Правовое просвещение участников образовательного процесса

Ярочкина Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правовые документы, направленные на защиту прав и свобод детей (Выдержки из нормативных документов) 20 ноября – всемирный день правовой помощи

Слайд 2

Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Слайд 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Слайд 4

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Слайд 5

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 24. Права несовершеннолетних

Слайд 6

Семейный кодекс РФ, документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений

Слайд 7

Раздел IV . Права и обязанности родителей и детей Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Статья 56. Право ребенка на защиту. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое и нравственное развитие ребенка.

Слайд 8

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 31. Опека и попечительство

Слайд 9

Конвенция о правах ребенка Принята 44/25 сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года

Слайд 10

Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту прав ребенка – дошкольника, а именно:

Слайд 11

Статья 24 1. Государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. 2. Государства - участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для: a ) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; б) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; в) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды.

Слайд 13

Статья 27 1. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. 2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Слайд 15

- право ребенка участвовать в играх

Слайд 16

-право на защиту от всех форм физического или психического насилия Статья 19 Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Слайд 17

Статья 34 Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства - участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: a ) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; б) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; в) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Слайд 18

Статья 37 Государства - участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания

Слайд 19

-право на сохранение семейных связей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Слайд 2

Формы насилия Физическое насилие Психологическое (эмоциональное) насилие 3. Сексуальное насилие 4. Пренебрежение нуждами ребенка

Слайд 3

Формы насилия или жестокого обращения с детьми Физическое насилие - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение физических наказаний; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. В некоторых семьях различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем − используют в качестве дисциплинарных мер. Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Слайд 4

Психологическое (эмоциональное) насилие Неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу. Это длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития. Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные словесные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Эмоциональное насилие включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.

Слайд 5

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Исследователи выделяют следующие формы сексуального насилия: - сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях; - подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение или подавление его нормальных сексуальных интересов; - эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Слайд 6

Пренебрежение нуждами ребенка Когда родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Слайд 7

Факторы, способствующие физическому и (или) психологическому насилию в семье 1. Социальные и ситуационные факторы. 2.Особенности семьи и родителей. 3.Особенности детей.

Слайд 8

1 . Социальные и ситуационные факторы: - длительные материальные проблемы; - перенаселенность и стесненность; - переживание острого или хронического стресса; - изоляция родителей от привычного социального окружения, отсутствие поддержки; - резкие изменения в социальной и экономической жизни; - отношение общества к насилию как к допустимому методу воспитания детей; - вынужденная разлука с матерью на первых годах жизни.

Слайд 9

2.Особенности семьи и родителей: - неуверенность в себе как в родителе; - социальная нормативность; - незрелость, молодой возраст родителей; - вера в ценность физических наказаний; - боязнь того, что ребенок «испортится»; - злоупотребление алкоголем; - собственный детский опыт, связанный с насилием.

Слайд 10

3.Особенности детей: - чрезмерная подвижность; физические и умственные отклонения; дети, к которым предъявляются неоправданные и нереалистичные ожидания; - незапланированные и нежеланные дети.

Слайд 11

Факторы, способствующие сексуальному насилию в семье: - бедность; наркомания и алкоголизм родителей; низкий уровень образования родителей; негативное отношение матери к беременности (нежеланный ребенок); наличие психических заболеваний у родителей; случаи насилия над детьми в семейном анамнезе; спутанность семейных ролей.

Слайд 12

Возможные признаки того, что ребенок подвергается физическому насилию: - ребенок вялый, подавленный, испуганный; - регулярно появляется с синяками, ссадинами, повреждениями, травмами; - вздрагивает от приближения взрослого, резких движений; - ломает игрушки, бьет их, воспроизводит какие-либо агрессивные действия; - агрессивный, часто дерется; - боится ходить в детский сад; - страдает энурезом , энкопрезом .

Слайд 13

Индикаторы физического насилия над детьми со стороны родителей: необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью; противоречия в сообщаемой истории; история несовместима с физическими травмами; получение повторных подозрительных травм; родители переносят ответственность за травму на других лиц; родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях; ребенок многократно помещался в различные учреждения для лечения травм; ребенок обвиняет родителя или опекуна в нанесении повреждений; родители в детстве подвергались насилию; родители демонстрируют нереалистические и преждевременные ожидания в адрес ребенка

Слайд 14

Возможные признаки того, что ребенок подвергается сексуальному насилию: частое и/или болезненное мочеиспускание; боли и спазмы в животе; синяки, особенно вокруг гениталий; недержание мочи или мочеиспускание ночью; хронические пищевые расстройства, анорексия ; ночные кошмары, бессонница; навязчивое мытье, одержимость чистотой; отказ говорить (элективная немота); неожиданные изменения в поведении; страх мужчин или конкретного мужчины; регрессия к более раннему поведению; несвойственное ребенку поведение, которое можно воспринять как сексуальное.

Слайд 15

Признаки пренебрежения нуждами ребенка: носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде); всегда голоден, просит, крадет или запасает еду; часто выглядит вялым, уставшим, плохо выспавшимся, ослабленным, засыпает; выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет; выглядит истощенным или опухшим, что указывает на недостаточность питания.

Слайд 16

Проективные методики «Рисунок семьи» Обратите внимание на следующие признаки: -крупные руки и ноги персонажа, слишком большие руки и кулаки, особенно поднятые или разведенные в стороны; -заметно более крупный размер одного из персонажей; -оскаленные «пасти»; -оружие; -агрессивное содержание рисунка; -зачеркнутые лица родителей; -изображение вместо членов семьи других существ (роботы, инопланетяне); -сочетание черного и красного в рисунке; -сильный нажим;

Слайд 17

«Рисунок семьи» -не нарисовал себя; -изобразил себя очень далеко от остальных членов семьи; -нарисовал много других персонажей между родителями и собой; -изобразил себя сильно отличающимся в худшую сторону от прочих членов семьи; -нарисовал неживой объект (комнату, дом, машину) или других людей вместо семьи.

Слайд 18

Рекомендации для педагогов по вопросам организации работы с детьми, подвергшимися насилию (роль педагога при раскрытии случая жестокого обращения с ребенком). -Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний. Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». -Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал. Обещайте ребенку свою поддержку. -Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

Слайд 19

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ Книготерапия - это чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей. В книгах герои могут выражать те мысли и чувства, которые сами дети не в состоянии вербализовать . Из рассказанных историй дети могут узнать об альтернативных решениях проблем и новых способах действий; читая о детях, похожих на них, они могут чувствовать себя менее одиноко или менее ощущать себя не такими, как все. Цели книготерапии : - научить конструктивному, позитивному мышлению; -способствовать свободному выражению беспокоящих проблем; -помочь детям проанализировать свои установки и поведение; -помочь увидеть альтернативные решения; -помочь найти способ решения проблем; -помочь увидеть похожесть проблем, которые встречаются у детей.

Слайд 20

Когнитивно-поведенческая терапия Релаксационные упражнения используются для снятия психоэмоционального напряжения, расслабления, проработки актуального состояния, с целью восстановления после действия стрессовых факторов.

Слайд 21

Игра «Воздушный шарик» Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3-5 лет. Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать». Инструкция: Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Слайд 22

Игра «Морщинки» Время: 2-3 мин. Возраст: 4-8 лет. Цель: избавление от напряжения в забавной форме. Инструкция: Несколько раз вдохни и выдохни. Широко улыбнись своему отражению в зеркале. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки. Подними и опусти плечи. Расслабь мышцы лица. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно» и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.

Слайд 23

Арт-терапевтические методы « Мандала » Цель: развитие у детей умения осознавать и передавать свое эмоциональное состояние. Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция настроения. Продолжительность: 15 – 20 мин. Целевая группа: от 5 лет. Описание. На листе формата А4 нарисовать окружность диаметром 18-20 сантиметров. Ребенку предлагается, выбрав понравившийся цвет, разрисовать этот круг. При желании ребенок может использовать и другие цвета, рисовать что-то конкретное или абстрактные образы как в круге, так и вне его. Вопросы к ребенку: • На какое чувство (эмоцию, настроение) похож этот цвет (предмет)? • Тебе нравится смотреть на этот рисунок? • Хочешь ли ты что-то изменить или добавить? Возможные реакции и как с ними быть: ребенок отказывается отвечать на вопросы. В этом случае не стоит настаивать.

