Родительская мудрость

Шаполовская Анна Владимировна

 

    Мы прекрасно знаем, что сегодня трудно быть не только подростком, но и родителем. Как строить себя и свою семью? Как воспитывать ребенка, чтобы не получился «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка»? Такие вопросы часто задают родители. Поэтому в разделе «Для родителей» есть страничка «Родительская мудрость».

     Опыт подсказывает, что художественные образы демонстрируют механизмы и факторы эффективного поведения и помогут Вам строить диалог со своими детьми. Мораль, содержащаяся в них, затронет ребенка, заставить его размышлять, поможет эмоционально отреагировать на содержание.

  • Я сорвал цветок - и он завял.
  • Я поймал жука – и он умер в ладонях.
  • И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
  • Можно только сердцем.

Сердце ребенка подобно бутону розы, и от Вашего умения общаться с ним зависит, суждено ли ему стать прекрасным цветком или засохнуть, не распустившись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы родителям13.76 КБ
Файл "Медвежьи услуги"18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Родительские мудрости»

Уважаемые мамы, помните!

Начинать воспитание дочери нужно с прекрасного!

Начинать нужно с самого малого и постепенно.

Во всём поддерживать.

Не опускать руки ни при каких обстоятельствах.

Учить рукоделию и кулинарному искусству.

Учить создавать уют в квартире.

Хвалить почаще.

 

Уважаемые папы, помните!

Воспитывать сына нужно делом и личным примером.

Замечайте успех сына и хвалите его за это.

У отца с сыном должны быть свои мужские секреты.

Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

Мальчишки не меньше девчонок нуждаются в похвале и родительской ласке.

 

Когда Вы очень раздражены, разгневаны...

Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.



Предварительный просмотр:

«Медвежьи услуги»

Когда я сама была школьницей, я очень любила учиться, ходила в школу с удовольствием, а дома с подругой  мы играли в «учителя и ученика».  Моя мудрая мама к тому времени уже на старшем брате «научилась, как надо и как не надо» помогать детям в образовательном процессе. Мне очень повезло, на мне родители в основном «отдыхали» и применяли лишь те приемы, которые оказались эффективными. Моему старшему брату повезло меньше.

Сейчас, размышляя на тему «школьных» проблем, я стараюсь делиться своим собственным опытом с родителями моих учеников, а также теми профессиональными знаниями, которыми  теперь обладаю.

Итак, чем родители могут «помочь» своему ребенку, чтобы тот не желал ходить в школу:

Медвежья услуга №1

Самая первая и самая ранняя – будить по утрам.

Каждое утро превращается в битву. Бесконечные требования проснуться, позавтракать, собрать тетрадки делают  утро неприятным для многих детей и их родителей. Почему так происходит? Потому что в таких семьях ответственность за начало дня и за готовность к учебному процессу лежит на родителях. Они не готовы передать ее ребенку.  Им страшно, что без их контроля он ничего не сделает, проспит или останется голодным,  несобранным. Но вот парадокс: до тех пор, пока ответственность за это лежит на родителях, ребенок сам ничего делать не будет. А зачем ему прилагать лишние усилия, если все равно мама все сделает за него? Пусть поворчит, поругает, но соберет, накормит и разбудит.

Как исправить положение?

Предупредить ребенка заранее, что теперь он сам будет, к примеру, просыпаться. И в назначенный день просто в этот процесс не вмешиваться. Никак не комментировать его неудачи, не ругать за замечания относительно опозданий. Ошибки и неудачи будут, это неизбежно. И они очень важны. Это его личный опыт. Только на своем личном опыте можно учиться. Если Вы сумеете воздержаться от критики по поводу его оплошностей, то, скорее всего, он сам сделает все нужные выводы. И самое главное, поймет, что это его обязанность – ходить в школу. И от его (именно его, а не маминых) действий зависит результат.

Медвежья услуга №2.

Контролировать процесс выполнения уроков.

Сразу оговорюсь, что и в первом случае, и сейчас речь идет о том, что нужно обязательно показать ребенку, как все надо делать и постепенно передать ему право контролировать свои действия. Например, со мной делали уроки в начале первого класса. Потом мне постепенно позволили делать это самостоятельно. Да, мне помогали, когда было нужно, подправляли, но я точно знала: я сама должна их делать. Не потому, что меня будут проверять (проверять, по сути, было некому: мама работала на полторы ставки, ездила в командировки, бабушка могла только читать), а потому что в школе это задали и надо выполнить. «Не выполнив задания, как можно идти в школу?» - этот вопрос волновал меня все десять классов и, порой, я не позволял лечь спать (это было в девятом-десятом классе, когда задания были серьезными).

