Ученикам

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна

В этом разделе представлены материалы для обучающихся: тесты, презентациии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарии к цитатам

(По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.

Под ред. Цыбулько И. П )

Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.

Цитата

Комментарий

Примеры

1

В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский

Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

Лексическое и грамматическое явления.

2

Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика  изучает строй языка и его законы.  Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Лексическое и грамматическое явления.

3

Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин

Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

4

Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня

Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.

Таким образом, условное и повелительное  наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.

Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.

5

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.

6

Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия

Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.  

Содержание и структура реплик участников диалога.

7

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский

Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.

8

К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин

Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

Использование языковых единиц.

9

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский

В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.

Лексическое и грамматическое явления.

10

Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров

В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего / пишущего.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

11

Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.  А. А. Зеленецкий

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Использование эпитетов.

12

Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина

Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.

Лексические явления,  изобразительно-выразительные средства языка.

13

Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова

Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).

Лексическое и грамматическое явления.

14

Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).  Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

Использование местоимений в тексте.

15

Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский

Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.

Содержание и структура предложений (члены предложения,  обращения, вводные слова и  конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).

16

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания.

17

Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор

Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

18

Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков

Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.

Изобразительно-выразительные средства языка.

19

Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:

- звучание слов передаётся с помощью букв,

- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,

- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,

- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.

Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).

 20

Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова

Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.

Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.

21

Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц

Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

22

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он  образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

23

Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова

При работе над текстом писатель пользуется  большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

24

Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.

Г. Я. Солганик

Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства

25

Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский

Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.

Лексическое и грамматическое явления.

26

Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов

Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.  

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

27

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский

Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.

Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.

Лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.

28

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

М. В. Панов

Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Употребление языковых единиц

29

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

30

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. В. Степанов

Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.

Лексическое и грамматическое явления.

31

Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр

Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.

Лексическое и грамматическое явления.

32

Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка

В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.

Употребление фразеологизмов в тексте.

33

Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко

Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.

Лексическое и грамматическое явления.

34

Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко

Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.  Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.

 Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).

Лексическое и грамматическое явления.

35

Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

36

Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

Функции абзаца.

Удачи на ГИА!

Использованные источники

ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. –  464с.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.

http://www.gramota.ru 

http://www.slovarus.ru/ 

http://www.slovopedia.com 



Предварительный просмотр:

Эти речевые клише помогут в написании сочинения!!!

I. Вступление

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
 
Вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. 

II. Основная часть
В основной части следует избегать:

· пересказа текста

· изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.


В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.

· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

· Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста.

· Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

· В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

· Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

 

 

III.Заключение
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть: коротким, но емким по содержанию
органически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. 

Образцы заключения:
Образец 1. Таким образом,.........поднимает очень серьёзную проблему о ..........
Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в ...... –.............

Важно:

 сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев: 

· 1 абзац - тезис, 

· 2 абзац – аргументы с примерами, 

• 3 абзац – вывод

Основная часть может состоять более чем из одного абзаца.

 Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 



Предварительный просмотр:

 А. 3

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1Чего она мне нервы мотает?2По дому плавали запахи и крики.3Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.4Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков.2Он был меньше ростом, чем я ждала.3Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.4Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

3. Укажите предложение, в котором нет фразеологического оборота.

1Скрепя сердце я поплелся в кабинет.2И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания.3Они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк.4Все учители будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра.2Хотя двор и сад все еще были в тени, но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше мазанки, где жили сторожа.3Он загорел, как индеец, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день.4Заспанная кухарка в клетчатой домотканой юбке и холщовой сорочке, вышитой черными и красными крестиками, выколачивала из самовара о порог вчерашние уголья.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

1Чтоб скрипки вылезли на первый план, а мой брат сидел где-то в углу?2Еще чего не хватало!3Конечно, мне будет труднее, чем Наташе Ростовой на её первом балу!4Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: – Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.2– Гений и злодейство есть вещи несовместные, – сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.3Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.4– Вот вы все убиваете в нем художника, – обличал он своих ребят.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет.

1) Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?

2) Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа  осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след  ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.

3) Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.

4) Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня  пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.



Предварительный просмотр:

А6.

1. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1разговариваешь2отворилась3поднимет4сделать

2. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1подходила2отдал3сделала4вспоминала

3. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1расхаживая2обвиняли3приведешь4поведении

4. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1пришел2сделал3поступил4растерялся

5. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1заспанная2втыкал3обмазывался4разложенные

6. Укажите слово, в котором написание приставки объясняется тем, что она означает приближение.

1прекращает2пригодится3пришла4приглашал

7. Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1взвизгивали2раскрытым3испепеляя4сделал

8. Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1впереди2вспомнить3изредка4разговором

9. В каком слове правописание приставки определяется тем, что она означает присоединение?

1препинания2представителю3приобщая4преисполненные

10. Укажите слово с неизменяемой на письме приставкой.

1приготовишка2скопить3расценивают4размазал

11. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1разговариваешь2отворилась3поднимет4сделать

12. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1подходила2отдал3сделала4вспоминала

13. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется  буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) распрямилась    2) постойте

3) раздаёт               4) отдаёшь

14.  В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется   буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) приносили      2) рассматривала

3) получил          4) наклеила


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Екатерининская СОШ№1»

Слайд 2

Три способа сжатия текста исключение; обобщение; упрощение.

Слайд 3

Исключение При исключении необходимо: выделить главное и детали; убрать детали; объединить существенное; составить новый текст

Слайд 4

Исключение одного ли нескольких синонимов в ряду однородных членов У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая , приветливая улыбка У каждого, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка

Слайд 5

Удаление из текста поясняющих конструкции Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нем русского. Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нем русского.

Слайд 6

Обобщение При обобщении необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщенной передачи; составить новый текст.

Слайд 7

Способ сжатия выбирается в зависимости от коммуникативной задачи, особенностей текста Жители поселка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с детства жюльверновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков –спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. Жители поселка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 8

Упрощение Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым.

Слайд 9

Замена придаточного определительного синонимичным определением Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма

Слайд 10

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине

Слайд 11

Сокращение количества структурных частей сложного предложения Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Слайд 12

К разновидностям упрощения относятся: замена предложения или его части указательным местоимением; слияние двух или трех предложений в одно.

Слайд 13

Все эти приемы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему. Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Слайд 14

Желаю успехов!!!