Слайд 24

Практические упражнения для групповых занятий с детьми «Путаница» Цель: разминка, демонстрация возможности безопасного тактильного контакта, развитие групповой сплоченности. Продолжительность: 5 мин. Целевая группа: дети от 4 лет. Описание. Участники встают в круг, закрывают глаза и вытягивают руки. Медленно идут навстречу друг другу до тех пор, пока руки не соприкоснутся. Каждый должен взять каждой своей рукой руку другого участника группы (ведущий следит, чтобы это произошло). После этого участникам предлагается открыть глаза и «распутаться». Обычно это удается достаточно быстро.

Слайд 25

Упражнения на формирование уверенности в себе «То, что приносит радость» Цель: развитие воображения, развитие навыка принятия себя, своих желаний. Продолжительность: 5 мин. Описание. Детям предлагается сесть удобно, закрыть глаза, мысленно выбрать что-то, что в эту минуту кажется особенно приятным (капля росы, вкус компота и пр.). Открыть глаза и рассказать о том, что выбрали в этот раз. В каком случае рекомендуется проводить упражнение: как самостоятельное упражнение или в случае, когда дети стали невнимательны, раздражительны, устали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

— это система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный временной период. Объективная ситуация - актуальное физическое и социальное окружение. Субъективная ситуация - любой компонент ситуации, воспринимаемый человеком и получающий то или иное значение.

Слайд 3

Повседневная жизнь - текучая череда типичных, привычных для человека ситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, которые воспринимаются им как «само собой разумеющиеся». Признаки: беспроблемный, привычный порядок жизни типизация

Слайд 4

- ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни.

Слайд 5

Ситуации первого уровня соответствуют представлению о ситуациях обыденной жизни. Ситуация второго уровня возникает, когда у человека появляются некоторые затруднения или проблемы. Ситуация третьего уровня характерна для стрессов или трудных проблем, когда привычные способы действия и поведения уже не дают позитивных результатов. Ситуации четвертого уровня - стресс более значим, человеку все труднее изменить свои обычные поведенческие реакции, и поэтому он «застревает», повторяя непродуктивные паттерны поведения. В ситуации пятого уровня человек переживает глубокий стресс, это так называемая ситуация выживания.

Слайд 6

Ситуации первого типа: неприятности обыденной жизни; трудные жизненные ситуации в нормальном цикле человеческой жизни, дающие шанс на восстановления «порядка жизни». Ситуации второго типа: ситуации «выживания» или «слома»; тяжелые утраты в ходе нормального цикла человеческой жизни; экстремальные ситуации природного, технологического и антропогенного характера и их отсроченные последствия.

Слайд 7

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Основные механизмы защиты: -Регрессия , п одавление (вытеснение) . -Реактивные образования , изоляция . -Отрицание , обращение против себя . -Проекция , интроекция , реверсия.

Слайд 8

- постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы (Лазарус Р., 1970). Цель совладания — такое приспособление к действительности, которое позволяет человеку удовлетворить свои жизненные потребности.

Слайд 9

Преодоление — это стратегия преобразования трудных жизненных ситуаций посредством материальных или символических действий (коммуникации, язык) в пространстве внешнего мира. Цель преодоления — привести мир в соответствие со своими жизненными потребностями.

Слайд 10

Приспособление — это стратегия совладания, направленная на изменение человеком собственных характеристик и/или своего отношения к ситуации. В отличие от преодоления, она пассивна. Цель приспособления — привести свои жизненные потребности в соответствие с изменившимися условиями.

Слайд 11

Фантазирование. Изменение себя. Пересмотр жизненных позиций. Проблемное разрешение. Социальные контакты и социальная поддержка. Компромисс. Актуализация жизненного опыта. Фатализм. Самоизоляция и релаксация. Дистанцирование. Осторожность и уравновешенность.

