Мой любимый класс
Добро пожаловать на сайт8а класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisok_klassa.doc | 23.5 КБ |
сценарий экологической сказки | 38.5 КБ |
Программа работы с классом | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Список класса
1. Аксянова Кристина
2. Андреев Владислав
3. Дегтеренко Станислав
4. Ефимов Максим
5. Иванов Александр
6. Иванова Екатерина
7. Иванова Оксана
8. Ильина Нина
9. Казакова Анна
10. Калинина Вероника
11. Колпакова Кристина
12. Левашина Лида
13. Мингазов Ильдар
14. Мухина Екатерина
15. Набиуллин Айрат
16. Немов Камиль
17. Орлов Роман
18. Павлова Екатерина
19. Петров Павел
20. Петрова Дарья
21. Проталионов Дмитрий
22. Русанов Вадим
23. Сумзин Алексей
24. Федоров Андрей
25. Чернейко Кристина
26. Шурупова Арина
27. Яклашкин Евгений
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Канаш
Сценарий экологической сказки к городскому конкурсу.
«Незнайка на луне»
Шпунтик:
В этот зрительный зал мы сегодня пришли,
Чтобы вновь говорить о проблемах земли
Пусть услышат нас все, и, конечно, поймут,
И к полезным делам поскорей перейдут.
Сцена усыпана мусором (банки, коробки и т.д.)
Выходит Незнайка, спотыкаясь об мусор, оглядывается вокруг.
-Где же все? Знайка! Винтик! Шпунтик! Ну, где же вы? Вы что, без меня на луну полетели?
Выходит Шпунтик с макетом корабля.
-Ты что кричишь?
-О, Шпунтик! Как я рад тебя видеть. А я-то думал, меня одного оставили. А где все?
-Не знаю, залезай давай на корабль, полетим на луну.
-А остальные?
-Да ну их!
Улетают. Корабль садится на луну.
Выходит водяной в противогазе. На голове вместо короны — консервная банка.
Я – Водяной, я – Водяной,
Никто не водится со мной…»
Незнайка (в ужасе):
-Чур, меня, чур! Инопланетянин!
Водяной (снимает противогаз) Да какой я инопланетянин?
Что, Незнайка, не узнал? Водяной я.
Водяной (на мотив «Летучий корабль»):
Я — Водяной! О, Боже мой!
Я весь — косой, я весь — хромой,
Порезан, тут и около,
Побили всюду стекла.
Э-эх, не стекла, так жестянки,
Ну, чья это работа?
Бутылки, банки, склянки.
А мне пожить,
А мне пожить
Охота!
Шпунтик: Но как ты здесь оказался?
Водяной: Да ведь житья нам нет на земле. Беда у нас, беда!
-В половине существующих государств питьевая вода уже стала дефицитом. Каждый шестой житель планеты не имеет доступа к воде.
Только за 10 лет в водах Мирового океана было захоронено около 46 тысяч тонн радиоактивных отходов.
Ежегодно в океан попадает от 3 до 8 миллионов тонн нефти. Самые загрязненные моря – это Средиземное, Северное, Балтийское.
На озере Байкал - самом глубоком озере мира, за 20 последних лет ухудшился химический состав уникальной по чистоте воды, из-за загрязненных стоков.
А вы знаете, что опустыниванию, то есть обезвоживанию, подвержено почти четверть площади Земного шара, где же будем жить мы?
Появляется Соловей-Разбойник.
Соловей-Разбойник (поет на мотив Бременских музыкантов»):
Соловей-Разбойник в сказках свищет,
Там людей он губит на дороге,
Но в досель неведомом районе
На дорогах поломал я ноги.
Сам себе лишь поломал я ноги.
Припев:
Лала-лала-лала (свист),
Я свое призванье не забуду,
Лучше на луну уйду отсюда…
Незнайка: Ну, а ты, соловей разбойник, почему здесь?
Соловей: Пришел к нам мальчишка,
По имени Гришка.
По лесу бродит
Страх наводит,
Кустики ломает
Гнезда разоряет.
