Методическая работа

Основные направления методической работы

  • Повышение методического уровня

  1. Разработка рабочих программ по информатике в соответствии с Положением о рабочей программе
  2. Изучение современных образовательных технологий и их внедрение в практику преподавания предмета
  3. Проведение открытых уроков, круглых столов по вопросам методики преподавания предмета
  4. Участие в профессиональных конкурсах, конференциях и семинарах (см. Приложение)
  5. Участие в работе школьного методического объединения учителей информатики
  6. Использование передового педагогического опыта учителей. Изучение Интернет-ресурсов
  7. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
  8. Повышение квалификации на очных и дистанционных курсах

 

  • Повышение успеваемости и качества знаний по предмету

  1. Применение современных, инновационных методов обучения
  2. Мотивирование деятельности обучающегося на уроке
  3. Создание комфортных условий работы для обучающихся на уроке
  4. Использование дополнительных заданий для расширения изучения отдельных вопросов школьной программы по информатике
  5. Проведение целенаправленной работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
  6. Внедрение в практику разноуровневых контрольных работ, тестов с учетом уровня подготовленности обучающихся
  7. Подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ

 

  • Работа с одаренными детьми
  1. Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам
  2. Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми, привлечение их к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях
  3. Обучение обучающихся работе с научной литературой, справочниками по предмету, использованию Интернета для получения дополнительного материала
  4. Способствование творческому росту обучающегося, создание комфортных условий для развития личности

Выявление  и развитие способностей обучающихся

 

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Выявление у обучающихся способностей начинаю с сотрудничества с учителями начальных классов через посещение уроков, анализ информации о детях, анализ портфолио обучающихся. Совместно с учителями младших классов проводим комплексную диагностику для определения личных особенностей, уровня мотивации, развития познавательной сферы и творческих способностей.

    Использую следующие формы выявления способностей учащихся:  педагогическое наблюдение, общение с родителями учащихся, тестирование, анкетирование, беседы.

    Для выявления  интеллектуальных и творческих способностей пользуюсь диагностиками  психологов.

 Для выявления интеллектуальной одаренности применяю:

- Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна. Предназначен для изучения вербального интеллекта, общего уровня интеллекта.

- Тест выявления  структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест диагностирует вербальный,  пространственный, мнемический компоненты интеллекта.

- Краткий отборочный интеллектуальный тест (В.Н. Бузин). Направлен на определение интегрального показателя общих способностей, гибкости, переключаемости мышления, эмоциональных компонентов мышления.

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Предназначен для оценки умственного развития учащихся и определения причин неуспеваемости

Для выявления творческой  одаренности  применяю:

-Методику диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Предназначена для изучения вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций.

-Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления.

 В ходе работы  работе с детьми на внеурочных занятиях делаю упор на исследовательские задачи, требующие создания проблемных ситуаций. Так же предоставляю возможность всем учащимся экспериментировать, заниматься творческой, исследовательской деятельностью.

Для отслеживания динамики интеллектуальных показателей, результативности и коррекции каждого ребёнка использую

  • Тренинг личностного роста
  • Опросники «Как я вижу себя», «Ключ к успеху»

 

    Для развития  способностей обучающихся к интеллектуальной деятельности использую следующее:

  1. Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности  на основе применения  следующих технологий: ИКТ, проектной технологии, кейс- технологии,  диалоговой взаимопомощи, развития критического мышления, проблемной технологии, деятельностного  подхода. На всех этапах урока  использую индивидуализацию и дифференциацию: для способных детей более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
  2. Привлечение к участию в работе кружков «Занимательна я информатика», «Занимательная математика», «Классный сайт».
  3. Подготовка к научно- практической конференции:
    1.  Индивидуальная работа с обучающимися по разработке проектов и выполнению рефератов;
    2.  Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках научного общества «Поиск».

