Для Вас, родители.
Консультации, беседы, советы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование культуры трапезы. | 20.07 КБ |
Капризы и упрямство. | 21.35 КБ |
Закаливание детей. | 23.87 КБ |
Развитие мелкой моторики. | 18.72 КБ |
Режим - это важно! | 29.08 КБ |
ПДД для родителей. | 40 КБ |
Рекомендации правил безопасного поведения на воде | 16.11 КБ |
kons_pro_vyhodnoy.docx | 15.42 КБ |
konsultatsiya_r_rechi_detey.docx | 15.03 КБ |
kons_kompyuter.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры трапезы
К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.
У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:
- можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,
- нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,
- попросить малыша только попробовать блюдо,
- замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
- Последовательность блюд должна быть постоянной.
- Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
- Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
- Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
- Не надо разговаривать во время еды.
- Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
- Громких разговоров и звучания музыки.
- Понуканий, поторапливания ребенка.
- Насильного кормления или докармливания.
- Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
- Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА
(из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")
СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ"
1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.
3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
4. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.
7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
СОВЕТУЕМ ПРИГОТОВИТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Бульон с яичными хлопьями
На 4 порции: 4 стакана мясного бульона, 2 яйца, 1/2 морковки, 1/2 луковицы, зелень.
В предварительно взбитые яйца добавить немного подогретого бульона. Затем смесь процедить, влить оставшийся кипящий бульон и перемешать до образования мелких хлопьев.
Чтобы бульон вновь стал прозрачным, нужно убавить огонь и продолжать варить 10-15 минут.
Свекла, тушенная в сметане
На 4 порции: 2 свеклы. На 100 г готового соуса: 1/4 стакана мясного или овощного бульона, 1/2 ст. ложки муки, 1 ст. ложка сметаны.
Свеклу промыть и сварить. Затем очистить, натереть, заправить сметанным соусом и тушить под крышкой 5-7 минут.
Салат из моркови, зеленого горошка и яблок
На 300 г моркови: 150 г консервированного зеленого горошка, 100 г яблок, 100 г майонеза, сахар, соль.
Сваренную морковь и свежие, очищенные от кожуры яблоки нарезать кубиками. Добавить зеленый горошек, соль и сахар по вкусу, майонез. Хорошенько размешать, украсить кусочками яблок и моркови.
Зефир яблочный
На 4 порции: 4 печеных антоновских яблока, '/ 2 стакана сахарного песка, 2 белка, 1 стакан сливок.
Яблоки протереть через сито, добавить сахар. Белки растереть деревянной ложкой до густоты. Взбить отдельно сливки, тщательно смешать с полученной массой и выложить на блюдо.
При желании зефир можно залить сиропом клубничного или вишневого варенья.
Приятного аппетита!
Предварительный просмотр:
Капризы и упрямство
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
- Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
- Своеволием
- Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
- упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
- Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Предварительный просмотр:
Закаливание детей
Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.
Как возникает простуда?
У незакаленного человека сосуды носоглотки от холода суживаются, и кровоток ухудшается. Вообще, организм человека устроен так, что при нормальном кровообращении никакой вирус не пройдет в клетку. Простуда начинается тогда, когда нарушается кровоток в верхних дыхательных органах. Вот тут все те вирусы, которых так много вокруг нас, проникают в клетку. Вирусы - паразиты. Они могут жить и размножаться только внутри клетки. Пораженная вирусом клетка погибает и отторгается. На эту поврежденную поверхность уже вторично воздействует бактериальная инфекция.
Что дает закаливание?
Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.
Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача - его усилить.
Закаливание можно начинать с рождения
Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.
...Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.
Три варианта закаливания
Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26- градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.
Второй вариант закаливания. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.
Как начать закаливание ребенка старше года?
Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.
Ребенок не должен бояться!
Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.
Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.
Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. В последствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.
Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!
Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению.
Для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам. При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры.
Бегание по снегу
Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.
Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.
О солнечных ваннах
Еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.
Водные процедуры на природе
Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.
Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста, страдающих рахитом, хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени.
О пользе бани
Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.
Когда можно в первый раз в баню?
Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.
Как действовать в парилке и после нее?
Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два- три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.
Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.
Используйте для закаливания
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец — большой.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Игры с конструктором.
- Складывание матрешек.
- Игра с вкладышами
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА.
Прищепки в корзине
Цель игры: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук (большого, указательного и среднего).
ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.
Небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта. Корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона.
Несколько разноцветных бельевых прищепок.
