогащать словарный запас;
-Тренировать тонкие движения пальцев рук;
-Развивать память и связную речь;
-Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
-Развивать навыки ручной умелости.
Задачи для педагога:
-Анализ и сбор информации из различных источников;
-Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
-Создание предметно-развивающей среды;
-Мониторинг результатов.
-Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Актуальность:
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Согласно результатам наблюдений я пришла к выводу, что дети раннего
возраста приходят в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.
Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные,
малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или емкости. Диагностика по развитию речи показала, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков
- Народные игры с ладошками;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .
Развитие мелкой и общей моторики таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков малышей. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.
Для этого в группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, играя с разными предметами домашнего обихода.
Так же используются мозаики, пирамидки, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, коврик со шнуровкой и застегиванием пуговиц, кнопок, замочков, игры с карандашами, крупой, прищепками.
Создана картотека пальчиковых игр.
Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, конструирование из некрупных деталей.
Работая с детьми, одновременно проводилась работа и с родителями. Было проведено родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»,
подготовлено анкетирование и консультации «Развитие мелкой моторики как фактор развития речи», «Занимательные пальчиковые игры», памятки с видами игр и пособий для развития мелкой моторики, которые легко можно сделать своими руками.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Игра с колобком, с прищепками, с пальчиками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. Задачи для детей: -Стимулировать зрительное и слуховое восприятие; -Обогащать словарный запас; -Тренировать тонкие движения пальцев рук; -Развивать память и связную речь; -Формировать координацию движений пальцев и кистей рук; -Развивать навыки ручной умелости. Задачи для педагога: -Анализ и сбор информации из различных источников; -Разработка перспективного и тематического планирования по проекту; -Создание предметно-развивающей среды; -Мониторинг результатов. -Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Задачи для родителей: Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду. Prezentacii.com
Согласно результатам наблюдений я пришла к выводу, что дети раннего возраста приходят в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или емкости. Диагностика по развитию речи показала, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа. Prezentacii.com
В нашей группе мы активно применяем игры и упражнения, связанные с развитием мелкой моторики руки, которые широко представлены и описаны в педагогической литературе. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .
В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, играя с разными предметами домашнего обихода.
Так же используются мозаики, пирамидки, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, коврик со шнуровкой и застегиванием пуговиц, кнопок, замочков, игры с карандашами, крупой, прищепками.
Создана картотека пальчиковых игр.
Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, конструирование из некрупных деталей.
Работая с детьми, одновременно проводилась работа и с родителями. Было проведено родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовлено анкетирование и консультации «Развитие мелкой моторики как фактор развития речи», «Занимательные пальчиковые игры», памятки с видами игр и пособий для развития мелкой моторики, которые легко можно сделать своими руками.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр: