4. Публикации статей, рассказывающих о моей работе.
В этом блоке я хочу рассказать о тех выставках, которые проходили в школьном музее. Темы выставок разнообразны, история их создания тоже неординарна, поэтому в своих статьях я рассказывала и о самой выставке и о тех людях, которые были причастны к ее появлению. Буду очень рада , если Вас заинтересует эта тема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogami_voyny_.docx | 19.95 КБ |
den_slavyanskoy_pismennosti.docx | 15.52 КБ |
kartiny_khudozhnika_kalinina.docx | 19.73 КБ |
merkulov_f.f.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОРОГАМИ ВОЙНЫ
НУ, ЧТО МЫ ПОМНИМ О ВОЙНЕ?
Ну, что мы знаем о Войне?
Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне
Мы вспоминаем слишком мало.
А детям вовсе не понять -
О чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять,
Ответы забывают скоро.
Другие страны, времена…
Другие войны были тоже.
И та, Великая Война
Все больше на кино похожа.
На майской праздничной волне
Все меньше правды о войне.
Я уже несколько лет подряд провожу выставку посвященную Дню Победы. К ней готовлюсь загодя, за несколько месяцев. Очень хочу чтобы то, что буду показывать и рассказывать детям тронуло, задело за живое, чтобы после экскурсии придя домой вопросы задавали родителям о своих дедах и прадеда, участвовавших в той войне. Хочу,чтобы 9 мая придя к памятнику, они понимали смысл происходящего и возлагали цветы от души, а не потому что «сказали всем прийти с цветами». Мы живем далеко от мест сражений, повезти детей в города-герои и показать музеи очень сложно, кино и фото не впечатляют нынешних детей. Я нашла возможность и обратилась за помощью в патриотические и поисковые отряды Ленинградской, Московской, Омской области. Поисковики откликнулись на просьбу и прислали несколько посылок для нашей музейной комнаты. В этом году была особенная выставка, это личные вещи советских и немецких солдат: котелки, фляга, кружки, ложки, бритвенные принадлежности, коробочка самодельная (она была сделана скорее всего из гильза от артснаряда, могла быть портсигаром, или хранилищем бумаги для самокруток). Обязательно у каждого солдата должна быть каска, у нас их две - одну нашли под Нарвой, а вторую на Синявинских высотах под Ленинградом. Рассказываю детям о сибиряках-защитниках Ленинграда, «их оставалось только 2 из 18 ребят!», эта песня о них, о наших земляках. Показываю изрешеченную каску и рассказываю о том, что группа, состоящая из воинов-сибиряков (все 18 человек были родом из Новосибирска) в течение всей ночи они удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих сил немцев (до 300 солдат). К утру из состава группы остались в живых лишь двое — рядовой Герасим Лапин и сержант Константин Власов. Показываю детям двухкамерную масленку. Она была просто необходима для обслуживания стрелкового оружия. Одна камера предназначена под щелочное масло, другая под нейтральное. Дабы не перепутать, какое масло где находится, камеры обозначены соответствующими буквами "Щ" и "Н". Если еще один экспонат-это горлышко от бутылки с зажигательной смесью – «коктель Молотова», объясняю что это и как его использовали. Спрашиваю у ребят известно ли им о том, кто из их прадедов был участником Великой Отечественной войны и не всегда они могут ответить на этот вопрос. И тогда я показываю им фронтовые и послевоенные фотографии их прадедов, называю имена и фамилии. И показываю настоящие письма с фронта, карандаш вставленный в гильзу (чтобы удлинить), показываю похоронки и извещения. Во время экскурсии обязательно рассказываю о наградах, боевых и юбилейных. На экскурсию приходят и школьники и дети из детского сада и даже бывшие выпускники. Я очень рада этому и очень надеюсь, что память о тех, кто воевал останется в сердце.
МОУ Верх-Мильтюшинская СОШ
руководитель школьной музейной комнаты Колесникова (Андриянова) Н.А.
Предварительный просмотр:
День славянской письменности и культуры.
