Консультация организация познавательной деятельности в летний период.
Консультация "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет правильно организованнаясамостоятельная познавательная деятельность. Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имели возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний – рассматривание картинок, экспериментирование, личный опыт и др.
На организацию мероприятий вне занятий обращали особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляла и развивала познавательные интересы и активность детей.
Осуществляя руководство этим направлением работы, придерживались следующих требований:
Педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребёнка.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
Познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления.
Познавательная деятельность реализуется в разных формах:
В зависимости от цели и источников получения информации использовали четыре типа:
Формы
Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя и характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы которые называют познавательные вопросы детей:
В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.
Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношение, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Чтобы сохранить и развить интерес детей к получению знаний, то психологическую инерцию необходимо искоренить.
Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфортна, благоприятна. То легче даётся выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Необходимо выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.
Этого могут достичь следующие приёмы: обращение к ребёнку только по имени, нахождение на уровне глаз ребёнка во время общения, опора на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на позитивное построение фраз.
Таким образом. Познавательная деятельность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и. т. д.), и объективных (окружающие условия, личность педагога, приёмы и методы обучения и воспитания…). Следовательно, стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познания и любая деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учёта всех моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и приёмы по развитию познавательной деятельности) перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будет иметь положительную динамику.