Слайд 12

– это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Слайд 13

по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). по скорости распространения : ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. по масштабу распространения : локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. по продолжительности действия : могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. по источнику происхождения : ЧС техногенного характера; ЧС природного происхождения; ЧС биолого-социального характера.

Слайд 14

безотлагательность; приближенность к месту событий; ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия. Цель и задачи экстренной психологической помощи включают: профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

Слайд 15

Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Говорите и слушайте.

Слайд 16

1. Национальный институт психического здоровья (США): Героическая фаза 2. Фаза «медового месяца» 3. Фаза разочарования 4. Фаза восстановления 2. М.М. Решетников (1989): Острый эмоциональный шок Психофизиологическая демобилизация Стадия разрешения Стадия восстановления

Слайд 17

Бред и галлюцинации В данной ситуации: Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Слайд 18

Апатия В данной ситуации: Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?». Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь). Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать. Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность

Слайд 19

Ступор В данной ситуации: Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции.

Слайд 20

Двигательное возбуждение В данной ситуации: Изолируйте пострадавшего от окружающих. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?») Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»). Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Слайд 21

Агрессия В данной ситуации: Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Агрессия может быть погашена страхом наказания: • если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; • если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Слайд 22

Страх В этой ситуации: Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

Слайд 23

Истерика В данной ситуации: Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Слайд 24

Нервная дрожь В данной ситуации: Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать. Нельзя: • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе; • укрывать пострадавшего чем-то теплым; • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Слайд 25

Плач В данной ситуации: Не оставляйте пострадавшего одного. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом. Применяйте приемы «активного слушания». Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

автономное учреждение

Психологический тренинг с родителями

«Защита прав и достоинства маленького ребенка

Подготовила:

педагог-психолог

      Ярочкина О.А.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»

1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблей ООН? (Конвенция о правах ребенка).Слайд 1

2. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18).

3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей).

4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя).

5. На какие виды делятся права ребенка? Слайды 2-7

(Защита от всех форм жестокого обращения,

права на охрану здоровья,

на образование,

на игру,

на сохранение своей индивидуальности).

6. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка?» (Право на жизнь).слайд 8

7. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий Утенок» обижали утенка? Какое право они нарушили? (Нарушено право на сохранение своей индивидуальности).слайд 9

8. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).слайд 10

9. Кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух). слайд11

10.Какой документ  регулирует правовые вопросы семейных отношений? Семейный кодекс РФ. Слайд 12

11. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью). Слайд 13

Игра «Волшебный сундучок»

(достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека)

1. Свидетельство о рождении - О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

2. Сердечко – Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

3. Домик – О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

5. Букварь – О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование).

6. Игрушечные утенок и утка – О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вывод: Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать.

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания

   

          Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Практически каждого ребенка в детстве наказывали либо родители, либо педагоги, либо родственники. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый   стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.

     Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего проступка. Специфика наказания распознается по двум признакам.

Во-первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий не должен стремиться к власти над ребенком. Нарушение одного из этих условий превращает наказание в насилие. Все наказания можно объединить в две группы:

- наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви;

- наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью.

     Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и желаний; лишение удовольствий и развлечений и т.п.

Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств. Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль.

     Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самооценка  ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию. Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т.п. Эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию.

     Избежать негативных последствий наказания можно при соблюдении двух условий.

Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают внимания лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он.

Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он наказан.

Психологический тренинг:

Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца (упражнение выполняется под музыку).

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите в руках птицу, чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. (Присаживайтесь).

В жизни можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

Андрей  Вознесенский.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя

«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с детьми»

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

- создание доверительно-делового контакта с родителями;

- участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. 

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

- объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

- показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

- обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

- просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

- оградить ребенка от реакции других детей;

- уделить ребенку максимум внимания;

- дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых

не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.



Предварительный просмотр:

                                                      Зоны дозволенного. Правила о правилах.

Психолог. Как же воспитать ребенка, который в опасной ситуации не растеряется, всегда будет внутренне собранным? Одним из главных ответов является дисциплина. Итак, речь пойдет о дисциплине и послушании. Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем? Нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слышит слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? Должны быть правила, требования, которые дети должны безусловно выполнять. Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Почему же так часто они наровят эти порядок и правила нарушать? На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (силовыми методами).

