Советы психолога
Статьи посвященные тому как сделать певоклассника уверенным в себе, адаптировать его к школе,выполнять домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_psikhologa.docx | 26.17 КБ |
nauchite_malysha_truditsya.doc | 29.5 КБ |
kak_delat_bystro_i_pravilno_uroki_s_pervoklassnikom.doc | 33 КБ |
esli_rebenov_chuvstvuet_strakh.doc | 26.5 КБ |
domashnyaya_rabota.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Эстер Селсдон
Ваш малыш стал первоклассником.
Вы и он уже привыкли к новому режиму, приноровились к новым условиям и требованиям, адаптировались к школьной жизни…
И главной заботой для вас стали с детства «милые сердцу» домашние задания.
Это раньше карапуз, приходя из детского сада, мог беззаботно предаваться утехам и играм, теперь же, по выражению одного семилетнего гражданина, «домашка делает жизнь человека тяжелой и трудной».
Действительно, выполнение домашней работы требует от первоклашки серьезных затрат: тут требуется и хорошая память (Что задали? Каким способом это нужно делать?), и усидчивость (Кому ж хочется, отсидев несколько часов на уроках, продлевать это удовольствие и дома?), и старание (А ведь руки ещё не совсем привыкли выводить красивые и правильные буквы и цифры, а чтение пока не стало привычным и легким делом).
Конечно, грамотный учитель не станет задавать первоклассникам огромное количество работы в первые несколько месяцев обучения, а даст возможность постепенно научиться работать самостоятельно…
Вот это слово – САМОСТОЯТЕЛЬНО – должно стать ключевым для нас, мам, пап, бабушек и дедушек, когда мы помогаем ребенку справиться с домашними заданиями.
В идеале ребенок должен делать всё сам, а мы – лишь создавать необходимые условия для работы.
Но, идеал – он на то и идеал, чтобы быть почти недостижимым… Однако к идеалу нужно стремиться, тем более помня о том, что домашние задания будут сопутствовать ребенку в течение ближайших десяти лет, и вряд ли вас порадует перспектива сидеть рядом с подросшим чадом, контролируя все его действия…
А ведь если не приучать малыша работать самостоятельно именно сейчас – это умение не появится ниоткуда.
Поэтому стоит, пожалуй, приложить некоторые усилия, чтобы… научить ребенка учиться самому, без вашей постоянно поддержки.
Давайте попробуем выяснить, что важно предпринять с первых же недель обучения ребенка в школе, чтобы «домашка» не стала мучением и для него, и для вас.
«Учеба – дело важное и необходимое»
Эту фразу нужно сделать девизом вашей семьи на весь период школьного обучения. Запомните: вы должны демонстрировать уважение к работе ребенка. Это условие – обязательное для формирования у малыша ощущения неукоснительности приготовления уроков.
Это раньше вы могли прервать любое его занятие, так как пришло время гулять или обедать, а теперь в его жизни появилось дело, которое важнее всего остального.
Если ребенок сел за уроки – ему мешать нельзя. Ни при каких обстоятельствах! В первое время не бойтесь даже слегка переиграть – ходите на цыпочках, говорите шепотом, выключайте телевизор и не хлопайте дверями. Говорите уважительно - «он работает». Пусть малыш почувствует всю значимость «момента».
Благодаря вашим «стараниям» ребенок сможет полнее осознать свою новую роль – роль ученика. И он сам проникнется этим ощущением важности учебы, что поможет впоследствии избежать проблем, связанных с нежеланием учиться. Ведь настоящее важное дело – это так по-взрослому…
«Тик-так…»
С первых же дней важно установить время приготовления занятий.
Усаживаясь за уроки каждый день в одно и то же время, ребенок вскоре сам начнет ощущать этот момент и готовиться к нему.
Учтите: особенность психики семи-восьмилетнего ребенка заключается в том, что он достаточно легко принимает разные нововведения, но при этом любые переделки даются ему с большим трудом.
Определите, какое время наиболее подходит для начала работы – и придерживайтесь его постоянно.