Всех птиц распугал.
Весь валежник раскидал.
Ну, как же не испугаться!
Выходит Баба-Яга:
А я, старая Яга,
Не с добра пошла в бега.
Ну, а как бежать, когда
Закапканена нога,
Оставаться там не в мочь!
Не смогешь ли мне помочь?
Лес рубают день и ночь,
А средь пней я жить не хочь.
Незнайка: Ну, тебе-то, баба-яга, что на земле не живется?
-С тех пор, как появился человек, он старался подчинить себе природу. Что только он не выдумал?
Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
Выходит Берендей:
Да, раньше природу уважали. Не портили реки, не убивали зря птиц, не ломали деревья, не засоряли луга.
Баба Яга:
Ребята, давайте дружить всегда?
Берендей:
Для этого надо немного совсем.
Чтоб весело было и радостно всем,
Запомните речь Берендея-царя,
Ее разнесите за горы, моря.
Мы с древних времен оставляли для вас
И лес, и моря, Ангару и Кавказ,
Птиц, и зверей, и огонь, и поля,
Неужто все это мы делали зря?
Уже ль будем стекла бросать в берега,
Деревья ломать и похабить луга,
Устраивать свалки вдоль наших дорог,
Смеяться, коль в петлю попался зверек,
Горящие спички бросать на траву,
И думать о том, что и так проживу?
Неужто так будет?
Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Незнайка и Шпунтик с ужасом: Нет!
Н: Мы хотим, чтоб все было по старому, чтоб птицы пели!
Ш: Чтобы вокруг леса шумели,
Н: Чтобы были голубыми небеса,
Ш: Чтобы речки серебрилась,
Н: Чтобы бабочка резвилась
Вместе: И случались в жизни чудеса!
Н: Так давайте полетим обратно на землю и спасем ее!
Все садятся на корабль и улетают.
На сцене Знайка, Синеглазка, Кнопочка сажают цветы, кустарники, убирают мусор.
Прилетают Незнайка с друзьями.
Незнайка: А вот вы где? А я думал, что вы тоже улетели.
Знайка: Зачем куда-то улетать? Планету надо спасать!
Песня “Берегите, природу!” (на мотив песни “Песенка друзей”)
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти любимую планету.
Будет парк любимый, свет и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты всё живое рядом,
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети –
Должен быть порядок на планете.
Краю дорогому мы поможем,
Парки и пруды мы приумножим.
Нам немало потрудиться надо,
Чтобы стала вся планета садом.
Синеглазка:
Человек, покоряя природу,
Экологию рушит свою,
Равнодушие губит планету,
Руки добрые только спасут.
Чтобы не было с ней катастрофы,
Мы не будем без дела сидеть,
Будем так жить на нашей планете,
Чтоб природа смогла уцелеть
Кнопочка:
Мы в «экополисе» живем,
За мир вокруг в ответе,
Пусть небо будет голубым
И солнышко нам светит.
Мы в Чувашии все живем,
Ведь места нет красивей.
Цветущим садом на века
Пусть станет вся Россия!
Незнайка, обращаясь к водяному и др.: Друзья, теперь вы не броситесь в бега?
Водяной: нет!
Шпунтик:
Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Он летит над всей планетой:
Все:
«Берегите Землю эту!»
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
г.Канаш Чувашской Республики
Программа
работы классного руководителя
с коллективом класса
" Развитие интеллекта через самовоспитание»
Срок реализации программы: 2012/ 2013 уч.г.
Автор: Сергеева Марина Михайловна, учитель математики, классный руководитель 7а класса
Г. Канаш, 2012г.
2. Пояснительная записка
В Большом психологическом словаре (сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.) имеется три определения понятия «интеллект». Вот одно из них: интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека.
Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.
