Главные вкладки
Диагностический инструментарий.
Диагностические методики, используемые при обследовании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_glozman.pptx | 2.61 МБ |
diagnostiki.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: выявление симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей.
Задачи нейропсихологической диагностики: Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования . Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения
Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте Необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по следующим критериям : доступности (сложности); знакомости ; привлекательности ( наглядности, занимательности , способности привлекать внимание).
Требования к процедуре обследования Необходимо чередовать разнородные задания Учитывать ограничения объема восприятия и внимания дошкольников Проводить исследование детей в микрогруппе, начиная выполнение задания с ребенком более готовым к контакту Игровая форма является лучшим видом тестрирвания
Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет включает в себя следующее: 1.Предварительная беседа Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сейчас время года? Ходишь ли ты в детский сад? В какую группу? Как зовут твою маму? Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет включает в себя следующее:
Копирование 4 простых фигур: круг , квадрат, ромб и треугольник
2 . Латерализация функций (D/S) причесывается чистит зубы рисует ударяет по мячу перекрест пальцев перекрест предплечий ведущий глаз (посмотри в трубочку ) ведущее ухо(послушай часы ) ведущая нога (попрыгай на одной ножке )
3.Корректурная проба 4.Динамический праксис Правая рука (ладонь—кулак—ребро) Правая рука (кулак—ладонь—ребро) тоже самое с левой рукой
5.Называние реальных изображений Называние низкочастотных слов НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ ( СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по наименованиям ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО
6.Узнавание зачеркнутых и наложенных изображений
Графическая проба на динамический праксис
Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать , упереть язык в щеку. Идентификация эмоций веселый (1) 1 4 7 9 злой (2) 3 8 10 испуганный (5) 2 5 6
Порядковый счет 1...10__________________ 10...1________________ Зрительная память выбор из 16 картинок. 1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН 2) САПОГ, КОЗА, КУСТ
Аналогии
Слухоречевая память кот лес брат дождь рука друг снег Слухоречевая память
Четвертый лишний
Составление рассказа по картинке « Разбитая чашка» Составление рассказа по серии предварительно разложенных картинок
Пересказ текста с опорой на вопросы «Лекарство» «Всякой вещи свое место»
МАЛЬЧИК СПАСАЕТ ДЕВОЧКУ МАЛЬЧИК ПОЙМАЛ ДЕВОЧКУ ГРУЗОВИК ОБРЫЗГАЛ МАШИНУ Книга прикрыта газетой Дочка везет маму Мама везет дочку Понимание логико-грамматических отношений
Альбом нейропсихологического обследования Цветковой Л.С. Для детей 6-7 лет Агафонова А.Н.
Особенностью данного нейропсихологического альбома Цветковой Л.С. является: На первое место вынесены тесты, направленные на исследование эмоциональной сферы, произвольных форм деятельности и внимания, так как это соответствует реальной практике нейропсихологического обследования и детей т.к. нейропсихолог, врач, психолог, логопед должен установить контакт с ребенком, исследовать состояние его эмоциональной сферы. Второй особенностью является тестирование на определение самооценки личности Третья особенность «Методического альбома» заключается в увеличении количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования (например, начинать с понимания низко-частотных слов и идти к знакомым словам, или наоборот; группировать картиночный материал по сходству и различию и т.д.). Объем материала дает возможность узнать тонкие трудности (дефекты, несформированность) в выполнении тестов, а следовательно, не всегда видимые трудности при однородном и малом объеме материала.
Четвертая особенность это то, что каждый тест, с одной стороны, направлен на исследование состояния именно данной психической функции, и мы получаем точные сведения о ее состоянии при правильной процедуре применения пробы и качественном анализе результата. А с другой - практически каждый тест многозначен и, используя его, можно увидеть состояние не одной, а нескольких функций.
Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет включает в себя следующее: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? Назови все времена года. Сейчас утро, день или вечер? Назови все дни недели. 1-й день какой? Понедельник. Дальше сам. Назови все месяцы года. Где ты живешь? Скажи свой адрес, телефон. Какие деревья ты знаешь? Назови.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА Инструкция Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.
Исследование самооценки личности Инструкция. Где ты находишься: там или здесь? Каким ты себя считаешь? Поставь значок «+». После инструкции щ отдельном листе провести пробу. Тест повторить в конце обследования на другом листе.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ РИТМОВ (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ Простые ритмы Инструкция. Я буду стучать по 2, или по 3, или по 4 раза. Внимательно слушай и покажи ту группу палочек, где их столько, сколько раз я стучала.