Первоклассники, как правило, учатся в первую смену. Лучше всего, если после занятий ребенок погуляет, отдохнет, вздремнет, а примерно в 16-00, когда наступает второй (после утреннего) период высокой работоспособности, приступит к выполнению домашней работы.
«Это стол, за ним сидят…»
Не менее важно, чем постоянное время для начала занятий, и постоянное место для работы.
Обязательно выделите ребенку стол, за которым ему никто не будет мешать. И этот стол должен быть предназначен именно для выполнения домашних заданий. Играть и рисовать лучше в другом месте.
Обратите внимание ещё раз: место для работы должно быть не только удобным, но и постоянным.
«На старт, внимание… марш!»
Одно из важных правил для успешной работы – начинать её немедленно. Часто можно наблюдать, как ребенок долго-долго включается в работу – раскачивается, настраивается, отвлекается…Это заставляет его тратить на выполнение заданий гораздо больше времени, чем при быстром включении и интенсивном темпе работы.
Известно, что даже если трудно включиться в работу, и приходится силой заставлять себя начать, потом происходит втягивание – и работа движется легче и быстрее.
Поэтому приучайте малыша начинать любое дело без раскачки: приготовьте всё, что нужно для выполнения заданий, уберите всё лишнее, позаботьтесь о хорошем освещении – и … начали!
«По порядку… становись!»
Постарайтесь определить наиболее подходящий для ребенка порядок выполнения заданий. Чаще всего разумно начинать с наиболее трудных (а для первоклассника это, как правило, письменные задания), но здесь могут быть и индивидуальные отличия. Предложите малышу самому оценить трудность заданий и решить, в каком порядке он будет их выполнять.
Правда, вам, возможно, придется слегка «подкорректировать» его решение, если нарушена внутренняя логика заданий – ведь неразумно, к примеру, сначала сделать письменное задание на орфограмму, а потом её заучивать устно.
«Поиграю… посчитаю… попою и почитаю…»
Понаблюдайте внимательно за малышом, пока он делает уроки. Вот он заметил муху – и засмотрелся минут на пять… вот увидел игрушку на полу – поднял и заигрался… вот начал чертить в черновичке линии, и увлекся превращением их в динозавра или цветочную поляну…. В результате домашняя работа занимает три часа вместо положенного одного.
Приучайте малыша не отвлекаться. Будьте, прежде всего, сами примером деловитости и организованности. Демонстрируйте ребенку активность и высокий темп своей работы: привлекайте его к выполнению разных дел вместе с вами.
Вообще, стоит обращать внимание на все ситуации, когда ребенок не доделывает дело до конца и переключается на другое, более привлекательное. Всегда «возвращайте» малыша к оставленному делу и настаивайте на том, чтобы оно было закончено.
Это поможет ребенку привыкнуть работать в быстром темпе, без неоправданных пауз и отвлечений.
Перерыв (типа школьной переменки) можно сделать лишь в том случае, если вы видите, что малыш начинает утомляться.
«Посеешь привычку – пожнешь характер…»
Чтобы у ребенка выработался четкий «алгоритм» подготовки к работе, позволяющий исключить поводы для отвлечения, введите обязательное правило: до начала занятий необходимо убрать всё, что не нужно, и приготовить всё, что нужно для выполнения заданий.
Составьте вместе с малышом памятку, где будут указаны все пункты «готовности к работе». Лучше всего нарисовать по каждому такому пункту забавный рисунок, и повесить памятку на самом видном месте.
В течение одной – двух недель контролируйте выполнение всех перечисленных пунктов, и вы заметите, что ребенок уже сам, без напоминания, выполняет их все по порядку.
Вот примерный перечень пунктов памятки: время начала работы, проветривание комнаты, чистота на столе, включить лампу, уточнить расписание и задания, приготовить письменные принадлежности.
Дополните эти пункты по собственному усмотрению.
И ещё…
Помните о том, что задание должно быть подготовлено всей предшествующей работой в классе. Ребенок должен четко знать, что и как делать.
