Занятие по развитию речи со старшими дошкольниками

Малина Светлана Григорьевна

Занятие по развитию речи со старшими дошкольниками.

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: «Виды работ по развитию речи».   

 

 

 

 

Цели урока: развитие  связной речи, обогащение словарного запаса, формирование умения точно выбирать нужное слово из синонимического ряда, воспитывать культуру речи, совершенствовать собственную речь.

 

 

 

 

Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Объявление темы.

Детям предлагается прослушать два текста, сравнить их. После этого делается вывод о важности умения красиво излагать свои мысли и формулируются цели предстоящего урока.

 

 

  1.  Наступила  зима. Она принесла с собой ветер, метель, пургу.    Зима раскинула  белый ковер. Ели и сосны стоят в шубках, а березка в  инее.

 

  1. Наступила суровая, морозная зима. Она принесла с собой студеный ветер, метель, пургу.

  Зима раскинула свой белый серебристый ковер. Ели и сосны стоят в снеговых шубках, а березка в прозрачном инее.

 

 

  1. Упражнения по развитию речи.(слайд №1)

 

  1. Задание «Раздень предложение»

(Постепенное сокращение высказывания путем удаления слова. В итоге остается только грамматическая основа.)

 

Зимой деревья часто наряжены серебристым инеем.

 

  1. Задание «Одень предложение» (Распространение высказываний. Это  задание по своей сути противоположно предыдущему. В предложение постепенно добавляется по одному слову.)                                                              Заяц   убегал.

 

                Мышка  вышла.

 

 

3) Упражнение в подборе признаков предмета.

 

 снежинка (какая?)

 ветер (какой?)

 туча (какая?)

 воздух (какой?)

 снег (какой?)

 

 

 

Физминутка.

Учитель произносит высказывание. Если оно истинное, то дети высоко поднимают руки, становясь на носочки, если ложное — дети приседают.

 

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

В лесу раздавались веселые трели кукушки.

Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песню.

В парке Лиза видела зайца, пять обезьян, двух медведей, бизона, девять змей и зебру.

Усталый заяц вернулся с ночной охоты.

 

 

 

4) Упражнение  в  подборе слов-названий действий.

 Снег (что делает?)

 

5) Работа по обогащению словарного запаса учащихся.(карточки с текстом)

Прочитать текст, подчеркнуть «снежные слова», выбрать из предложенных иллюстраций подходящую.

 

                                             «Снежные слова».   Н. Надеждина.

  Уже с неба снег падает по-разному.

  Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «хлопья».

  Если твердые белые шарики секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

  Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие.

  Наш русский язык богат снежными словами. Мы – народ северный, любим зиму, сроднились с нею.

 

 

6) Упражнение  в подборе предмета к данным признакам.(слайд №2)

 

 Белоствольная, высокая, стройная………

Пугливая, беленькая, маленькая……..

Чистое, голубое, горное……….

Красное, спелое, сладкое…….

Ветвистая, зеленая, колючая……..

Белое, пушистое, легкое……….

Задиристый, драчливый, взъерошенный……….

Старательный, послушный, вежливый………..

Бурый, косолапый, неуклюжий………….

Крепкий, трескучий, лютый……….