Учащимся

Толстых Виктория Александровна

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ 1

Викентий Вересаев

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь– это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Вересаев Викентий Викентьевич - русский писатель и переводчик, литературовед.

ТЕКСТ 2

Александр Грин. Игрушки

В  одном  из  пограничных  французских  городков,  занятом немцами, жил некто  Альваж,  человек с темным прошлым, не в худом смысле этого слова, а в таком, что никто не знал о его жизни решительно ничего.

     Альваж  был  усталый  человек. Действительность смертельно надоела ему.

Он  жил  очень  уединенно,  скрытно;  единственным  счастьем  его жизни были игрушки,  которыми  Альваж  заменил  сложную и тягостную действительность. У него  были  великолепные  картонные  фермы  с  коровками  и колодцами; целые городки,   крепостцы,   пушки,  стреляющие  горохом,  деревянные  солдатики, кавалеристы,   кораблики  и  пароходы.  Альваж  часто  устраивал  меж  двумя игрушечными  армиями  примерные сражения, расставляя армии на двух ломберных столах  в  разных  концах  комнаты  и  стреляя из пушечек моченым горохом. У Альважа  был  партнер в этом безобидном занятии - глухонемой парень Симония; но Симония был недавно расстрелян пруссаками, и старик развлекался один.

     Пруссаки,  как  сказано,  заняли город. На пятый день оккупации капитан Пупенсон  отправился  вечером  в  ратушу,  или  мэрию, руководить расстрелом тридцати французов, взятых заложниками.

     Путь  Пупенсона  лежал  мимо  дома Альважа. Весьма удивленный тем, что, несмотря  на  запрещение,  в  окне  бокового фасада горит послевосьмичасовой огонь,  Пупенсон  перелез  палисад,  подкрался  к окну и заглянул внутрь. Он увидел  диковинную  картину:  тщедушный  старик  в  ночном  колпаке и халате заряжал  вершковую  пушечку,  приговаривая:  -  "Всех  разнесу,  постой!"  И горошина  с треском положила несколько березовых рядовых, упавших навытяжку, руки по швам.

     Пупенсон,  гремя  саблей,  полез  в окно. Альваж не испугался, он ждал, что дальше.

     - Вы что делаете? - сказал Пупенсон. - Что вы, ребенок, что ли?

     - Как  хотите!  - возразил Альваж. - Вам нравится ваша игра, мне - моя. Моя лучше. Не хотите ли сыграть партию?

  Пупенсон,  пожимая плечами и улыбаясь, рассматривал армии, составленные вполне  правильно,  со  всеми  комплектами  артиллерии,  обозов, кавалерии и саперии. Игрушки делал сам Альваж.

     - Ну,  ну!  -  снисходительно сказал Пупенсон, вертя в руках пушечку. - Как она действует? Так, что ли?!.

     Велика притягательность новизны и оригинальности!

     Прошел    час,   другой...   В   комнате   сидели   двое:   увлеченный, разгорячившийся  Пупенсон  и  торжествующий Альваж; он, как более наметавший руку,   беспрерывно   поражал  армию  Пупенсона,  прежде,  чем  тот  успевал подстрелить  у  него  десяток-другой. Горох, подскакивая, неистово прыгал по полу и столам.

     Наконец  Пупенсон  вспомнил о деле и с сожалением покинул Альважа с его любопытными  армиями.  Но он опоздал - полчаса назад расстрел заложников был отменен  (ибо пригрозили в соседнем городе расстрелять немецких заложников).

А  не  опоздай  он  -  все  было бы кончено для тридцати человек раньше, чем пришла бы отмена казни. Отличные  игрушки старика Альважа следовало бы завести всем воинственно настроенным людям.

Александр Степанович Грин - русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма.

ТЕКСТ 3

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам веле­ли построиться в шеренгу, родители построились вмес­те с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».

Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.

После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.

Е. Ауэрбах, из цикла «Маленькие рассказы»

Ауэрбах Елизавета Борисовна - советская актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР

ТЕКСТ 4

СЕРДЦЕ

В раннем детстве, разрезав себе палец, я, заплакав, побежала к матери. Она, присев на корточки, подула мне на ранку. Так я узнала, что, если болит, нужно, чтоб подули на ранку, пожалели, и все пройдет.

Потом я несла ей другие свои раны — она не всегда могла мне их залечить, но у нее всегда болело за меня сердце, и мне становилось легче ...

Недавно я сидела в приемной одного учреждения, Люди, ожидавшие своей очереди, сосредоточенно молчали, впиваясь взглядом в выходившего из кабинета, стараясь догадаться ... подули ли ему там на ранку.

Подошла моя очередь, и я перешагнула порог кабинета. За большим письменным столом сидел крупный мужчина со светлыми равнодушными глазами. Выслушав меня, он отказал мне. Не дав совета и не пообещав помочь в будущем, снял телефонную трубку, дав понять, что разговор окончен.

Я вышла в приемную. Меня встретили штыками глаз, и я не смогла пройти через этот вопрошающий строй с непроницаемым выражением лица, а взявшись за ручку двери, я обернулась к ним и, улыбнувшись, сказала: «Желаю и вам удачи!» И все ответили мне улыбкой, кто-то глубоко и облегченно вздохнул.