Беседы с работающими учителями в классе, наблюдения за учащимися и проведенные психологические тесты показали, что большинство учащихся 7 класса не имеют знания о самопознании и саморазвитии, ребята недостаточно умеют работать в группах и предъявлять свои трудности с целью получения помощи. зачастую не доводят начатое дело до конца (если трудно, не интересно, устали), не умеют распределять своё время, не требовательны к себе. Не имеют представление об алгоритме решения любого задания. Существуют проблемы с интеллектуальной сферой и ОУУН, что мешает по полноте организовать учебную и воспитательную деятельность.
Поэтому в новом учебном году необходимо работать над самовоспитанием и продолжать работу над формированием ОУУН и интеллектуальной сферы, что в свою очередь включает в себя развитие способов учебной деятельности, развитие мыслительных способностей, внимания и памяти.
Цель программы:
Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности школьников через самовоспитание для повышения эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Задачи:
- Сформировать у учащихся доминанту на самовоспитание и саморазвитие;
- Обеспечить учащихся необходимыми знаниями о процессах самовоспитания и самосовершенствования.
- Развивать психические процессы: память, речь, логическое мышление, внимание и ОУУН.
- Развивать рефлексивные и коммуникативные способности через групповую работу.
- Организовать рефлексивную деятельность учащихся, приводящую к созданию программы работы над собой.
Первую задачу планирую решать через успешную совместную деятельность в различных сферах жизнедеятельности, вторую и третью через курс «Научи себя учиться», классные часы, уроки и совместную деятельность. Четвертую через групповую деятельность и анализ различных ситуаций. Чтобы решить пятую задачу, необходимо изучить себя, соотнести с нормой и создать программу коррекции. Решение этих задач позволит учащимся познать себя и на этой основе правильно организовать свою учёбу, деятельность, развивать свои способности и построить отношения с людьми.
Программа ориентирована на учащихся 13-14 лет.
Рекомендуется проводить занятия с подростками в каждую неделю. Каждое занятие не более 45 минут, чтобы подросток не переутомлялся. Занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для подростка ситуация успеха. Отмечать даже самые маленькие успехи подростка, только в таком случае можно добиться серьёзных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии подростка. Материалы, которые предложены в книге Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника» родители и педагоги могут использовать исходя из индивидуальных особенностей детей, которые будут выявлены в результате диагностики. Описанные упражнения, приёмы и тренинги можно органично включать в учебный процесс, использовать в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создаст особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных способностей.
Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получат навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способноcтей.
Формы и методы работы.
Индивидуальные формы: беседа, консультация, обмен мнениями.
Групповые формы: совет дел, творческие группы, органы самоуправления, микрогруппы.
Коллективные формы: различные дела, конкурсы, походы, соревнования.
Ожидаемые результаты
- Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.
- Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.
- Более развитые психические процессы.
- Наличие у учащихся коммуникативности и рефлексивности.
- Ребята освоят новые шаги групповой работы.
- Учащиеся овладеют простейшими способами учебной деятельности.
Критерии
- Улучшение показателей входной диагностики уровня самовоспитания учащихся.
- У большинства учащихся психические процессы с низким уровнем должны стать средними, а со средним уровнем – высокими.
- Учащиеся под руководством взрослого осуществляют рефлексию своей деятельности.
- Учащиеся работают по алгоритму и могут сами составлять план действий.
- Участием в олимпиадах и конкурсах разного уровня..
3. Основные программные мероприятия
1. Подготовительный этап:
- Наблюдение за учащимися, классного руководителя и учителей предметников.
- Входная диагностика о самовоспитании.
- Входная диагностика психических процессов и ОУУН.
2. Основной этап:
- Работа с педагогами по проектированию шагов преодоления затруднений класса.
- Воспитательная работа с классом.
- Работа с учителями предметниками.
- Групповые уроки по технологии развивающего обучения.
- Работа с родителями.
3. Заключительный этап
- Анализ результатов педагогического воздействия по проблеме класса.
- Подведение итогов по работе с программой развития классного коллектива.
