Диагностика музыкального развития ребенка
Как проводить диагностику музыкального развития детей для всех групп детского сада по методике А.Н. Ветлугиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_vetluginoy.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития музыкальных способностей по Н.А. Ветлугиной
Диагностика музыкальных способностей дошкольника
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма |
1. Интерес к музыке: - внимание; -просьба повторить; - внешние эмоциональные проявления (мимика, жест); - высказывание о характере музыки (точность, глубина). 2. Отличать правильно или неправильное пение или музицирование. 3. Определять, закончилась ли мелодия. 4. Чувствовать эмоциональную окрашенность музыки, высказываться о настроении, чувствах, которые она передаёт. 5. Способность найти соответствующую певческую интонацию на заданный текст, или на одну мелодию, или к конкретному образу (грустный, весёлый, испуганный, любопытный заяц и т.п.) | 1.Точно воспроизводить мелодию голосом - петь с музыкальным сопровождением без помощи взрослого; - петь без музыкального сопровождения с поддержкой голоса взрослого; - петь без музыкального сопровождения и без сопровождения голоса взрослого. 2.Играть на детских музыкальных инструментах: - по одному, - в ансамбле. 3.Способность к запоминанию песен и мелодий для музицирования. | 1.Воспроизводить точно ритмический рисунок: - в хлопках; - в притопах; - на инструменте. 2. Ритмично двигаться в танцах, хороводах, в музыкальных играх. 3. Выразительно, эмоционально откликаться движением на музыку. 4. Уметь найти свои движения, мимику, жесты; ритмично, эмоционально окрасить их согласно характеру музыки, её выразительной сущности. |
Примечание а) Необходимо найти и отметить качественные проявления музыкальности каждого ребёнка. б) Отсутствие какого-либо компонента музыкальности (Музыкальных способностей) на момент обследования не означает их полного отсутствия. в) Обследование рекомендуется проводить к концу каждого квартала или полугодия. |
Первая младшая группа
1-й уровень. Сосредоточенно слушает музыку, активность в пении, движении не проявляет.
2-й уровень. Эмоционально выражает своё отношение при слушании музыки, пытается подпевать, выполняет отдельные движения.
3-й уровень. Проявляет готовность слушать музыку, петь, двигаться. По-разному откликается на характер музыкальных произведений, активно подпевает концы фраз, уверенно выполняет отдельные плясовые движения, бег и ходьбу под музыку.
Вторая младшая группа
1-й уровень. Слушает музыку внимательно, не всегда может назвать знакомые произведения. Высокие и низкие звуки различить не может. Поёт неточно. Двигается несогласованно с музыкой.
2-й уровень. Узнаёт некоторые песни и пьесы, слушает заинтересованно. Различает высокие и низкие звуки с поправкой педагога. Песни поёт с помощью педагога и с сопровождением. Двигается согласованно с музыкой в простейших движениях.
3-й уровень. Активно проявляет своё отношение при слушании музыки, эмоционально откликается на контрастный характер. Поёт с сопровождением, двигается согласованно с музыкой, легко, подвижно.
Средняя группа
1-й уровень. Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к каким-либо произведениям. Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быстрый и медленный темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамических оттенках. Поёт неактивно, вяло артикулируя, с неточной интонацией. Двигается под музыку неточно, запаздывает менять движения при смене частей произведения. Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах, но только по показу воспитателя.
2-й уровень. Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведениях, изредка высказывает предпочтение некоторым из них, по мелодии узнаёт их всегда. Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав. Поёт, чисто интонируя, с частичной помощью педагога. Двигается согласованно с музыкой в основных движениях. Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах, допуская неточности.
3-й уровень. Эмоционально откликается на музыку, узнаёт все знакомые произведения, отмечает любимые, узнаёт по мелодии, высказывается оних, различает контрастный характер музыки. Различает звуки по высоте в пределах сексты, различает форте, меццо-форте, пиано, громкое и тихое звучание. Поёт простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно их петь с сопровождением. Может двигаться под незнакомую музыку, передавая её основное настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движения. Чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на ударных инструментах.
Старшая группа
1-й уровень. Слушает музыку внимательно, но не различает характер музыкальных произведений. Узнаёт знакомые произведения, различает звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками. Воспроизводит в хлопках несложный ритмический рисунок, слабо различает темповые, динамические оттенки. Поёт, правильно интонируя, лишь с помощью педагога..