Я вышла на улицу. Шел снег, его мягкие хлопья одинаково ласково ложились на плечи всех прохожих, на голову задумчивого Пушкина, на корзину живых цветов у его ног. Я шла и думала о человеке с равнодушными глазами — ведь и он был маленьким, и он нуждался в помощи! Зачем он забыл, как хорошо, когда подуют на ранку, помогут или даже только хотят помочь ...

Е. Ауэрбах

Ауэрбах Елизавета Борисовна - советская актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР

ТЕКСТ 5

В спорах Мамочкина с Аникановым — то веселых, то яростных спорах по любому поводу: о преимуществах керченской селедки перед иркутским омулем, о сравнительных качествах немецкого и советского автоматов, о том, сумасшедший ли Гитлер или просто сволочь, и о сроках открытия второго фронта — Мамочкин был нападающей стороной, а Аниканов, хитро щуря умнейшие маленькие глазки, добродушно, но едко оборонялся, повергая Мамочкина в ярость своим спокойствием.

Мамочкина раздражали аникановская деревенская солидность и добродушие. К раздражению примешивалось чувство тайной зависти. У Аниканова был орден, а у него только медаль; к Аниканову командир относился почти как к равному, а к нему почти как ко всем остальным. Все это уязвляло Мамочкина. Смелость же Мамочкина была зачастую позерством, нуждалась в беспрестанном подстегивании самолюбия, и он понимал это. Самолюбия у Мамочкина было хоть отбавляй, за ним утвердилась слава хорошего разведчика, и он действительно участвовал во многих славных делах, где первую роль играл все-таки Аниканов.

Происхождение и довоенное бытие каждого из них — колхозная хватка сибиряка Аниканова, портовая бесшабашность Мамочкина — все это наложило свой отпечаток на их поведение и нрав, но прошлое уже казалось чрезвычайно далеким. Не зная, сколько еще продлится война, они ушли в нее с головой. Война стала для них бытом и этот взвод — единственной семьей.

Семья! Это была странная семья, члены которой не слишком долго наслаждались совместной жизнью. Одни отправлялись в госпиталь, другие — еще дальше, туда, откуда никто не возвращается. Была у нее своя небольшая, но яркая история, передаваемая из «поколения» в «поколение». Кое-кто помнил, как во взводе впервые появился Аниканов. Долгое время он не участвовал в деле — никто из старших не решался брать его с собой. Правда, огромная физическая сила сибиряка была большим достоинством,— он свободно мог сгрести в охапку и придушить, если понадобится, даже двоих. Однако Аниканов был так огромен и тяжел, что разведчики боялись: а что если его убьют или ранят? Попробуй вытащи такого из огня.

И только недавно, когда пришел к ним новый командир, лейтенант Травкин, положение изменилось. Травкин в первый же поиск взял с собой Аниканова. И «эта громадина» сгреб здоровенного немца так ловко, что остальные разведчики и охнуть не успели. Он действовал быстро и бесшумно, как огромная кошка. Даже Травкин с трудом поверил, что в плащ-палатке Аниканова бьется полузадушенный немец, «язык»,— мечта дивизии на протяжении целого месяца.

В другой раз Аниканов вместе с сержантом Марченко захватил немецкого капитана, при этом Марченко был ранен в ногу, и Аниканову пришлось тащить немца и Марченко вместе, нежно прижимая товарища и врага друг к другу и боясь повредить обоих в равной степени.

Рассказы о подвигах многоопытных разведчиков были главной темой долгих ночных разговоров, они будоражили воображение новичков, питали в них горделивое чувство исключительности их ремесла.

(По Э. Казакевичу)

Эммануил Казакевич - русский и еврейский советский писатель и поэт, переводчик, киносценарист.

ТЕКСТ 6

      Из пулеметного дзота Травкин наблюдал в стереотрубу немецкий передний край. В его дзот обычно заходили командир батальона капитан Муштаков и артиллерист капитан Гуревич. Они знали о предстоящей задаче Травкина, и он не без досады читал в их глазах какое-то извиняющееся выражение: тебе, мол, идти туда, а мы вот спокойно сидим в защищенных накатами блиндажах.

      Даже их предупредительность, постоянная готовность помочь ему раздражали его. Он внутренне протестовал против их мыслей, похожих на смертный приговор ему. Он усмехался, глядя в стереотрубу, и думал: "Подождите, друзья, еще вас переживу".

      Не то чтобы он желал им зла, наоборот, оба они были ему глубоко симпатичны. Муштаков был лучшим комбатом в дивизии - молодой, красивый. Особенно нравился Травкину всегда вежливый и опрятный при всех обстоятельствах артиллерист с его выдающимися математическими способностями. Его батарея стреляла исключительно метко и наводила страх на немцев. Гуревич целыми днями слонялся по траншее, неотступно, с постоянством ненависти, наблюдая за немцами, и всегда снабжал Травкина ценнейшими данными. В Гуревиче он угадывал свойственный и ему, Травкину, фанатизм при исполнении долга. Не думать о своей выгоде, а только о своем деле,- так был воспитан Травкин, и так же был воспитан Гуревич. Они и называли друг друга "земляками", ибо они были из одной страны,- страны верящих в свое дело и готовых отдать за него жизнь.

