Применение на уроках и во внеурочной деятельности технолигии проблемного диалога
Описание опыта работы, беседы с детьми, конспекты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык
Класс: 1 «В»
Тема: Правила переноса слов
Цель: познакомить с правилами переноса слов
Задачи
Предметные:
1)организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил переноса слов, самостоятельному применению знаний в рамках темы «Правила переноса слов»;
2)повторить правила написания словарных слов, оформления предложений на письме.
Ориентированные на развитие личности ребенка:
1) актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
1)создать содержательные условия для развития умения анализировать текст;
3)содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
4)содействовать развитию готовности к сотрудничеству и дружбе;
5)формировать установку на здоровый образ жизни.
Оборудование: учебник, рабочие тетради по русскому языку», маски лягушек, распечатанные тексты на каждого ученика.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I Эмоциональный настрой на урок | -Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, надеюсь, что вы сегодня пришли с хорошим настроением. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть все плохое останется позади. Я думаю, что сегодня непременно все из вас узнают, что-то новое и интересное. Удачи вам, дорогие мои! 2 3 | ТОУУ |
ΙI Актуализация знаний Физминутка III Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова- ние правила (определения). Физминутка ΙV Развитие умений – применение знания. V Итог урока VI Рефлексия | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше?(Классная работа) - Ребята, у вас на парте лежит маленький текст, посмотрите. Что-то случилось с принтером и буквы не все пропечатались. Прочитайте текст и вставьте недостающие буквы, если есть ошибки, исправьте их. 3 Мама принесла из магазина ябл.ки, груши, .пельсины. достала из сумки фрукты, помыла теплой водой и положила на т.релку. Сестра хотела взять зеленое яб.око, а я красную грушу, но мама сказала, что сначала нужно помыть руки Спорить не стали, уж очень хотелось сочных фруктов. -Назовите слова, в которых пропущены буквы. Как мы называем такие слова? (Словарные) 3 2 -Объясните, почему вставили именно эти буквы? 2 3 3 -Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните места, где можно допустить ошибку, поставьте ударение. -Какие еще слова можно дописать? (Картина, тонна, ветер) 3 2 – Какие ошибки вы нашли в тексте? (Не поставлена точка в конце третьего предложения, начало второго предложения написано с маленькой буквы) 3 2 - Что еще мы знаем о предложениях? (Все слова взаимосвязаны друг с другом, в конце может стоять точка, вопросительный или восклицательный знаки) – Скажите, зачем нам нужно знать все эти правила? ( Чтобы не допускать ошибок и грамотно писать) 1 2 3 -Ребята, о чем этот текст? 1 - Какие действия совершила мама придя из магазина? 1 -Зачем мама заставила детей вымыть руки ? 1 - А вы всегда моете руки перед тем как что-нибудь съесть? 1 К доске приглашается два ребенка. Детям надеваются маски лягушек. Учитель читает стихотворение, дети имитируют действия лягушек На болоте две лягушки, Две лягушки хохотушки, Утром рано просыпались, Очень чисто умывались, Полотенцем обтирались. Вот здоровья в чем секрет, Всем, друзья, физкульт-привет! - Ребята, а какие еще правила гигиены необходимо соблюдать? ( Чистить зубы, мыть руки перед едой, следить за ногтями и ушами и т. д.) 1 -Молодцы! -Посмотрите на текст, в нем есть слово, часть которого написана на одной строке, а часть на другой. Как вы думаете, для чего это сделали? (Места не хватило) 1 – Как еще можно разделить это слово для переноса? - А теперь посмотрите на доску и выберите правильные варианты переноса этого слова. Мини-тест: 1) а-пельсин; 2) апе-льсин; 3) апел-ьсин; 4) апель-син; – Сравните свой вариант с правилом в учебнике на с. 16. 1 – Почему нельзя перенести слово, как в варианте 1 и 3? 3 2 3 – В каком случае мы перенесли слово по слогам? Сравните с делением этого слова на слоги (варианты 4). – Всегда ли слово можно переносить по слогам? (Только если нет приставок или суффиксов.) –Скажите, какие умения мы сегодня с вами будем вырабатывать? (Деление слов на слоги) 2 У доски ученик показывает упражнения на разные группы мышц, дети повторяют. Самостоятельное выполнение работы 2 -Ребята, сейчас вы самостоятельно попытаетесь отработать умение делить слова на слоги (Выполняется в тетради упражнение 21 на стр. 21 в учебнике.) Взаимопроверка в паре 4 4 Выборочная проверка учителем с комментированием – Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились делить слова на слоги) Что еще сегодня повторили? (Написание словарных слов, оформление предложений) - Давайте еще раз вспомним правила переноса слов. - Посмотрите на доску, исключите из данных слов те, которые перенесены неверно. ( Я-года, то-нна, до-ждь) 2 3 2 - Молодцы! -Зачем же нужно знать правило деления на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.) 3 3 – Что у вас получилось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Вы все очень хорошо поработали! Молодцы! - Ребята, поднимите две руки те, кому на уроке было все понятно, одну руку, если были какие-то трудности. 3 - Не стоит переживать, если что-то не получилось, мы с вами на следующих уроках продолжим работать над этой темой. | Познавательные УУД: 1) развитие умения извлекать информацию из текстов; 2) выявление особенностей объектов; 3) анализирование учебного материала Регулятивные УУД: 1) развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; 2) оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществление познавательной и личностной рефлексии. 4)формирование контрольно-оценочной деятельности Коммуникативные УУД: 1) развитие умения слушать и понимать других; 2) выстраивание речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами; 3) оформление своих мыслей в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией (правильно, неправильно, можно делать, нужно делать); 2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. ТООУ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка и развития речи по теме «Многозначные слова».
