«Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности».

Ишкова Светлана Анатольевна

"Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической-деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступеления 97 КБ

Предварительный просмотр:

  Ритмику я веду  пятый год.

   Тема над которой работаю: «Развитие музыкальной восприимчивости в условиях музыкально-ритмической деятельности».

  Задержка психического развития у младших школьников характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы.

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей.

     Задачи развития эмоционально-волевой, познавательной и двигательной сферы присутствуют практически на всех  уроках ритмики.

На уроках дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы.

       На уроках ритмики  дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах (погремушках, дудки и т.д), осваивают подвижные игры

 с музыкальным сопровождением музыка используется как лечебный фактор.

        Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Уроки ритмики помогали вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще.

         Музыкальные игры снижают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности. Начальное звено обучения …. Именно здесь происходит закладка умственного развития человека, начинают формироваться его нравственные устои, впервые проявляются таланты и способности.

     По-моему, первый, от  кого зависит успех обучения и воспитания малышей, это учитель.

     Учитель способствует созданию необходимой материально – технической базы, без которой достаточно трудно и сложно вести на должном уровне учебно-воспитательную работу с учащимися младшего школьного возраста.

       Занятия стремилась строить так, чтобы дети могли расширять свой кругозор, развивать любознательность, тренировать внимание, память, мышление.

      А чтобы каждый ученик получил удовлетворение от работы и не потерял интерес к предмету, задания давала различной степени трудности, дифференцированно,  слабые воспитанники занимались индивидуально.

     Прочные знания, умения, навыки учащихся приобретали в процессе познавательной деятельности. С этой целью я использовала в своей работе занимательный материал, сюжетно-ролевые игры, загадки, занимательные ситуации.

    Игры, соревнования использовала на уроках в качестве проверки знаний учащихся  по ритмики.

   Особое внимание уделяла формированию у детей  музыкальной восприимчивости, не только на уроках, но и во внеурочное время.

   Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

        Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.

      Связь между музыкой и движениями не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление конкретных построений, ладовая окрашенность. Особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – всё это может отражаться и движениях.

     Уроки ритмикой способствуют формированию личности ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

    Музыкально - ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ними задачи. Музыкально – ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность.

          При грамотном содержание урока ритмики подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения.

      Невозможно переоценить значение ритмикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Влияние на пластику и выразительность, жесты. Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хороших навыков.

Основные задачи ритмики:

  1. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора детей.

  1. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.

  1. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений.

Планируя  уроки по ритмике, составляя конспекты, учитывала четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь

«звучания» музыки в движениях.

  1. Основное направление – совершенствование – восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в движениях стиль произведения определённой эпохи.
  2. Формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения.
  3. Совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, поскоков, боковой галоп), выполняемых под музыку в различных размерах – 2/4, 3/4, 4/4.
  4. Обучение элементам танца  (народно-хороводного, классического, современного, бального).

Формирования музыкально-ритмических навыков и умений проходила по этапам.

  1. Методика начального разучивания движений.

Музыкально ритмические движения, упражнения, танец, музыкальная игра - разучивается на первом этапе в общих чертах.

     Предварительное слушание музыки перед началом движений помогала детям воспринимать музыкальное произведение в целом, почувствовать его характер, осознать форму и настроиться.

    На втором этапе – углубленного разучивания  (музыкальной игры, танца, хоровода, упражнения) задача заключалась в том, чтобы уточнить правильность воспроизведения детьми деталей

музыкально-ритмических движений и согласовать их с музыкой. Эта задача решалась путём постепенных исправлений имеющихся неточностей и ошибок.

На данном этапе в течение нескольких занятий идёт сознательное разучивание и повторение мелодии или движения, которые постепенно уточняются, упорядочиваются, становятся всё более правильными. На занятиях закрепляется только то в движении, что соответствует требованиям учителя и подкрепляется его словом. Разнообразная организация разучивания музыкально -  ритмических движений (танца, упражнения, музыкальной игры) может заключаться в поочерёдном движении небольшими группами и индивидуально. В процессе углубленного разучивания  я поощряла правильное исполнение движений. Что послужило для детей положительным стимулом, также указывала  на ошибки, помогая осознанному исполнению задания.

  На третьем этапе   - ставилась задача  довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни.  На этом этапе дети сознательно воспринимают задание и эмоционально - выразительно исполняют упражнение, танец, музыкальную игру. Используя удовольствие от общей сложности и положительной оценки учителя, они с настроением танцевали не сосредотачивая уже своего внимание на способах действий.

          Музыкально - ритмический навык уже достаточно автоматизирован, что даёт свободу эмоционально-выразительному исполнению, сопереживанию художественного образа музыкальной игры и танца и т. д.

     Я использовала на уроках ритмики метод наглядно – выразительного приема, так как он важен для музыкально – ритмической деятельности детей – музыкальных игр, танцев, хороводов, упражнений с музыкой.

В начале я предварительно обучала детей правильному выполнению отдельных элементов – танцевальных движений. Когда дети овладевают этими движениями (например, переменный шаг, галоп, шаг польки и др.), их тогда обучала исполнению всего танца. Детям в отклонении в развитии тяжело  запоминать и правильно выполнять движения, они с трудом запоминают весь рисунок танца. Поэтому, пользуясь наглядным показом отдельных танцевальных движений, из которых построен танец, я требовала от детей точного их воспроизведения.

      Аналогично этому и при разучивании различных упражнений с предметами или без них детям предлагала наглядные образцы точного воспроизведения этих упражнений.

      Образцы являются обязательными для детей и представляют собой необходимую технику музыкально– ритмических движений, соответствующих требованиям программы того или иного класса.