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило первое. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать своих детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Последствия могут быть плачевными.

Правило второе. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни?..

Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. И чтобы не возникло чрезвычайной ситуации, лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, и т.д.

Самое главное и очень важное – остаться примером, носителем и проводником наиболее общих непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.

Правило третье. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Даже если родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило четвертое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками».

Правило пятое. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Понять это положение помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда смотреть книжку, с кем дружить.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Можно брать коробок со спичками и строить «колодец», но зажигать их нельзя.

Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному механизму «извне – внутрь». Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным, учит контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас не допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

Наконец, в последней, красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя играть с огнем, открывать дверь незнакомым людям или подходить к ним, нельзя брать у чужих то, что они предлагают, нельзя ломать вещи, бить других людей. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях.

Правило шестое. Наказывать ребенка лучше лишением  его хорошего, чем делая ему плохое.

Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку. Вы, конечно, знаете, что дети очень ценят подобные семейные традиции. Когда родитель уделяет ребенку специальное внимание и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Однако если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется.

Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное – не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им своего времени, потому что расстроен или рассержен. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости.

Следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки.



Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас выбрать один из предполагаемых ответов и обвести кружком.

Цель: определить стиль воспитания детей в семье.

1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.       Б. Изредка.            В. Никогда.

2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми?

        А. Да, часто.

        Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

        В. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

        А. Никак не реагирует.

        Б. Старается исправить ситуацию.

        В. Агрессивно.

4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?

        А. Да.                   Б. Отчасти.                   В. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

        А. Угрозы физического наказания.

        Б. Беседы о плохом поведении.

        В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания, из перечисленных ниже, Вы считаете эффективными?

        А. Физическое воспитание.

        Б. Воспитание на положительных примерах.

        В. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

        А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его.

         Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка,   вызывая чувство протеста.

        В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Спасибо за участие!

Ключ к тесту

Пункт

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

А

3

1

3

2

1

1

3

Б

2

2

2

1

2

2

2

В

1

3

1

0

3

3

1

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.



Предварительный просмотр:

Анкета «Я и мой ребенок»

Цель: изучение социально-педагогических условий семейного воспитания.

Уважаемые родители!

Просим Вас выбрать предполагаемые ответы на вопросы.

Вопросы

Ответы

Можете ли Вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

2

3

4

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае неправоты?

Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

Поставить себя на место ребенка?

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея?

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться?

Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

ИТОГО:

Спасибо за участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология экстремальных ситуаций и состояний

Слайд 2

Целью данной дисциплины является изучение психологических закономерностей функционирования человека в экстремальных ситуациях, подготовка его к эффективному использованию собственных резервов и индивидуально-личностных особенностей. Приобретение знаний, умений и навыков в области психологических аспектов экстремальных ситуаций составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра задач в различных напряженных и экстремальных ситуациях, оказания психологической помощи пострадавшим . Психология экстремальных ситуаций связана с психологией личности и малых групп, психологией труда, а также с общей психологией. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ

Слайд 3

ПОНЯТИЕ «СИТУАЦИЯ» В обыденном плане понятия «ситуация», «событие », «случай», «факт», «происшествие», «эпизод » рассматриваются преимущественно как равнозначные и трактуются как фрагмент жизни или жизненного пути, выделяемый по своей значимости, несхожести с другими жизненными эпизодами. Акцент делается на их объективной представленности, внешнем протекании. Можно выделить 3 подхода к научному пониманию ситуации: Ситуация как обстановка, совокупность объективных условий, в которых функционирует какая-либо система, и обстоятельств, определяющих тот или иной характер деятельности. Система внешних по отношению к субъекту условий, которые побуждают и опосредуют его активность. Ситуация как перцептивный конструкт личности. Человек не отражает бытие, а создает ситуацию в своем сознании. Ситуация как объективно-субъективная реальность. Ситуацию определяют как результат активного взаимодействия личности и среды.