 

  1. Подготовка обучающих к участию в этапах Всероссийской олимпиады школьников: разбор и решение олимпиадных задач по информатике и физике на занятиях  элективного курса «Решение задач по физике».
  2. Помощь в выполнении заданий в   чемпионате командных игр-конкурсов по функциональной грамотности.
  3. Решение заданий школьного тура Интеллектуального марафона.
  4. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
  5.  Изготовление самодельных приборов для дня школьного эксперимента и проведение дней занимательных экспериментов по физике.
  6.  Подготовка к участию в дистанционных викторинах, телекоммуникационных проектах, Интернет- конкурсах «Клад ацтеков», «Олимпус», «Инфознайка», «КИТ», интеллектуальных марафонах, турах  интернет-проекта «Удивительный мир физики».

Для развития способностей обучающихся  к творческой деятельности использую следущее:

  1. Как классный руководитель помогаю в подготовке школьных мероприятий: организация и оформление технического сопровождения силами учеников, монтаж видео и звука.
  2. На уроках и во внеурочной деятельности использую метод творческих проектов, который позволяет участвовать в Муниципальном конкурсе экологических буклетов, региональном экологическом фестивале «Белая берёза», районном конкурсе веб-анимации «Счастливая планета», областном открытом конкурсе компьютерной графики и анимации для школьников  "Протяни руку помощи".

 


 

 

  • Внеклассная работа
  1. Подготовка и проведение предметной недели по физике
  2. Участие обучающихся в Неделе науки, проводимой в лицее
  3. Подготовка обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по физике (см. Награды)
  4. Подготовка обучающихся к участию в различных олимпиадах, в т.ч. дистанционных, и конкурсах по физике (см. Награды)
  5. Подготовка и участие обучающихся в научно-практических конференциях (см. Награды)
  6. Организация внеурочной деятельности

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гончарова Ирина Евгеньевна

Учитель физики и информатики МБОУ- лицея №4 г. Орла

материал для размещения на сайте «Педагогические чтения»

Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет  воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.[3, 78]

Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению.

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Накопленный нами опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Я применяю информационных технологии на уроках физики так же и в следующих направлениях:

-мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков. Обычно учитель использует презентации  для объяснения новой темы.[2]

Но презентации можно использовать для контроля знаний.

После прохождения темы  (главы), учащимся предлагается создать презентацию по данной теме.  Презентация должна состоять из 5-8 слайдов и  рассчитана на 3-7 мин. На обобщающем уроке учащиеся показывают и защищают свои презентации. Сами же учащиеся оценивают  презентации (путем мониторинга).  Учитель по итогам выставляет оценки в журнал.

Презентацию можно использовать при  закреплении  нового материала.

На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы.

Но такая форма контроля имеет ряд недостатков:

1.Учащийся должен хорошо владеть компьютером.

2.На создание презентации уходит много времени.

3.Необходима соответствующая литература.

4.У учащегося дома должен быть компьютер  и т.д.

Достоинствами такой формы контроля являются:

1.Самостоятельная работа учащегося.

2.Развивает навыки защиты своих работ, умение выражать свою мысль используя научную терминологию.

3.Развивает навыки работы на компьютере.

4.Учитель более объективно может оценить, насколько учащийся усвоил тему.

5.Вместе с автором презентации тему повторяют весь класс.

6.Развивает интерес учащихся к предмету.);

-подготовка дидактических материалов для уроков;

-использование  готовых программных продуктов по своей дисциплине;

-работа с электронными учебниками на уроке;

-разработка тестов, используя готовые программы -оболочки;

-применение компьютерных тренажеров для организации контроля

знаний.

-поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к

урокам   и внеклассным мероприятиям;

-поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

-работа на уроке с материалами Web-сайтов;

Преимущества использования ИКТ

 Использование современных  ИКТ-технологий на уроках:

  • активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
  • экономит время на объяснение материала;
  • позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
  • позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
  • даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
  • создаёт комфортность на уроках. [3]

Опыт использования  компьютера на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики:

  • Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.
  • Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
  •  Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
  •  Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.

  Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников.

Проблемы:

  • Недостаточная компьютерная грамотность учителя;
  • У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры;
  • Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;
  • недостаток качественного программного и технического обеспечения(низкая скорость Интернета в том числе);
  • отсутствие контакта с учителем информатики.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Список литературы:

  1. Компьютерная поддержка уроков физики. http://www.rusedu.info/Article1018.html
  2. Мастерская создания презентаций. http://eltutor.at.ua/index/sozdanie_kompjuternoj_prezentacii_urok_1/0-31
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.