2-й уровень. Слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям и отличает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь. Поёт активно, но не всегда чисто интонируя, с сопровождением. Правильно исполняет простейшие мелодии (в пределах терции), исполняет несложные мелодии.
3-й уровень. Эмоционально воспринимает музыкальные произведения, определяет характер и жанры незнакомых произведений, узнаёт знакомые по вступлению мелодии, высказывает о низ своё суждение. Поёт хорошо знакомые несложные песни без сопровождения и выразительно исполняет песни с сопровождением, проявляя индивидуальное своеобразие, выдумку.
Подготовительная к школе группа
1-й уровень. Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость, называет знакомые произведения, узнаёт их, но в определении характера музыки затрудняется. Различает звуковысотные, ритмические соотношения, тембровые, динамические оттенки. С ошибками различает двух - , трёхчастнцю форму. Поёт, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряжённое. Затрудняется с выполнением творческих заданий. Исполняет несложные мелодии не мелодических и ударных инструментах, но допускает ошибки.
2-й уровень. Называет любимые произведения, эмоционально отзывается на них, узнаёт знакомые по отдельным их частям, определяет характер трёх пьес одного жанра. Различает двух-, трёхчастную форму, музыкальные фразы с чёткой структурой. Различает звуковысотные, тембровые, ритмические соотношения, динамические оттенки в пределах программных требований. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное.
3-й уровень. Очень эмоционально отзывается на музыку, хорошо ориентируется в знакомых музыкальных произведениях, называет любимые, объясняет почему они нравятся. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, исправить самостоятельно неточные интонации и спеть попевку в двух-трёх тональностях. Определяет звуковысотное движение (вверх, вниз), ритмические рисунки. Выразительно передаёт музыкально-игровой образ различных персонажей под музыку незнакомых произведений разного характера. Импровизирует оригинальные попевки, сочиняет варианты плясок, инсценирует в движении песни. Исполняет на различных инструментах пьесы, соблюдая общий темп, динамику, ритм, вовремя вступая со своей партией.
Задания для проверки музыкального развития детей в разных возрастных группах детского сада
№ | Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||||||||||||||||
Музыкальные интересы и предпочтения | ||||||||||||||||||||||
1 | Определение любимого вида музыкальной деятельности | - | - | три вида деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения. | виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения | На карточках изображены четыре вида деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения | ||||||||||||||||
2 | Предпочтение жанров музыки в процессе слушания | - | - | После прослушивания двух пьес (плясовая, колыбельная) показать соответствующие карточки с изображением девочки | После прослушивания трёх пьес разных жанров выбрать картинку, (пляска, марш, вальс). | После прослушивания трёх пьес разных жанров выбрать путём выкладывания цветных кружков | ||||||||||||||||
3 | Выявление любимых песен | - | - | Назвать любимую песню | Назвать любимую песню. | Назвать любимую песню и сказать, почему нравится. | ||||||||||||||||
4 | Предпочтение жанров музыки в | - | - | - | Подобрать движения для польки или пляски. | Подобрать движения для польки, пляски или вальса | ||||||||||||||||
5 | Предпочтение разных музыкальных инструментов | - | - | Выбрать инструмент для игры (барабан, бубен) | Выбрать инструмент для игры (барабан, бубен) | Прослушать и определить звучание разных инструментов | ||||||||||||||||
Восприятие музыки | ||||||||||||||||||||||
1 | Выявление особенностей восприятия музыки | Прослушивать песни, выбирать игрушки, соответствующие их содержанию | В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии показать движения | Прослушать и различить две пьесы , разные по жанру (марш, пляска), показать | Прослушать и различить три пьесы , разные по характеру и жанру (марш, пляска, колыбельная) | Прослушать и различить три пьесы, различного характера, одного жанра (полька, пляска, вальс), | ||||||||||||||||
2 | Восприятие двух,- трехчастной формы пьесы в условиях темпо изменений | - | - | Слушать пьесу и хлопком отмечать смену частей в двухчастном произведении | Слушать пьесу, определять её три контрастные части путём выкладывания прямоугольников разного цвета. | В процессе слушания пьесы трёхчастной формы выеладывать квадраты разного цвета, определяя начало звучания каждой части | ||||||||||||||||