(2 класс) Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: Многозначные слова.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных словах; наблюдать над употреблением многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Формируемые метапредметные УУД:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; ставить цель, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, листочки для рисования, набор для рефлексии.
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Примечание |
1.Эмоциональный настрой на урок (организационный момент) 2 Мотивация учебной деятельности 3 Постановка цели урока, определение задач 4 Первичное восприятие учебного материала 5 Физминутка 6 Закрепление нового материала 7 Итог урока 8 Рефлексия 9 Домашнее задание | -Здравствуйте ребята! Я очень рада с вами познакомиться. Давайте поприветствуем друг друга. Мы сегодня повстречались Крепко, крепко обнялись. Я хороший, ты хороший Вместе хлопаем в ладоши! - Ребята, у вас на парте лежат по два круга: красные и зеленые. Мне хочется посмотреть с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Если вам сейчас комфортно, вы ничего не боитесь, готовы к работе, то поднимите зеленый круг, а если вам страшно, вы переживаете, то поднимите красный круг. - Я хочу вас успокоить, что все будет хорошо. Не переживайте. - Ребята, я пришла к вам из другой школы, мои дети попросили передать вам вот эту коробочку. Вам интересно, что в ней лежит? - Мне тоже. Давайте посмотрим. Кто смелый? - Что вы можете сказать об этих предметах? (они похожи) - Почему они лежат в одной шкатулке?( названы одним словом и внешне схожи) - Почему они разложены в разные шкатулки?(предназначены для разного) - Где еще мы можем встретить иголки? ( у ежей) - Так скажите, что же может обозначать слово иголка?( предназначение для шитья, листья у елки, кожа в виде иголок у ежей) - Т. е. можно сказать, что у слова иголка много значений? (да) - Кто скажет, о чем мы будем говорить на уроке?(многозначные слова) -У вас на парте лежат листочки, вы сейчас закроете глаза и представите предмет, который я назову, и попробуете его нарисовать. - Кисть - Как вы думаете, почему у вас получились разные рисунки? (подумали про разные предметы) - Посмотрите, какие еще значения может принимать слово кисть - Так скажите, зачем нам изучать многозначные слова? (чтобы уметь находить их и грамотно употреблять в речи в разном значении) - Молодцы! Этому мы сегодня будем учиться. - Ребята, я сейчас назову слово, а вы представьте предмет, который называет это слово. -Язычок -Скажите, что вы представили? - Посмотрите на экран, сколько значений может принимать слово язык. Почему часть ботинка назвали языком? Посмотрите, что еще называют языком (бубенчик у колокольчика) -Что можете сказать об этих предметах? ( есть внешние сходства) - Какой вывод можно сделать? (многозначные слова имеют небольшое сходство по форме, по цвету, по назначению) - Давайте попробуем собрать определение многозначного слова. - Многозначные слова – это 1) слова, которые имеют несколько значений; 2) слова, которые называют предметы, обладающие небольшим сходством по форме, по цвету, по назначению. -Скажите, а в русском языке все слова имеют много значений? -Как вы думаете как называются слова с одним значением? - Давайте поиграем. Встаньте с мест, я буду называть слово, если оно многозначное, то вы поднимаете две руки, если однозначное, то одну. -Карандаш, доска, стул, стол, трава, диван, ложка, колпачок. - Ребята, какой литературный герой носит этот предмет?(Буратино) - Молодцы! - Давайте поможем нашему герою выполнить задание, которое оказалось ему не под силу. - У вас на парте лежат карточки с заданием, распределите слова в два столбика: первый столбик многозначные, во второй однозначные. Работайте в паре (шишка, пенал, глазок, лисичка, тетрадь, карандаш) - Давайте проверим. Назовите слова, которые имеют только одно значение (карандаш, тетрадь, пенал) - Назовите слова, которые имеют несколько значений (лисичка, глазок, шишка) -Скажите, в каком значении употребляются эти слова - А теперь поиграем в игру «Фотограф», посмотрите внимательно на слова, которые вы распределили в два столбика, сфотографируйте их , запомните, а теперь переверните листочек и запишите по памяти эти слова, также в два столбика - Назовите известные вам орфограммы, правила, которые встретились в этих словах. Подчеркните места, где можно допустить ошибку. - Чтобы знания были впрок, - Итак, чему мы сегодня учились на уроке? (научиться распознавать многозначные слова в русском языке). - Буратино оставил вам ключик из своего произведения - Те, кто считает, что у него все сегодня получилось, и не было никаких трудностей, прикрепите ключик к последней ступеньке, у кого были затруднения в чем – либо – ко второй, а кому было очень трудно и не понятно – к нижней. -А как вы считаете, что за той дверцей? -Хотите посмотреть?(знания) - Посмотрите как много тех, кто сегодня добрался до этой дверцы и попытался ее открыть, у кого что – то не получилось, то обязательно получиться в следующий раз. - Дома составьте от двух до четырех предложений с многозначными словами. - И подумайте какие значения еще может принимать слово «ключик»
