методические разработки

Рыхторова Валентина Михайловна

Предварительный просмотр:

                                                                         

Использование метода постановки учебной проблемы на уроках русского языка

 С 2012 года наша школа работает по образовательной системе «Школа 2100», которая реализует технологию проблемно-диалогического обучения.

          Цель этой статьи – предложить коллегам методы постановки учебной проблемы, которые мы используем на занятиях по русскому языку.

           Первым из проблемно-диалогических методов обучения можно назвать побуждающий от проблемной ситуации диалог. Он сочетает приём создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. С этой целью используем одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?»,  «Какой вопрос возникает?». Часто ученики дают неточные или ошибочные ответы, учителю необходимо обеспечить безоценочное их принятие.

           Учитель предлагает проблемную ситуацию с противоречивыми положениями, побуждает к осознанию противоречия репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие  налицо?»

Например, на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные» учитель предлагает прочитать имена существительные и записать их группами изморозь, плач, слава, Слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, пламя, россыпь, звездопад. Ученики распределяют данные слова по склонениям.

- Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений?  (Время, пламя - ср.р). Почему? Какая особенность есть у этих слов?

-Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

           Одним из проблемно-диалогических методов является подводящий к теме диалог. Он представляет собой систему посильных для детей вопросов и заданий, которые помогают ученикам сформулировать  тему урока. Причём, последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных».

-Прочитайте слова   шёпот , дружок, врачом. Что общего у этих слов?

-А какие различия вы заметили? Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё, О после шипящих? Почему?( Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании). Сформулируйте тему урока.

           Следующий метод – сообщение темы с мотивирующим приёмом. Сообщение готовой темы предваряется либо интригующим материалом (приём «яркое пятно», например, в форме шуточного стихотворения, грамматической сказки, ребуса, кроссворда), либо подчёркивается значимость темы для самих учащихся (приём «актуальность»).

      Урок русского языка в 5 классе по теме: «Падеж. Склонение имён существительных».

- Послушайте грамматическую сказку и вопрос и сформулируйте тему урока.        

                              Сказка

          Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

          Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

      -О чём идёт речь? (О падежах.) А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? (Склонение.) Сформулируйте тему урока.

          Данные методы позволяют создать условия, побуждающие детей к деятельности через востребованность их знаний, способствуют развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки; способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей школьников.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЫХТОРОВА В.М.

МКОУ СОШ №2 Г. БАРАБИНСКА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                 Нужны умные, образованные люди;

                                                                                                 по мере приближения человечества  

                                                                                                  к лучшей жизни число этих людей  

                                                                                                       будет увеличиваться, пока они        

                                                                                                               не составят большинства.    

                                                                                                                                      Чехов А. П.        

Урок литературы сегодня ставит большое количество вопросов перед современным учителем.  Как заинтересовать юного читателя? Как помочь найти стержень и внутреннюю точку опоры в век засилья информации, разнообразной и противоречивой?

 Программа произведений «Школа 2100» по литературе в 5 классе разнообразна по своему жанровому составу от романтических стихов до фантастических романов. Предложенные произведения интересны юному читателю, они интригуют и завораживают. Но нашей целью является не только заинтересовать, но и помочь прочувствовать, пережить события с героями, составить своё отношение к происходящему, ответить на вечные вопросы: что есть добро и зло? Воспитательные идеи современного урока определяются учением без принуждения, личностным подходом к ученику и изучаемому материалу, субъект – субъектным характером общения, идеей сотрудничества, сотворчества с учениками.

Уже на этапе знакомства с творчеством писателя мои ученики с интересом включаются в игру «Верю не верю», в ходе которой выясняют интересные факты биографии писателя. Так началось знакомство с писателем-фантастом Р. Брэдбери:

- Три года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь;

- из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и фактически Брэдбери так и не смог поступить в колледж;

-Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет.                  

 Интересным считаю изучающее чтение и диалог с автором. С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, ребятам необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. При первом знакомстве с отрывком из текста ученики порой высказывают самые невероятные предположения и с удовольствием и увлечением проверяют, правы ли они. Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

После прочтения текста предлагается поработать в парах или группах над списком проблем, поставленных в произведении, над особенностями его художественной формы. Результаты представляются в виде кластера, схемы, таблицы и обязательно защищаются и оцениваются.

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Парное взаимодействие также часто используется в учебных процессах. Но важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонентов.

Обучение в малых группах по методике  может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов, не зависимо от их начального уровня.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д. Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:

        -все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;

        -выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

        -сотрудничает с другими членами группы;

        -вежлив со всеми членам группы;

        -помогает улучшать работу группы.

По этому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.

Кроме соблюдения, этих условий для успешной организации работы микрогрупп желательно, чтобы учитель сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную «обратную связь». Для того чтобы подбодрить более робких ребят, он может рассказать о том, как нелегко ему бывает высказаться на каких-то собраниях, какие чувства он испытывает, как преодолевает их и какую пользу это приносит общему делу. Можно попросить ребят написать друг другу небольшие письма, где будут отмечены их умения работать в группе.