      Насмотревшись до одури на немецкие траншеи и сделав необходимые заметки, Травкин оставил для наблюдения разведчиков, а сам ушел в блиндаж. Здесь собрались молодые командиры взводов, только что окончившие где-то в тылу военные училища и прибывшие на фронт. Сев за столик, Травкин чувствовал на себе любопытные взгляды молодых офицеров и думал о них.

      Жизненная задача этих молодых людей часто оказывается необычайно краткой. Они растут, учатся, надеются, испытывают обычные горести и радости, порой для того, чтобы в одно туманное утро, успев только поднять своих людей в атаку, пасть на влажную землю и не встать более.

     Надев маскировочный халат, крепко завязав все шнурки - у щиколоток, на животе, под подбородком и на затылке, разведчик отрешается от житейской суеты, от великого и от малого. Разведчик уже не принадлежит ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Он подвязывает к поясу гранаты и нож, кладет за пазуху пистолет. Так он отказывается от всех человеческих установлений, ставит себя вне закона, полагаясь отныне только на себя. Он отдает старшине все свои документы, письма, фотографии, ордена и медали, парторгу - свой партийный или комсомольский билет. Так он отказывается от своего прошлого и будущего, храня все это только в сердце своем.

      Он не имеет имени, как лесная птица. Он вполне мог бы отказаться и от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Он срастается с полями, лесами, оврагами, становится духом этих пространств - духом опасным, подстерегающим, в глубине своего мозга вынашивающим одну мысль: свою задачу.

      Так начинается древняя игра, в которой действующих лиц только двое: человек и смерть.

(По Э. Казакевичу)

Эммануил Казакевич - русский и еврейский советский писатель и поэт, переводчик, киносценарист.

ТЕКСТ 7

Средняя полоса России.

Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И всё-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса.

Рязанские поля и берёзы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это всё в обиходе мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и жёлтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен…

Снег, покрывший землю за одну ночь… Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег… Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжёлые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах…

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом…

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.М. Песков.)

Василий Михайлович Песков − русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.



Предварительный просмотр:

ПЛАН ПОДГОТОВКИ

К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ)

Тема

1

Информационная обработка письменных текстов

2

Средства связи предложений в тексте

3

Лексическое значение слова

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

5

Лексические нормы (паронимия)

6

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и сочетаемостью)

7

Морфологические нормы (образование форм слова)

8

Синтаксические нормы (грамматические ошибки)

9

Правописание корней

10

Правописание приставок

11

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

12

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

13

Правописание НЕ и НИ

14

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

15

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

16

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

17

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

18

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

19

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

20

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

21

Пунктуационный анализ

22

Смысловая и композиционная целостность текста

23

Функционально-смысловые типы речи

24

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

25

Средства связи предложений в тексте

26

Языковые средства выразительности



Предварительный просмотр:

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.Н. Островский «Гроза»

В.К. Железников «Чучело»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мёртвые души»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

С.А. Есенин «Письмо матери»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

А.И. Куприн «Сказка»

А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

А.С. Грин «Алые паруса»

А.А. Ахматова «Реквием»

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.

Советы родителей очень много значат для детей.

По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.

Не заботиться о своих родителях – значит предать их.

Не всегда родители несут добро своим детям.

Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.

Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.

Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Итоговое сочинение –2018

Тематическое направление

«ОТЦЫ И ДЕТИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

   Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

http://www.cheboksary.ru/images/62867.jpg

Возможные темы по направлению

«Отцы и дети»

1. Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?

2. В чем причины конфликта отцов и детей?

3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?

4.Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?

5. На чем строятся взаимоотношения в семье? 6. Какова роль матери в жизни ребенка?

7. Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей»?

8.  Какова роль отца в жизни ребенка?

9. Может ли кто-нибудь заменить родителей? 10. Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям?

11. Каковы последствия гиперопеки?

12. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?

13. Могут ли дети повлиять на родителей?

14. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?

15. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?

16. Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»?  

17. Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?

18. Что такое «духовное сиротство»?

19. К чему приводит отсутствие любви в семье?

20. В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?

21. Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве?

22. Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»?

23. Важен ли спор поколений в «науке», искусстве?

24. Как спор поколений воздействует на прогресс?

25. Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?

26. Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?

27. К чему может привести конфликт поколений?

28. Чем опасно отсутствие преемственности поколений?

29. Как отца и детям найти компромисс?

30. Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?

31. Чем опасна «инфантильность» взрослых?

32. Кого называют «сынами Отечества»?

33. Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?

34. Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»? 35. Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»?

36. Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».

37. Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

38. Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца».

39. С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения?

40. Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен»?

41. Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?

Цитаты:

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

• Фридрих Шиллер

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

• Иоганн Гёте

Не надобно  другого образца, когда в глазах пример отца.

• А. С. Грибоедов

     

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери.

• Ги де Мопассан

Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

• Эрих  Фромм

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного.

| Л.Н. Толстой |

  Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.

• В. Г. Белинский



Предварительный просмотр:

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.Н. Островский «Гроза»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А.И. Куприн «Чудесный доктор», «Поединок»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

И.А. Бунин «Лапти»

М. Горький «Старуха Изергиль»

А.С. Грин «Алые паруса»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

В.Л. Кондратьев «Сашка»

В.К. Железников «Чучело»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

А. Дюма «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Аспекты направления:

1.Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

2.Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

3.Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

4.Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

5.Месть как чувство и действие.