Если малыш недостаточно хорошо знает способ выполнения задания, он «изобретает» свой собственный, который часто бывает нерациональным, и этот способ закрепляется и становится постоянно используемым ( к примеру, счет на пальцах, неверное написание букв и тому подобные важные «мелочи»).
Поэтому обязательно выясните, в чем проблема, если вы видите, что малыш каждый раз, садясь за уроки, открывает учебный материал заново.
Уточните у учителя его требования к выполнению того или иного типа заданий, особенности программы, по которой он работает, выясните, не пассивен ли ребенок на уроках, не отвлекается ли на посторонние «дела», не отстает ли класс(возможно, учитель пытается «наверстать» упущенное за счет домашних заданий).
Всё это позволит избежать противоречий между требованиями школьного педагога и «домашних» учителей.
Заложив в первоклашке «привычку учиться» вы заложите фундамент для его успешной учебы в течение долгих лет школьной жизни.
Успехов вам и вашему малышу!
ервый раз в первый класс — и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают своего первоклашку. Спрашивают о пройденном, о новых друзьях-одноклассниках, об играх на переменке… А потом, как бы невзначай — а что вы сегодня ели? А бегали ли вы по коридору? Не холодно ли в классе? Не дует ли из окон? И рука, будто случайно, ложится на лоб первоклашке — мама следит за всем, была бы у нее возможность — наверное, села бы за парту рядом со своим ребенком. А школьные инфекции, которые так пугают родителей? Еда в школьных столовых — сомнительная, не такая, как дома, да и проследит ли кто за тем, чтобы ребенок съел нелюбимую кашу?
Мы начинаем серию публикаций «Здоровые первоклашки». Наши советы помогут вам уберечь здоровье вашего ребенка как от реальных, так и от придуманных опасностей школьной жизни.
Правильно учимся…
Самые сложные занятия для первоклассника — это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а… письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил — то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо сравляется с прописью. Лучше скажите — отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.
Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет — 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма — 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок — пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.
Правильно готовимся…
После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за них сразу — ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер — письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.
Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 — делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.
Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» — с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») — основная задача родителей на первом году учебы.
…и отдыхаем
Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или… Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным — исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов — не меньше 3-3,5 часов в день.
Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятияспортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
Ужинать нужно за 2 часа до сна — это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов — без учета времени на дневной сон.
Правильно одеваемся
Многие первоклассники с 1 сентября одели новую школьную форму. В этом, безусловно, есть свои достоинства — нет признаков классового расслоения, которое может стать причиной конфликтов, да и тратиться на одежду родителям придется намного меньше . Противники же школьной формы забыли об одном немаловажном недостатке любой формы — ее дизайн и покрой далек от совершенства, рассчитан на некую «общую мерку», потому очень часто школьная форма сковывает движения и создает дополнительные неудобства первоклашке. А материал, из которого может быть сшита форма, бывает не совсем гигиеничен и натурален. Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка в натуральный материал, например, хлопок, чтобы он не так сильно потел во время игр на переменах. Если форма есть, то под синтетический пиджачок нужно надеть рубашечку из хлопка.
Форменной обуви для детей преимущественно не бывает. Помимо обуви для прогулок и для дороги в школу, родителям скоро придется озаботиться и покупкой «сменки» для первоклашек. Это должна быть легкая и удобная обувь, дышащая, из натуральных материалов, с минимумом швов и, желательно, на «липучках». Подошва должна быть достаточно гибкой и ребристой, чтобы не скользила на гладком полу. В такой обуви ноги вашего ребенка не будут потеть и натираться. Если ботиночки застегиваются на «липучку», то снять и переодеть обувь самостоятельно ребенку будет достаточно просто. Это важно с точки зрения удобства и практичности, к тому же, завязать шнурки быстро и крепко может даже не каждый взрослый, значит, ребенок будет или долго и напряженно их завязывать, вызывая нарекания и насмешки класса, или же завязывать их будет быстро, и уже через десять минут начнет наступать на длинные «хвосты», останавливаться посреди дороги, завязывать… Представили себе? Потому лучше предпочесть удобство красоте обуви «совсем как у папы».