ПОИСК ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ СРЕДИ РЯДА ДРУГИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ИНСТРУКЦИЯ. 1. БЫСТРО ПОКАЖИ И СОСЧИТАЙ ВСЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ; А ТЕПЕРЬ КРУГИ И Т.Д. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ). 2. А ТЕПЕРЬ ПОКАЖИ ВСЕ КРАСНЫЕ ФИГУРЫ; А ЗАТЕМ ЗЕЛЕНЫЕ И Т.Д. (ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ОБОБЩЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ).
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ Предметные картинки. Инструкция. Назови этот предмет: слон, ...? Покажи, где слон, лев, ...?
ПРОБЫ НА ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС (ВОСПРИЯТИЕ). Инструкция. Скажи что отсутствует на рисунке? Дорисуй недостающие части предмета.
ЗАШУМЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ Инструкция. 1. Назови фигуры, которые ты здесь видишь 2. Обведи их карандашом.
ИСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ (экспрессивная речь) 1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ. Ребенку задают общий вопрос, например: Ты ходишь в детский сад (в школу)? Нравится тебе там? Расскажи мне, что там делают дети? {речь ребенка записывается.) 2. ДИАЛОГ. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А маму и папу как зовут? Спроси меня о чем-нибудь. Ты любишь животных? А теперь все вместе расскажи то , о чем мы говорили. 3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Счет от 1 до 10 {можно положить перед ребенком ряд чисел или он сам должен их разложить). Перечисление месяцев года: январь, февраль... Рассказ стихотворения. 4. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Называются слова, ребенок должен найти соответствующую картинку Инструкция. Я назову букву, а ты покажи ее. Буквы называются сначала вразброс и только по одной, а затем тоже по одной, но близкие по оппозиционному признаку: (звонкий звук - глухой и т.д.) «Покажи букву П, а теперь Б» и т.д.
НАЗЫВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ по картинкам типа «что делает»? (Инструкция. Скажи одним словом «Что делает девочка, дедушка и т.д.»)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА а) определение количества букв в словах - ДОМ, КОНЬ, б) определение количества слогов в словах (разделить слово) - лодка, сова, квартира, мишка, медведь, пароход, гимнастика
Импрессивная речь ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. 1. Понимание простых и сложных инструкций: Дай мне свои руки. Положи руки на стол. Встань и подойди к двери, вернись и сядь на стул. 2. Понимание слов, обозначающих части тела. Покажи: (проба «глаз - нос - ухо») По 1 - глаз, нос, ухо, рот, затылок, подбородок, зубы, плечо, колено. По 2 - глаз-нос, ухо-брови, лоб-волосы и т.д. 3. Понимание устной речи. а) Педагог рассказывает содержание одной из трех картинок. Ребенок должен ее найти. Инструкция. Найди где: девочка бросает мяч; дедушка идет по тротуару. 4. Понимание логико-грамматических конструкций по картинкам. Вопрос: Найди картинку: где - девочка бросает мяч под кровать; где - скамейка стоит около дерева; где - лодка плывет к пристани; где - бабочка летит над птичкой;
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ Чтение и узнавание букв. Инструкция. 1. Назови букву, которую я тебе покажу. 2. Назови две буквы которые я тебе покажу (в-д, ч-ш, т-ш, и др.). 3. Покажи букву, которую я тебе назову ( в-д, и-ш, д-б и др.).
Чтение слов, предложений и текстов Слова: САД, УХО, ГЛАЗ, ДАЧА, ХЛЕБ, СТУЛ, ДОМ, КНИГА, ШКОЛА, МАМА, КЛАСС, Предложения: В саду за высоким забором росли яблони. На опушке леса охотник убил волка. Текст СТАДО Пастух пас стадо. Пастух заснул. Из леса вышел волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок, он погнался за волком и отбил овечку.
ИСЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ■ Инструкция. Я прочту тебе интересный рассказ. Ты запомни его содержание, потом будешь пересказывать. УМНАЯ ВОРОНА Л.Н. Толстой Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить. Вопросы: 1. Ворона умная или глупая? 2. Почему?