Слайд 4

Таким образом, ситуация – это сложная субъективно-объективная реальность ( актуальное состояние среды и значимость ее для личности) в конкретных условиях жизнедеятельности, фиксируемых личностью в течение определенного промежутка времени. Структура ситуации включает: Обстановочные составляющие (компоненты) – то, что окружает человека и может быть обозначено как обстоятельства, внешние условия; Личностные составляющие (компоненты) – то, как человек оценивает сложившуюся обстановку; Деятельностные (поведенческие) составляющие (компоненты) – то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает. ПОНЯТИЕ «СИТУАЦИЯ»

Слайд 5

ПОНЯТИЕ «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ» И «ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ» СИТУАЦИИ Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»). Чрезвычайная ситуация – это объективно сложившиеся условия. «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% – из того, что мы об этом думаем». Экстремальная ситуация (ЭС) (от лат. extremus – крайний, критический) – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию .

Слайд 6

ПОНЯТИЕ «ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ» СИТУАЦИИ Экстремальной ситуацию делает не только реальная , объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему . Общими признаками экстремальной ситуации являются: 1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей. 2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение. 3. Существенное изменение обычной ( привычной) ситуации, параметров деятельности или поведения.

Слайд 7

Среди причин того или иного типа реагирования человека на экстремальные факторы чаще выделяют нижеследующие: Внешние причины: Особенности действующего фактора. Особенности организации деятельности. 2. Внутренние причины: Психические особенности человека. Организация поведения. Общее состояние организма. 3. Социальные причины: Мотивы деятельности. Существующие социальные связи и их динамика. ПРИЧИНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТИП РЕАГИРОВАНИЯ

Слайд 8

А.М . Столяренко выделяет следующие по степени экстремальности ситуации: Нормальные – обыденные , не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завершающиеся, как правило, благополучно. В сущности, у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным. Параэкстремальные – близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение . Экстремальные – характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий. Гиперэкстремальные – вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие к опасным последствиям. КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ

Слайд 9

«ЧЕЛОВЕК В СИТУАЦИИ»

Слайд 10

Существуют различные подходы к понятию «психическая адаптация». Ю.А . Александровский (1976) рассматривает ее как выражение системной деятельности многих биологических и психологических подсистем, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них». В.М . Воловик описывает ее как активную личностную функцию, обеспечивающую согласование актуальных потребностей индивидуума с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. Ф.Б . Березин (1988) рассматривает психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Слайд 11

В.М . Воробьев (1993) понимает психическую адаптацию как механизм, возникающий лишь «в результате активного решения задач, связанных с проблемными психическими ситуациями ». Таким образом, психическая адаптация рассматривается как целостная многоуровневая структурно-функциональная система, состоящая из взаимозависимых биологических (физиологических), психологических (личностных) и социальных (личностно-средовых) компонентов. ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Слайд 12

ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 13

Три основных подхода к пониманию совладающего поведения. Диспозиционный подход нацелен на поиски ответа на вопросы, существуют ли особые стили совладания с экстремальными условиями и какие черты личности, составляющие диспозиции, позволяют лучше справляться с трудностями. Представители данного подхода сосредоточены на решении задачи выявления личностных особенностей, способствующих эффективности деятельности человека в экстремальных обстоятельствах. Ситуационный подход концентрируется на процессе, динамике преодоления экстремальных ситуаций и изучении специфических стратегий, которые могут быть полезными в конкретных экстремальных ситуациях. В соответствии с интегративным подходом на совладание с жизненными трудностями влияют как личностные качества, так и ситуационные факторы. Именно субъективная представленность ситуации для личности и определяет, как реакции человека, так и способы совладания с ситуацией. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Слайд 14

Совладающее поведение представляет собой не только процесс реагирования на сложные ситуации, оно также содержит и усилия, направленные на достижение определенных целей, которые представляют собой задачи совладания. Лазарус выделял пять основных задач копинга : Минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности. Терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций. Поддержка позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах. Поддержание эмоционального равновесия. Поддержание , сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми . СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Слайд 15