4. План- график реализации программы
№ | Дата | Наименование мероприятия | Место проведения | время | Продолж-ть | Отв. лицо | Кол-во уч-ов |
1. | 10.09 | Диагностика самовоспитания | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Психолог Кл. рук-ль | 26 |
2 | 17.09 | Диагностика психических процессов и ОУУН | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Психолог Кл. рук-ль | 26 |
Курс «Научи себя учиться» | |||||||
3 | 24.09 | Диспут «мы все учились понемногу…» | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
4 | 8.10 | Тренинг мотивации самообразования | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
5 | 12.11 | Упражнения на овладение рациональными приемами самообразования | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
6 | 26.11 | Обучение конспектировать, работе с книгой | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
7 | 10.12 | Упражнения на выработку приемов быстрого чтения | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
8 | 24.12 | Планирование работы на день, на неделю, месяц | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
9 | 21.01 | Составление индивидуального плана самообразования | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
10 | 4.02 | Упражнения на развитие логических умений | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
11 | 11.03 | Разбор социальных ситуаций-проб | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
Классные часы | |||||||
12 | 1.10 | Классный час «Память- кладовая ума» | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 |
13 | Классный час "Секреты успеха" | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 | |
14 | Классный час «Как стать хозяином своих чувств» | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 | |
15 | Классный час «Сущность самовоспитания и его результаты» | Кл. кабинет | 13.45 | 1 час | Кл. рук-ль | 26 | |
Родит. собрания | |||||||
16 17 18 | октябрь | Роль семьи в самовоспитании подростков | Кл. кабинет | 18.00 | 2 часа | Психолог, Кл. рук-ль, Учителя- предметники | |
январь | Психолого-педагогические особенности подросткового возраста | ||||||
май | Вот и стали мы на год взрослей! | ||||||
Совместная творческая деятельность | |||||||
19 | Сентябрь, май | Походы и экскурсии за пределы города | КЛ. рук-ль, родит. комитет | ||||
20 | 1 раз в четверть | Вперед, к олимпийским вершинам! Дни здоровья. | Спортзал, стадион, ФСК | Кл. рук-ль, спорт.сектор | |||
21 | октябрь | Учитель, перед именем твоим… | Акт.зал | Кл. рук-ль, культмасс. сектор | |||
22 | Декабрь | Новогоднее приключение | Акт.зал | Кл. рук-ль, культмасс. сектор | |||
23 | Февраль | Смотр строя и песни | Акт.зал | Кл. рук-ль, культмасс. сектор | |||
24 | Март | Самая, самая… | Акт.зал | Кл. рук-ль, культмасс. сектор | |||
Всероссийские и республиканские предметные олимпиады и чемпионаты | |||||||
25 | По графику | Всероссийские предметные олимпиады | Учеб. Каб. | Кл. рук-ль, учеб. сектор | |||
26 | Молодежные предметные чемпионаты | Учеб. Каб. | Кл. рук-ль, учеб. сектор | ||||
27 | Игры- конкурсы по предметам | Учеб. Каб. | Кл. рук-ль, учеб. сектор | ||||
28 | Согласно плану школы | Участие класса в общешкольных мероприятиях. | |||||
Работа с учителями- предметниками | |||||||
29 | сентябрь | Консилиум по проблеме класса | |||||
30 | В теч. года | Индивидуальные беседы | |||||
31 | В теч. года | Посещение уроков | |||||
32 | май | Выходная диагностика | Кл.каб | Кл.рук-ль, психолог | |||
33 | май | Анализ достижений учащихся | Кл.рук-ль, психолог | ||||
- Методическое обеспечение программы.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, пред профильную.
- Ресурсное обеспечение программы
- Учебный курс «Самосовершенствование личности». Комплект учебных пособий под редакцией Германа Константиновича Селевко (зав. кафедрой педагогики Ярославского ИПКПРО, канд. пед. Наук), в совокупности составляет целостную технологию воспитания, а точнее, самовоспитания. Это воспитательно-образовательный курс, который выстроен на основе психолого-педагогических знаний подростка и молодого человека о себе.