Предварительный просмотр:
Научите малыша трудиться
Познакомьте ребёнка с правилами:
- всё, что можешь, делай сам
- не забывай убирать за собой
- уважай труд других людей
- прежде, чем начать трудиться, приготовь всё необходимое
- делай всё аккуратно, не торопись
- не отвлекайся, когда трудишься
- правильно пользуйся орудиями труда
- не оставляй работу незаконченной
- если трудишься не один, работай дружно; если окончил дело раньше, помоги другим
Ребёнок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше
- трудиться вместе с ним
- дать ему постоянное поручение
- прививать навыки культуры труда
- поручать работу с достаточной нагрузкой
- показывать общественную значимость труда - его важность и необходимость для других
Нельзя:
- наказывать трудом
- торопить ребёнка в ходе трудовой деятельности
- давать непосильные поручения
- допускать отступления от принятых требований
- забывать благодарить за помощь
Прежде, чем ребёнок начнёт трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость
- помогите приготовить орудия труда; напомните или, если необходимо, покажите трудовые действия.
- в процессе работы, если необходимо, помогите ребёнку, но помните: всё, что ребёнок может сделать, он должен делать сам.
- после выполнения поручения поблагодарите ребёнка, оцените его труд: помните, что главный критерий оценки - трудовая активность, усилия ребёнка.
Предварительный просмотр:
Как делать быстро и правильно уроки с первоклассником
Ребенок плохо запоминает, не успевает, делает все медленно?
Чему и как следует научить школьника, чтобы делать уроки и домашнее задание легко и быстро 3 правила:
- Не откладывайте уроки на последний день.
- Не начинать делать уроки с заучивания (стихов, текстов, дат…).
- Учить надо так, как собираешься отвечать (интонация, темп, осмысление, произношение).
Как легче запоминать слова, даты и тексты
Некоторые родители жалуются, что ребенок очень медленно учит и запоминает, может до глубокой ночи просидеть, а некоторые хвалят, что их чадо все схватывает на лету. И в первом случае, и во втором все нормально. Но и тем, и другим родителям нужно учить детей тайм-менеджменту – правильно распоряжаться своим временем.
Если ребенок засиживается за домашним заданием, то нужно ограничивать время на выполнение. Все равно через час у ученика уже голова не соображает, и ему необходимо движение, чтобы избежать сколиоза, падения зрения и прочих последствий долгого сидения за уроками. Придется разбить выполнение домашнего задания на несколько частей, и между ними делать обязательные перерывы, переключаясь в течение их на другую деятельность.
Простые приемы
Традиции и ритуалы
Их любят и ценят все люди. Так пусть домашнее задание станет ритуалом. Родителям нужно: сначала навести порядок на рабочем столе, положить на стол все, что нужно для выполнения уроков, проверить, удобно ли лежат все необходимые предметы, создать правильное освещение стола.
Ритуал начинается с дневника. Открываем и делим задания на: любимые и нелюбимые, простые и сложные, письменные и устные. И начинаем, конечно же, с самого любимого предмета, потом переключаемся на простые, а затем делаем те, которые занимают больше всего времени и даются с трудом.
Основные препятствия и трудности:
- Нарушение принципа постепенности, тогда у ученика не получается цельной картины изучаемого предмета или темы. Ведь когда упускаешь что-то одно, потом непонятно и все другое, следующее за ним. Поэтому задания нужно выполнять поэтапно.
- Непонятные слова или символы в тексте. Если темп выполнения задания замедлился, то, скорее всего, школьнику встретились непонятные слова, значения и так далее. Поэтому лучше держать поблизости словарь, чтобы выяснить непонятные значения. Выявить слово можно так: если ребенок не может передать его смысл своими словами – значит, слова он не понимает.