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК, ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК И НАХОЖДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИН В СЕРИИ Инструкция. Составить рассказ
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
«Обобщение»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Сводная таблица
Сфера | П с и х о д и а г н о с т и к а | Психологическая коррекция развития (программы, методы, приемы, техники) | |||
Диагностируемый показатель (исследуемая функция) | Методика/метод | ||||
1.Познавательная /интеллектуальная сфера | Особенности внимания и характер работоспособности | ||||
Концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторный темп, личностные характеристики работоспособности, тип ММД. | Тест Тулуз-Пьерона (диагностика и компенсация ММД) | Психотехники по коррекции внимания Мамайчук И.И. (прил. № 2.1) | |||
Распределение внимания, уровень работоспособности, показатели самоконтроля | тест Д.Векслера № 11 «Кодирование» | ||||
Работоспособность и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность | тест Э.Ландольта. С.Е.Лукин;** | ||||
Объем внимания и темпа деятельности, устойчивость внимания, концентрация, сформированность регуляции собственной деятельности | тест Д.Векслера № 7,Методика Пьерона Рузера**(прил.№1.2), наблюдение (анализ возможности ребенка удерживать инструкции и программы выполнения заданий) | ||||
Память/мнестическая деятельность | |||||
Объем непосредственного (кратковременного) запоминания, эффективность запоминания, долговременная память (дополнительно связь памяти и внимания) | тест Д.Векслера № 6, методика А.Р.Лурии по определению состояния кратковременной памяти (прил. №1.3). | Психокоррекционные занятия по развитию памяти Мамайчук И.И. (прил. №2.2). | |||
Опосредованное запоминание (дополнительные возможности оценить характеристики мышления: осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность). | Методика А.Н.Леонтьева «Опосредованное запоминание», (для детей 4.5 – 8 лет) (прил.№1.4), «Пиктограмма» (после 8 лет), кроме того, показывает связь памяти и мышления) (прил.№1.4), | ||||
Мышление /мыслительная деятельность | |||||
Способность выделять существенные признаки, установление логических связей и отношений между понятиями, обобщение | тест Д.Векслера № 4 | Педагогическая коррекция: использование загадок и пословиц. Психологическая коррекция: - психокоррекционная программа познавательной сферы для детей с ЗПР младшего подросткового возраста В.Б.Никишиной (прил. №2.3), - программа для детей с ЗПР «Развитие прогностических способностей» Т.Боловиной (прил. №2.4), - программа формирования пространственных представлений Н.Я.Семаго (прил. №2.5), - программа по развитию и коррекции элементарных учебных умений И.В.Данилова (прил. №2.12) | |||
Уровень обобщения, целенаправленность и критичность; | Методика по определению способности понимания метафор и пословиц (прил. №1.5) | ||||
Пространственный анализ и синтез | тест Д.Векслера № 9,10, | ||||
Умственный план действий, самоконтроль, логика суждений; | тест Д.Векслера № 3,4,8 | ||||
Планирование, регулирование деятельности | тест Д.Векслера № 3,4,8, 9,10, и 12 | ||||
Невербальное мышление (дополнительные характеристики работоспособности, характера и темпа деятельности, обучаемость). | Матрицы Равена (цветной вариант 3 серии по 12 заданий (5-11 лет)) (прил. №1.7) | ||||
Обучаемость, (как один из показателей умственного развития) | Обучающий эксперимент на материале методики Кооса (прил. №1.8) | ||||
Интеллектуальное развитие, особенности структуры интеллекта | тест д.Векслера, качественная оценка (прил. №1.9). | ||||
Уровень умственного развития детей младшего школьного возраста | Методика определения умственного развития (7-9 лет)* (прил. № 1.10) | ||||
Логичность мышления (суждений), различение существенных признаков от несущественных, способность обобщать | Методика «Существенные признаки» * (прил. №1.11) | ||||
Особенности аналитической и синтетической деятельности мозга (сравнение, анализ, обобщение) | Методика «Исключение лишнего»* (прил. №1.11) | ||||
Восприятие | |||||
Особенности восприятия, пространственные представления, понимание и употребление предлогов и некоторых понятий | тест Д.Векслера № 7,8,10 ШП,№35-00 (прил.№1.6) | Программа формирования пространственных представлений Н.Я.Семаго (прил. №2.5). | |||
Зрительно-моторная координация и ручная моторика | |||||
