Представление педагогического опыта

костычева екатерина ивановна

Представление педагогического опыта Костычевой Е.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение.

Тема опыта. Использование ИКТ для развития познавательных способностей, интеллекта, культуры обучающихся на уроках математики и физики.

Сведения об авторе. Костычева Екатерина Ивановна, учитель математики и физики МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа имени Народного учителя СССР Дергачева С.И.» Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Актуальность  темы.

     Происходящие в современном российском обществе социально-экономические и общественно-политические изменения требуют людей, которые умеют быстро адаптироваться к любым изменениям, способным сохранить продуктивный характер деятельности в условиях огромного потока информации. В связи с этим значительно повышаются требования к  информационной культуре, интеллекту для будущего гражданина. Поэтому действовать по определённому алгоритму, решить задачу по-старому в современном и в будущем обществе невозможно.

      Для воспитания и обучения в современной школе недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные физические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка.

     Те предметы, которые я преподаю, традиционно считаются в школе одними из трудных. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к математике и физике. В последние годы большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и основной  целью моей работы стало развитие познавательного интереса к преподаваемому предмету каждого обучающегося, который проявляет особый интерес к  предметам естественно-математического цикла.  Для этого необходимо было создать условия для самовыражения, развития каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

     Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир, ребенок имел такие качества личности, как  применять полученные знания в своей практике, повседневной жизни,  умение анализировать, решать проблемы, умение  самостоятельно принимать решения, творить. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека не только в гуманитарной области. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию при решении повседневных задач. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования. Наиболее перспективным направлением в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, его интеллекта, культуры, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.    Задача наставника, учителя в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Основная идея заключается в формировании потребностей к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию, используя ИКТ как на уроках, так и во внеурочное время. Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным и творческим.

Теоретическая база.

Одной из сложных задач в школе является развитие творческих способностей учащихся. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Творчество,  творческая деятельность и определяет ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности: компьютерная, экологическая, экономическая, развитие творческой направленности личности.

«Творчество - это способность человека создавать то, что до него не существовало или открывать то, что было неизвестно. Творчество может проявляется в нескольких формах - в виде изобретения, создания или открытия».

(«Новая школьная энциклопедия», РОСМЭН 2005 г.)

Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. В свою очередь эффективное усвоение знаний зависит от многих факторов. Это психолого-возрастные особенности детей, состояние здоровья и представление учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям познавательной творческой деятельности учащихся. Это позволяет активно осваивать не только предметную область знаний, но и развивать творческий потенциал. Творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. В вопросе формирования творческой личности в моей педагогической деятельности отводится важное место.

Развитие творческого потенциала  строится с учётом следующих педагогических рекомендаций:

  1. максимальная опора на положительные эмоции;
  2. стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач, средств их решения;
  3. формирование уверенности в своих силах;
  4. развитие воображения;
  5. формирование чувственности к противоречиям;
  6. широкое применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания;
  7. всяческое поощрение стремления  быть самим собой;
  8. развитие речи учащихся.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу методик, по которым можно выявить творческую личность, можно использовать  обобщённую характеристику, предложенную Савенковым А.И., которая была  создана им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению

А. И. Савенкова это:

1.Способность удивляться и видеть проблемы.

2.Любопытство и любознательность.

3.Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).

4.Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

5.Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

6.Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

Новизна опыта.

Новизна в развитии познавательных, творческих способностей обучающихся заключается в изменении подходов к организации  учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие  учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся.

Работа в данном направлении предусматривает:

-изменение подходов к преподаванию математики и физики в рамках образовательного учреждения;

-изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной подготовки;

-ориентацию учителя  на индивидуальные потребности учащихся;

-выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;

-контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении их интересов и склонностей  в дальнейшем обучении;

максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету

Технология опыта.

Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.

       Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках физики и математики:

1. Создание атмосферы заинтересованности.

2. Стимулирование обучающегося к диалогу, создание ситуации общения, а это значит они должны:

-защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

-задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;            

-рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

-делиться своими знаниями с другими;

-помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3.  Побуждение обучающихся находить не единственное решение, а несколько решений.

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы).

5.  Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость.

6.  Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

7.  Самостоятельная работа на уроке (изучение некоторых теоретических вопросов, закрепление полученных знаний).

  Активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний обучающихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь обучающихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

  В урок я включаю:

-занимательные задания;

-занимательное содержание материала;

-игровой материал;

-составление кроссвордов;

-конкурсы, соревнования.

           Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.    

           На своих уроках познавательный интерес и развитие творческой индивидуальности учащихся я развиваю с применением следующих педагогических технологий:

Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)

      Объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами (презентации, флеш-анимации, учебные фильмы). В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.  Мною разработаны уроки с использованием презентации, в частности урок на районный семинар учителей математики «Параллельные прямые». 

Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках математики и физики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. По физике и математике широко использую интерактивный демонстрационный материал проекта Infourok, материалы для устного счета издательства «Дрофа».  

Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся.  Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе.       В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании в 5-9 классах повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.
В своей работе я использую разные виды тестов:

-Тесты, в которых предполагают верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений, теорем, свойств.

     -Тесты, в которых надо определить истинны или ложны данные утверждения.

Тест по теме «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника».