- Отсутствие представления о предмете изучения в принципе. Об этом можно говорить, когда узнав значение слова из словаря, оно все равно осталось для ученика непонятным. Для этого уже понадобятся наглядные пособия. Поэтому задания нужно выполнять поэтапно.
Если надо выучить что-то дословно
Чтобы запомнить, сначала ребенку нужно пересказать его своими словами, осмыслить, а затем можно заучивать наизусть: читаем несколько раз вслух, пытаемся повторить со шпаргалкой, пытаемся повторить без шпаргалки, пишем правило, формулу, не подглядывая, проверяем, если есть ошибки – исправляем, и опять пишем до тех пор, пока ошибок не будет, повторяем через часа два снова…
Пересказ
Текст сначала нужно внимательно прочитать, лучше вслух, уловить смысл. Затем надо приготовить план рассказа, для этого выписываем ключевые слова или рисуем схематические картинки. И теперь нужно восстановить рассказ по плану...
Стихотворение
Главное поймать ритм. Если этого сделать не удается, то нужно прочитать стихотворение вслух или про себя, представляя себе в картинках смысл. Так несколько раз. Затем рассказываем, подглядывая, а потом уже читаем стихотворение без книги. Через часа два, как и правило, нужно стихотворение повторить. Сначала вам придется учить ребенка учиться, контролировать. Но когда ученик уже научится распоряжаться временем, самоконтролю, последовательности и этим простым приемам — он вполне будет справляться самостоятельно....
взято с http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kak-delat-uroki-pravilno-bystr/
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ
- Первым делом выясните причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
- Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не наказывайте ребенка.
- Ни в коем случае не запугивайте малыша и даже в том случае, когда родители сами опасаются за его безопасность.
- Не напоминайте ребенку о страхе. Не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов.
- Обучайте терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.
- Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, полежите вместе с ребенком.
- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
- Постарайтесь проигрывать с ребенком пугающие его события в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным, или обыденным. Ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем, как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга; если боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача - в больницу. Главное игра должна быть интересной, захватывающей, и конечный результат - убеждение ребенка, что его страх напрасный.
- Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи. Пусть он затем уничтожит свой рисунок - порвет, сомнет, выбросит, и убедите ребенка, что так же в точности он поступил и со своим страхом.
- Ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его ОСОБЕННОСТИ, но делайте это крайне осторожно, лучше после согласования со специалистом-психологом.
- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
- Любите и понимайте своего ребенка!
Предварительный просмотр:
Родители играют важную роль в образовании своих детей. Именно родители являются первыми учителями для ребенка, и “уволиться” с этой работы, когда ребенок начнет ходить в школу, они не могут. Наивно было бы полагать, что школьный учитель сможет все сделать за Вас.
Все родители должны ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС к учебе собственного ребенка, знать, какой материал ребенок осваивает на уроках, и поддерживать постоянную связь с учителями.
Родители подготавливают почву для восприятия знаний задолго до того, как ребенок переступает порог школы. Хотелось бы надеяться, что еще до детского сада Ваш ребенок уже будет знать О ЧТЕНИИ – пусть он еще не умеет читать самостоятельно, но уже знает о том, что книги приносят удовольствие и знания. Любящие родители не только часто читают книги своему ребенку, но также заботятся о том, чтобы ребенок наблюдал за чтением книг их самих. В этом случае чтение и изучение нового становятся непоколебимыми семейными ценностями, а также приносят радость.
Родители должны возлагать БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ на успехи своего ребенка в школе. Ребенок должен четко осознавать, насколько важно хорошо учиться в школе, и расценивать учебу как главный приоритет в своей жизни.
Родителям следует позаботиться о том, чтобы дети видели, как они ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, такие, как оплата счетов. Позвольте ребенку помочь Вам, хотя бы наклеивая марки на конверты, таким образом, он будет участником процесса, но что еще более важно, ребенок увидит, как нужно подходить к выполнению определенных задач.