Если же контроль за выполнением лежит на родителях, то ребенок может не делать уроки просто потому, что его заставляют. То есть из принципа.

Помните, как в два года дети делают всё наоборот? Так у школьников может быть то же самое. Ведь это очень неприятно делать что-то, если ты это делаешь «для кого-то». Вряд ли Вы с энтузиазмом будете делать какую-то работу, если Вас заставляет ее сделать начальник. Может и делать ее не так тяжело, но вот не хочется, и все тут.

Как исправитьположение?

Так же как и в первом примере – передать контроль над уроками ребенку. И здесь тоже неизбежно временное падение успеваемости. Но чем раньше это сделаете, тем меньше будут последствия.

Медвежья услуга №3

Решать конфликты с одноклассниками.

Знаю, что многие мамы переживают трудности своих детей хуже собственных. И в случае, если вдруг ребенка кто-то обидел, тут же «восстанавливают справедливость». С одной стороны, это действительно помощь. Ситуация решается и ребенку больше дискомфорта не причиняет. С другой стороны, это создает у ребенка ощущение, что сам он справиться не может. Плюс лишает его опыта решения конфликтов. А данный навык очень важен для жизни.

Как исправить?

Дать ребенку возможность самому решать трудные ситуации. То есть Вы можете говорить с ним, обсуждать его чувства, подсказывать, как можно поступить, но не действовать самой. Если конфликт связан с физической агрессией, и Ваш ребенок явно слабее, то тогда можно вмешаться, но лучше всего это сделать так:

Для дочки лучше помощь мамы, для мальчика – папы, но это не так принципиально, скорее желательно. Так вот можно присутствовать при конфликтном общении Вашего ребенка, но самому не вступать в дискуссию. Своим присутствием Вы добавите ребенку уверенности и решимости, но при этом действия будут исходить от него, а не от Вас. Он будет учиться, пусть и при Вашей «тыловой» поддержке. Это правило справедливо для детей любого возраста, начиная с песочницы.

Медвежья услуга №4

«Бежать вперед паровоза»

Достаточно распространена следующая проблема: ребенка ничего не интересует. Как только появляется слабый росточек интереса, скажем, к чтению, мама бросается на в магазин, находит все нужные книги, все сама покупает, привозит. Рвение мамы понятно – помочь своему ребенку. Но есть одно «но». Когда для тебя все делают другие, это становиться не интересно. Ребенок не вкладывает в это своих сил, своей энергии. Вспомните любой процесс, который Вам доставляет удовольствие. Кто-то, скажем, любит ходить по магазинам и покупать новую одежду. Так вот представьте разочарование такого человека, когда кто-то за него сходил, все выбрал, померил, подобрал и купил. Когда человек делает то, что ему интересно, он вкладывает в это энергию, силы, эмоции. И тогда этот процесс становиться все интереснее и интереснее, человек ощущает его «своим». А когда это делают за тебя, причем от раза к разу, то и интересу становиться все меньше и меньше.

Как исправить?

Учиться сдерживать свои «порывы». Если ребенок чем-то заинтересовался, Вы можете создать все условия (финансовые, временные и пр.), чтобы его интерес поддержать. Но не более.

Медвежья услуга №5

Перегружать кружками

Достаточно часто школой досуг ребенка не ограничивается. К нему добавляются репетиторы, секции, дополнительные курсы. Я совершенно не против дополнительных загрузок. Но все хорошо в меру.

Когда у ребенка нет:

Возможности побыть одному хотя бы 30 минут в день (если он хочет, конечно)

Возможности отдохнуть между занятиями (отдых в машине по дороге не считается)

Возможности ежедневно заниматься физической активностью (это могут быть как секции, так и просто беготня с друзьями), то:

это значит, что ребенок испытывает перегрузки. А это в свою очередь значит, что материал, который в него так упорно стараются «впихнуть» на всех дополнительных кружках, просто не усвоиться в том объеме, в котором нужен;

это значит, что ребенок находиться в группе риска развития невротической симптоматики;

это значит, что рано или поздно, но ребенок начнет испытывать неприятные эмоции по отношению ко всем этим занятиям. А, значит, вреда они станут приносить даже больше, чем пользы.

Как исправить?

Трезво оценить, что ребенок посещает «по необходимости и интересу», А что «потому что это модно, престижно, и так загружены все «нормальные» дети.