ХОД ИГРЫ:
Сложите в корзину прищепки и поставьте ее на пол. Предложите ребенку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определенной цветовой последовательности.
ВАЖНО!
Прежде чем ребенок приступит к игре, покажите сами, как надо действовать.
Многократное повторение движений сжимания и разжимания позволяет хорошо потренировать пальцы рук.
Цветные капли
Цель игры: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребенку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.
ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.
Формочка для льда с 12 ячейками. Первые четыре ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые четыре ячейки пометьте фломастером синего цвета, а последние – желтого
Три пузырька, каждый – с водой своего цвета. Воду подкрашивают при помощи пищевых красителей тоже красного, синего и желтого цветов.
Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки.
Маленькая губка.
ХОД ИГРЫ.
Малыш должен по капле перенести воду из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки ( конечно, после того, как вы ему это покажите!). Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки.
После окончания игры ребенок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать все остальное.
Пальчиковая гимнастика
Оладушки
Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ход: Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).
Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладоши)!
Ножками топай, топай ( 2 раза)!
Спрятались, спрятались ( закрыть лицо руками)!
Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕЖИМ – ЭТО ВАЖНО»
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития, ведущее место принадлежит рациональному режиму дня.
Режим дня в детском саду - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - обязательное условие правильного воспитания ребенка, ведь от этого зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы детского сада, который включен в «Программу обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Типовой режим рассчитан на 9-часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.
Режим дня 2 ранней группы
Холодный период года
Режимные моменты | Время |
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, игра | 7.30-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30-8.30 |
Самостоятельная деятельность | 8.30-9.18 |
Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам) | 8. 50- 8.58 9.10- 9.18 |
Второй завтрак | 10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.18-11.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.00-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30-12.00 |
Подготовка ко сну, сон | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, полдник | 15.00-15.30 |
Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам) | 15.30-15.38 15.50-15.58 |
Самостоятельная деятельность | 15.30-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.20-18.20 |
Дома | |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 18.20-18.35 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.35-19.00 |
Самостоятельная деятельность, | 19.00-19.20 |
Прогулка | 19.20-20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30 (7.30) |
Теплый период года
Режимные моменты | Время |
Дома | |
Подьем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, самостоятельная деятельность | 7.30-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30-8.30 |
Прогулка, самостоятельная деятельность | 8.30- 11.00 |
Организованная деятельность на прогулке (по подгруппам) | 9.30-9.38 10.00-10.08 |
Второй завтрак | 10.30 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед | 11.00-12.00 . |
Подготовка ко сну, сон | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.30 |
Самостоятельная деятельность | 15.30-15.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой | 15.50-18.20 |
Дома | |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 18.20-18.40 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.40-19.000 |
Самостоятельная деятельность, | 18.40-19.00 |
Прогулка | 19.00-20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30 (7.30) |
ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ РЕБЁНКА
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Сон в жизни ребёнка
Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет от 12 ч 50 мин - для детей 3 лет до 12 ч - для детей старшего, дошкольного возраста. Режим сна складывается из ночного (10 ч 30 мин - 10 ч 15 мин) и дневного сна (2 ч 20 мин - 1 ч 45 мин). Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Очень полезна перед сном спокойная прогулка. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях важно создать условия для спокойного сна: В помещения, где спят дети, должен постоянно поступать свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность (температура 14-15°), удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
Физическое воспитание ребёнка
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка
Прием пищи
Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4 ч. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. 'Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.
Прогулка
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, закаливающий эффект. Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. Прогулка может быть организованна в форме экскурсии.
Игра
Главная и самая правильная форма физического воспитания детей - игра. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь».
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Характер игр, задачи, которые они решают, и их влияние на организм различны: дидактические игры аналогичны занятиям. Они, так же как и сюжетно-ролевые, игры ,со строительным материалом, способствуют развитию органов чувств, формированию сложных процессов умственной деятельности -- речи, логического мышления, воображения, памяти и др. Обеспечивая эмоциональную окраску бодрствования, они не дают двигательной разрядки. Эту задачу выполняют подвижные игры, которые способствуют укреплению организма, повышению его выносливости, совершенствованию движения, воспитанию нравственных качеств, волевых черт характера, организованности. Подвижные игры снимают утомление после занятий, связанных со статическими усилиями и умственной нагрузкой, удовлетворяют потребность детей в движении.