Какую роль должны выполнять родители, когда дело касается домашних заданий ребенка? То, что родители ни в коем случае не должны делать уроки вместо детей или брать на себя ответственность за выполнение домашней работы, не подлежит сомнению. С другой стороны, мне не кажется, что предоставлять ребенку самому выпутываться, как знает, и пускать все на самотек – это правильный вариант.
Моя философия родительского участия в школьной успеваемости ребенка состоит из трех основных принципов:
1. Родители должны обеспечить надлежащую для выполнения домашней работы атмосферу. Дети не располагают необходимыми средствами для покупки удобного стола или словаря. Это Ваша обязанность.
Любому ребенку требуется спокойное место, где его ничего не отвлекает. В идеале, это собственная комната ребенка. Если ребенок делит комнату с младшим братиком или сестричкой, родителям необходимо проявить фантазию и найти решение, которое позволило бы ребенку делать уроки в спокойной обстановке.
Также детям необходимы различные приспособления и определенное оборудование их рабочего места, так же, как и Вам в Вашем офисе. Прежде всего, ребенку необходим хороший стол с правильным освещением, подходящий для его возраста словарь, бумага, карандаши и т.д. Позднее родители могут добавить к этому калькулятор или даже компьютер. Хотя Вам следует брать ребенка с собой каждый раз, когда Вы идете по магазинам в поисках школьных принадлежностей, именно Вашей задачей является обеспечить полную боевую готовность Вашего чада к первому дню в школе и первому домашнему заданию.
2. Ребенок НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ. Это должно быть ясно всем. В обязанности ребенка входит принести задание домой, не забыть сделать его и взять с собой в школу.
3. Родители должны быть готовы помочь, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОПАДАЕТ В ТУПИК. Разумеется, родители должны оказывать помощь верным способом.
Ребенок, который застрял на каком-то моменте, может выбрать один из следующих путей: Разобраться в вопросе. Поискать решение где-либо. Часами сидеть, уставившись на лист бумаги. Сдаться и все бросить. Попросить помощи.
На ранних стадиях ребенок ограничен в возможности самостоятельного выяснения вопроса или поиска соответсвующей информации на ту или иную тему. Если ребенок просит о помощи (а на Вашем месте я бы поощрял ребенка задавать вопросы и просить о помощи вплоть до четвертого класса), то предоставьте ему эту помощь.
Помогите ребенку освежить в памяти то, чему он научился. “Что учитель попросил вас сделать?” Покажите ребенку, как найти интересующую информацию в словаре или энциклопедии или найти пример решения задачи в учебнике по математике. Для того, чтобы повысить уверенность ребенка в своих силах, начните с простых примеров. Покажите ребенку, как можно разбить сложное задание на несколько вполне выполнимых частей. В случае сомнений, проверьте ответы ребенка после завершения задания.
Позвольте “застрявшему” ребенку делать короткие перерывы в несколько минут. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не уходило на выполнение домашних заданий слишком много времени. Если ребенок затрачивает на домашнюю работу слишком много времени, выясните, с чем это связано: глазеет ли ребенок часами на лист бумаги, или он действительно слишком перегружен. Перегрузка в данном случае может возникнуть по двум причинам: либо ребенку требуется дополнительное время, чтобы вникнуть и выполнить задание, либо учитель слишком много задает. В любом случае, обсудите это с учителем.
Помогите ребенку совершить ПЕРЕХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ. Моя дочь просила меня проверить ее правописание каждый раз перед еженедельным тестом. Я показал ей, как можно проверить себя, закрывая каждое слово листком бумаги, затем пробуя самостоятельно его написать и сверяя написанное с правильным вариантом. Я дал ей красный карандаш, чтобы она могла попеременно исполнять роль учителя и ученика. Она была очень горда тем, что может делать это самостоятельно.
Пока родители не делают домашнюю работу за своих детей и не претендуют на то, чтобы нести за это ответственность, разумная родительская помощь находится под контролем. Говоря “Спроси у учителя” или “Я слишком занят” или “Это твои проблемы”, Вы буквально даете ребенку понять, что не заинтересованы в его успехах в школе. А худшего послания своему ребенку я не могу и придумать.