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника»
Интернет- ресурсы.
http://www.selevko.net/2bnauchi.php
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/programma-razvitiya-klassnogo-kollektiva-3
http://festival.1september.ru/authors/206-731-614
Список использованной литературы
- Алоева М.А. Настольная книга современного классного руководителя. 5-8 классы.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Н.И. Дереклеева. Спавочник классного руководителя. Москва. «Вако» 2007г.
- Е.В.Савченко. Классные часы. 5-9 классы. Москва. «Вако» 2007г.
Приложения
Рекомендации учащимся по самовоспитанию
Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.
Этапы самовоспитания:
1. Самоанализ уровня развития своей личности.
2. Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.
3. Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.
4. Периодическое подведение итогов работы над собой.
5. Постановка перед собой более усложненных задач.
Приемы самовоспитания
1. САМОПРИКАЗ: "Сказано - сделано!". Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.
2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: "В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один". Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.
3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: " Я должен сделать это, я смогу". Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!
4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое - для совершенствования. Второе - для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,
5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: "Кто скажет себе: "Сломай препятствие" - сломает его. Но кто остановится в нерешительности - тому придется отступить". Внушить что-то себе - значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.
6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.
___________________________________________________________________________________
Классный час: Сущность самовоспитания и его результаты. http://festival.1september.ru/authors/206-731-614
Цели:
- Дать возможность воспитанникам самим выяснить сущность и значение самовоспитания в жизни человека; стимулировать их собственный интерес к самовоспитанию.
- Ознакомить с понятиями: самовоспитание, самооценка, воля, характер, целеполагание, самоубеждение.
Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание.
Л. Выгодский
1. Мотивационный блок.
Оцените по степени значимости для себя изучаемую тему по 10-балльной шкале. Учащимся предлагаются следующие критерии оценки:
Полезно | Интересно | Важно | Необходимо | Увлекательно |
|
|
|
|
|
2. Информационный блок
На доске написано слово «Самовоспитание». Учащимся предлагается оформить в тетради свою ассоциацию со словом «самовоспитание».
Самовоспитание
Кто из вас не хотел бы стать лучше, умнее, красивее, успешнее, счастливее? Так вот, одна из самых важных жизненных истин состоит в том, что человек делает, строит, воспитывает, формирует себя сам.
Словарь С. И. Ожегов:
Самовоспитание – воспитательная работа над самим собой.
Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Само означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя.
Словарь С. И. Ожегов:
Воспитание – это сознательное воздействие на кого-либо с целью привить ему определенные качества.
Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.
С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.
Воспитанник: Наш ровесник Сергей Гращенко закончил школу-гимназию на Алтае в 14 лет с серебряной медалью (ему не давался русский язык). Высокий уровень интеллекта, исключительные способности к математике, физике, технике, неординарное умение мыслить, рассуждать, доказывать. По специально для него разработанной программе он освоил за месяц программу седьмого класса, за три месяца — восьмого класса, к концу учебного года перейдя в 9-й класс. Его отличала повышенная работоспособность, он занимался в выходные дни и каникулы. Многократный призер олимпиад России и международных. Его рабочий день начинался с семи утра и длился до вечера.
Воспитанница: Как шел к цели А.В. Суворов?
Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.
Воспитанница: Рабочий день Петра Великого. «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
«Девиз жизни».
Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.
Н.Н. Миклухо-Маклай
В работе над собой необходимо четко представлять себе, что вы хотите достичь, что воспитать в себе.
Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).
Перед вами лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие «Самовоспитание». Утверждение необходимо объяснить, и разделить на две группы:
Самовоспитанием заниматься важно …
- Не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться.
- Открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком.
- Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели.
- Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.
Человек может и не занимается самовоспитанием, если …
- Живет одним днем и не видит перед собой определенных целей.
- Не задумывается о себе как о личности.
- Живет как потребитель.
- Пытается переложить ответственность на других людей.
- Он – слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.
Учащимся нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.
Воспитание характера
Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.
Рекомендации по выработке характера
- Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.
- Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).
- Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
- Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
- ержитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
- Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.
Воспитание воли
Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.
Рекомендации «Как победить себя, или Пять «надо»
Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере.
Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.
Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца.
Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.