День славянской письменности и культуры отмечают в России с 1987 года. Ежегодно в нашей школе проходят в этот день мероприятия, посвященные этому событию. В этом году, 24 мая, были проведены библиотечный урок и выставка в школьной музейной комнате. Ирина Ивановна Дитюк вместе с четвероклассниками подготовила и провела замечательный тематический классный час для учеников начальной школы. Ребята узнали о святых Кирилле и Мифодии, познакомились с историей образования праздника, показали свое выступление. В школьной музейной комнате проходит выставка " БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ ТОНКИМ ПЕРЫШКОМ В ТЕТРАДЬ." На выставке представлены книги 1914 года, 1936-52гг. Так же показана коллекция книг с автографами известных писателей, поэтом, музыкантов (А. Пахмутова, А. Заволокин, А. Герасимчук, В.Минин и т.д.) «Изюминкой» этой выставки являются уникальные рукописи – блокнот со стихами М.Шорина (1927г.) и дамский журнал сестры известного московского архитектора К.В. Терского (1880-хгодов), ее фотографии. Во время экскурсии Колесникова Нина Александровна рассказывает историю появления письменных принадлежностей и показывает коллекцию карандашей, чернильных, шариковых, подарочных, сувенирных ручек разного времени. Здесь же они знакомятся и с гусиным пером, чернильницей, перочинным ножом и промокашкой. Здесь можно «историю потрогать руками», можно попробовать написать свое имя, пожелание в книге отзывов чернилами и пером, почувствовать себя учеником Кирилла и Мефодия.
МОУ Верх-Мильтюшинская СОШ
руководитель школьной музейной комнаты Колесникова (Андриянова) Н.А.
Предварительный просмотр:
Порой случайное – не случайно.
Тематические выставки в нашей музейной комнате я провожу довольно часто. Темы разные, порой необычные и дети с удовольствием приходят на экскурсию. Некоторые выставки готовлю долго, тщательно подбираю нужные экспонаты. Такие выставки заранее запланированы и они самые сложные. А бывает так, как случилось на этот раз… Есть у меня приятель, он живет в Омске, он часто помогает мне, присылает экспонаты в школьный музей, помогает найти нужную информацию. Вот и в этот раз, в марте,получаю я посылку, а в ней 52 рисунка, выполненных на бумаге и картоне гуашью и пастелью. Тема – космос. Некоторые рисунки были закончены полностью, некоторые не дописанные, все они были датированы 1981-82 годом. На некоторых из них стояла подпись автора: «Другу Леше от Игоря» или «Игорь Калинин» и автограф. Я позвонила своему приятелю, чтобы узнать как связаться с автором рисунков, чтобы взять у него разрешение на хранение рисунков в музее. И тут началась самое интересное в этой истории… Оказалось, что моему приятелю рисунки отдал его друг- Алексей (по-видимому рука дрогнула выкинуть их). А Алексею действительно подарил Игорь Калинин. Когда-то, еще будучи школьниками, они дружили. Отец Игоря был военнослужащий, и семья переезжала с одного места службы на другое. Они жили и в Томске, и в Омске и в Алма-Ата. И вот в Алма-Ата друг –то и нарисовал эти картинки, ему тогда было лет 15. Алексей сказал, что будучи уже взрослыми они никогда не встречались и где живет Игорь и занимается ли он живописью он не знает. Любопытство – двигатель прогресса! И я решила попробовать найти Игоря Калинина, чтобы узнать стал ли он художником и чтобы спросить разрешение на использование его рисунков в работе. Я несколько дней искала в социальных сетях человека, хоть как-то похожего на художника (люди обычно показывают на фотографиях свои увлечения, хобби). Нашла несколько человек с таким именем и фамилией и возрастом от 45 до 50 лет. Одним из таких людей был бывший военный летчик живущий в Николаеве, на Украине. Никаких признаков говорящих о том, что он художник не было, но я было подумала: «На рисунках изображено много самолетов, летательных аппаратов, много неба, а вдруг мечта подростка о небе стала профессией?». Найти человека никак не получалось и тогда я просто набрала в поисковике «выставка художника Игоря Калинина». И тут случилось, то чего я так долго искала - оказалось такой художник действительно есть! И самое интересное, что я не ошиблась, читаю: «В Николаевском областном художественном музее им. В.В.Верещагина открылась выставка графических произведений Игоря Калинина. В экспозиции представлено около 40 работ. Причем, как говорит художник, 80% экспозиции — это работы, которые написаны в течение последних двух лет и еще нигде не выставлялись. Все свои сюжеты автор изображает «с высоты», как бы в полете. Очевидно, это связано с тем, что Игорь Калинин — бывший военный летчик. На вопрос, что побудило военного летчика стать художником, Игорь Калинин отвечает, что профессиональным художником был его родной дядя по отцовской линии. С детства Игорь находился рядом с ним, видел его готовые работы, а также наблюдал за процессом их создания. Дядя стал ему «потихонечку рассказывать технику написания работ». А позже Игорь Калинин, как он сам говорит, «втянулся в это дело, потому что стало получаться». После увольнения из армии Игорь Евгеньевич закончил Киевский национальный технический университет по специальности «издательское дело и технология полиграфического производства». Он очень разносторонний, разноплановый художник. Работы художника, выполненные тушью, пастелью и акварелью, отличаются глубокой содержательностью, включающей множество аспектов восприятия – от созерцания реально существующих объектов, архитектурных ансамблей, горных и лесных пейзажей, до исключительно фантастических, рожденных воображением творца образов. На основе существующих памятников истории, разрушенных временем и ставших в силу этого сказочными, художник создаёт собственные реконструкции, как подсказывает ему виденье отдаленных событий, окруженных ореолом полулегендарных подробностей. Передаваемые им сложные образы, впрочем, вполне понятны современному человеку. Их расшифровка – не углубление в непостижимые тайны, а, скорее, преподнесение зрителю целостной картины Нашего мира, где прошлое, настоящее и будущее связаны вполне ощутимыми нитями событий, где нет случайностей, и всё, что будет завтра, проистекает из вчера и сегодня, а человек - необходимая часть Вселенной.». Когда я прочитала статьи о художнике, посмотрела фотографии его работ - поняла, что рисунки на моем столе это и есть работы Игоря Калинина. Я через сайт художника связалась с его арт-директором (Натальей - его сестрой), рассказала о истории появления рисунков у меня, потом пообщались с художником. Они оба были очень удивлены тем что, во-первых рисунки вообще сохранились, во-вторых тем, как они попали в сельский школьный музей в Сибири. Ну и, естественно, их очень удивило то, что я пыталась найти автора. Игорь Евгеньевич разрешил оставить рисунки в школьном музее.