     Помимо указанных наглядно – выразительных приёмов использования в музыкально - ритмической деятельности детей, я использовала в своей работе примерные показы, которые оказывали ребёнку помощь в его творческих поисках при создании  игрового образа.

    В процессе музыкальной сюжетной игры я, наблюдала за её ходом и игровыми действиями детей, видя, что кто-то затруднялся в правильной передаче движений, характерах для донного образа в таком случи, я сам показывала движения данного игрового персонажа в согласованности с музыкой.

     Таким образом, в музыкально-исполнительской и творческой деятельности детей наглядный выразительный показ приёмов исполнения в музыкально-ритмическом движений имеет важнейшее значение. Он помогает приобрести доступные ему технические навыки движения и стимулирует успешные самостоятельные творческие поиски.

     Хорошие результаты принесли методические приёмы, обращённые сразу ко всему классу направленные на активизацию каждого ребёнка в отдельности.  

Я использовала следующие приёмы:

  • Индивидуальная пороверка уровня усвоенных навыков, развития способностей, а также путём наблюдения за поведением ребёнка, его успехам.
  • Использование в процессе занятий приёмов, обращённых к каждому ребёнку.
  • Включая в случаях необходимости очень краткие по времени индивидуальные занятия с ребёнком.

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки учащихся. Это очень важно в обучении.

К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагались мной в порядке последовательности от простых к более сложным. Особое значение имеет развитие детей, умения самостоятельно действовать:

построится в круг без помощи учителя, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения.

 С детьми разучили следующие танцы танцы:

«Танец снежинок», Матросский танец Яблочко», «Цыганочку», «Вальс»,

« Кадриль», «Полька», «Коло», «Танец с шариками», «Танец с лентами», «Танец цветов»,

«Танец наседка и цыплята», «Во пале берёза стояла», «На горе калина, под горою малина», « У оленя дом большой», «Кадриль».

   

 Также в своей работе  с детьми   использовала  метод танцевальной импровизации.

  • В танцевальных импровизациях важно, в первую очередь, творческое выражение  образы, качество движений, использовании, динамики  или вид движения (повороты, падения).
  • Такой метод обучения позволяет получить личный опыт творчества в отличие от рутинной имитации. Групповая импровизация требует внимания и особой чувственности к другим выступающим. Она также требует определённого единства или же предусматривает структуру и технику, помогающую взаимодействию и  развитию танца.
  • Музыка и танец, как по отдельности, так и совместно. Они позволяют разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и развития комплексного подхода. Развиваются эмоционально-волевая сфера, память, мышление, моторика, психомоторика, тактильные ощущения.
  • Развитие у детей чувства ритма сопровождено с рядом трудностей.

      музыкально-ритмического воспитания считал развитие      эмоциональных способностей и творческого воображения детей.

  • Использование музыкально-ритмических движений на уроках ритмики развивают творческие способности младших школьников в целом и чувство ритма в частности. Сопровождению детей музыкой способствует их раскрепощению, даёт выход эмоциям и энергии.
  • Такие упражнения являются сообразным психотерапевтическим методом воздействия на эмоциональную сферу ребёнка в психофизической сфере (в развитии моторики, памяти, внимания).

    Детские пляски и танцы использовала на уроках ритмики элементах народных и классических танцевальных движений. В этом виде музыкально - ритмического движения может выделить пляски и танцы фиксированными движениями, свободные танцы комбинированные.

    Понимание возрастных и психологических способностей детей с отклонениями в развитии позволяет правильно определить содержание и педагогические технологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального воспитания.

     Музыка и танец могут быть использованы как по отдельности, так и совместно. Они позволяют разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и реализации комплексного подхода

В 2007 году повысила свою квалификационную категорию и теперь имею 12 разряд.

                         

    В последние годы большое количество учащихся школ требует особого коррекционного воздействия, как на речевые, так и неречевые процессы. Приемы коррекции могут быть использованы на всех предметах, в том числе ритмики.

     Это и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, упражнения на развитие памяти, слухового и зрительного внимания, расширение лексического запаса.

     Дети в современных реалиях жизни страдают недостаточным физическим здоровьем и развитием

Заключение:    Подводя итог, отмечу особую важность ритмики для детей с отклонениями в развитии, поскольку она не только удовлетворяет потребность в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Нельзя  забывать, что ритмика – среда музыкального воспитания.

Для повышения уровня самообразования изучала следующую литературу:

       1. « Воспитание школьников» журналы за 2004, 2005 гг.

  1. «Дефектология»  за 2004, 2005 гг.
  2. «Детская психология» Выготский Л. С.
  3. «Формирование мотивации учения» А. К. Макарова. Москва «Просвещение» 1990г.
  4. «Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР»  Т.В. Гудина                   .                                                                                                          2005г.
  5. «Роль музыки и танцев в коррекции гиперактивности у детей»

      Т. Н. Брагина. 2004г.

  1. «Мы друзей зовем на праздник» С. Е. Юдина  Ярославль 2003 г.
  2. « Развитие творческого воображения на уроках музыки» Е. Ю. Волчегорская, Е.В. Бодрова  «ВЛАДОС» 2005г.
  3. «Целебна сила движений» Библиотечка «Первого сентября» № 1(7) 2006г.
  4.  Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Часть№1. Т Ф Коренева  Москва «ВЛАДОС» 2001г.
  5.  Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Часть№2. Т Ф Коренева  Москва «ВЛАДОС» 2001г.
  6.  «Учебно-методическое пособие» - (Воспитание и дополнительное образование детей ) – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС» 2001 г.

 

Приложение 1.

Сводная ведомость по предмету ритмике за три года  2005-2006,

2006-2007, 2007- 2008 уч. года.

Г(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида  с. Ериловка

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:

«ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА».

                                        Учитель ритмики: Ишкова С. А.

2008-2009 г.