Учитесь дружить
Друзья — это люди, которых связывают друг с другом взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования.
Дружба — приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга.
Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни.
Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.
Хочешь иметь хорошего друга — будь им сам.
Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным.
Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками. Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.
Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.
Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтоб велеть самим себе?
Лопе де Вега
Рефлексивный блок. Воспитанники делятся впечатлением об уроке
_________________________________________________________________________
Классный час «Как стать хозяином своих чувств»
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-%C2%ABrazgovor-o-samovospitanii-ili-kak-stat-khozyainom-
Цель: показать детям возможность и необходимость целенаправленной работы над своими эмоциями, побудить их к такой работе; создать у учеников мотивацию к самопознанию и рефлексии.
Задачи:
- создать на занятии условия для познания учащимися самих себя;
- развивать у 6-классников интерес к себе, к своему внутреннему миру;
- содействовать развитию познавательной активности, креативного мышления учащихся, их способности к самокорректировке;
- показать двойственную, позитивно-негативную, природу любого чувства;
- обучить приёмам управления своими эмоциями;
- способствовать формированию нравственных качеств личности, способности к эмпатии;
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся в коллективной деятельности;
- воспитывать культуру общения;
- способствовать сплочению классного коллектива.
Форма деятельности учащихся: групповая.
В процессе совместной работы обучающихся осуществляются различные интеракции:
учитель – ученик,
ученик – ученик,
учитель – малая группа,
учитель – класс,
малая группа – класс,
малая группа – малая группа,
ученик – малая группа,
ученик – класс.
Ход занятия
Эпиграф (на доске): Юпитер, ты гневаешься? Значит, ты не прав!
I. Организационный момент
Задачи этапа – организация эффективного взаимодействия обучающихся, формирование малых групп, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.
Учитель заранее договаривается с ребятами, чтобы они по своему желанию разделились на 5 групп по 5 человек. В начале занятия группы придумывают себе название, выбирают командира и приветствуют друг друга.
II. Этап индукции
В качестве индуктора выступает музыкальный фрагмент.
Задача этапа – пробудить интерес к предстоящей работе.
Слово учителя:
– Мы все очень разные, но всем нам свойственно испытывать эмоции, чувства, особенно под влиянием музыки. Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и назовите чувства, которые он рождает у вас.
(Звучит спокойная музыка, вызывающая умиротворение, мечтательность, если дети перевозбуждены; или энергичная, бодрая, радостная, если дети пассивны и “зажаты”.)
– Сегодня я предлагаю вам поразмыслить над одной из тем большого разговора о самовоспитании: “Как стать хозяином своих чувств?”
Как вы думаете, вместе нам удастся найти ответы на вопросы (на доске):
- “Возможно ли стать хозяином своих чувств?”
- “Если возможно, как это сделать?”
III. Этап актуализации опыта
Задача этапа – предъявить знания себе и группе: самоконструкция, социоконструкция и афиширование.
Самоконструкция.
Учитель:
– Ребята, сначала я прошу каждого из вас с помощью цветных карточек (зелёный цвет означает “да”; красный – “нет”) ответить на вопросы анкеты (написаны на доске):
- Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
- Были ли случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
- Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
- Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
- Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
– Сравним эти ответы с теми, которые появятся у вас в конце урока.
Социоконструкция (работа в группах)
1. Игра “Рукопожатие по кругу”
Учитель:
– Протяните друг другу руки, сожмите ладони, замкните круг. Решите, кто будет начинающим. Пусть начинающий пошлёт рукопожатие соседу, а тот передаст его следующему, и, когда оно вернётся по кругу к начинавшему, он может сменить направление. Будьте внимательны! Начали!
(Звучит музыка)
– Достаточно, спасибо. Что вы чувствовали, когда вам передавали рукопожатие? Какие эмоции передаёт этот жест?
(Большинство учащихся называют дружелюбие, расположение, доверие; но некоторые чувствуют раздражение, им обидно от того, что сосед больно сжал руку.)
2. Игра “Пантомима”
Учитель:
– А как ещё, кроме жестов, человек может передать свои чувства?