| Подготовка класса к работе Настрой на учебную деятельность Открывают шкатулки, отвечают на вопросы учителя Формулируют тему урок Представляют названный предмет, иллюстрируют его. Сравнивают свои рисунки с изображением на экране, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют движения под музыку. Отвечают на вопросы. Выполняют движения Проверяют выполненную работу совместно с учителем. Выполняют работу в паре Проверяют выполненную работу совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителя, проверяют выполненную работу Записывают слова на листочках по памяти, проверяют свою работу Отвечают на вопросы учителя, делают выводы Выходят к доске прикрепляют ключики к ступенькам | Настрой на совместную работу с учителем и одноклассниками Создание условий для формирования интереса к учебной деятельности Формирование умения определять учебную задачу. Формирование умения строить речевые высказывания Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы Учить целеполаганию как постановке учебной задачи Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу Учить целеполаганию как постановке учебной задачи Способствовать умению строить речевые высказывания, Делать выводы о проделанной работе Сравнивать и группировать слова, обозначающие предметы, по нескольким основаниям; находить сходное и различное. Подведение под понятие Формировать умение работать в паре Формировать умение слушать партнера и вступать в диалог Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (группировка, обобщение) Формирование умения оценивать результаты своих действий Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу Способствовать умению строить речевые высказывания, Делать выводы о проделанной работе Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях. | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
(Рассмотрены на заседании методического объединения, используются учителями начальных классов)
Тексты для работы на уроках русского языка по формированию здорового образа жизни
Текст №1
Вася и Петя вышли пок.таться на лыжах. День был солнеч.ным и теплым. Мальчики пребывали в отлич.ном настроении. Они объехали весь парк. М.роз разрумянил щеч.ки, д.мой не хотелось. Мальчики катались как спортсмены. Лыж. – любимая зимняя забава Васи и Пети.
1 О ком этот текст?
2 Что делали дети в парке?
3 Почему ребята не хотели возвращаться домой?
4 Какие зимние забавы вы знаете?
5 Чем вы любите заниматься зимой?
6 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №2
Мама прин.сла из магазина яблоки, груши, .пельсины. Достала из сумки фрукты, помыла теплой в.дой и положила на тарелку. Сестра х.тела взять з.леное яблоко, а я красную грушу, но мама сказала, что сначала нужно помыть руки. Спорить не стали, уж очень хотелось соч.ных фруктов.
1 Какие действия совершила мама придя из магазина?
2 Зачем мама заставила детей вымыть руки ?
3 А вы всегда моете руки перед тем как что-нибудь съесть?
4 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №3
Я просыпаюсь утром в 7:00. Делаю заря .ку и иду обливаться прохладной в.дой. После этого чищ. зубы и умываюсь. Завтракаю не тор.пясь, стараюсь тщ.тельно прожевывать пущ.. Люблю по утрам выпить ст.кан какао. В 7:45собираюсь в школу. После всего этого ч.вствую себя прекрасно весь день!
1 Восстановите последовательность действий из текста
2 Как можно закалять организм?
3 Зачем нужно тщательно прожевывать пищу?
4 Как вы думаете, почему герой этого маленького текста чувствует себя превосходно весь день?
5 Расскажите, а как проходит твое утро?
6 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №4
Каша – самая полезная еда на завтрак. Она помогает вырасти здоровыми и крепкими. Кашу нужно есть не только детям но и взрослым. В нее можно добавлять банан яблоко чернослив мед. Каша варится из круп: манной пшеничной кукурузной пшенной. Приятного аппетита!
1 Что можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
2 Из каких круп варится каша?
3 Какую кашу ты любишь больше всего?
4 Какой фрукт ты бы хотел добавить в кашу?
5 Озаглавь текст.
6 Спиши текст, расставь знаки препинания, где это необходимо, объясни свой ответ.
Текст №5
Молочные продукты очень полезны для растущего организма употребляя в пищу творог ряженку кефир йогурт сметану мы укрепляем зубы и кости эти продукты содержат много кальция полезные бактерии
1 О чем этот текст?
2 Какие еще молочные продукты вам известны?
3 Что из молочных продуктов любите вы?
4 Расставьте знаки препинания.
5 Продолжите текст.