Зрительно-моторная координация, ручная моторика | тест Д.Векслера №11,12 иногда 9 и 10, Гештальт-тест-Бендер* (Методика определения готовности к школе Л.А.Ясюковой) | Упражнения, игры для развития и совершенствования ручной моторики (прил.№2.6) | |||
2. Эмоционально-личностная сфера | Изучение характера эмоциональных отношений (дошкольники и младшие школьники) | Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. (прил. № 1.12) | Программа коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР В.Б.Никишиной (прил. №2.7), Психологическая коррекция характерологических деформаций у детей с ЗПР (прил.№2.8) «Уроки общения в начальной школе». Сорокоумовой Л.Е. (прил. №2.9) Программа коррекции поведения и эмоциональной сферы детей средствами искусства; игры, этюды для коррекции аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы. Шамариной Е.В. (прил.№2.10) | ||
Нервно-психические состояния и выявление внутриличностных конфликтов | Цветовой тест М.Люшера | ||||
Изучение понимания эмоциональных состояний людей | Методика определения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (прил.№1.13), Методика «Определение эмоций по фотографиям»* (прил. №1.14) | ||||
Склонность к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность | Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) (прил. №1.15) | ||||
Уровень сформированности эмоциональной эмпатии | Методика «Эмоциональная эмпатия» В.В.Бойко (можно использовать для подростков) (прил. № 1.16). | ||||
2. Эмоционально-личностная сфера | Уровень личностной тревожности (ситуативная тревога); уровень школьной тревожности | Методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера (в т.ч. для подростков) (прил. № 1.17); Тест школьной тревожности. Ф.Филлипс (1-3кл.)(прил. № 1.18), для мл.подростков (см. Коблик Е.Г.) | Педагогическая коррекция - «эмоциональные стимуляторы»: игра, соревнования, средства литературы и искусства, устное народное творчество (изучение малых народных жанров – потешек, песенок, где есть легкая игра слов, быстрая смена одной картины другой из строки в строку), технологии на снятие напряжения и коррекции настроения учащегося. Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми определенного типа поведения. (прил. №1.23) | ||
Диагностика ригидности | Методика «Диагностика ригидности» Г.Айзенка. (подрост.) (прил. №1.19) | ||||
Эмоциональное состояние потребности детей | Тест детской апперцепции* (САТ) 3-10 лет | ||||
Самооценка | Тест для исследования самооценки Пономаренко Л.П. (прил. №1.20) | ||||
Личный профиль реагирования на различные эмоциональные ситуации; склонность к «открытому агрессивному поведению» ( в т.ч. сексуальному)* | Тест эмоций Басса-Дарки*, проективная методика исследования личности «HAND-ТЕСТ» | ||||
Структура личности | Факторный личностный опросник Р.Кеттела.* (детский 12-факторный СРQ – 8-12лет; подрост. – 14-факторный HSPQ – 12-16лет) | ||||
Акцентуации характера подростков | Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (14-18лет) Дополнительные шкалы к ПДО (в т.ч. риск злоупотребления психоактивными веществами, дифференциальная диагностика суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек) (прил. №1.22), Характерологический опросник Леонгарда * | ||||
Преобладающий тип поведения (уравновешенный, возбудимый, заторможенный); | Метод наблюдения за особенностями поведения (педагоги, родители, специалисты) (прил. №1.23) | ||||
3. Межличностные отношения | Межличностные отношения (социовалентность, статус ребенка, статусная структура группы, уровень конфликтности группы) | Модифицированный вариант социометрической методики Р.Жиля (прил. №1.21), методика «Социометрический метод в школьной практике»* М.Битяновой, методика диагностики межличностных отношений* Т.Лири | Тренинг по оптимизации межличностных отношений в среде сверстников, (мл.шк.) (прил. №2.11); уроки общения Сорокоумовой Л.Е. (прил. №2.9). Воспитательная работа педагога, направленная на развитие коммуникативно-адаптивных возможностей детей и гуманизацию социально-педагогической среды. | ||
4. Мотивационно -волевая сфера | Учебная мотивация | Тематическое рисование на школьную тему, анкета по оценке уровня школьной мотивации (прил. № 1.24) | Основные направления в работе учителя для формирования положительного отношения к учению (прил. №1.24). | ||
Сформированность волевой активности | Методика Т.А.Шиловой «Тип волевой активности» (прил. №1.25) |
* Методики для углубленного исследования функций в той или иной сфере с целью определения причин нарушений, а также в случае невозможности проведения основного теста (например, теста Д.Векслера) в силу определенного дефекта.