Труд
Содержание детского труда разнообразно. Это и самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, на участке (уборка игровых площадок, расчистка участка от снега, перелопачивание песка в песочных ящиках). Рационально организованная трудовая деятельность обогащает двигательный режим и способствует снятию утомления от занятий, связанных с умственным напряжением.
РЕЖИМ ДНЯ - ЭТО ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием - залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять, заниматься, трудиться. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд родителя и воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Предварительный просмотр:
Правила дорожного движения
Рекомендации для родителей
- Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
- Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
- Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
- Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и ни в коем случае не бегом.
- Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
- Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?
- Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, такси (троллейбуса, трамвая) выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
- Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное детское кресло, в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребенку необходимо двигаться.
- Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
Успехов вам! Ведь отличное знание и выполнение правил
дорожного движения - залог безопасности юного покорителя
жизненных дорог.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Рекомендации правил безопасного поведения на воде"
Водные развлечения и виды спорта популярны у многих взрослых и детей, однако количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки.
Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода – среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.
1. Умение хорошо плавать — одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
2. Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах , бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания. В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).
3. Избегайте алкоголя до и во время нахождения в воде или у береговой линии, особенно, если следите за находящимися в воде детьми. Алкоголь может ухудшить чувство равновесия, координацию движений и самоконтроль.
4. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо изменить стиль плавания — плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак. При судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе. При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине. Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т. п.)
5. Маленькие дети, даже после нескольких уроков плавания, нуждаются в постоянном присмотре. Возлагать эту обязанность можно только на опытного и ответственного пловца, знакомого с правилами первой медицинской помощи и умеющего оказать ее в чрезвычайных ситуациях.
6. Рассмотрите с ребенком плакаты по безопасности на воде, они должны способствовать запоминанию основных правил безопасности на воде в летнее время, как самими детьми, так и родителями.
7. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.
8. Нельзя подплывать, близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.
9. Следите за местными погодными условиями и метеопрогнозом, а также за высокими волнами, сильными приливами и признаками отбойных волн, или обратных течений, когда волны отражаются от скал и других препятствий. Их признаки: потоки воды необычного цвета, покрытые рябью, пеной или с большим количеством обломков и мусора. Для пловцов и лодок опасны также сильные ветра и грозы с молниями. Сильное течение может отнести даже опытного пловца далеко от берега. Попав в отбойную волну, плывите параллельно краю суши до тех пор, пока не закончится течение, и лишь потом поворачивайте к берегу.
10. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном водоеме — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т. п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно нырять с плотов, катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Перед тем как нырять, необходимо проверить, какова глубина данного водоема и какие опасности могу подстерегать вас под поверхностью воды. Гораздо безопаснее сначала ступить в воду ногой, чем бросаться вниз головой, не подозревая о последствиях. Под водой могут быть бревна, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов водоемов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.
11. Водные развлечения и виды спорта популярны у многих туристов, однако и количество связанных с ними несчастных случаев очень велико. Поэтому, прежде чем отправляться на пляж водоема или отправлять туда своих детей, познакомьтесь с правилами безопасности на воде, чтобы свести к минимуму риск утонуть или пострадать от травмы во время купания или лодочной прогулки. Особенно актуально соблюдение правил поведения на воде для детей. Вода – среда опасная, и, намереваясь иметь с ней дело, нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.
Для того чтоб ребенок утонул достаточно глубины в 2,5 см.
Наши советы помогут Вам свести к минимуму вероятность того, что ребенок может утонуть.
Объясните ребенку основные правила при плавании:
1. Всегда необходимо плавать с взрослыми.
2. Не нырять в незнакомых водоемах. Сначала необходимо нырнуть ногами вперед.
3. Не толкайтесь и не прыгайте на других людей, когда находитесь в воде.
4. Будьте готовы к действиям в чрезвычайных ситуациях. Научите детей обращаться за помощью к взрослым или звонить в скорую помощь.
• Не разрешайте ребенку использовать надувные приспособления для игры на воде, например, нарукавники. Они могут сдуться или же ребенок может на них заснуть. Более того, ребенок может привыкнуть к использованию таких предметов, которые могут стать причиной смерти. Например, ребенок, часто использующий нарукавники может научиться прыгать с разбегу в бассейн. Ребенок может прыгнуть в бассейн и вспомнить об отсутствии нарукавников в самый последний момент.
• Научитесь плавать, если Вы еще этого не умеете. Также необходимо выучить технику спасения утопающих.
