«Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности».
"Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической-деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступеления | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ритмику я веду пятый год.
Тема над которой работаю: «Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности».
Задержка психического развития у младших школьников характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей.
Задачи развития эмоционально-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех уроках ритмики.
На уроках дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы.
На уроках ритмики дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах (погремушках, дудки и т.д), осваивают подвижные игры
с музыкальным сопровождением музыка используется как лечебный фактор.
Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Уроки ритмики помогали вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.
Музыкальные игры снижают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности. Начальное звено обучения …. Именно здесь происходит закладка умственного развития человека, начинают формироваться его нравственные устои, впервые проявляются таланты и способности.
По-моему, первый, от кого зависит успех обучения и воспитания малышей, это учитель.
Учитель способствует созданию необходимой материально – технической базы, без которой достаточно трудно и сложно вести на должном уровне учебно-воспитательную работу с учащимися младшего школьного возраста.
Занятия стремилась строить так, чтобы дети могли расширять свой кругозор, развивать любознательность, тренировать внимание, память, мышление.
А чтобы каждый ученик получил удовлетворение от работы и не потерял интерес к предмету, задания давала различной степени трудности, дифференцированно, слабые воспитанники занимались индивидуально.
Прочные знания, умения, навыки учащихся приобретали в процессе познавательной деятельности. С этой целью я использовала в своей работе занимательный материал, сюжетно-ролевые игры, загадки, занимательные ситуации.
Игры, соревнования использовала на уроках в качестве проверки знаний учащихся по ритмики.
Особое внимание уделяла формированию у детей музыкальной восприимчивости, не только на уроках, но и во внеурочное время.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Связь между музыкой и движениями не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление конкретных построений, ладовая окрашенность. Особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – всё это может отражаться и движениях.
Уроки ритмикой способствуют формированию личности ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Музыкально - ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ними задачи. Музыкально – ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность.
При грамотном содержание урока ритмики подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения.
Невозможно переоценить значение ритмикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Влияние на пластику и выразительность, жесты. Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хороших навыков.
Основные задачи ритмики:
- Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора детей.
- Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
- Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений.
Планируя уроки по ритмике, составляя конспекты, учитывала четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь
«звучания» музыки в движениях.
- Основное направление – совершенствование – восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в движениях стиль произведения определённой эпохи.
- Формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения.
- Совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, поскоков, боковой галоп), выполняемых под музыку в различных размерах – 2/4, 3/4, 4/4.
- Обучение элементам танца (народно-хороводного, классического, современного, бального).
Формирования музыкально-ритмических навыков и умений проходила по этапам.
- Методика начального разучивания движений.
Музыкально ритмические движения, упражнения, танец, музыкальная игра - разучивается на первом этапе в общих чертах.
Предварительное слушание музыки перед началом движений помогала детям воспринимать музыкальное произведение в целом, почувствовать его характер, осознать форму и настроиться.
На втором этапе – углубленного разучивания (музыкальной игры, танца, хоровода, упражнения) задача заключалась в том, чтобы уточнить правильность воспроизведения детьми деталей
музыкально-ритмических движений и согласовать их с музыкой. Эта задача решалась путём постепенных исправлений имеющихся неточностей и ошибок.
На данном этапе в течение нескольких занятий идёт сознательное разучивание и повторение мелодии или движения, которые постепенно уточняются, упорядочиваются, становятся всё более правильными. На занятиях закрепляется только то в движении, что соответствует требованиям учителя и подкрепляется его словом. Разнообразная организация разучивания музыкально - ритмических движений (танца, упражнения, музыкальной игры) может заключаться в поочерёдном движении небольшими группами и индивидуально. В процессе углубленного разучивания я поощряла правильное исполнение движений. Что послужило для детей положительным стимулом, также указывала на ошибки, помогая осознанному исполнению задания.
На третьем этапе - ставилась задача довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни. На этом этапе дети сознательно воспринимают задание и эмоционально - выразительно исполняют упражнение, танец, музыкальную игру. Используя удовольствие от общей сложности и положительной оценки учителя, они с настроением танцевали не сосредотачивая уже своего внимание на способах действий.
Музыкально - ритмический навык уже достаточно автоматизирован, что даёт свободу эмоционально-выразительному исполнению, сопереживанию художественного образа музыкальной игры и танца и т. д.
Я использовала на уроках ритмики метод наглядно – выразительного приема, так как он важен для музыкально – ритмической деятельности детей – музыкальных игр, танцев, хороводов, упражнений с музыкой.
В начале я предварительно обучала детей правильному выполнению отдельных элементов – танцевальных движений. Когда дети овладевают этими движениями (например, переменный шаг, галоп, шаг польки и др.), их тогда обучала исполнению всего танца. Детям в отклонении в развитии тяжело запоминать и правильно выполнять движения, они с трудом запоминают весь рисунок танца. Поэтому, пользуясь наглядным показом отдельных танцевальных движений, из которых построен танец, я требовала от детей точного их воспроизведения.
Аналогично этому и при разучивании различных упражнений с предметами или без них детям предлагала наглядные образцы точного воспроизведения этих упражнений.
Образцы являются обязательными для детей и представляют собой необходимую технику музыкально– ритмических движений, соответствующих требованиям программы того или иного класса.
Помимо указанных наглядно – выразительных приёмов использования в музыкально - ритмической деятельности детей, я использовала в своей работе примерные показы, которые оказывали ребёнку помощь в его творческих поисках при создании игрового образа.