6.Кровная месть как социально-историческое явление.

МЕСТЬ = вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

ВЕЛИКОДУШИЕ = благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородство, возвышенность, рыцарство, щедрость.

ПРОЩЕНИЕ = помилование,  отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Итоговое сочинение –2018

Тематическое направление

«МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ»

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.



http://www.cheboksary.ru/images/62867.jpg

Возможные темы по направлению

«Месть и великодушие»:

1. Что такое месть?

2. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

3. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?

4. Что такое великодушие?

5. Можно ли отомстить врагу?

6. Можно ли оправдать месть?

7. Что такое «кровная месть»?

8. Любую ли обиду можно простить?

9. Как убедить человека отказаться от мести?

10. Как научить подрастающее поколение великодушию?

11. Что значит достойно пережить поражение?

12. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

13. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?

14. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?

15. Может ли мстительный человек быть счастливым?

16. Почему месть разрушает душу?

17. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?

18. Какого человека можно назвать великодушным?

19. Что общего между великодушием и состраданием?

20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?

21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?

22. Когда нужно отказаться от мести?

23. Что толкает людей на месть?

24. Всегда ли мстят только жестокие люди?

25. Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов — в инстинкте мести»?

26. Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)

27. Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

28. Сложно ли заслужить прощение?

29. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

30. Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн: «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

31. Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?

32. Способны ли любовь и прощение изменить человека?

33. Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?

34. Может ли прощение навредить?

35. Чем полезно для человека умение прощать?

36. Может ли месть быть «сладкой»?

37. Можно ли «полюбить своих врагов»?

38. Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

39. Может ли месть принести разочарование?

40. Как зависть влияет на желание мстить?

Цитаты:

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.

/Фрэнсис Бэкон

Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

/Фрэнсис Бэкон

Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение

/ Оноре де Бальзак

Без великодушных идей человечество жить не может.

/Федор Михайлович Достоевский

…Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием.

/Михаил Михайлович Пришвин

Прощение предательства немногим отличается от самого предательства

/Юрий  Нагибин



Предварительный просмотр:

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Пророк»

М.Ю. Лермонтов «Пророк»

Н. В. Гоголь «Портрет», «Невский проспект»

Н.С. Лесков «Левша»

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» («Уральские сказы»)

Л. Н. Толстой «Война и мир»

И.С. Тургенев «Певцы»

А.С. Грин «Алые паруса» 

М.А. Булгаков  «Мастер и Маргарита»

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

М. Горький «На дне»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

А.А. Ахматова «Реквием»

И. Шмелёв «Неупиваемая чаша»

К.Г. Паустовский «Корзина с  еловыми шишками», «Золотая роза», «Старый повар»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”

Р. Брэдбери «451 градус по Фарингейту»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Аспекты направления:

1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

2.Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

3.Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

4.Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

ИСКУССТВО

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Синонимы: умение, мастерство, художество; занятие, знание, артистизм, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, квалификация

изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство.

РЕМЕСЛО 

Определение:

1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд: дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Итоговое сочинение –2018

Тематическое направление

«ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

В литературе есть много сюжетов, где искусство спасает души или губит их…

http://www.cheboksary.ru/images/62867.jpg

Возможные темы по направлению

«Искусство и ремесло»

1.        В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

2.        В чем разница между ремеслом и искусством?

3.  Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?

4.        Может ли ремесленник стать художником?

5.        Как вы понимаете высказыванием Г.  Геббеля: «Искусство – это совесть человечества»?

6.        Могут ли способности превратиться в талант?

7.        Кто такой талантливый человек?

8.        Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?

9.        Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

10.        Какова роль искусства в развитии человечества?

11.        Чем настоящее искусство привлекает человека?

12. Что такое настоящее искусство?

13. Как отличить настоящее искусство от ремесла?

14. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

15. Кого можно назвать истинным творцом?

16. Почему люди путают искусство и ремесло?

17. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

18. Что такое талант?

19. Почему искусство называют вечным?

20. Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?

21. Можно ли научиться искусству?

22. Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

23. Что такое настоящее искусство?

24. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?

25. Над каким искусством время не властно?

26. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?

27. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?

28. Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?

29. Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?

30. Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?

31. Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского: «Искусство без мысли, что человек без души, — труп»?

32. Согласны ли вы со словами драматурга Б. Брехта: «Большое искусство служит большим целям»?

33. Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?

34. Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?

35. Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?

36. Кого можно назвать «врагами таланта»?

37. Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?

38. Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?

39. Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?

40. В чем заключается феномен «творчества»?

41. Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется непризнанным»?

42. Важна ли смелость в творчестве?

43. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?

Цитаты по теме:

Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее.

О. Бальзак

Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.

Л. Бетховен

Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают.

М. Блондель

Форма без содержания — это звонок, который не звонит.

О. Блюменталь

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Б. Брехт

Любое великое произведение рождается лишь после долгого периода тихих и углубленных размышлений.

У. Бэджот

Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя.

Р. Вагнер



Предварительный просмотр:

Обособление второстепенных членов предложения

Обособленное определение

Обособленное приложение

Обособленное дополнение

Обособленное обстоятельство

1.Дорога, вымощенная булыжниками, поднималась выше.