…. Вот так внезапно и появилась очередная выставка в школьном музее, посвященная 12 апреля. Я хочу провести экскурсию и показать рисунки не только нашим школьникам, но и ученикам других школ. А еще мне хочется сказать детям, что порой случайное – не случайно и если верить в свою мечту и много работать, то она обязательно исполнится.
Руководитель школьной музейной комнаты МОУ Верх-Мильтюшинская СОШ
Колесникова (Андриянова) Н.А.
Предварительный просмотр:
О Ф.Ф. Меркулове.
День добрый. 15 февраля – День вывода войск из Афганистана, в этом году юбилейная дата. Провожу в школьной музейной комнате классный час-экскурсию посвященную этому празднику, рассказываю о выпускниках- войнах- интернационалистах. Рассказываю о событиях, называю имена, показываю фотографии, документы, награды и знаки. И приходится останавливать рассказ и объяснять кто такие «душманы», что такое «серпантин», «зеленка» и «караван», что такое «груз-200». Вспоминаю, что для нас, школьников 80х годов, эти слова были понятны и разъяснения не требовали. Тем более, что в сентябре 1986 года мы по-настоящему узнали что такое «цинк». Мы знали, что в Афганистане идет война (на политинформации каждую субботу мы рассказывали о том, что прочитали в газетах) знали, что у нашего одноклассника Лехи Меркулова там служит старший брат. Он очень гордился им. И вот, в конце сентября шокирующая новость на всю деревню – Федор Меркулов погиб в Афганистане! Столько лет уже прошло, а детские воспоминания о том событии настолько яркие и кажется, что это было совсем недавно. Обычный сельский парень, из простой многодетной семьи. Из рассказа Валентины Викторовны: «Федя родился в семье 3-м ребенком, до этого у нас было две девочки — Лена и Света. До 7лет Федя рос спокойным, но пошел в
школу — как будто проснулся, стал очень подвижный. Учился хорошо, все запоминал, и по устным предметам все 10 лет не заглядывал в книжку. Спрошу, почему не учишь, а он говорит — все запоминаю со слов учителя. Рано начал ездить на конях. С 5 класса по всему лету пас коней. А в старших классах летом работал на стрижке овец, тюковал шерсть. Дома все делал: и огород полол, и копал, и сено помогал убирать. А зимой и воду носил, и за скотиной убирал. После 8 класса поступил в Бердский техникум, Неделю проучился и сказал: «Эта специальность не по мне, зачем мне белый халат, я хочу быть только шофером». И сколько ни уговаривали, пошел в 9 класс. После школы сразу пошел учиться на шофера, а потом до армии работал на сушилке. О нем очень хорошо отзывались те, кто с ним работал. Перед армией много времени уделял племяннику Сереже — с рук его не спускал в свободное от работы время. Смастерил ему во дворе качели, на ней качались потом и другие племянники, те, которых ему не довелось понянчить и увидеть. В письмах никогда не писал о плохом: «Здесь все интересно, не так, как у нас, приеду — расскажу». И еще в письмах сквозила
гордость за сибиряков: «Здесь очень уважают сибиряков, на них только и надеются». » А однажды там, в Афгане, встретил Федор одноклассника своего- Толика Походню, написал домой: «Как будто брата родного встретил!». Письма. Писал домой часто, но письма были короткие, даже в чем-то детские, пацаничьи. Вот одно из последних писем: «Привет из Кундуза! Позавчера мне дали машину- КАМАЗ, трехмостовый, новый! У него только буфер чуть-чуть помятый. Его помял мой однофамилец, поэтому мне его и дали. Старшина сказал: «Чтобы лучше запомнить кто на этой машине.» Когда поехал в первый рейс старшина сказал: «Если назад приедешь и не побьешь машину, значит шофер из тебя получится. Все обошлось нормально!» Письмо написано 25 августа, а 21 сентября его машина шла в колонне первая. Перед этим за несколько дней был бой, были раненые и Федор и перевозил ребят в госпиталь. Колонну окружили и расстреляли. Сухие строки на бумаге: «Уважаемые Федор Васильевич и