Игровые технологии

В своей работе я применяю различные игровые технологии. Игровая форма занятий реализуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Чтобы обострить интерес к получению новых знаний, способствовать развитию воображения, облегчить запоминание в 5-8 классах я использую дидактические  или ролевые игровые моменты. Так при изучении темы «Натуральные числа», «Десятичные дроби» мною разработаны следующие уроки: «Математический час».

Раскрывая содержание любой темы, я стараюсь обеспечить связь обучения с жизнью, опереться на жизненный опыт детей и их чувства.

Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть  в такие игры как «Лесенка», «Молчанка», «Удивительная цепочка», «Солнышко», «Цветок»,  «Пирамида» и др.

Игровые формы проведения уроков способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, поэтому в своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

 Технология воспитания культуры, интеллекта.

Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности). Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов работы на уроках математики и физики.

Если рассматривать физику как развивающую науку, то на  уроках можно осуществлять:

-Обучение восприятию музыки. Например, при изучении темы «Звуковые колебания и волны» (эксперименты с камертоном, музыкальными инструментами, изготовление мини-телефонов. передача сообщений и т.д.).

-Обучение языковой культуре. Например, обучение правильному произношению математических и физических терминов.

-Нравственно-патриотическое воспитание.  В качестве примера можно привести сообщения и рефераты детей об ученых и их вкладе в развитие науки и техники. Детские проекты по темам «Полет над облаками», «Развитие телефонной связи» и т.д.

-Обучение экологической культуре (ознакомление с экологическими проблемами использования ТЭЦ, АЭС. Воспитание любви к природе.

Проектная работа «Альтернативные источники энергии».

-Обучение математической культуре Примером могут служить задания на чтение графиков, сложение векторов, решения квадратных уравнений и  систем уравнений.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

       Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат.

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

-уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;( Урок-соревнование «Задачи на все действия с натуральными числами»);

-межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира; («Математика и экология»)

-уроки лекции с просмотром различных сюжетов;  

-уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;

-урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;

-уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ;

-видео-уроки.

Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов  формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения.

Кроме того, на уроках широко использую Интернет-ресурсы. Это  материалы по физике из «Единой коллекции ЦОР».

     Развитие информационной компетентности учащихся на уроках физики обеспечивается мною применением следующих образовательных технологий.

В своей работе я использую технические средства кабинета математики и информатики (компьютер,  принтер, сканер, интерактивная доска, Интернет).        Метод проектов.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.  Примером служит проект Поняева Александра с элементами конструкторской деятельности.

Результативность.

Использование данных технологий позволило достичь  следующих положительных   результатов:

  1. Повышение умений и навыков информационной компетентности учащихся.
  2.  Повышение общего уровня  знаний по предмету.

Класс

2017-2018 уч.год

2018-2019 уч.год

2019-2020 уч.год

Качество знаний

Уровень обученности

Качество знаний

Уровень обученности

Качество знаний

Уровень обученности

9

83,3

100

-

-

10

66,7

100

87,5

100

-

11

-

100

100

100

100

  1.  Изменение отношения учеников  к урокам математики и физики.
  2. Результативность внеурочной деятельности.

Учебный год

Фамилия, имя участника

Предмет, класс

Уровень/результат

2015-2016

Слушкин Михаил

Физика,10 кл

Муниципальный/

участие

2016-2017

Поняев Александр

Физика, 8 кл

Муниципальный/призер, грамота

2017-2018

Кочеткова Мария

Физика, 7 кл

Муниципальный/победитель, грамота

Республиканский /участие

Наумкин Никита

Физика, 8 кл

Муниципальный/призер, грамота

Поняев Александр

Математика, 9 кл

Муниципальный/победитель, грамота

2018-2019

Слушкина Алина

Физика, 7 кл

Муниципальный/победитель, грамота

Кочеткова Мария

Физика, 8 кл

Муниципальный/победитель, грамота

Республиканский /участие

Наумкин Никита

Физика,9 кл

Муниципальный/призер, грамота

2019-2020

Кочеткова Мария

Физика,9 кл

Муниципальный/участие

  1. Результативность проектной деятельности.

Учебный

год

Наименование конкурса

Фамилия, имя обучающегося, класс

Результат

2016-2017

Научная конференция в МБОУ «Поводимовская СОШ»

Слушкин Михаил, 11 кл

Участие

2016-2017

Муниципальный конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Творчество юных – современной России»

Слушкин Михаил, 11 кл

Призер,

 2 место

2017-2018

Муниципальный конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Творчество юных – современной России»

Поняев Александр, 10 кл

1 место

2017-2018

Республиканский конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Творчество юных – современной России»

Поняев Александр, 10 кл

3 место

2019-2020

Муниципальный конкурс технического творчества среди детей и молодежи РМ «Творчество юных – современной России»

Поняев Александр, 11 кл

1 место

     Результатом моей работы считаю также и то, что мои ученики  поступают по окончании нашей школы  в физико-математические  колледжи, в университет и в институт по физико-математической направленности и успешно учатся там.

Список использованной литературы.

  1. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6 с.3 – 5.
  2. Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
  4. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.//М.,1996

  1. Казарова О. А. Учимся учиться в классе и дома.//Журнал «Практика образования». 2007 № 2, с. 20-22.
  2. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org