(Словом, интонацией голоса, мимикой, жестами.)
Учитель:
– Подготовьте в группах задание: изобразите с помощью мимики, жестов чувства, которые названы на ваших карточках. Задание будет успешно выполнено, если все остальные узнают это чувство.
- Подозрительность.
- Самодовольство, гордость.
- Радость.
- Растерянность.
- Бодрость, уверенность.
Учитель:
– Запомните мимику бодрости. Вот вам мой рецепт: “надевать и носить” это выражение лица в самые неподходящие моменты: когда неуютно или страшно, когда ты расстроен, обижен, когда что-то не получается. Помните, что существует связь между эмоциями и жестами: мимика поможет обрести соответствующее чувство.
3. Коллективная работа “Оценка и группировка”
Учитель:
– Мне показалось, что, изображая чувства, вы попутно давали им положительную или отрицательную оценку. Давайте поразмышляем о пользе и вреде эмоций. Заполните, пожалуйста, колонки таблицы перечисленными ниже чувствами:
Полезные чувства | Вредные чувства |
|
|
Веселье, страх, обида, лень, гнев, счастье, довольство собой, недовольство собой, беспечность, любопытство, зависть, уверенность в себе, удовольствие, чувство юмора.
Афиширование.
Группы представляют классу результаты своей работы. Как правило, ответы бывают очень похожи.
IV этап. Деконструкция (разрыв)
Задача этапа – убедить 6-классников в неполноте имеющихся знаний, дать толчок к поиску нового знания.
Учитель:
– По вашим ответам получается, что есть чувства. Которые хотят испытывать все, а есть такие, чувства, которых лучше бы и не было. Например, страх. Вы все сказали, что не хотите его испытывать. И стало обидно за чувство, которое и людям, и животным сослужило бесценную службу. Так что позвольте мне произнести речь в защиту страха.
Иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: “Соберись! Будь особенно внимательна! Здесь что-то не так. Разберись в обстановке. Где-то притаилась опасность!”.
Даже если никакой опасности нет и бояться нечего, нужно время, чтобы в этом убедиться. Чувство же возникает мгновенно, быстрее, чем мысли, быстрее, чем глаза, уши собирают нужную информацию. Чувства, эмоции – самый быстрый источник информации, которым располагает человек.
Что было бы, если бы не было страха? Во-первых, нас ничто не предупреждало бы об опасности, и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во-вторых, не было бы страха – не было бы и подвига. Ведь на подвиг способны лишь те, кто не теряет голову, кто может разумно действовать даже когда очень страшно, когда страх буквально парализует. Герой – это тот, кто умеет преодолевать свой страх.
А трусливый человек – это тот, кто позволяет страху завладеть собой, не слышит голоса своего разума, боится и не может действовать. Например, на уроке физкультуры боится прыгать в высоту, думает: “А вдруг не перепрыгну! А вдруг упаду!” вместо того, чтобы рассчитать разбег и толчок.
V. Этап созидания
Задача – совместный поиск нового знания.
Учитель:
– Предлагаю подвергнуть экспериментальной проверке утверждение о том, что всякое чувство, которое испытывает человек, несёт какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.
1. АМО (активный метод обучения) “Обвинители и адвокаты”.
Продолжительность проведения 9 минут:
- обсуждение в группах – 3 минуты;
- выступления представителей 5 групп – по 1 минуте;
- подведение итога учителем – 1 минута.
Предварительная подготовка:
- карточки с названиями определённых чувств: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.
Таблицы для заполнения с полями:
- “Полезные стороны чувства”
- “Вредные стороны чувства”.
Технология проведения:
1. Учитель предлагает представителям групп вытянуть наудачу карточку с названием определённого чувства: лень, веселье, любопытство, недовольство собой, гнев.
2. Каждая группа должна совместно найти и полезные, и вредные стороны “своего” чувства и заполнить поля таблицы:
1) аргументы “обвинителя” (отрицательные последствия чувства),
2) аргументы “адвоката” (положительные последствия чувства).