Музыкальные способности | ||||||||||||||||||||||
1 | Выявление уровня звуковысотного слуха | Узнавать игрушки по звучанию (высокое и низкое) | Различать высокий и низкий звуки в пределах октавы до1 - до2 (использовать металлофон или колокольчик) | Определять высокий и низкий звуки в пределах сексты до1 - ля 1 | Различать высокий и низкий звуки в пределахкварты до1 - фа1 (использовать колокольчик с точно зафиксированной высотой) | Различать высокий и низкий звуки в пределах терции до1 - ми1 ( использовать колокольчик с точно зафиксированной высотой) | ||||||||||||||||
2 | Определении направления движения мелодии | - | - | - | С помощью «Музыкальной лесенки» определить движение молоточки - матрёшки вверх и вниз | С помощью «Музыкальной лесенки» прослушать отрывок звукоряда | ||||||||||||||||
3 | Выявление уровня ладотонального слуха | - | - | - | С помощью пособия «Музыкальный домик» определить на слух завершённость мелодии (повесить картинку с изображением матрёшки на окно домика) | С помощью пособия «Музыкальный домик» прослушать отрывок звукоряда и определить завершённость мелодии (соль1 - до1) | ||||||||||||||||
4 | Выявление уровня ритмического слуха | - | Слушать песню «Птички» М. Раухвергера, отметить окончание хлопком и восклицанием «Ай!» | Определить ритмический рисунок, состоящей из четвертной и восьмой в двухтактном постороении, прослушать заданный ртм | Определить ритмический рисунок, состоящей из четвертной и восьмой в четырёхтактном постороении, прослушать и воспроизвести на металлофоне или хлопками | Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок, состоящий из четвертной и восьмой в четырёхтактном постороении. | ||||||||||||||||
Исполнительство | ||||||||||||||||||||||
1 | Выявление качества певческих умений | Подпевать песню, исполняемую взрослым, петь группой (по 3-4 детей) | петь знакомую песню вместе с педагогом (по 3-4 детей) | Исполнять хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано | Исполнять знакомую песню в сопровождении фортепиано, повторить индивидуально с частичной помощью педагога. | Петь знакомую песню первый раз с помощию педагога, затем без сопровождения. Коллективно исполнять песни. | ||||||||||||||||
2 | Выявление качества музыкально-ритмических движений: -выполнение элементов танца; - создание музыкально-игрового образа | Выполнять плясовые движения по показу | Исполнять небольшими группами знакомую двухчастную пляску
| Исполнять небольшими группами элемента пляски (Притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному) | Выполнять движения небольшими группами (поскоки, шаг с притопом, кружение парами) Передать в движении образ кошки («Вся мохнатенькая | Выполнять небольшими группами движения танца: в композиции из двух движений (оценивается выразительность движений,ритмичность, правильное выполнение шага польки, кружения на месте на поскоках) Использовать музыкально-игровой образ в развитии | ||||||||||||||||
3 | Выявление качества приёмов игры на детских инструментах | - | - | - | Играть на бубне, треугольнике, металлофоне | Исполнить простую попевку на металлофоне, триоле | ||||||||||||||||
Способы самостоятельных действий | ||||||||||||||||||||||
1 | - в пении | - | - | Исполнять знакомую песню точно после вступления (петь подгруппами) | Исполнять знакомую песню точно начиная каждый куплет. Петь по подгуппам. | Точно передавать мелодию приеё транспонировании | ||||||||||||||||
2 | - в музыкально- ритмическом движении | В свободной пляске самостоятельно применять знакомые движения (исполнять всей группой) | Самостоятельно исполнять знакомый танец (всей группой) | Самостоятельно исполнять знакомый танец | Самостоятельно исполнять знакомый танец | Самостоятельно исполнять знакомый танец в парах. Оценивать выступление других детей. | ||||||||||||||||
Музыкальное творчество | ||||||||||||||||||||||
1 | - песенное
| - | - | Пропеть своё имя | Пропеть ответ на музыкальный вопрос педагога | Импровизировать мелодии: плясовую и колыбельную | ||||||||||||||||
2 | - музыкально-игровое, танцевальное | - | - | - | Придумать пляску с использованием знакомых движений | Прослушать три пьесы разного характера (вальс, марш, полька), выбрать музыку, соответствующий её характеру предмет (лента, флажок, бубен) и придумать свои движения |
Диагностика музыкальных способностей дошкольников
______________________________________________
№ | Фамилия, Имя ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | ||||||
1кв | 2кв | 3кв | 1кв | 2кв | 3кв | 1кв | 2кв | 3кв | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 |