1. Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Цель: психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке. - Приветствие
- Определение отсутствующих
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
| Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| Цель: проверить правильность, полноту и сознательность изучения дом. материала. Мотивация и мобилизация сил и способностей учеников, стимулирования их к успеху, дисциплинированности. Проведение теста «Электризация тел» 1. Если эбонитовую палочку потереть о шерсть и коснуться ею некоторого тела, то это тело электризуется ... а) положительно; б) отрицательно. 2. К стеклянной палочке А, натертой о шелк (см. рис. 1), подносят палочку Б. Палочка А приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. Какой заряд имеет палочка Б? а) положительный', б) отрицательный. рис. 1 3. Что произойдет, если отрицательно заряженной палочкой коснуться незаряженного тела? Часть электронов перейдет ....... а) с палочки на тело, б) с тела на палочку. 4. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, натертой о мех, то оно заряжено ... а) положительно; б) отрицательно. 5. Одноименно заряженные тела …...., а разноименно заряженные - ……... а) ...отталкиваются, ...притягиваются, б) ...притягиваются, ...отталкиваются. 6. Как будет вести себя незаряженный легкий шарик, подвешенный на нити, если к нему поднести заряженное тело? а) шарик притянется к заряженному телу; б) шарик оттолкнется от заряженного тела; в) шарик вначале притянется к заряженному телу, а затем оттолкнется. 7. Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам? а) резина; б) медь, в) пластмасса; г) сталь. 1-б 2-б 3-а 4-а 5-а 6-в 7-в,г Взаимопроверка: 0-3 правильных ответов -2 3-4 правильных ответа -3 5-6 правильных ответов -4 7 правильных ответов -5 | Личностные УУД: • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
|
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
| 1. Мотивация- подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Научить учащихся формулировать цель изучения нового материала. Учитель. Что это значит? – экспериментально-демонстартивная часть (демонстрируется видеофильм «Строение атома» звук отключаем, а учащиеся должны объяснить, о чём идёт рассказ. Показ видеоролика без озвучивания «Строение атома» Понятие атом существует уже более 2500 лет со времен греческого ученого Демокрита , который считал, что все вещества состоят и мельчайших частиц . Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов , различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота( легенда о яблоке). Слово «атом» означает «неразрезаемый », «нерассекаемый». В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи «элементы» ( атом), «корпускулы»( молекулы). Английский физик Джон Дальтон ввел понятие атомной массы, атом представлен как мельчайшая неделимая частица. Однако к концу 19 века появились факты о сложном строении атома. Открытие электрона, частицы входящей в состав атома нанесло серьезный удар по представлениям об атоме. Прежде, чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы: - Как вы представляете себе строение атома? - Для чего нужно знать строение атома? - Почему ученые пытались выяснить строение атома? ( Ученики отвечают на вопросы) Атом - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств Итак, сформулируем цель урока цель урока – изучить строение атома и атомного ядра. Давайте сформулируем цели урока. Закончите фразы Сегодня на уроке я хочу - Узнать… (из чего состоит атом, историю открытия атома)
- Изучить понятия
- Выяснить…(каков состав ядра атома)
- Научиться находить …
2. Чтобы решить эту проблему вы будете работать парами по инструкции (см. приложение №2) Самостоятельная работа учащихся с учебником «Заполни пропуски в тексте» - В центре атома находится ................................... Вокруг ядра движутся ..............................................., они имеют .............................................заряд.
- Ядро состоит из ................................................................и ..................................................................
- Протоны имеют ................................................. заряд, а нейтроны ...................................................
- У электрически нейтрального атома заряд ядра .......................заряду электронов.
- Атомы различных химических элементов отличаются друг от друга числом .................................
- Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ............................................ионом.
- Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется ...................................ионом.
- В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов и .......... протонов.
- Главной характеристикой химического элемента является число .......................................... в ядре.
- Что, значит, определить состав атомных ядер? Т.е. определить, сколько протонов и нейтронов в атоме.
Как можно определить число протонов? Как нейтронов? Давайте составим алгоритм, т.е. порядок действия, который позволит определить состав атомных ядер. Я дам вам подсказки, а вы расставьте их в нужном порядке. Работа групповая. Какие последовательности у вас получились? У кого другая? Какая более правильная? На доске получаем последовательность: N→ см ПСХЭ N=Z= число P Число n = A - P 4. Вопрос: Какой состав имеют атомные ядра? 1 1 H, 2 1 H, 3 1H Чем отличаются по составу атомные ядра? числом нейтронов Что у них одинаково? заряд ядра. Такие атомы называются изотопы. Изотопы водорода имеют названия протий, дейтерий, тритий. |
Метапредметные. Развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью.
Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
|
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения. 1. Работа в парах, каждой паре предлагается выполнить задание, используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атомов Характеристика атома | C | Al | Fe | Cu | Ag | Порядковый номер в системе элементов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 | Атомная масса | 12 | 27 | 56 | 64 | 108 | Число электронов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 | Число протонов | 6 | 13 | 26 | 29 | 47 | Число нейтронов | 6 | 14 | 30 | 35 | 51 |
2. Обучающимся предлагается составить синквейн по теме урока по плану 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). (Самостоятельная систематизация материала). Атом Нейтральный, устойчивый. Существует, излучает, распадается. Составная часть любого тела. Начало. Рефлексия: Учитель. Вспомним, что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Ответьте на вопросы. -Что вы узнали о понятии « атом»? - Какие частицы входят в состав ядра? ( Ответы учащихся) |
|
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока. Дом. задание - Параграф 30
- Упражнение 11(1,2) письменно в тетради.
|
|