Материалы по здоровьесбережению
Прграмма по внеурочной деятельности, календарно - тематическое планирование, занятия, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа, календарно - тематическое планирование | 88.78 КБ |
карта здоровья | 12.21 КБ |
Какие правила я выполняю | 12.13 КБ |
Тексты для начальной школы по русскому языку по формированию ЗОЖ | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Всем давно известно, что здоровье человеческого организма обусловлено не только его физиологическим и физическим состоянием, но и духовным, а также психологическим. Именно поэтому программа «В здоровом теле – здоровый дух» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена определяющего развитие личности в целом.
Реализация программы достигается различными средствами и формами: беседа, экскурсия, оздоровительные минутки, уроки здоровья, внеклассные мероприятия, занятия в группе продленного дня, кружковая деятельность.
На протяжении всего периода прохождения программы планируется проведение различных конкурсов и праздников с привлечением родителей, а также разработки проектов с целью пропаганды здорового образа жизни.
Все темы изучаются в полном объеме во всех классах с 1-го по 4-ый включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся.
Основная цель программы – формирование у учащихся осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления, и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи:
- формировать осознанное отношение к психическому, физическому и духовному здоровью своего организма;
- развивать здоровьесберегающее мышление;
- воспитывать чувства толерантности и сопереживания к окружающим
2. Программа включает в себя 6 блоков:
1.Самопознание: я и другие (20 часов)
2.Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний (20 часов)
3.Разговор о правильном питании (40 часов)
4.Основы личной безопасности и профилактика травматизма(20 часов)
5.Профилактика вредных привычек (20 часов)
6.Духовное здоровье (16 часов)
3. Содержание курса (136 часов)
Самопознание: я и другие (20 часов)
Правила межличностного общения, дружба, поведение на улице и в общественных местах. Тактика взаимодействия в группе, конфликты с учителями, друзьями, одноклассниками. Настроение в школе и после школы. Правила семейного общения, ролевые позиции в семье. Конфликты с родителями, пути их разрешения. Стресс, пути борьбы со стрессами.
Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний (20 часов)
Правила личной гигиены, гигиена полости рта, зрения, труда и отдыха, режим дня. Профилактика инфекционных заболеваний, иммунитет, активные и пассивные способы его защиты. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Домашняя аптечка.
Разговор о правильном питании (40 часов)
Основы правильного и здорового питания. Понятия завтрака, обеда, полдника и ужина. Фрукты, ягоды, овощи и их значение для организма человека. Витамины и их содержание в различных продуктах. Этикет-история и современность. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовят пищу. Какую пищу можно найти в лесу. Дары моря. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Основы личной безопасности и профилактика травматизма(20 часов)
Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах. Безопасное поведение на дороге, на улице. Правила безопасного поведения на воде. Электротравмы, ожоги, укусы зверей и насекомых. Вызов экстренной помощи. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему.
Профилактика вредных привычек (20 часов)
Волевое поведение. Зависимость. Как сказать «нет». Общее представление о вредных привычках. Болезни человека связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя. Психоактивные вещества. Спорт, люди спорта.
Духовное здоровье (16 часов)
Понятие духовности. Национальные праздники и традиции разных народов. Позитивное влияние изобразительного искусства на здоровье людей. Музыка и здоровье. Природа и здоровье. Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.
4. Умения и навыки, вырабатываемые в результате обучения.
Умеет:
- аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
-критиковать, хвалить и принимать критику и похвалу;
-бороться с состояниями страха, беспомощности, агрессии и депрессии;
-составлять правильное меню на завтрак, обед, ужин и полдник;
-избегать пищевых факторов опасных для здоровья;
-безопасно переходить улицу, дорогу, задействуя не только зрение, но и слух;
-оказывать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных особенностей;
-получать заряд здоровья и энергии от встречи с прекрасным в природе.
Обладает:
-базовыми навыками позитивного общения;
-навыками гигиены, позволяющими сохранить опрятность в любых случаях;
-стереотипами безопасного поведения на улице;
-уверенной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, психоактивные вещества как сложно излечимые заболевания;
-представлением о здоровье и о здоровом образе жизни как сложных социокультурных феноменах;
-соответствующими правилами современного этикета.
5. Универсальные учебные действия, формируемые в результате реализации программы «В здоровом теле – здоровый дух»
1) Коммуникативные (общение и взаимодействие с партнером по совместной деятельности или обмену информации: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника; способность действовать с учетом позиции другого: ориентация на позицию других людей; уважение иной точки зрения; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов).
2) Личностные (ориентация в морально-нравственных основах поведения: развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; формирование установки на здоровый образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей).
3) Регулятивные (целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе).
4) Познавательные (постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; логические: подведение под понятия, выведение следствий, выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные: осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной речи, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
6. Диагностика сформированности установки на здоровый образ жизни
В течение обучения ребенок, совместно с учителем, родителями, а затем и самостоятельно, заполняет карту здоровья. ( Приложение 1)
Одновременно с этим дети собирают портфель здоровья, куда вкладывают результаты участий в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, фотографии выездных культурно- массовых мероприятиях и дневники «Какие правила я выполняю», которые ведут по мере изучения определенных тем. (Приложение 2)
По результатам заполнения карты и портфеля, учителем делаются выводы о мере освоения ребенком программы, составляются рекомендации для родителей.
7. Участники программы:
Список литературы
Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Безруких М. М. и др. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. Б
Будь здоров школяр. Здоровье детей. Методическая газета для учителей. Праздник безопасности. Николай пильщиков, учитель физической культуры, ОБЖ. №9, 2010, стр. 32-37
Будь здоров школяр. Здоровье детей. Методическая газета для учителей. Культура здоровья. Тренажер в портфеле. Гайдаенко Е. №7, 2010, стр. 34-35.
Будь здоров школяр. Здоровье детей. Методическая газета для учителей. Культура здоровья. Учебно-оздоровительная программа для младших школьников (1-4 классы) Смирнова Л. А. , кандидат биологических наук, доцент кафедры споривных дисциплин Витебского государственного университета, Республика Беларусь. №15, 2010, стр. 4-45
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
Гудзовская А. А., сураева Г. З. Самоопределение. Книга для учащихся и их родителей. Учебное пособие по курсу «Основы жизненного самоопределения» для 1-го класса. – 2-е изд., доп. И дораб.- Самара, 1997
Как проектировать универсальных учебных действий в начальной школе: от действий к мысли. Пособие для учителя/(А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2008
Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Составители серии: Г. Н. Тростанецкая. Начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России; А. А. Гериш, главный специалист Управления социально-педагогиче6ской поддержки и реабилитации детей Минобороны России, канд. мед. наук.-АПКиПРО, 2002
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/(А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. – 3-е изд., испр., и доп. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2001.
Приложение 1
Карта здоровья
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Рост | ||||
Вес | ||||
Зрение | ||||
Перенесенные заболевания | ||||
Любимый вид спорта | ||||
Любимые продукты | ||||
Любимое блюдо | ||||
Потребление пищи в день (кол-во раз) | ||||
Настроение, которое чаще всего бывало | ||||
Отношения с одноклассниками | ||||
Отношения с родителями | ||||
Отношения с учителями | ||||
Культурно-массовые мероприятия (кол-во посещений) | ||||
Травмы, полученные в результате несоблюдения техники безопасности |
Приложение 2
«Гигиена полости рта»
Пон. | Вторн. | Среда | Четв. | Пятн. | Суббота | Воскр. | |
Чищу зубы 2 раза в день | |||||||
Полощу рот после еды | |||||||
Ем яблоки, морковь | |||||||
Пользуюсь зубной нитью и зубочисткой |
«Какие правила я выполняю перед едой»
Пон. | Вторн. | Среда | Четв. | Пятн. | Суббота | Воскр. | |
Мою руки перед едой | |||||||
Мою фрукты, ягоды, овощи | |||||||
Ем небольшими кусочками | |||||||
Не разговариваю во время еды | |||||||
Ем в меру |
Предварительный просмотр:
Карта здоровья
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Рост | ||||
Вес | ||||
Зрение | ||||
Перенесенные заболевания | ||||
Любимый вид спорта | ||||
Любимые продукты | ||||
Любимое блюдо | ||||
Потребление пищи в день (кол-во раз) | ||||
Настроение, которое чаще всего бывало | ||||
Отношения с одноклассниками | ||||
Отношения с родителями | ||||
Отношения с учителями | ||||
Культурно-массовые мероприятия (кол-во посещений) | ||||
Травмы, полученные в результате несоблюдения техники безопасности | ||||
Предварительный просмотр:
Пон. | Вторн. | Среда | Четв. | Пятн. | Суббота | Воскр. | |
Чищу зубы 2 раза в день | |||||||
Полощу рот после еды | |||||||
Ем яблоки, морковь | |||||||
Пользуюсь зубной нитью и зубочисткой |
«Какие правила я выполняю перед едой»
Пон. | Вторн. | Среда | Четв. | Пятн. | Суббота | Воскр. | |
Мою руки перед едой | |||||||
Мою фрукты, ягоды, овощи | |||||||
Ем небольшими кусочками | |||||||
Не разговариваю во время еды | |||||||
Ем в меру |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
(Рассмотрены на заседании методического объединения, используются учителями начальных классов)
Тексты для работы на уроках русского языка по формированию здорового образа жизни
Текст №1
Вася и Петя вышли пок.таться на лыжах. День был солнеч.ным и теплым. Мальчики пребывали в отлич.ном настроении. Они объехали весь парк. М.роз разрумянил щеч.ки, д.мой не хотелось. Мальчики катались как спортсмены. Лыж. – любимая зимняя забава Васи и Пети.
1 О ком этот текст?
2 Что делали дети в парке?
3 Почему ребята не хотели возвращаться домой?
4 Какие зимние забавы вы знаете?
5 Чем вы любите заниматься зимой?
6 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №2
Мама прин.сла из магазина яблоки, груши, .пельсины. Достала из сумки фрукты, помыла теплой в.дой и положила на тарелку. Сестра х.тела взять з.леное яблоко, а я красную грушу, но мама сказала, что сначала нужно помыть руки. Спорить не стали, уж очень хотелось соч.ных фруктов.
1 Какие действия совершила мама придя из магазина?
2 Зачем мама заставила детей вымыть руки ?
3 А вы всегда моете руки перед тем как что-нибудь съесть?
4 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №3
Я просыпаюсь утром в 7:00. Делаю заря .ку и иду обливаться прохладной в.дой. После этого чищ. зубы и умываюсь. Завтракаю не тор.пясь, стараюсь тщ.тельно прожевывать пущ.. Люблю по утрам выпить ст.кан какао. В 7:45собираюсь в школу. После всего этого ч.вствую себя прекрасно весь день!
1 Восстановите последовательность действий из текста
2 Как можно закалять организм?
3 Зачем нужно тщательно прожевывать пищу?
4 Как вы думаете, почему герой этого маленького текста чувствует себя превосходно весь день?
5 Расскажите, а как проходит твое утро?
6 Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Текст №4
Каша – самая полезная еда на завтрак. Она помогает вырасти здоровыми и крепкими. Кашу нужно есть не только детям но и взрослым. В нее можно добавлять банан яблоко чернослив мед. Каша варится из круп: манной пшеничной кукурузной пшенной. Приятного аппетита!
1 Что можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
2 Из каких круп варится каша?
3 Какую кашу ты любишь больше всего?
4 Какой фрукт ты бы хотел добавить в кашу?
5 Озаглавь текст.
6 Спиши текст, расставь знаки препинания, где это необходимо, объясни свой ответ.
Текст №5
Молочные продукты очень полезны для растущего организма употребляя в пищу творог ряженку кефир йогурт сметану мы укрепляем зубы и кости эти продукты содержат много кальция полезные бактерии
1 О чем этот текст?
2 Какие еще молочные продукты вам известны?
3 Что из молочных продуктов любите вы?
4 Расставьте знаки препинания.
5 Продолжите текст.