Например,
лень:
1) не даёт реализовать свои способности, достичь успеха;
2) позволяет человеку отдохнуть и восстановить силы.
Веселье:
1) постоянно веселиться нельзя, это эгоистично, у человека есть и обязанности;
2) доставляет удовольствие.
Недовольство собой:
1) может вызвать закомплексованность;
2) побуждает к работе над своими недостатками.
Гнев:
1) обижает окружающих, заряжает их отрицательными эмоциями;
2) позволяет “разрядиться”, избавиться от отрицательных эмоций.
Любопытство:
1) мешает окружающим, может втянуть человека в неприятную историю;
2) заставляет действовать, проявлять инициативу.
3. Группа решает, кто будет выступать в роли обвинителя, кто в роли адвоката.
4. По очереди группы представляют “своё” чувство как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Речь обвинителя: “Страх – вредное чувство. Во-первых, он разрушительно влияет на здоровье человека. Во- вторых…”.
Речь адвоката: “Страх – необходимое человеку чувство. Во-первых, если бы не было страха, нас ничто не предупреждало бы об опасности и мы могли бы стать жертвой собственной неосмотрительности. Во- вторых…”.
5. Учитель делает вывод: каждое чувство человека может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Вредно и опасно душить свои чувства, но нельзя и давать им слишком разрастаться. Надо учиться управлять своими чувствами, “владеть собой”.
2. Игра “Закончи пословицу”.
Учитель:
– О том, что нужно знать меру в проявлении своих чувств, предупреждают нас пословицы и поговорки. Предлагаю командам поработать с карточками, на которых нужно вставить недостающие слова.
1) “У глаза велики” (страха).
2) “Труд человека кормит, а портит” (лень).
3) “Делу – время, – час” (потехе).
4) “ Варваре на базаре нос оторвали” (любопытной).
5) “Иной плачем отзывается” (смех).
6) “Юпитер, ты ? Значит, ты не прав!” (гневаешься).
VI. Этап корректировки
Задача – внести исправления в сделанное ранее.
Учитель:
– Давайте снова обратимся к анкете, с которой мы начали урок. На какой вопрос вы сейчас дали бы другой ответ?
(Большинство учащихся называет вопрос № 6: “Считаете ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?” Теперь на этот вопрос они дают отрицательный ответ.)
Учитель:
– Согласна с вами. Но надо научиться выражать свои эмоции так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим.
Анализ ситуации
Друг взял у меня книгу на 3 дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло 3 дня, а книги нет.
(Постепенное заполнение таблицы заготовленными карточками)
Факт | Мои чувства | Что делать с чувствами? | Последствия |
Невыполненное обещание | Досада, обида, растерянность, огорчение, разочарование, гнев | 1) подавить, 2) выразить агрессивно 3) выразить мирно | Моя обида растёт
разрушение отношений, здоровья “Чтоб всем стало обидно!” (плохо другим и мне). “Чтобы никому не было обидно”:
|
Задание группам.
Напишите своё обращение к необязательному другу, используя мирный способ выражения эмоций.
(“Извини, но мне очень нужна книга, потому что надо писать сочинение. Принеси мне её на два дня. А если ты не дочитал, то сможешь потом снова взять её у меня.”)
VII. Подведение итогов
Учитель:
– Мы все очень разные, но возможно ли стать хозяином своих чувств? (Да.)
– Как же это сделать? (По ходу ответов учащихся учитель вывешивает на доске таблички.)
- Узнавать свои чувства.
- Использовать полезную информацию, которую они несут.
- Не давать эмоциям слишком разрастаться.
- Выражать чувства, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.
VIII. Этап рефлексии.
Задача этапа – помочь учащимся осознать и выразить свои чувства.
Учитель:
– Заканчивая сегодняшний разговор о самовоспитании, я прошу вас оценить, насколько вам сегодня на занятии было трудно, интересно, комфортно, и сделать отметки на “Шкале оценки”:
1) трудно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
2) интересно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
3) комфортно: | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |5
Всем спасибо за сотрудничество!