• Дети старше 4 лет должны посещать уроки плавания. Детям помладше хватит элементарных инструкций, когда в воде рядом с ними находятся родители. Как дети, так и взрослые могут потерять бдительность при нахождении в воде из-за ложного чувства безопасности.
Будьте всегда рядом, и тогда отдых на воде принесёт вам радость.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни»
Возраст начиная с 4 лет – период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам». Он осваивает сложные движения – лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах.
Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Объясните ребенку, что заниматься - это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!
Ребенка 4-6 лет не стоит «заставлять» что-либо делать. Зачастую, если малыш отказывается, он скорее всего не «не хочет», а «не может». Гораздо эффективнее – не «заставлять», а развивать те функции, которые обеспечивают выполнение различных видов деятельности.
Игровые занятия для детей с 4 лет.
В этом возрасте полезны задания на умение дифференцировать и различать буквы, такие как «Сложи букву из частей». Для этого возьмите разрезную азбуку и каждый квадратик разрежьте на 4 части. Начинать следует со складывания одной буквы, затем можно «перепутать» части разных букв, затем можно дать части букв, из которых складываются простые слова – КОТ, ДОМ и т. д.
Игра-занятие 1. «Что изменилось?»
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.
Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать.
Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.
Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: «Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь!
Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.
Игра-занятие 2 «Складывание паззлов.»
Это наверняка самое любимое занятие для детей 4 лет. К тому же оно и полезное, при помощи него тренируется память, развивается моторика и речь, напористость и любознательность.
Игра 3. «Какой? Какая?».
Вы называете какой-нибудь предмет, а ребенок старается дать ему как можно больше определений, описывающих свойства предмета.
— Какие у нас на стенке висят часы?
— Большие.
— А еще какие?
— Красные сбоку.
— А циферблат какой?
— Белый, а на нем стрелки.
— А еще какие у нас есть часы?
— Маленькие, круглые.
Чем больше определений, тем лучше. Если ребенок затрудняется с ответом, вам надо ему помочь, давая ответы по очереди. Такие вопросы можно задавать, о чем угодно.
Игра 4. «Сравнения».
— Этот листик зеленый, как…
— Лягушка!
— А еще?
— Как огурец.
— А еще?
— Как травка, как кузнечик!
Придумывайте, на что похожи облака, разлитый чай или молоко, или просто клякса на рисунке малыша. Очень скоро вы заметите, что сравнения бывают на редкость точными и меткими, что вас удивит, а иной раз это будет просто фантазия. Неважно, это все равно проявление творчества.
Игра 5. «Поговорим наоборот».
Вы говорите: «Высокий», а ребенок отвечает: «Низкий», толстый — худой, маленький — большой, горячо — холодно, чистый — грязный, красивый — безобразный, веселый — грустный и т. д.
Игра 6. «Съедобное — несъедобное».
На съедобное ребенок хлопает в ладоши.
Булка — шкатулка; варенье — печенье; гайка — майка; сыр — рыбий жир; мед — самолет; ватрушка — погремушка; вагоны — макароны; шоколад — мармелад; суп — зуб; паруса — колбаса.
Вы можете усложнять задание, называя три съедобных и одно несъедобное или наоборот.
Самое главное, чем бы вы не занимались с ребенком, главное для него это ваше внимание. Не принуждайте его к каким-то занятиям, если ребенку что-то не нравится, он капризничает, отложите это дело и просто поиграйте с ним в те игры, которые ему больше всего по душе. Успехов!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие речи детей пятого года жизни.
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка в него играют»), начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи,т.е. все те умения , которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:
- согласование существительных и прилагательных в роде и числе
- употреблении родительного падежа множественного числа.
В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.
Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).
Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.
Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)
Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи.
Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.
Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ребенок и компьютер. Вред и польза»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.
Развивающая функция компьютера.
Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.
Положительное влияние компьютера на ребёнка.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции
• мелкую моторику рук
• визуальное восприятие объектов
• память и внимание
• логическое мышление
• зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации
• добиваться своей цели
• совершенствовать интеллектуальные навыки
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазлл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Отрицательное влияние компьютера на ребёнка.
Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):
• Дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер, а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.
• Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.
• Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.
• С компьютером дети, как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.
• Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.
Ограничения на использование компьютера.
Главная задача родителей — контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
- в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
- в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;
- в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.
• Усаживать ребенка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.
• Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.
• Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.
• Источник света должен быть слева от монитора.
• Спина и ноги ребенка должны иметь опору.
• Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20 - ти минут.
• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы.
• Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).
Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!