Итог современного урока литературы может быть различным. Мы с ребятами предпочитаем составлять синквейн.  Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

При помощи такого задания происходит не только обобщение учебного материала, но и развитие творческого потенциала каждого ученика.

Итак, проведение уроков в таком русле помогут приобщить детей к литературе как к искусству слова и сформировать индивидуальный эстетический вкус. Это задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.



Предварительный просмотр:

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в 5-6 классах

С 2012 года наша школа реализует на практике требования Федерального государственного образовательного стандарта, концепцию и технологии Образовательной системы  «Школа 2100»,  среди которых  особое место занимает технология продуктивного чтения.  Цель данной технологии - научить ребёнка самостоятельно понимать текст. Средствами достижения цели являются приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Подходы к преподаванию литературы в школе давно определены и актуальны до сих пор. Они включают в себя обязательную опору на литературоведение, введение художественного произведения в литературно-исторический контекст, установление связей с жизненным опытом ребёнка, анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Цель анализа текста на этапе обучения в 3-6 классах - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, её корректировка объективным авторским смыслом.

Таким образом, основная задача учителя на уроках в 5-6 классах – помочь ребёнку увидеть в тексте автора, а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного»)  чтения.

Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». В своей педагогической практике я использую следующие приёмы : выделение ключевых слов, беседа, составление плана, построение структурной модели текста, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, диалог с автором через текст.

Комментированное чтение и диалог с автором через текст – наиболее короткий и доступный «путь к автору».

Первый этап работы с текстом до чтения завершается постановкой цели, он развивает умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Второй этап - работа с текстом во время чтения помогает обучающимся не только  понять  текст, но и интерпретировать его. Третий этап – работа с текстом после чтения корректирует читательскую интерпретацию авторским смыслом.

Рассмотрим приёмы комментированного чтения и диалога с автором на примере анализа отрывка повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» (урок литературы в 5 классе по программе Р.Н.Бунеева и Е.В. Бунеевой).

1.Этап работы с текстом до чтения:

- Как вы думаете, что ценного в знакомстве Васи и детей Тыбурция?

(И те и другие увидели другую сторону жизни).

- Можно ли сказать, что Валя даёт Васе уроки жизни?

- Можно ли сказать, что Вася заставляет детей Тыбурция по-другому взглянуть на мир? Можно ли сказать, что добро и справедливость – главное, чему учатся друг у друга дети?

Формулируем тему: «Уроки добра и справедливости»

2.Этап работы с текстом во время чтения.

- Как твое имя? - спросил мальчик, гладя рукой белокурую головку девочки.

 - Вася. А ты кто такой? (Не «как твоё имя», а «кто ты такой». Почему?)

- Я Валек... (А ответ как раз – имя) Я тебя знаю: ты живешь в саду над прудом. У вас большие яблоки. (Говорит человек, который привык к нужде. Характеристика собеседника идёт от сада с яблоками)

- Да, это правда, яблоки у нас хорошие... не хочешь ли? (Нормальная, дружелюбная реакция)

Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке. Но она скрыла свое лицо, прижавшись к Валеку.

- Боится, - сказал тот и сам передал яблоко девочке. (Брат опекает сестру)

- Зачем ты влез сюда? Разве я когда-нибудь лазал в ваш сад? - спросил он затем. (Зачем ты пришёл на чужую территорию? Я твою территорию не нарушал).

- Что ж, приходи! Я буду рад, - ответил я радушно. Ответ этот озадачил Валека; он призадумался. (Почему призадумался? - Разговор с самого начала идёт «неправильно». Вместо взаимных претензий – попытка наладить дружеские взаимоотношения)

 - Я тебе не компания,- сказал он грустно. (Почему грустно? Валек быстро проанализировал ситуацию и констатирует, что дружбы не получится)

 - Отчего же? - спросил я, огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова. (Зачем Васе нужны эти дети? Может быть, от чувства неудовлетворённости тем, как он живёт, что происходит вокруг него?)

- Твой отец - пан судья.

- Ну так что же? - изумился я чистосердечно.- Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом. (Валек намекает на сословные различия, но его собеседника это мало волнует). Валек покачал головой.

- Тыбурций не пустит,- сказал он, (хорошо, но существуют определённые правила, которых придерживаются взрослые) и, как будто это имя напомнило ему что-то, он вдруг спохватился: - Послушай... Ты, кажется, славный хлопец, но все-таки тебе лучше уйти. Если Тыбурций тебя застанет, будет плохо. (Да и я сам не должен говорить с сыном судьи, потому что это разозлит моего отца, - считает Валек)[ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 2012: 34-35.]

 3.Этап работы с текстом после чтения.

-Какой урок преподает Вася Валеку? (Вася учит Валека тому, что есть на свете люди, от которых не надо обороняться. Для Валека была совершенной неожиданностью мысль о том, что сын судьи будет рад дружить с ним, что он такой же мальчик, как Валек)

- Какие открытия сделал Вася, подружившись с Валеком и Марусей?    Какие уроки он получил от Валека?

 Чтобы ответить на эти вопросы, нужно остановиться на последних эпизодах IV главы («Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома»); на сопоставлении Маруси и Сони в V главе «Знакомство продолжается» (размышления Васи по этому поводу); на разговоре Васи и Валека в конце VI главы «Среди «серых камней» [Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В 2012: 34-43.]