2.Усталая, она не могла идти дальше.

3. Платье, новое, красивое, ей к лицу.

4. Новая рубашка, в черную полоску, была хороша.

1. Ему ли, карлику, тягаться со мной.

2. Вьётся улица-змея.

3. журнал «Смена»

4.Рядом помещалась калитка – хранилище необходимого. (в конце предложения - тире).

5. Как истинный художник, Пушкин нуждался в вдохновении.

6. Стыдливый человек, он оттеснялся другими.

Обособляется со словами: кроме, помимо, вопреки, включая, исключая, за исключением, наряду с…, вместо:

Всё, кроме сорок, наблюдали за ним.

1. Выражено чаще деепричастным оборотом      (Что делая? Что сделав?)

Суффиксы деепричастий: -а, -я, -в, -вши, -ши

Лось стоял на дороге, гордо подняв голову.

Запомнить: деепричастия наречного значения не обособляются: читать лёжа   

2.Существительным с предлогом несмотря на; благодаря, вопреки и др. (если стоят перед сказуемым): Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (Когда именно? Где именно?) С экскурсии ребята вернулись поздно, в двенадцать часов.

Обособление второстепенных членов предложения

Обособленное определение

Обособленное приложение

Обособленное дополнение

Обособленное обстоятельство

1.Дорога, вымощенная булыжниками, поднималась выше.

2.Усталая, она не могла идти дальше.

3. Платье, новое, красивое, ей к лицу.

4. Новая рубашка, в черную полоску, была хороша.

1. Ему ли, карлику, тягаться со мной.

2. Вьётся улица-змея.

3. журнал «Смена»

4.Рядом помещалась калитка – хранилище необходимого. (в конце предложения - тире).

5. Как истинный художник, Пушкин нуждался в вдохновении.

6. Стыдливый человек, он оттеснялся другими.

Обособляется со словами: кроме, помимо, вопреки, включая, исключая, за исключением, наряду с…, вместо:

Всё, кроме сорок, наблюдали за ним.

1. Выражено чаще деепричастным оборотом      (Что делая? Что сделав?)

Суффиксы деепричастий: -а, -я, -в, -вши, -ши

Лось стоял на дороге, гордо подняв голову.

Запомнить: деепричастия наречного значения не обособляются: читать лёжа   

2.Существительным с предлогом несмотря на; благодаря, вопреки и др. (если стоят перед сказуемым): Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (Когда именно? Где именно?) С экскурсии ребята вернулись поздно, в двенадцать часов.

Обособление второстепенных членов предложения

Обособленное определение

Обособленное приложение

Обособленное дополнение

Обособленное обстоятельство

1.Дорога, вымощенная булыжниками, поднималась выше.

2.Усталая, она не могла идти дальше.

3. Платье, новое, красивое, ей к лицу.

4. Новая рубашка, в черную полоску, была хороша.

1. Ему ли, карлику, тягаться со мной.

2. Вьётся улица-змея.

3. журнал «Смена»

4.Рядом помещалась калитка – хранилище необходимого. (в конце предложения - тире).

5. Как истинный художник, Пушкин нуждался в вдохновении.

6. Стыдливый человек, он оттеснялся другими.

Обособляется со словами: кроме, помимо, вопреки, включая, исключая, за исключением, наряду с…, вместо:

Всё, кроме сорок, наблюдали за ним.

1. Выражено чаще деепричастным оборотом      (Что делая? Что сделав?)

Суффиксы деепричастий: -а, -я, -в, -вши, -ши

Лось стоял на дороге, гордо подняв голову.

Запомнить: деепричастия наречного значения не обособляются: читать лёжа   

2.Существительным с предлогом несмотря на; благодаря, вопреки и др. (если стоят перед сказуемым): Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (Когда именно? Где именно?) С экскурсии ребята вернулись поздно, в двенадцать часов.

Обособление второстепенных членов предложения

Обособленное определение

Обособленное приложение

Обособленное дополнение

Обособленное обстоятельство

1.Дорога, вымощенная булыжниками, поднималась выше.

2.Усталая, она не могла идти дальше.

3. Платье, новое, красивое, ей к лицу.

4. Новая рубашка, в черную полоску, была хороша.

1. Ему ли, карлику, тягаться со мной.

2. Вьётся улица-змея.

3. журнал «Смена»

4.Рядом помещалась калитка – хранилище необходимого. (в конце предложения - тире).

5. Как истинный художник, Пушкин нуждался в вдохновении.

6. Стыдливый человек, он оттеснялся другими.

Обособляется со словами: кроме, помимо, вопреки, включая, исключая, за исключением, наряду с…, вместо:

Всё, кроме сорок, наблюдали за ним.

1. Выражено чаще деепричастным оборотом      (Что делая? Что сделав?)

Суффиксы деепричастий: -а, -я, -в, -вши, -ши

Лось стоял на дороге, гордо подняв голову.

Запомнить: деепричастия наречного значения не обособляются: читать лёжа   

2.Существительным с предлогом несмотря на; благодаря, вопреки и др. (если стоят перед сказуемым): Вопреки предсказанию, погода прояснилась.

УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (Когда именно? Где именно?) С экскурсии ребята вернулись поздно, в двенадцать часов.



Предварительный просмотр:

Написание зависит

от ударения

Написание зависит от                    согласной корня

Написание

зависит от

суффикса А

Написание зависит

от значения

О // А

1. Безударный О

1) -гар-/-гор-:

загар – загорать

Искл.: выгарь, выгарки, пригарь, изгарь

2) -клан-/-клон-:

кланяться,

поклон – наклониться;

3) -твор-/-твар-:

тварь – творить

Искл.: утварь

2. Безударный А

1) -зар-/-зор-: заря

Искл.: зорянка, зоревать, зоревой.

1. -лаГ-/-лоЖ-:

предлагать – предложить

Искл.: полог

2. -скаК-/-скоЧ-: скакать – выскочить

Искл.: скачок, скачу, скачи (пов. н.), скача (дееприч.) – от глагола скакать

3. -раСТ-, -раЩ-/-роС-: расту, выращен, вырос

Искл.: отрасль,

росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый

1. Е  // И + -А-

-бер-/-бир-а

-блест-/-блист-а

-жег-/-жиг-а

-дер-/-дир-а

-мер-/-мир-а

-пер-/-пир-а

-стел-/-стил-а

-стер-/-стир-а

-тер-/-тир-а

-чет-/-чит-а

беру – убирАть

простёрся-простирается

 Искл.: обжиг,  чета,

сочетать, сочетание

2. О // А + -А-

-кос-/-кас- +А:

коснуться – касаться

1. -мак-/-мок-

-мак- = погружать в жидкость:

Макнуть перо в чернила.

-мок- = впитывать, пропускать через себя жидкость:

Вымокнуть под дождём.  

2. -равн-/-ровн-:

-равн- = равный, одинаковый

уравнение

-ровн- = ровный, прямой, гладкий сровнять; подровнять волосы.

Искл.: равнина, равнение, Равняйсь! поровну, уровень.

3. -плав-/-плов-/-плыв-/  

 «Люди»: -плыв-, -плов-.

Плывун, пловец.

а в остальных случаях – а: плавник

В корнях с чередованием а (я) – има (я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а: сжать – сжимать, понять – понимать!

Написание зависит

от ударения

Написание зависит от                    согласной корня

Написание

зависит от

суффикса А

Написание зависит

от значения

О // А

1. Безударный О

1) -гар-/-гор-:

загар – загорать

Искл.: выгарь, выгарки, пригарь, изгарь

2) -клан-/-клон-:

кланяться,

поклон – наклониться;

3) -твор-/-твар-:

тварь – творить

Искл.: утварь

2. Безударный А

1) -зар-/-зор-: заря

Искл.: зорянка, зоревать, зоревой.

1. -лаГ-/-лоЖ-:

предлагать – предложить

Искл.: полог

2. -скаК-/-скоЧ-: скакать – выскочить

Искл.: скачок, скачу, скачи (пов. н.), скача (дееприч.) – от глагола скакать

3. -раСТ-, -раЩ-/-роС-: расту, выращен, вырос

Искл.: отрасль,

росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый

1. Е  // И + -А-

-бер-/-бир-а

-блест-/-блист-а

-жег-/-жиг-а

-дер-/-дир-а

-мер-/-мир-а

-пер-/-пир-а

-стел-/-стил-а

-стер-/-стир-а

-тер-/-тир-а

-чет-/-чит-а

беру – убирАть

простёрся-простирается

 Искл.: обжиг,  чета,

сочетать, сочетание

2. О // А + -А-

-кос-/-кас- +А:

коснуться – касаться

1. -мак-/-мок-

-мак- = погружать в жидкость:

Макнуть перо в чернила.

-мок- = впитывать, пропускать через себя жидкость:

Вымокнуть под дождём.  

2. -равн-/-ровн-:

-равн- = равный, одинаковый

уравнение

-ровн- = ровный, прямой, гладкий сровнять; подровнять волосы.

Искл.: равнина, равнение, Равняйсь! поровну, уровень.

3. -плав-/-плов-/-плыв-/  

 «Люди»: -плыв-, -плов-.

Плывун, пловец.

а в остальных случаях – а: плавник

Написание зависит

от ударения

Написание зависит от                    согласной корня

Написание

зависит от

суффикса А

Написание зависит

от значения

О // А

1. Безударный О

1) -гар-/-гор-:

загар – загорать

Искл.: выгарь, выгарки, пригарь, изгарь

2) -клан-/-клон-:

кланяться,

поклон – наклониться;

3) -твор-/-твар-:

тварь – творить

Искл.: утварь

2. Безударный А

1) -зар-/-зор-: заря

Искл.: зорянка, зоревать, зоревой.

1. -лаГ-/-лоЖ-:

предлагать – предложить

Искл.: полог

2. -скаК-/-скоЧ-: скакать – выскочить

Искл.: скачок, скачу, скачи (пов. н.), скача (дееприч.) – от глагола скакать

3. -раСТ-, -раЩ-/-роС-: расту, выращен, вырос

Искл.: отрасль,

росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый

1. Е  // И + -А-

-бер-/-бир-а

-блест-/-блист-а

-жег-/-жиг-а

-дер-/-дир-а

-мер-/-мир-а

-пер-/-пир-а

-стел-/-стил-а

-стер-/-стир-а

-тер-/-тир-а

-чет-/-чит-а

беру – убирАть

простёрся-простирается

 Искл.: обжиг,  чета,

сочетать, сочетание

2. О // А + -А-

-кос-/-кас- +А:

коснуться – касаться

1. -мак-/-мок-

-мак- = погружать в жидкость:

Макнуть перо в чернила.