Совладающее поведение оценивается как успешное, если оно соответствует определенным критериям. К таким критериям относят: устранение физиологических и уменьшение психологических проявлений напряжения; появление возможностей восстановления активности; предотвращение дистресса и/или посттравматического стрессового расстройства. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

Слайд 16

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. СOPING-СТРАТЕГИИ. По определению Р. Лазаруса , копинг-механизмы – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы. Эти стратегии носят активный характер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Лазарус выделил два типа копинг-поведения в зависимости от направленности усилий: первый тип назван проблемно-ориентированным ( problemfocused ); второй тип – эмоционально-ориентированным ( emotionfocused ). Основными функциями копинг-стратегий выступают регулятивная и управленческая функции. Копинг-стратегии бывают конструктивными и неконструктивными.

Слайд 17

Копинг-механизмы реализуются в следующих формах : В когнитивной (познавательной) сфере : отвлечение или переключение мыслей на другие темы; принятие ситуации как чего-то неизбежного (философия смирения); снижение серьезности создавшейся ситуации с помощью юмора, иронии; проблемный анализ сложившейся ситуации, обдумывание стратегии своего поведения; сравнение себя с другими, находящимися в относительно худшем положении; придание личностного смысла создавшейся ситуации, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа. В эмоциональной сфере : отреагирование отрицательных эмоций в приемлемой форме; подавление отрицательных эмоций. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. СOPING-СТРАТЕГИИ.

Слайд 18

В поведенческой сфере : отвлечение – обращение к какой-либо деятельности; проявление альтруизма – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активная защита – действия , направленные на изменение ситуации; активный поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. СOPING-СТРАТЕГИИ.

Слайд 19

Существуют и бессознательные реакции, направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. К ним относятся механизмы психологической защиты . Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить травмирующие моменты воздействия стресса на личность. Среди них: Вытеснение. Отрицание. Проекция. Регрессия. Рационализация. Сублимация. Подавление. Идентификация. Аутоагрессия. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.

Слайд 20

Копинг-механизмы Защитные механизмы По целям Преодоление проблемной ситуации. Избегание проблемы. По произвольности действий Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие механизмы. Вынужденные, автоматические и большей частью неосознаваемые человеком механизмы. По отношению к внешней и внутренней реальности Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации. Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман. По характеру отношения к помощи Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи. Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, стремление самоустраниться от решения проблем. По результатам Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей. Удерживают человека от регресса – процесса деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами. Частное улучшение (например, ситуативное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. СOPING-СТРАТЕГИИ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

Слайд 21

Основоположником учения о стрессе является физиолог Ганс Селье. Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Как психологическое явление относится к классу психических состояний . Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого значимого фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса: мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину). активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула . Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции . Стресс возникает при комбинации стрессора и стрессовой реакции. СТРЕСС

Слайд 22

В 1936 году Селье описал общий адаптационный синдром (ОАС) , который определил как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры – значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Он выделил три стадии протекания ОАС: 1 стадия – общая реакция тревоги; 2 стадия – повышение общей резистентности организма к стрессовым воздействиям; 3 стадия – истощение . ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Слайд 23

1 стадия – общая реакция тревоги . Традиционно в стадии тревоги выделяют фазы шока и противошока . Как только организм воспринимает значимое изменение условий, ресурсы организма мобилизуются. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование органов «на износ» могут стать опасными для организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока , при которой активизируются механизмы, снижающие воздействие стресса. Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряжённой готовности – готовности бороться или бежать от опасности. Физиологические реакции на данной стадии могут быть следующими: учащение сердцебиения; расширение коронарных артерий; сужение брюшных артерий; расширение артерий, проходящих в толще скелетных мышц; расширение зрачков; расширение бронхиальных трубок; увеличение силы скелетных мышц; выработка глюкозы в печени; увеличение продуктивности мыслительной деятельности; ускорение метаболических процессов. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Слайд 24

2 стадия – повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям . Эта стадия наступает, если стрессогенный фактор слишком силён или продолжает своё действие достаточно длительный промежуток времени. Задача данной стадии – приспособление к изменяющимся обстоятельствам. По сравнению с первой стадией активность физиологических процессов снижается, все ресурсы расходуются экономичнее – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние покоя. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Слайд 25

