Учитель года - 2018
1. Визитная карточка https://www.youtube.com/watch?v=TfoyFkytIfU&featur...
2. Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век»
3. Видеоурок https://youtu.be/sK3OftJz5Fg ссылка
4. Технологическая карта урока
5 Методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_na_temu.pptx | 186.09 КБ |
konspekt_uroka.docx | 21.69 КБ |
esse_uchitel_goda_2018.docx | 28.52 КБ |
fio.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность вопроса формирования познавательного интереса, познавательных универсальных учебных действий обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать.
В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Рассмотрим формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии. Это возможно на разных этапах урока биологии в 5-7 классах, т.к. они позволяют учащимся выполнять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно –следственных связей. У ченик, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту.
Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На уроках уделять работе с учебником необходимо больше времени и использовать разнообразные приемы работы с текстом . Например: - найти место в учебнике , где описываются объекты, явления или процессы; - разбить текст параграфа учебника на части и озаглавить их; - найти смысловую ошибку в тексте; - найти формулировку понятия . Для более эффективной работы с текстом учебника можно составить схему, таблицу , синквейн . Это позволяет вести поиск и выделять необходимую информацию.
При изучении нового материала, повторении и обобщении можно использовать биологические задачи . Р ешение задач меняет познавательную активность. Очень целесообразно включать в учебный процесс познавательные игры . Они способствуют раскрытию творческого потенциала, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
На этапе закрепления полученных знаний рекомендуется использовать натуральные объекты в заданиях для учащихся . Этот прием особенно активизирует познавательный интерес к учебному предмету .
Формированию логических универсальных учебных действий способствует п рием сравнения , т.е. умение устанавливать черты сходства и различия. Например, заполнить таблицу, используя текст учебника. признаки Семейство пасленовые Семейство мотыльковые Семейство Сложноцветные Формула цветка Околоцветник Плоды Соцветие Представители –дикорастущие Представители - культурные Жизненные формы(травы, кустарники, деревья) Особенности семейства
П риём незаконченного предложения способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, например: закончите предложения и вставьте пропущенные слова в предложения. «В органах многих растений семейства пасленовых содержатся ………………… вещества, а у растений семейства мотыльковых органы богаты ………………. . Для растений семейства сложноцветных характерно наличие …………………………………………… . У сложноцветных различают несколько типов ……………………….. . В корзинке одуванчика все цветки- ………….. . Только ……………. цветки у бодяга полевого. У василька синего в центре цветки……………, а по краю - ……………………….. . Плоды- семянки развиваются из завязей ………………. цветков».
Действия постановки и решения проблемы - формулирование проблемы, один из самых продуктивных приемов. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся, дети из пассивных слушателей становятся активными участниками дисскусии .
Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам: - учащиеся самостоятельно осуществляют деятельность учения; ставят учебные цели ; - мыслят и работают с информацией; - добывают новые знания из различных источников и разными способами; перерабатывают информацию для получения необходимого результата - преобразуют информацию из одной формы в другую - работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое ,составлять план текста, конспект .
Вывод: стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии, что соответственно повышает качество знаний .
Предварительный просмотр:
8 класс . Урок по теме « Сон и сновидения»
Цели урока: раскрыть биологическое значение чередования сна и бодрствования ; проследить расстройства, возникающие у человека, лишенного сна; ФАЗЫ СНА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ; развивать умение работать с учебником, таблицами, схемами.
Задачи:
предметные: сформировать знания о сне и сноведениях, о сне как о полном торможении коры головного мозга;
Метапредметные: вырабатывать умение применять знания в практической жизни, а также уметь объяснять изученные явления.
Личностные: воспитывать бережное отношение к здоровью человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Повторение ( СЛАЙД №1 Соотнесите признаки и виды рефлексов»). 2-3 мин
СЛАЙД № 2 -Объясни фактор, о каком рефлексе идет речь?
1 Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. После окончания курса уколов рефлекс остался. Со временем люди в белых халатах перестанут вызывать плач у ребенка. Объясните, что происходит?
3. Как приучить утят следовать за курицей?
СЛАЙД №3 ПРОВЕРЯЕМ
III. Актуализация знаний СЛАЙД 4. (Спящие люди)
- Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? (Спящие люди). Послушайте отрывок из рассказа В.Катаева «Сон» : «Бойцы конницы Беденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непродолимым сном. …Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Почему человек и животные не могут обходиться без сна? (Ответы детей)
Итак, тема нашего урока: СОН И СНОВИДЕНИЯ. (СЛАЙД № 5)А теперь на своих листочках заполните лесенку.
- А что же такое СОН? Первые наивные ответы на вопрос о причинах сна складывались еще в древности. 1. Душа отделялась от тела – не вернулась – человек умирает. Богом сна считали Морфея, брата смерти. (СЛАЙД №6). С развитием науки высказывались разные теории о сне: сон - «обескровливание мозга», сонные артерии при зажатии вызывали сон. И.П. Павлов на опыте с собакой объяснил природу сна, собака уснула, т.к. в привычной обстановке, при отсутствии постоянных раздражителей клетки мозга приходят в заторможенное состояние. ИТАК, сон – общее торможение. Люди могут уснуть под ритмичные разражители: стук колес вагона, мерные удары капель. Сон наступает, когда клеткам мозга необходимо отдохнуть. Он охраняет мозг от перенапряжения. И.П.Павлов назвал сон охранительным торможением.
- Как вы понимаете поговорку «Утро вечера мудренее»?
