Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию в рамках проектной деятельности
статья о проектной деятельности и личностно-ориентированном подходе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию в рамках проектной деятельности
Большое внимание на своих уроках и дополнительных индивидуально-групповых занятиях уделяю внимание работе с одаренными детьми. Цель работы с одаренными: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией, чтобы создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, ответить неправильно.
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать работу других учащихся.
- Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Принципы обучения:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала:
- Игровые технологии;
- Дифференцированный и интегрированный подходы к обучению;
- ИКТ;
- Метод проектов: исследовательский проект, творческий проект, ролево-игровой проект, информационный проект.
Моим учащимся нравится инсценировать произведения, сочинять сказки по правилам, рассказы. Каждый учащийся ведет читательский дневник, где записываются впечатления о прочитанном. В 7-ых классах часто в качестве домашнего задания для «сильных» учащихся предлагается тема для устного выступления или дискуссии. В младших классах с удовольствием ребята создают самостоятельно карточки с пропущенными буквами для проверки знаний своих одноклассников, кроссворды по литературным терминам. Те, кто любит рисовать, иллюстрирует прочитанные произведения.
С 5 по 7 класс я вовлекаю своих учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. Если раньше это были робкие шаги начинающего испытателя, то теперь работы становятся более качественными. Участие в конференциях необходимы современному поколению, так как помогают творчески подходить к решению различных проблем, учат организовывать и реализовывать свою деятельность.
Отличительная черта проектной деятельности – это поиск необходимой информации, которая в дальнейшем осмысляется, прорабатывается и представляется общественности участниками проекта. Предоставляю учащимся разнообразные варианты демонстрации своих результатов:
- Выставка;
- Газета;
- Видеофильм;
- Презентация;
- Публичное выступление перед классом.
Темы проектов предлагаются учащимся разнообразные:
- Моя родословная;
- Тайна моего имени;
- Словарик профессионализмов моих родителей;
- Школьные жаргонизмы;
- Моя бабушка;
- Письмо водителю;
- Письмо моему герою;
- Военная лексика в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
- Семейные фразеологизмы и т.п.;
- Интервью с учителем;
- Грамматические сказки;
- Зимние мотивы в лирике 19 века и т.п.
Проект необязательно должен быть рассчитан на весь учебный год. Это может быть мини-проект, рассчитанный на выполнение в течение одного урока. Ребята в группе от 3 до 4 человек могут поработать над созданием алгоритма по правилу, сочинить грамматическую сказку, провести интервью с писателем и т.п.
Серьезные долгосрочные исследовательские работы создаются в рамках конкурсов, конференций. Здесь уже ведется работа с одаренными детьми, заинтересованными в научно-поисковой деятельности.
В результате работы над проектами у учащихся формируются общеучебные умения и навыки:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию или запрашивать ее у эксперта (библиотекаря, учителя, родителей;
- Умение планировать время, деятельность;
- Умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- Умение уверенно держать себя во время выступления
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
- Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Личностно-ориентированный подход – это «принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг ее главной цели - личности, принцип индивидуальности и саморазвития ребенка» [Сериков В.В.]; «создание условий для активизации личностных функций на основе личностного опыта переживания субъекта учения» [Алексеев Н.А.]; подход, нацеленный на развитие «индивида, наделенного неповторимым субъектным опытом» [Якиманская И.С.].
Обращаясь в своей преподавательской деятельности к личностно-ориентированному подходу, я понимаю необходимость стимулирования учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, ответить неправильно. Установлено, что личностно-ориентированный подход, способствующий актуализации имеющегося личностного опыта учащегося, является необходимым условием оптимизации образовательного процесса на уроках в 5-9 классах основной школы. А проектирование урока литературы как личностно-ориентированного способствует усилению мотивации учения, повышению качества обученности, продуктивности работы с учащимися, достигаемой за счет организации личностно-ориентированного диалога, включения в урок субъектного опыта учащегося.
Особенность личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка заключается в следующем:
- Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний - умений - навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.
- Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
- Свойство личности не « задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.
- Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях и т.п.
- Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.
- Такое обучение возможно только на определенной содержательной (культуроемкой, культуронасыщенной) основе и реализуется в творческой деятельности.
Исходя из 8 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся, которые одинаковы в обучающем уровне. До одного ребенка быстро доходит объяснение учителя. Другому потребуются сравнительные тексты и слова. А третий поймет только через несколько дней, и то при условии тщательного изучения и консультации. Отсюда, с одними ученики она вынуждена долго толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам. Другим же должна предоставить дополнительный материал. В качестве такового являются следующие:
- карточки индивидуального опроса, которым в современном мире найдена обновленная форма, а именно, ЦОРы;
- разнотемные тексты художественных произведений для анализов или проведения творческих работ и содержательной работы на уроках;
- кроссворды для проведения орфографических, лингвистических и творческих диктантов;
- тексты к урокам по развитию речи (включая « Продолжи…»);
- карточки для индивидуальной работы;
- другие.
В методике преподавания тоже применяет дифференцированный подход. Так, некоторым детям достаточно зрительного восприятия орфограммы. Иные же требуют ряда закрепительных упражнений. А есть группа людей, которым помогает параллельное ассоциативная связь, которую не все применяют. Примеры некоторых параллелей:
гаЛерея- ГаЛя, стОмАтолог- с тОмАтом, вИнЕгрет- в вИнЕгрет и др.
Моя задача – заметить усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
Одна из проблем по русскому языку – это невыполнение домашних заданий. Если ребенок не выполнил письменное упражнение, то тогда он однозначно не изучал теоретический материал. Приходится большее время уделять на изучение правил во время уроков. И тут ярко выражен индивидуальный подход. Одни только знакомятся с новыми нормами. Другие уже придумывают и записывают слова. Третьим уже удается какая-то сравнительная работа.
Организация процесса обучения в условиях дифференциации позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня обученности. Основной принцип моей работы – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.