3 стадия – истощение . Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это может приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Слайд 26

Характер проявлений Оценка состояния Мимика спокойствия и уверенности в своих силах, в успехе выполняемой деятельности, проявление готовности к действиям. Отсутствие скованности. Движения свободные и скоординированные. Отсутствие стресса Мимика заметного возбуждения, небольшого психического напряжения, отражающего готовность и стремление к действиям. Возможно проявление небольшой скованности, которая, однако, не препятствует скоординированности движений и соразмерности усилий. Включенность в стадию тревоги Мимика выраженного волнения, эмоционального возбуждения, готовности к значительным волевым усилиям для достижения цели. Эмоциональное напряжение, отражающее стремление к успеху. Скованность движений, вызванная высокой «стоимостью» скоординированных движений, излишние усилия. Включенность в стадию адаптации Мимика весьма выраженного волнения, эмоционального напряжения, переходящего в напряженность. Челюсти сжаты, желваки на щеках, иногда нижняя челюсть начинает отвисать. Появляется растерянное выражение. Общая скованность, нарушающая координацию движений. Переход к стадии истощения Общая скованность, нарушающая координацию движений. Тремор век, рук и ног. Мимика напряженности. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии. Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения. Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны. Включенность в стадию истощения ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Слайд 27

СУБСИНДРОМЫ СТРЕССА Течение стресса можно представить в виде четырех субсиндромов , описанных Л.А. Китаевым-Смыком (1983): вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный, социально-психологический . 1. Вегетативный субсиндром – самый древний в филогенезе. Активность вегетативной нервной системы не контролируется сознанием, поэтому защитные вегетативные реакции запускаются независимо от вида стрессора. К проявлениям вегетативного субсиндрома стресса относят: – повышение тонуса сердечно-сосудистой системы; – активацию фагоцитоза; – активацию процесса регенерации тканей; – тромбоцитоз; – потоотделение; – рвоту и т.д. Если действие стрессора продолжается и организм не справляется с задачей, то вышеуказанные локальные вегетативные реакции могут стать основанием для развития «болезней стресса».

Слайд 28

СУБСИНДРОМЫ СТРЕССА 2. Эмоционально-поведенческий субсиндром характеризуется особенностями поведения в условиях стресса, т.е. эмоциональными и поведенческими реакциями на стресс. Диапазон этих реакций может быть весьма широким: от незначительных изменений в общем эмоциональном фоне и поведении до острых реакций на стресс: плаче, истерике, агрессивном поведении, апатии и т.д. 3 . Когнитивный субсиндром проявляется в изменении познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д. 4 . Социально-психологический субсиндром проявляется изменением социальной роли, изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться как в виде социально-позитивных тенденций, так и социально-негативных форм общения.

Слайд 29

Существует несколько классификаций стресса. В рамках первой из них можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс . Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. КЛАССИФИКАЦИИ СТРЕССА

Слайд 30

Стресс Физиологический: вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Психологический: подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека. КЛАССИФИКАЦИИ СТРЕССА Классификацию стресса по характеру вызывающего его стрессора можно рассмотреть с помощью таблицы:

Слайд 31

Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции : Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья. Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний, что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор. Постоянный накопленный (хронический) стресс . Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний. КЛАССИФИКАЦИИ СТРЕССА

Слайд 32

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику человека, что может приводить к дезадаптации. Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность. КЛАССИФИКАЦИИ СТРЕССА

Слайд 33

Под воздействием травматического стресса может возникнуть состояние психической дезадаптации. Оно является ответной реакцией психики на чрезмерные физические, эмоциональные нагрузки . Психическая дезадаптация – это состояние, в котором психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервы от воздействия психогенных факторов, не могут более обеспечивать адекватное отражение действительности и регуляторную деятельность человека. Признаки дезадаптации: 1. Преобладание хронических отрицательных эмоций; 2. Дезорганизация деятельности; 3. Нарушение восприятия пространства и времени; 4. Необычные психические состояния; 5. Ярко выраженные вегетативные реакции. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС