новости
«Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»
Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»
1 слайд
Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (сокращенно ФГОС ДО, касающегося раздела «музыка».
2 слайд
Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования:
воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.
Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.
3 слайд
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
вхождение ребенка в мир музыки;
развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Задачи являются главным путем к достижению цели.
4 слайд
Виды музыкальной деятельности
«В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
5 слайд
Вариативные формы музыкальной деятельности детей
6 слайд
Вариативные формы музыкальной деятельности детей
7 слайд
Вариативные формы музыкальной деятельности детей
слайд 8
Программы и технологии
В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии: «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др.
Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОУ.
В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.
слайд 9
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде в дальнейшем.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.) ; сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.
Психолого-педагогическим сопровождением на музыкальных занятиях является:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) .
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Главная цель - создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в социуме и к обучению в школе.
10 слайд
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» (Владимир Путин из выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.) .
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
слад 11
Целевые ориентиры являются ориентирами:
• для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования;
• для решения задач формирования образовательной программы дошкольного образования;
• для анализа профессиональной деятельности педагогов ДОО;
• для взаимодействия с семьями и информировании родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
слад 12
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования включают в себя следующие характеристики:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;
• обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• достаточно хорошо владеет устной речью;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
• способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
слад 13
Целевые ориентиры не могут служить основанием:
• для аттестации педагогических кадров
• для оценки качества образования
• для оценки уровня развития
• в т. ч. в рамках мониторинга
• распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.
слад 14
В заключение хотелось бы подвести итог – для чего разработан ФГОС ДО и какие цели преследует:
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
• Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
15 слайд
Источник:
Справочник музыкального руководителя
№ 2-2014 г.
Автор статьи:В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург