Олимпиада по литературе

Сумина Светлана Юрьевна

Материал к олимпиадам по литературе в 5-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass.docx17.91 КБ
Microsoft Office document icon literatura_6_klass.doc45.5 КБ
Файл literatura_7_klass.docx16.94 КБ
Файл literatura_8_kl.docx36.72 КБ
Файл liter._9-2017.docx38.7 КБ
Файл liter.10-2017.docx47.82 КБ
Файл liter.11-2017.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания 5 класс

Максимальное количество баллов за всю работу - 50

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

  1. Горошина
  2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка
  3. Свежее душистое  золотисто-румяное яблочко
  4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи
  5. Волшебные волоски из бороды

(Максимальное количество баллов- 5)

2. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.         

(Максимальное количество баллов- 3)                

Фрагмент

название жанра

А)Жил-был добрый царь Матвей,;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Б)  Один в поле не воин

В) Красное коромысло через реку повисло.

3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.        (Максимальное количество баллов- 4)        

А) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич __________.

Б) «Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть ___________   ___________,

А хочу быть вольною царицей»

4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. ( Максимальное количество баллов- 6)

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.

 б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

5. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

 (Максимальное количество баллов- 5) 

Иван                 Андреевич                         Лермонтов

Михаил        Юрьевич                        Гоголь

Лев                 Николаевич                  Крылов

Александр            Сергеевич                        Толстой

Николай        Васильевич                        Пушкин


6. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

(Максимальное количество баллов – 5)

  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • русская
  • красная
  • булатный
  • ясный
  • горькие

7. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе: 

  • И.Е.Репин «Стрекоза»
  • П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  • А.М. Опекушин.  Памятник А.С.Пушкину
  • С.Аксаков. «Аленький цветочек».
  • Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

(Максимальное количество баллов- 2)

8. Разделите мифологических персонажей: Ярило, Атлант, Даждь-бог, Зевс, Геракл, Аполлон  - по группам:

а) славянские;         б) греческие

(Максимальное количество баллов – 6)

9. Дайте определение морали басни. Из каких басен извлечена мораль?

Напишите название басен.

(2 балла за определение, 2 балла за ответ – всего 4 балла)

а)  «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт..»

б)  Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

10.  Творческое задание

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у
Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

(Максимальное  количество баллов – 10)

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

      Олимпиада по литературе  6 класс

1. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

1

Летопись

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

Б

«Кубок»

3

Баллада

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

Е

«Белая  береза»

Максимальное количество  баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя»

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа»

 Максимальное количество баллов – 3

3.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). 

 А) В.Жуковского  называют  «солнцем русской поэзии»

Б) Летописание на Руси началось  в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого  лежит  историческое событие, предание с острым  сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

 Максимальное количество  баллов – 5

4  Соедините фамилии и имена  русских и зарубежных писателей.

1) Агния                                          а) Есенин

2) Астрид                                        б) Пришвин

3) Сергей Александрович              в) Куприн

4) Александр Иванович                 г) Маршак

5) Александр Сергеевич                д) Линдгрен

6) Константин Георгиевич            е) Родари

7) Джанни                                       ё) Астафьев

8) Виктор Петрович                       ж) Барто

9) Самуил Яковлевич                     з) Паустовский

10) Михаил Михайлович               и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1)  Описание природы в литературном произведении.                    а)  рифма

2)  Разговор двух и более лиц .                                                           б) пейзаж

3)  Созвучие концов строк .                                                                 в)диалог

4)  Иносказательно описывает предмет, учит

 угадывать задуманное.                                                                        г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

  изображающее отдельное событие в жизни человека.                   д) загадка  

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

   понятие передается с помощью конкретного образа.                   е) антитеза

7)Небольшое произведение  повествовательного

   характера с нравоучительным содержанием.                                ж) аллегория

8)Стилистическая фигура, основанная

   на противопоставлении понятий, образов.                                     з) рассказ.                                    

По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

( сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество  баллов-2

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество  баллов – 1

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

      2    Я там был; мед, пиво пил –

  1. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора. 
    А) сабля и ранец
    Б) волшебные волоски из бороды
    В) ячменное семечко в цветочном горшке
    Г) разбитое корыто
    Д) говорящее чудесное зеркало 
     Максимальное количество баллов- 15 баллов ( за героя, название произведения и автора по 1 баллу) 
    10.По данным примерам определите вид тропа.
    1) «Рыцарь дрался как лев»
    2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
    3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5)«Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»
10)«Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»

             12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)

11. Объясните значение выделенного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был
хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
                             М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Максимальное количество  баллов-2

12. Анализ текста.
Голубые тени…
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании? а)….б)….в)….


По 1 баллу за факт



Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе. 7 класс

Задание №1

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Назовите авторов и их произведения. ( Максимальное количество  – 5 баллов).

Задание №2

      О каком писателе идёт речь? (Максимальное количество - 5 баллов)

1.      Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит,  что письма к  нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

 2.      Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

 3.      Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

 4.      Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей  дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

 5.      У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание его  сочинений составляет 90 томов.

Задание №3.

 Вспомните и назовите подлинное имя героев. (Максимальное количество – 7  баллов).

Дефорж ;  два кавказских пленника ; герой по прозвищу Хамелеон , барышня-крестьянка , человек-амфибия , человек на часах , Бирюк . 

Задание №4

 С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места? ( За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов) 
Москва, монастырь, парадный подъезд, лачуга у моря,  Итака.

Задание №5

(Максимальное количество -3 балла)

Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других календарно – обрядовых песен?

Задание №6

 (Максимальное количество -4 балла)

Приведите примеры пословиц, пришедших из

а) сказок;

б) басен И.А. Крылова.

Задание №7.

 Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава» ((Максимальное количество  - 4 балла)

Горит восток зарёю новой; дым багровый; как пахарь битва отдыхает; бросая груды тел на груды

 Задание №8.

Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:
а) крестьянкой
б) разбойником

(Максимальное количество -  2 балла.)

Задание №9

 Назовите имена и отчества писателей

Пушкин ____________________________________________________

Лермонтов __________________________________________________

Тургенев ____________________________________________________

Некрасов ____________________________________________________

Чехов _______________________________________________________

(Максимальное количество – 5 баллов.)

Задание № 10

 (Максимальное количество -10 баллов)

 «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в Вашей домашней библиотеке? (Перечислите по тематике или жанру книги. Расскажите о пристрастиях членов Вашей  семьи и их выборе в чтении книг).  Назовите 3-5 Ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор. 

Всего 50 баллов.



Предварительный просмотр:

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2017-2018 учебный год

город Мегион

8 класс

Время выполнения заданий – 2 часа        Максимальное количество баллов – 62

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предлагается 9  заданий. Эти задания включают  вопросы, выявляющие ваши реальные знания  по разным разделам учебного материала, поверяющие развитие  речи  и  читательский кругозор, понимание текста, теоретические знания по литературе.. Задания более сложные,  чем на уроках литературы.  

Переписывать их не нужно, достаточно внимательно прочесть  формулировку каждого вопроса и чётко написать правильный ответ  в бланк ответа.

Задание  8 и 9   обнаруживает Ваши умения анализировать лирические и прозаические произведения.

  Не торопитесь, не волнуйтесь, сообразуйтесь со временем. Старайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике, а в бланке ответа все записи оформлять   чисто и аккуратно.

Желаем вам удачи!

Знание текстов художественных произведений

1. Какие герои из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены здесь?

  1. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам.
  2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
  3. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

2. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

  1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

  1. Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  1. Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

  1. Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

  1. О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

3. В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных, определите автора и название произведения:

Приятели троекратно … и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены

Обнялись

Расцеловались

Облобызались

Обменялись рукопожатием

Автор, название произведения:

В пустыне … и …

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Мрачной и глухой

Знойной и пустой

Страшной и пустой

Чахлой и скупой

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как … во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Червь

Зверь

Тигр

Огонь

Оценка: за каждое правильно вставленное слово – по 1 баллу (максимум – 3 балла).

Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).

Историко-литературные задания

4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

5.Назовите авторов произведений. 

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

Знание теории литературы

6. Найдите, где размер стиха определен ошибочно, исправьте ошибку:

А)  «Ель рукавом мне тропинку завесила» - 4-стопный амфибрахий

Б)  «Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок» - 4-стопный хорей

В)  «Мой первый друг, мой друг бесценный!

      И я судьбу благословил…» - 5-стопный ямб

Г)  «Что ты жадно глядишь на дорогу

      В стороне от веселых подруг?» - 3-стопный анапест

Оценка: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.

7. Укажите, к какому жанру относится каждый из предложенных текстов. Дайте определение этих жанров. Какие особенности позволяют отнести текст к выбранному вами жанру?

1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву»…

2. Над морем красавица-дева сидит;

И, к другу ласкаяся, так говорит:

«Достань ожерелье, спустися на дно:

Сегодня в пучину упало оно!

Ты этим докажешь свою мне любовь!»

Вскипела лихая у юноши кровь,

И ум его обнял невольный недуг,

Он в пенную бездну кидается вдруг.

Из пены перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Вот милого друга они принесут.

О счастье! он жив, он скалу ухватил,

В руке ожерелье, но мрачен как был.

Он верить боится усталым ногам,

И влажные кудри бегут по плечам…

3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник, -

И дело не пойдет на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял ее с собою на охоту,

Мышей в амбаре половить…

4. Стал Вольга ростеть матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей:

Щукою рыбою ходит Вольга во синих морях,

Птицей соколом летит Вольга под оболоки,

Волком рыщет во чистых полях…

Стал Вольга ростеть матереть

И сбирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцев без единого,

Сам еще Вольга во тридцатыих.

5. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь писать о святом князе Александре, сыне Ярославове. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от родителей милосердных и человеколюбивых, более всего – кротких… И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона…

6. Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон…

1. Баллада

 

2. Былина

3. Басня

4. Житие

5. Элегия

Ответы впишите в таблицу:

№ текста

Жанр, определение

Жанровые признаки в тексте

Оценка: за верно указанный жанр – по 1 баллу (максимум – 6 баллов).

За каждое правильное определение – по 1 баллу (максимум – 5 баллов).

Ученики могут назвать разное количество признаков (за каждый правильный – по 0,5 балла).

Интерпретация лирического и прозаического произведения

8. Выполните письменный анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.

                                                               Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуту потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная, гражданская)? Почему?

Определите, от какого лица строится текст, как выражен говорящий (прямо или косвенно)?

Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Какая связь, по мысли Н. Рубцова, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?

С помощью каких приемов поэту удается передать свое отношение к природе?

Максимум – 7 баллов

9. Прочитайте произведение И.С. Тургенева  - стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос 3-4 предложения). ( 8 баллов)

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись

– и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего? (2 балла)

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.(2 балла)

3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.(2 балла)

4.Логичность и грамотность теста. ( 5 баллов)

Максимум – 11 баллов



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2017- -2018 учебный год

9 класс

1. Назовите произведение и его автора по сну героя.

1.1. Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы.

1.2. Потом пропало все: луга и небеса.

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери.

Нас врозь – и мучили сидевшего со мной

1.3. Этой ночью с вечера одевали меня…

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпали мне синее вино,

с горем смешанное;

сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежили меня.

1.4.И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…

2. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую

принадлежность.

2.1. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Сколь ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

2.2. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила Бога, чтобы он наградил ее за то, что она делала для матери.

2.3. Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы.

3. В приведенном ниже списке произведений А. Пушкина перепутаны их названия. Из слов, составляющих неправильные заглавия, восстановите истинные названия.

«Путешествие в село Кирджали», «Пленник Петра Великого», «Арап в Коломне», «Домик египетской крестьянки», «Кавказские разбойники», «История Арзрума», «Братья графа Нулина», «Ночи барышни Горюхиной».

4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и автора.

4.1. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь,

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

4.2. Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, -

Да не поднял глаз молодой боец.

4.3. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с

золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. … на первом месте сидел,

облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

5. О каком произведении идет речь?

5.1. « Величайшая патриотическая поэма посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти уничтоженным!» (Д. С. Лихачев)

5.2. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясен, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи… Это был Николай Алексеевич Оленин, один из образованнейших людей своего времени.

5.3. Когда А. С Пушкин проезжал через Екатеринославль, из местной тюрьмы бежали два брата. Об этом свидетельствует сам поэт: «В 1820 году…два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». Этот случай стал поводом для написания большой поэмы, которую автор затем уничтожил, оставив лишь начало. Этот отрывок превратился в самостоятельную поэму.

6. Объясните смысл мифологических имен в приведенных текстах.

6.1. Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

(О. Мандельштам)

6.2. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами…» («Слово о полку Игореве»)

7. Дайте толкование литературоведческих терминов, упомянутых в отрывке из произведения М. Ю. Лермонтова «Сказка для детей». 

Оружие отличное: врагам кидаете в лицо вы эпиграммой…

Вам насолить захочется ль друзьям?

Пустите в них поэмой или драмой!

8. Интерпретация стихотворного текста. Предложите свой вариант литературного анализа этого стихотворения.

Эхо

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт! ( А.С.Пушкин. 1831 г.)

- жанровые особенности 1 балл;     - хронотоп 1 балл;     - поэтическая лексика 2 балла;

- поэтический синтаксис 2 балл      - звукопись 2 балла;   - целостность и композиционная стройность интерпретации 2 балла. Максимальное кол-во баллов – 24.     Максимальное количество баллов за всю работу - 60 баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе

10  класс

2017-2018 учебный год

  1. Знание текстов художественных произведений.
  1. Перед вами  сны  литературных героев. Кому они снятся?  Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 6 б, название, автор- по 0,5; герой - 1 балл)
  1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1.2  Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

 Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог… Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" …

1.3. Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

  1. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 б. по 0,5б)
  1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к  Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.
  2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3  Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

  1. Историко-литературные задания.
  1. К  пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер   (Максимальное количество баллов – 1 балл) 
  2. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите названия журнала. (Максимальное количество баллов – 1 балл)
  3. В каких  произведениях русских  классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение + автор)

III. Знание теории   литературы.

1.Указать  средства художественной выразительности, использованные в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

… В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).

  1. Перед вами фрагменты лирических произведений  и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9).   Макс-8б.

Название жанра

Номер примера

А) идиллия

Б) сонет

В) послание

Г) элегия

Д) ода

Е) дума

Ж) эпиграмма

З) хокку

   

1.Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

                                             (А.Суворов)

2.Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

                                          (В.Жуковский)

3.Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

                                       (М.Лермонтов)

4.Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.        

Всё пройдёт.

                   (М.Лемэр)

                

5.Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

                                      (А.Пушкин)

6.Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

                                                                      (А.Пушкин)

7.Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

                   (Г.Державин)

 8.Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня. (А.Сумароков)

IV. Анализ поэтического текста.  Максим. 25 баллов

Ф.И. Тютчев

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.    

 1830 год.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

11класс

2017-2018 учебный год

  1. Перед вами  сны  литературных героев. Кому они снятся?  Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 6 б, название, автор- по 0,5; герой - 1 балл)
  1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1.2.  Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

 Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог… Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" …

1.3. Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

2. Прочитайте текст, найдите в скрытые в нём названия художественных произведений. Выпишите их, укажите автора.