-мок- = впитывать, пропускать через себя жидкость:

Вымокнуть под дождём.  

2. -равн-/-ровн-:

-равн- = равный, одинаковый

уравнение

-ровн- = ровный, прямой, гладкий сровнять; подровнять волосы.

Искл.: равнина, равнение, Равняйсь! поровну, уровень.

3. -плав-/-плов-/-плыв-/  

 «Люди»: -плыв-, -плов-.

Плывун, пловец.

а в остальных случаях – а: плавник

Написание зависит

от ударения

Написание зависит от                    согласной корня

Написание

зависит от

суффикса А

Написание зависит

от значения

О // А

1. Безударный О

1) -гар-/-гор-:

загар – загорать

Искл.: выгарь, выгарки, пригарь, изгарь

2) -клан-/-клон-:

кланяться,

поклон – наклониться;

3) -твор-/-твар-:

тварь – творить

Искл.: утварь

2. Безударный А

1) -зар-/-зор-: заря

Искл.: зорянка, зоревать, зоревой.

1. -лаГ-/-лоЖ-:

предлагать – предложить

Искл.: полог

2. -скаК-/-скоЧ-: скакать – выскочить

Искл.: скачок, скачу, скачи (пов. н.), скача (дееприч.) – от глагола скакать

3. -раСТ-, -раЩ-/-роС-: расту, выращен, вырос

Искл.: отрасль,

росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый

1. Е  // И + -А-

-бер-/-бир-а

-блест-/-блист-а

-жег-/-жиг-а

-дер-/-дир-а

-мер-/-мир-а

-пер-/-пир-а

-стел-/-стил-а

-стер-/-стир-а

-тер-/-тир-а

-чет-/-чит-а

беру – убирАть

простёрся-простирается

 Искл.: обжиг,  чета,

сочетать, сочетание

2. О // А + -А-

-кос-/-кас- +А:

коснуться – касаться

1. -мак-/-мок-

-мак- = погружать в жидкость:

Макнуть перо в чернила.

-мок- = впитывать, пропускать через себя жидкость:

Вымокнуть под дождём.  

2. -равн-/-ровн-:

-равн- = равный, одинаковый

уравнение

-ровн- = ровный, прямой, гладкий сровнять; подровнять волосы.

Искл.: равнина, равнение, Равняйсь! поровну, уровень.

3. -плав-/-плов-/-плыв-/  

 «Люди»: -плыв-, -плов-.

Плывун, пловец.

а в остальных случаях – а: плавник



Предварительный просмотр:

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

зимНИЙ ДИКТАНТ КОНКУРС ПРОЕКТОВ

Слайд 2

ЗАДАНИЕ на 1-ю неделю после каникул: Напишите авторский диктант, посвящённый зимней или новогодней тематике. Количество слов: 100-120. В тексте должны присутствовать орфограммы, изученные в 5-9 классах (не менее 10 разных орфограмм). Орфограммы подчеркните.

Слайд 3

ПРИМЕРЫ Новогодние сдобные крендельки (тема: Н и НН в причастиях, гласные в суффиксах страдательных причастий) Размягчённое масло смешать с желтками, сахаром, ванилином и лимонной цедрой. Мелко натереть очищенный миндаль. Добавить просеянную муку и растереть все до консистенции крема. Замешенное тесто поставить на один час на холод, и только после этого раскатать полоски длиной 12 см и шириной полсантиметра. Слепить из них крендельки и положить на смазанный жиром противень. Выпекать 20 минут при температуре 180 градусов. Охлаждённое печенье, посыпанное сахарной пудрой, подавать на стол.

Слайд 4

ПРИМЕРЫ Н и НН в прилагательных Ёлочное украшение из грецких орехов Если орех покрасить золотой или серебряной краской, он превратится в необыкновенную ёлочную игрушку. Можно аккуратно расколоть орех пополам и из половинок скорлупы сделать сразу две чу́дные игрушки. Вырезаем кленовый или дубовый листок из бархатной бумаги. На него наклеиваем одну половинку ореха. Раскрашиваем скорлупу масляными красками. Готова очаровательная божья коровка. Из другой половинки скорлупы можно сделать сказочный кораблик с деревянной мачтой из спички, белым или красным парусом, разноцветными бумажными или картонными флажками.

Слайд 5

Примеры Зимний день Облака, заволакивавшие небо с утра, разошлись. Оно очистилось. Подморозило. Варыкинский парк, на разных расстояниях окружавший эти места, близко подступал к сараю, как бы для того, чтобы заглянуть в лицо доктора и что-то ему напомнить. Снег в эту зиму лежал глубоким слоем, выше порога сарая. Его дверная притолока как бы опустилась, сарай точно сгорбился. С его крыши почти на голову доктору шапкой исполинского гриба свисал пласт наметенного снега. Прямо над свесом крыши, точно воткнутый острием в снег, стоял и горел серым жаром по серпяному вырезу молодой, только что народившийся полумесяц. Хотя был еще день и совсем светло, у доктора было такое чувство, точно он поздним вечером стоит в темном дремучем лесу своей жизни. Такой мрак был у него на душе, так ему было печально. И молодой месяц предвестием разлуки, образом одиночества почти на уровне его лица горел перед ним.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из 2-го столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.

2) Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.

3) В Стокгольме есть музей одного экспоната – корабля «Васа», единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95 %.

4) В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки.

5) Существует мнение, что состояние здоровья человека на 90 % зависит от условий жизни и лишь на 10 процентов – от медицины.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Мы часто говорим «врем..(1)на Чехова», но вкладываем в эти слова пр..(2)имущественно книжное представление. Атмосфера этой эпохи, слагавш..(3)яся из неисч..(4)слимых черт, почти потер..(5)на для нас. В качестве св..(6)детельств остались произведения искусства, историч..(7)ские документы, комплекты пожелтевших газет, воспом..(8)нания людей, старинные пр..(9)дания, предметы быта.  ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Осенью мы лучше вид..(1)м и глазом, и сердц..(2)м. Всё устоялось, зам..(3)рло для того, каж..(4)тся, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в син..(5)й воде. Таково состояние пр..(6)роды, таково же состояние и душ..(7) человека,          увид..(8)вшего осенний праздник света и тиш..(9)ны. ОТВЕТ:

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

1) Дядя осторожно переходит улицу, отворяет дверь – дверь визжит, дребезжат стёкла.

2) Лишённый книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

3) Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.

4) Снегири забавно расхаживали по снежному насту, взлетали на сучья кустарников, тепло одетых инеем, и качались на них, как живые цветы.

5) Анютины глазки – популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я рад предстоящ..(1)й встреч..(2) с осенним лесом. Не хочется н..(3)чего пропустить. Каких красок н..(4) увид..(5)шь здесь! У самого края леса бл..(6)снуло небольшое озеро с тёмной водой цвета насто..(7)нного чая. А на косогоре тонконогие осинки застенч..(8)во толпятся у опушки, поворач..(9)вая к солнцу листья.  ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Малые города Росси..(1) живут без спешки и шума. Не встрет..(2)шь тут торопливых пеш..(3)ходов, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, пр..(4)езжему ответят обстоятельно, помогут от..(5)скать нужное место. Люди здесь пр..(6)ветливые, вн..(7)мательные, услужл..(8)вые. Они нежно пр..(9)вязаны к своему родному месту, любят его всей душой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

Б)  Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В)  Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

1)  Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

2)  Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.

3)  Хорошая книга  — это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

4)  Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.

5)  Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух,  — всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Возле самой воды, в густых зар..(1)слях, вдруг увидишь подвеш..(2)нное к стеблям гнездо кр..(3)пивницы или выд..(4)лбленное в трухлявом осиновом пне гнездо мух..(5)ловки-пеструшки. Но нечаст..(6) обн..(7)ружишь искусно свитые, искусно спрят..(8)нные в буйной зелени гнёзда, хотя их, должно быть, очень много: вокруг весь буерак н..(9)полнен щебетаньем, пересвистом птиц.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Конец сент..(1)бря. Клён раскрасился ярк..(2)м багрянц..(3)м, а молодая берёзка у наш..(4)го дома, которая первая распустила свои клейк..(5)е л..(6)сточки, совсем пож..(7)лтела. Резкие порывы ветра сбрасывают их убранство. Иссохшие листья кружат, словно мал..(8)нькие парашютики, уст..(9)лая мокрую землю.  ОТВЕТ:

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. в И.п., при нулевой связке ставится тире.

1)  Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

2)  Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

3)  Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  — ничего не поделаешь.

4)  Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

5)  Всё: крапива, полынь, репейник  — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

С б..(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже 

чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Пр..(1)драссветная тишь не наруша..(2)тся н..(3)какими звуками. Подн..(4)маться в такую рань не хоч..(5)тся. 

Вот из-за гор..(6)зонта медл..(7)нно выплыва..(8)т солнце, освещая серебр..(9)ные капли росы на траве.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. в И.п., при нулевой связке ставится тире.

1)  Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

2)  Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

3)  Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  — ничего не поделаешь.

4)  Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

5)  Всё: крапива, полынь, репейник  — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

С б..(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже 

чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Пр..(1)драссветная тишь не наруша..(2)тся н..(3)какими звуками. Подн..(4)маться в такую рань не хоч..(5)тся. 

Вот из-за гор..(6)зонта медл..(7)нно выплыва..(8)т солнце, освещая серебр..(9)ные капли росы на траве.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. в И.п., при нулевой связке ставится тире.

1)  Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

2)  Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

3)  Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  — ничего не поделаешь.

4)  Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

5)  Всё: крапива, полынь, репейник  — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.

ОТВЕТ:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

С б..(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже 

чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Пр..(1)драссветная тишь не наруша..(2)тся н..(3)какими звуками. Подн..(4)маться в такую рань не хоч..(5)тся. 

Вот из-за гор..(6)зонта медл..(7)нно выплыва..(8)т солнце, освещая серебр..(9)ные капли росы на траве.