Валентина Викторовна! С глубоким прискорбием сообщаем Вам, что Ваш сын Меркулов Федор Федорович, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 21сентября 1986 года в районе населенного пункта Кундуз Демократической Республики Афганистан. Командование части разделяет с Вами горечь и безмерную скорбь в связи с безвременной смертью Вашего сына, нашего товарища. Выражаем искреннее соболезнование. Командир войсковой части майор Мельник.» В 1989 году Федора Федоровича Меркулова наградили «Орденом Красной Звезды», посмертно. В 2005 году, в день памяти, в школе ребятами-афганцами Черепановского отделения Российского союза ветеранов Афганистана была открыта мемориальная доска. Здесь, на Посту №1, проходят ежегодные линейки-памяти. 21сентября в день гибели Федора Меркулова и 15 февраля – день вывода войск из Афганистана. Каждый год в эти дни в школе ребята несут Вахту Памяти, отсюда школьники уезжают в поселок Семеновский, чтобы возложить на могилу цветы и помянуть минутой молчания.
Провожу экскурсию, показываю ребятам фотографии из семейного альбома Меркуловых: вот Федор совсем маленький, а вот уже школьник, а эти три фотографии были сделаны в день проводов в армию. На снимках призывник и вся его родня. Провожали, как говорится, всем селом, с гармошкой до околицы. А эти снимки сделаны уже в Афганистане, их не много всего пара-тройка штук. На них он очень серьезный, совсем не похож на того улыбчивого парня каким его знали все ,кто учился с ним, кто жил с ним в школьном интернате, учителя и односельчане. Рассказываю ребятам короткую биографию Федора, показываю письма, орденскую книжку, а потом видеоинтервью с мамой – Валентиной Викторовной. А сам думаю : « 27 февраля ему исполнилось бы 47 лет, его дети могли бы быть моими учениками, а ему по прежнему 19. И так уже будет всегда.» В 2005 году наша выпускница, Саблина Софья, написала стихи посвященные памяти Федора Меркулова. Светлая память тебе, Федор Федорович.
* * *
Вот вход. На белом обелиске
Его портрет и ангел рядом.
Его глаза, мои - гак близко.
Я в пол, а он застывшим взглядом
И мне в глаза, я в них читаю:
«Я жив! Вы зря меня забыли!
Пусть я в земле, но я мечтаю
И я летаю ! Дали крылья!!!»
Вот мать его со мною рядом
И руку крепко так сжимает.
Он нам в глаза все тем же взглядом.
Теперь она уже читает:
«Ну, здравствуй, мама. Как живется?
Прости, что не в конверте с маркой!-
А сердце матери так рвется,-
И извини, что без подарка.
Ты знаешь, мама, я скучаю,
Вот только, нет уж сил подняться
Прийти , как прежде с тортом к чаю.
Поцеловаться и обняться.
Ты знаешь, мама, одиноко.
Здесь одному и зябко тоже.
Вот я ушел. Здесь нету срока.
Не стану старше и моложе.
Ты расскажи мне, как ты , мама?
И как отец? Он не болеет?
Зачем ты плачешь? Больно, мама.
Ты знаешь, я живых живее !
Я в памяти твоей навечно,
Я в каждой выпавшей слезинке
Твоим родным увековечен,
Любимым сыном. На поминках
Не плачь ты, мама, - слезы душат,
Ты знаешь это, лучше всяких.
Ты слышишь ветер? Ты послушай.
В нем шепот мой все тот же мягкий.
И мама, знаешь..» тут случилось:
И мать его на землю пала,
Лицом к граниту прислонилась
И целовала, целовала...
А я стояла молча рядом.
Глотая слезы. Я молилась
Впервые в жизни. С этим взглядом
Я умерла и возродилась.
Руководитель школьной музейной комнаты МОУ Верх-Мильтюшинская СОШ
Колесникова (Андриянова) Н.А.