В процессе музыкальной сюжетной игры я, наблюдала за её ходом и игровыми действиями детей, видя, что кто-то затруднялся в правильной передаче движений, характерах для донного образа в таком случи, я сам показывала движения данного игрового персонажа в согласованности с музыкой.
Таким образом, в музыкально-исполнительской и творческой деятельности детей наглядный выразительный показ приёмов исполнения в музыкально-ритмическом движений имеет важнейшее значение. Он помогает приобрести доступные ему технические навыки движения и стимулирует успешные самостоятельные творческие поиски.
Хорошие результаты принесли методические приёмы, обращённые сразу ко всему классу направленные на активизацию каждого ребёнка в отдельности.
Я использовала следующие приёмы:
- Индивидуальная пороверка уровня усвоенных навыков, развития способностей, а также путём наблюдения за поведением ребёнка, его успехам.
- Использование в процессе занятий приёмов, обращённых к каждому ребёнку.
- Включая в случаях необходимости очень краткие по времени индивидуальные занятия с ребёнком.
Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки учащихся. Это очень важно в обучении.
К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагались мной в порядке последовательности от простых к более сложным. Особое значение имеет развитие детей, умения самостоятельно действовать:
построится в круг без помощи учителя, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения.
С детьми разучили следующие танцы танцы:
«Танец снежинок», Матросский танец Яблочко», «Цыганочку», «Вальс»,
« Кадриль», «Полька», «Коло», «Танец с шариками», «Танец с лентами», «Танец цветов»,
«Танец наседка и цыплята», «Во пале берёза стояла», «На горе калина, под горою малина», « У оленя дом большой», «Кадриль».
Также в своей работе с детьми использовала метод танцевальной импровизации.
- В танцевальных импровизациях важно, в первую очередь, творческое выражение образы, качество движений, использовании, динамики или вид движения (повороты, падения).
- Такой метод обучения позволяет получить личный опыт творчества в отличие от рутинной имитации. Групповая импровизация требует внимания и особой чувственности к другим выступающим. Она также требует определённого единства или же предусматривает структуру и технику, помогающую взаимодействию и развитию танца.
- Музыка и танец, как по отдельности, так и совместно. Они позволяют разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и развития комплексного подхода. Развиваются эмоционально-волевая сфера, память, мышление, моторика, психомоторика, тактильные ощущения.
- Развитие у детей чувства ритма сопровождено с рядом трудностей.
музыкально-ритмического воспитания считал развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей.
- Использование музыкально-ритмических движений на уроках ритмики развивают творческие способности младших школьников в целом и чувство ритма в частности. Сопровождению детей музыкой способствует их раскрепощению, даёт выход эмоциям и энергии.
- Такие упражнения являются сообразным психотерапевтическим методом воздействия на эмоциональную сферу ребёнка в психофизической сфере (в развитии моторики, памяти, внимания).
Детские пляски и танцы использовала на уроках ритмики элементах народных и классических танцевальных движений. В этом виде музыкально - ритмического движения может выделить пляски и танцы фиксированными движениями, свободные танцы комбинированные.
Понимание возрастных и психологических способностей детей с отклонениями в развитии позволяет правильно определить содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального воспитания.
Музыка и танец могут быть использованы как по отдельности, так и совместно. Они позволяют разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и реализации комплексного подхода
В 2007 году повысила свою квалификационную категорию и теперь имею 12 разряд.
В последние годы большое количество учащихся школ требует особого коррекционного воздействия, как на речевые, так и неречевые процессы. Приемы коррекции могут быть использованы на всех предметах, в том числе ритмики.
Это и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, упражнения на развитие памяти, слухового и зрительного внимания, расширение лексического запаса.
Дети в современных реалиях жизни страдают недостаточным физическим здоровьем и развитием
Заключение: Подводя итог, отмечу особую важность ритмики для детей с отклонениями в развитии, поскольку она не только удовлетворяет потребность в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Нельзя забывать, что ритмика – среда музыкального воспитания.
Для повышения уровня самообразования изучала следующую литературу:
1. « Воспитание школьников» журналы за 2004, 2005 гг.
- «Дефектология» за 2004, 2005 гг.
- «Детская психология» Выготский Л. С.
- «Формирование мотивации учения» А. К. Макарова. Москва «Просвещение» 1990г.
- «Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР» Т.В. Гудина . 2005г.
- «Роль музыки и танцев в коррекции гиперактивности у детей»
Т. Н. Брагина. 2004г.
- «Мы друзей зовем на праздник» С. Е. Юдина Ярославль 2003 г.
- « Развитие творческого воображения на уроках музыки» Е. Ю. Волчегорская, Е.В. Бодрова «ВЛАДОС» 2005г.
- «Целебна сила движений» Библиотечка «Первого сентября» № 1(7) 2006г.
- Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Часть№1. Т Ф Коренева Москва «ВЛАДОС» 2001г.
- Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Часть№2. Т Ф Коренева Москва «ВЛАДОС» 2001г.
- «Учебно-методическое пособие» - (Воспитание и дополнительное образование детей ) – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС» 2001 г.
Приложение 1.
Сводная ведомость по предмету ритмике за три года 2005-2006,
2006-2007, 2007- 2008 уч. года.
Г(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида с. Ериловка
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:
«ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА».
Учитель ритмики: Ишкова С. А.
2008-2009 г.