«Мысленно пробегая свою жизнь, он с мучительной тоской спрашивал себя: «Кто виноват в том, что он успешно начавший карьеру финансиста, рухнул с обрыва и оказался на дне общества. Что делать? Произошла самая обыкновенная история! Такова судьба человека, поверившего в доброту и кроткую нежность мира. Как тяжело ему даётся истина о том, что наш мир – это пустой холодный дом, у обитателей которого бьётся пустое холодное сердце. Мир – это западня для доверчивых, огромная баржа, нагруженная отверженными.»

Уже смеркалось. По низкому небу стелились лиловые тучи, предвестники близкой грозы. Улицы стали темны, как дебри густого, непроходимого леса, в котором, будто идущие из глубины памяти зов предков, звучал чей-то тихий строгий голос. Упрятав нос в бобриковый воротник шинели, он, не обращая внимания на дождевые капли, одинокий медленно шагал по пустому городу, словно святой страстотерпец, совершавший очистительное хождение по мукам.

3. Объясните литературные термины:

Аллегория - ;  анапест -; аннотация-; антитеза-; афоризм -; аллитерация -.

4. Какие направления и течения в русской литературе начала 20 века повлияли на творчество лучших поэтов и прозаиков этого времени? Назовите представителей этих течений.

5. 1. Первое публичное выступление В.Маяковского с чтением стихов состоялось в известном артистическом подвале ____________________________________________

2. В 1918г. На поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве _______________

был избран __________________, второе место занял Маяковский, а третье – Бальмонт.

3. С осени 1905 г. Самым ярким литературным салоном Петербурга становится __________

Вячеслава Иванова, его квартира в доме на Таврической улице, находившаяся на последнем этаже, в угловой башне.

4. В руководимое М.Горьким издательство ____________ в разные годы входили Л.Андреев, И.Бунин, В.Вересаев, Н.Гарин-Михайловский, А.Куприн, И.Шевелёв и другие писатели

5. В 1907г. Состоялась премьера пьесы А.Блока _____________ в театре В.Ф.Комиссаржевской, С музыкой М.А.Кузмина.

6. А.Блок говорил, что «Демон» Врубеля и «Демон» Лермонтова – «символы нашего времени». Напишите краткую статью об этом художнике, назовите самые известные его картины.

7. 1. В период 1900-1903г.г. поэт создал свои лучшие стихотворения:

«Безглагольность», «Я – изысканность русской медлительной речи…», «Нежнее всего». В 1904-1905 г.г. издательство «Скорпион» выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником «Литургия красоты. Стихийные гимны», в котором поэт бросает упрёк людям, «разлюбившим Солнце».

1) Брюсов 2) Маяковский 3) Андреев

8. 1.Определите стихотворный размер, рифму, способ рифмовки в каждом отрывке;

1. У царицы моей есть высокий дворец ,

О семи он столбах золотых,

У царицы моей семигранный венец,

В нём без счёту камней дорогих

2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд

Журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

3. Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов.

9.Подберите соответствие: писатель - произведение:

1. М Шолохов              1. «Брестская крепость»

2. В.Некрасов               2. «Бородино»

3. В.Быков                    3. «А зори здесь тихие»

4. А.Твардовский         4. «Обелиск»

5. К.Симонов                5. «Белая гвардия»

6. М.Лермонтов            6. «Судьба человека»

7. Н.Булгаков                7. «Жди меня»

8. Б.Васильев                8. «Горячий снег»

9. Ю.Бондарев              9. «Василий Тёркин»

10. С.Смирнов             10. «В окопах Сталинграда»

10. Анализ стихотворного текста.

М.Ю.Лермонтов

«Небо и звёзды»

Чисто вечернее небо,
 Ясны далекие звезды,
 Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя я подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив,
 Скажут мне люди?
 Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..

Люди друг к другу
 Зависть питают;
 Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.