Интеллектуальная игра

Рыхторова Валентина Михайловна

Интеллектуальная игра (литература, 5 класс, программа Бунеева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для пятиклассников  «По страницам любимых книг»

Цели игры:

- выявить интеллектуальный уровень учащихся в результате синтеза программных знаний и  общего кругозора детей.

Задачи:

-способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

-прививать устойчивый интерес к чтению;

-проверить и закрепить знания, полученные на уроках литературы в 5 классе  ( авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева);

-создать атмосферу здорового соревнования;

- содействовать умению работать в группах, создавая условия для формирования правильных взаимоотношений в коллективе.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Личностные:  формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

формирование восприятия текста как произведения искусства.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;  осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран),  презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), таблички для названия команд (на столах), три маркера, карточки с заданиями, грамоты и сертификаты, разноцветные жетоны.

Задания  представлены в презентации.

  1. Подготовка к игре: учитель предлагает детям разноцветные жетоны (красные, синие, жёлтые), таким образом формируются 3 команды участников.

Вступительное слово ведущего.

-Дорогие ребята, сегодня вы станете участниками интеллектуальной игры. Посмотрите на слайд №1 и попытайтесь сформулировать тему игры , придумайте ему название.

-А теперь придумайте название своей команде, опираясь на те произведения, которые были изучены вами в 5 классе.( Варианты : «Дети капитана Гранта», «Весёлые пираты»,  «Смелые путешественники» и  т.д.)

- Правила игры : команды по очереди отвечают на  вопрос( на обсуждение даётся 1 мин.), записывают ответ на листке и относят его жюри.  В конце игры подводятся  итоги, определяются  места победителей.

2.Проведение игры

Разминка «Письма из прошлого»: В. Каверин «Два капитана»,Ж.Верн

« Дети капитана Гранта», Э.По «Золотой жук»

1 ТУР «ИЗ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ»

Слайд №3 « …француз, родился в 1802 году. Он не получил хорошего образования, поскольку после смерти отца начал рано работать. Служил писцом у нотариуса, а недостаток образования восполнял усердным чтением. Свои первые рассказы опубликовал , когда ему было 22 года. Но популярным и признанным писателем стал значительно позже.»

Слайд №4 Ответ: Александр Дюма.

Слайд №5 « … написал много фантастических рассказов, великолепных стихов и поэм… Кроме того, впервые создал приключенческие и так называемые детективные рассказы, отличавшиеся необыкновенной точностью и блеском анализа. Умер от неизвестной болезни, которую врачи не смогли определить. В медальоне на груди умершего нашли портрет молодой женщины необыкновенной красоты. Как потом выяснилось , это был портрет его матери. С ним умерший не расставался всю жизнь.»

Слайд №6 Ответ: Эдгар По

Слайд №7 « Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал , что значит иметь  собственные игрушки. Насколько я помню себя с раннего детства, нищета сопутствовала нам всегда.» В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота,  туда отправился и писатель. Но судьба не была к нему благосклонна: в Клондайке юноша пробыл год и вернулся таким же бедняком, каким уехал. Но этот год изменил его жизнь: он начал писать… »

Слайд №8 Ответ: Джек Лондон

Слайд№9 « По образованию этот писатель- юрист. Есть в его биографии такой интересный факт: будущий писатель учился одновременно на юридическом факультете и в консерватории. Он был музыкантом и художником, журналистом и актёром, работал в уголовном розыске, был воспитателем в детском доме.  Приобрёл мировую известность как писатель - фантаст.»

Слайд №10 Ответ: Александр Беляев

2 ТУР «УЗНАЙ ГЕРОЯ»

Слайд №11 « … была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх»

Слайд №12  Ответ: Настя

Слайд № 13 «Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных им несчастий. Короткие , слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье…»

Слайд №14  Ответ:Тыбурций

Слайд №15 « … был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький , но очень плотный , лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь , называли его между собой учителя в школе.»

Слайд №16  Ответ : Митраша

Слайд №17 « Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщение своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странной живостью.»

Слайд №18 Ответ: Старик ( «Портрет» Гоголя)

3 ТУР «ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ В КИНОФИЛЬМАХ»

Слайд № 19

 Ребята смотрят эпизоды  фильмов, экранизированных по следующим произведениям :

        Жюль Верн «Дети капитана Гранта» ,

        Александр Дюма «Три мушкетёра» ,

        А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» ,

         Роберт Стивенсон «Остров сокровищ» .

4 ТУР «СИКВЕЙН»

Слайд №20

Задание командам: составить сиквейн по ключевым словам ПУТЕШЕСТВИЕ, ДЕТСТВО, ЧЕСТЬ.

5 ТУР «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Задание: исправь ошибку и правильно соотнеси название произведения и его автора.

Н.В.Гоголь «И грянул гром»

Александр Дюма «Дети капитана Гранта»

Эдгар По « Три мушкетёра»

Жюль Верн « Золотой жук»

Марк Твен  «Руслан и Людмила»

А.С. Пушкин «Приключения Гекльберри Финна»

А. Конан Дойл « Голова профессора Доуэля»

А. Беляев « Затерянный мир»

Рей Бредбери « Портрет»

6 ТУР «СОЧИНЯЮ Я СТИХИ»

Слайд №22

Задание: сочинить стихотворение по опорным рифмам (цветок – урок- смех-успех)

7 ТУР « БЛИЦ-ТУРНИР»

Вопросы для 1 команды:

1.Кто был похищен в день свадьбы?(Людмила)

2.Сколько детей имел капитан Грант? (2)

3.Как звали мушкетёров?  (Арамис, Атос, Потрос)

4. Кто был верным другом Гекльберри Финна? ( Том Сойер)

Вопросы для 2 команды:

1.Как звали учёного-географа из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»?( Паганель)

2.Александр Дюма –английский писатель?(Нет)

3.В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова отразились события Отечественной войны 1812 года?(«Бородино»)

4.В каком произведении главными героями были Гаврик и Петя? (« Белеет парус одинокий» В.Катаев)

Вопросы для 3 команды:

1.К кому обращался Елисей в поисках царевны в сказке А.С.Пушкина?( К солнцу, месяцу, ветру)

2.Как звали отца Людмилы?( Князь Владимир)

3.Кто совершил преступление в детективном рассказе «Убийство на улице Морг»?( Обезьяна)

4.Сколько лет Людмиле в поэме Пушкина?( 17 лет)

3.Подведение итогов игры. Награждение победителей.