Эссе
Предварительный просмотр:
Моя профессия – мой выбор.
Сколько себя помню, я всегда хотела стать учителем. В нашем раннем детстве, когда не было гаджетов, даже телевизора, нашим любимым занятием была игра. Мы играли в прятки, салочки, лапту. Моя самая любимая игра была – в «школу». Сначала я была ученицей, и когда пошла в первый класс, могла не только читать и писать, но и знала таблицу умножения на «2». А потом, будучи ученицей начальных классов, стала «учительницей» для своей младшей сестры, которую и подготовила к школе. Мне нравилось объяснять ей, как складываются слоги в слова, а из цифр примеры и задачки. Я видела ее пытливый взгляд и то, как она радовалась тому, что у нее все получается. А ведь этому научила ее я!
А какие опытные учителя преподавали математику и физику в моей любимой Поводимовской школе. Просто невозможно было не влюбиться в строгую Святкину Раису Степановну, которая была и нашим классным руководителем. Как она вела уроки: затаив дыхание, я слушала ее объяснения, с удовольствием занималась на факультативах, где решали сложные математические задачи, участвовала во внеурочных мероприятиях. Ее методы работы, отношения с учениками я до сих считаю эталоном поведения учителя. Она – мои первые педагогические университеты.
Со школьного порога и до сегодняшнего дня меня окружают интересные, неравнодушные люди. Многие стали для меня примером педагогического мастерства. Я с огромной благодарностью вспоминаю уроки мудрости и доброты, которые получила от них. Их пример, самоотверженность, любовь к детям сыграли свою роль в выборе профессии – я стала учителем математики.
Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняется те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед учителем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача преодолеть в сознании учеников возникающие со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Слово «математика» произошло от древнегреческого «mathema», что означает «изучение, знания, наука». Преподавание математики – область, совмещающая многие науки и психологию детей. Отсюда использование различных видов заданий, дифференцированных оценок. Творческие задания, выполняемые детьми – показатель уровня владения математическими умениями, развитости мышления – по плечам многим из моих учеников.
Знания и умения добываются учеником в результате его собственного познавательного труда, а чтобы у ребенка возникла потребность трудиться, необходимо сделать современный урок интересным, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно материал. В начале моей педагогической деятельности у меня была ученица, которая при решении геометрических задач (а они на первых порах изучения с трудом даются ученикам) говорила: «я вижу». И вот стараюсь на уроке все сделать для того, чтобы услышать от своих учеников эти слова. На уроке создаю психологический комфорт, атмосферу сотрудничества, отмечаю каждое достижение ученика, и не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со своими предыдущими достижениями. Для активизации мыслительной деятельности ребенка создаю на уроке игровую ситуацию, на некоторых этапах – элементы соревнования. Формирую на уроке одну дисциплину – дисциплину труда, учу детей общению, умению говорить и слушать. Никогда не отказываюсь от возможности на уроке создать необычную ситуацию, например, при изучении дробей делим шоколадку на части. Мой бывший ученик до сих пор при встрече вспоминает эти уроки и говорит, что этот момент на уроке помог ему освоить дроби на все сто. Знания лучше усваиваются в атмосфере доверия и психологического комфорта на уроке. Доверие к учителю – важный фактор урока.
Да, современные дети другие, с другим мышлением, восприятием мира. Они разные: умные, задумчивые, серьёзные, озорные, равнодушные. В современных условиях общения с детьми мы «дорастаем» до них в освоении компьютерных технологий. Но как и тридцать лет назад я вижу своего ученика:
-Грамотным, умеющим задавать вопросы, на которые интересно отвечать. Виртуозно владеющим математическими законами. Чувствующим свою уверенность в царстве точных наук.
-Умеющим определять проблемы и решать их.
-Стремящимся получить ключ к другим наукам.
Человек развивается тогда, когда творит, поэтому на каждом уроке стараюсь уделить время развитию творческих способностей ребенка: придумать кроссворд, зашифровать определение, разгадать ребус, решить занимательную задачку. При выполнении таких заданий ученик проявляет свои способности в нестандартной ситуации. Бывает, что ученик по предмету имеет оценку «3», а задания выполняет на отлично. И мне, как учителю, становятся яснее проблемы и интересы учеников.
Благодаря моей работе я окружена людьми, которым нужна я и которые нужны мне. Это мои коллеги, у которых я до сих пор беру уроки педагогического мастерства, для которых каждый ученик – личность, а не объект для обучения. Каждый урок – мастерская, на котором они творят, а не работа. Каждая оценка – не результат, а причина для размышления.
Работая в школе 33 года, я уже могу подвести некоторые итоги моей педагогической поэмы. Я могу сказать, что я счастлива, что выбрала эту профессию. Когда-то мне встретилось высказывание, которое полностью определяет мою школьную жизнь:
Находить время для работы – это условие успеха!
Находить время для размышлений - это источник силы!
Находить время для игры – это секрет молодости!
Находить время для дружбы – это условие счастья!
Находить время для мечты – это путь к звездам!
Находить время для творчества – это муза души!