_ Сон не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации. Во время сна сознание выключается, органы чувств не воспринимают обычные внешние раздражители.
- Итак, человек уснул. Как вы думаете, весь период сна одинаков? Откройте стр.279 учебника, найдите выделенные фазы сна и их характеристики. На индивидуальных листах запишите кратко признаки фаз сна. Давайте проверем (СЛАЙД 7)
ПОТРЕБНОСТИ ВО СНЕ. ( СЛАЙД № 8)
- Подростки – не менее 10 часов
- Взрослые (после 20 лет) – 5-8 часов
Гигиена сна:
- ложиться и вставать во одно и тоже время;
- спать в прохладном помещении;
- свет и музыку выключить;
- матрац немягкий, подушка невысокая.
- Что должны произойти, чтобы человек проснулся? (Растормаживание) А бывают ли случаи, когда человек не просыпается, т.е. не может проснуться. (СЛАЙД №9)
ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН - глубокое торможение двигательных областей коры. Может продолжаться до нескольких суток и даже лет.
Гипноз ( СЛАЙД №10) – специально вызванный частичный сон. Вызвать гипноз у разных людей неодинаково возможно. Лунатизм – своеобразное заболевание, которое связано с расстройством сна.
СНОВЕДЕНИЯ. ( СЛАЙД № 11) Почему мы видим сны? О чём они нам говорят? Существуют ли вещие сны? Есть огромное множество сборников, где толкуются сны – сонники.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ . ИГРА «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ»
1.Быстрый сон отличается от медленного.
2. Человек может обойтись без сна.
3. В сутки человеку достаточно спать 2-3 часа.
4. У человека могут быть нарушения сна. Это вызвано разными заболеваниями.
СЛАЙД№12 Рефлексия. Подводим итоги.
Вернемся к нашей лесенке. Поставьте точку там, где вы считаете нужным. Все, что вы узнали на уроке, положите в сундучок знаний или выбросите в урну? Почему?
Д/З.П. 55 , вопросы, вспомнить сказки про сон.
Предварительный просмотр:
Горбунова Татьяна Владимировна
Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век».
Я, никогда не брав пера,
попробую сейчас вам изложить,
какая интересная судьба у тех,
кто стал детей учить.
У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь - быть учителем. Быть учителем я хотела с детства. Иногда мне кажется, что не я выбрала профессию, а она меня. Каждый день, войдя в класс, я вижу глаза детей. Они ждут от меня чего-то нового, интересного, необычного. Успех ребенка на уроке, даже маленький успех, окрыляет его, делает уверенным в себе. Это помогает развивать интерес к получению новых знаний. «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок», - Я.А. Коменский. Очень мудрое изречение. Об этом должны помнить не только учителя, но и родители. Нужно учить ребенка так, чтобы он стал Человеком, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда должен быть на своем месте.
Часто задаю себе вопрос: «Кто кого учит?» и прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны. Я передаю им свои знания, учу их самостоятельности и трудолюбию, а они учат меня. У нас получается неплохое сотрудничество.
Я могу знать свой предмет, ориентироваться в тонкостях биологии, но если я не сделаю его интересным и ярким, то значит, потрачу время зря. Моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика, дать ему возможность побыть исследователем и даже заглянуть в тайны природы.
Мне очень хочется, чтобы мои ученики были духовно богатыми, добрыми, порядочными людьми. А ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали. Здесь они правы. Иначе возникает неприятие учителя. Поэтому я стараюсь понять внутреннее «я» ученика, понять его позицию, увидеть мир его глазами. Поэтому духовный мир учителя, его мысли, интересы, нравственные устои должны быть открыты для детей. Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят. Значит, учитель должен не играть в честного, искреннего, умного человека, а быть и честным, и искренним, и умным.
Мы живем в век высоких технологий. Наши дети намного быстрее нас ориентируются в них. Поэтому учителю нужно приложить массу усилий, чтобы каждый ребенок с раннего возраста чувствовал себя успешным во всем. И в учебе, и в межличностных отношениях, и потом, во взрослой жизни.
Как можно оценить труд учителя, ведь результаты видны не сразу? Как врач не имеет права ошибиться, так и учитель, ведь он работает с душами детей. Жизнь ребенка похожа на жизнь нежного растения, которое тянется к солнцу. Чтобы из него выросло крепкое растение, родителям нужно приложить немало усилий. Чтобы ребенок стал таким, каким его хочет видеть общество, педагогу приходится работать еще больше. Работа учителя – это подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь к детям.
За годы работы многое осуществилось, многое сбылось. Мои выпускники стали юристами, врачами, учителями, экономистами. При встрече с ними понимаю, что живу и работаю не зря. Поэтому завтра снова поиск, снова работа, снова школа. Будем вместе идти, открывать новое в мире науки, в мире человеческих отношений. Это мой путь, по которому я иду со своими учениками. Они оставляют след в моем сердце, а я надеюсь оставить свой в их сердцах. Потому что в руках учителя будущее сегодняшних детей. В руках учителя XXI век.
Предварительный просмотр:
ФИО___________________________________________________________________________________________________
1.Соотнесите признаки с видами рефлексов
- Приобретенный А. Условный
- Временный В. Безусловный
- Индивидуальный
- Врожденный
- Выделение слюны при виде лимона
- Коленный рефлекс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. После окончания курса уколов рефлекс остался. Со временем люди в белых халатах перестанут вызывать плач у ребенка. Объясните, что происходит?
3. Как приучить утят следовать за курицей?