 (Нельзя поверхностно судить о своём отце, нельзя осуждать своего отца, отец – самый близкий тебе человек, он – пример во всём. Сын никогда не должен совершать бесчестные поступки по отношению к своему отцу, не должен лгать ему. Ничего святого на земле не останется, если разрушится самая тесная связь, связь между отцом и сыном.)

Таким образом, задача учителя – показать, что возможны различные интерпретации одного и того же художественного произведения, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. Решать эту задачу помогают такие приёмы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.

Библиографический список

Бунеев Р.Н , Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Образовательные технологии.[Текст]/ Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева , А.А.Вахрушев и др.- Москва: Баласс, 2012.-144 с.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература.5 кл.(«Шаг за горизонт»): учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3 кн. Кн. 3[Текст]/ Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева - Москва: Баласс, 2012.-С. 34-35, С. 34-43.

Образовательная система «Школа 2100» /[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.school2100.ru/

Регистрационная карта

Фамилия, имя, отчество

Рыхторова Валентина Михайловна

Учёная степень, звание

-

Должность и место работы

Учитель русского языка и литературы,  МКОУ СОШ № 2

 г. Барабинска

Название статьи

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в 5-6 классах

Направление

Методика работы с текстом в школе и вузе

Электронный адрес

valentina_ryhtorova@mail.ru

Адрес с почтовым индексом

632334, НСО, г. Барабинск,

ул. Островского, д.2, кв. 59.



Предварительный просмотр:

Тема:         Буквы е–и в корнях с чередованием (Учебник:«Русский язык» 5 кл. (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

Предметные : видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Формулирование проблемы урока.

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представлены в презентации.

- Прочитайте текст (стр. 141).

- Выпишите из текста однокоренные глаголы.

Отпереть -  запереть

Отпирался - запирался

Отпер - запер

-Подберите к данным словам антонимы.

-Выделите корень. Что вы заметили?

-Как называются подобные корни?

-Сформулируйте проблему урока.

Ученики работают по заданиям: находят однокоренные глаголы (отпереть, отпирался, отпер), подбирают к ним антонимы (запереть, запирался, запер), выделяют корень, ставят ударение.

Затем выявляют особенность написания букв гласных в корне: в безударном положении в корне пишутся разные буквы – е или и, вспоминают, что такие корни называются корнями с чередованием, и формулируют проблемный вопрос урока. (В каких случаях в корнях с чередованием ­пер­ (­пир­) пишется буква е, а в каких и?)

  1. Актуализация изученного.

Ученики работают в группах по вопросам учебника после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Результаты работы представляют в виде схем­опор:

1) корни с чередованием а//о

 2) условия:

 3) Примеры:

излагать – изложить

растение – вырос

загар – загореть

зарево – зорька

– Вспомним подсказку: загорел, загар. Без ударения ­гор­. Наоборот: ­зар­ –­зор­.

  1. Открытие новых знаний.

1. Поиск решения.

Упр. 571 – наблюдение над чередованием букв е–и в корнях.

а) Работа проводится по заданиям к упр. 571.

– Какие глаголы вы поместили бы под картинками? (Балерина блистала, шар блестел.)

б) Уточнение и углубление понимания материала по вопросам и заданиям после столбиков слов.

Дополнение графических схем нужными обозначениями.

2. Формулирование правила и сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.

После чтения текста правила в рамке ученикам предлагается задать вопросы.

Возможные вопросы по правилу в рамке:

а) Каков опознавательный признак орфограммы?

б) Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?

в) Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?

д) Как обозначается орфограмма?

3. Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы.

                                                                                                 

                        √                        ___                           √                                    

                   -   И -           А                                       - Е-         (нет А  )    

                                       ═                                                ═

Учитель может предложить подсказку для большинства корней (5):

Если в корне с чередованием есть ­ИрА­, пиши И

– Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Стёр, но в корне стирать нужно писать букву и, а не е, правило проверки «не работает».)

4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями.

– Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)

– Дополните таблицу нужными корнями.

Буквы согласных в корне

Ударение

Суффикс ­а­ после корня

­лаг­ – ­лож­

­зар­ – ­зор­

­бир­ – ­бер­

­раст­ (­ращ­) – ­рос­

­гор­ – ­гар­

­пир­ – ­пер­

­дир­ – ­дер­

­тир­ – ­тер­

­мир­ – ­мер­

­блист­ – ­блест­

­стил­ – ­стел­

­жиг­ – ­жег­

– Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?

  1. Первичное применение знаний, развитие правописных умений.

Упр. 572 – развивается умение подбирать слова с чередованием в корне, правильно писать букву гласного в корне, графически объяснять выбор написания.

Выполняется под руководством учителя по образцу в учебнике.

Упр. 573 (распределительное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой в тексте, группировать слова с соответствии с чередованием букв е–и в корнях.

Выполняется в парах, проверка коллективная.

Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

– Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.

– Запомните весёлое стихотворение.

Если после корня – а,

В корне будет и всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»)

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.

2. Упр. 574.