Презентации
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
(Коррекционно - развивающее занятие для младших школьников с ОВЗ)
Составила:
Л.В. Блискунова – педагог психолог
Горки 2014г.
Цель: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета,
Задачи:
Образовательные - введение в лексикон детей «вежливых» слов, лексическое значение слова этикет, знакомство с историей этикета.
Воспитательные: учиться культурно вести себя в разных ситуациях.
Развивающие:развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.Освоение ребенком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Ход занятия
Учитель - Ребята, тема нашего занятия -«Этикет».
- Что такое этикет?
Ответы учащихся.
1 слайд - Что такое этикет?
- Это правила поведения принятые в обществе.
- Немного поговорим об истории этикета.
- -Когда появился этикет?
2 слайд -Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали ещё в первобытном обществе.Это были правила, которые, выполняли и их нельзя было нарушать.
3 слайд - В древней Греции ценили этикет поведения - «Красивое поведение»
4 слайд - XIV – XVII век был этикет - «Кодекс рыцарской чести», свою честь и честь семьи, рыцари защищали с мечом в руках.
5 слайд - XIX век «Джельтельмен с хорошими манерами». Так называли мужчину, красиво и элегантно одетого в костюм, жилетку, цилиндр и трость, который выполнял правила культуры поведения. Это назывался этикет культурного поведения или правильного поведения.
- Какиевызнаетевиды этикета, то есть правила поведения, которые нужны нам и мы их выполняем?
- Ответы детей.
Их очень много, поэтому мы сегодня рассмотрим несколько правил, которыми мы пользуемся и которые нам необходимо соблюдать.
«Школьный этикет. Если с глубокой древности люди соблюдали определённые правила, то мы, современные, грамотные, воспитанные люди просто обязаны соблюдать этикет.
Какие правила школьного этикета вы знаете?
6слайд - Внешний вид - наша визитная карточка.
Ученик должен иметь опрятный вид, чистую одежду: не допускается вечерний макияж, распущенные волосы, праздничные причёски, обилие бижутерии. Мальчикам запрещено стричь волосы наголо (короткая стрижка). Сменная обувь должна быть обязательно.
7 слайд - Поведение и дисциплина.
- Регулярно и пунктуально посещать уроки.
Ученик не имеет права пропускать занятия или опаздывать на уроки без уважительной причины.
Категорически запрещено курение в здании школы и на её территории.
На территории школы не разрешается употреблять жевательную резинку, приклеивать её на мебель, посуду, бросать на пол. Бережём школьное имущество, не расскрашиваемстолы, стены, стенды и т. д.
Дополнения детей.
8 слайд - Доброжелательность.
Мы доброжелательно относимся друг к другу.
Здороваемся со всеми взрослыми и учениками школы. Улыбаемся, не ходим с кислыми лицами. Обращаемся друг к другу по имени. Ученик обязан адекватно и уважительно отнестись к замечанию охраны. Решаем проблемы, не прибегая к насильственной форме. Драться строго запрещено.
9 слайд - Наша речь
- Не повышаем голос и не кричим. Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой. Не говорим друг другу плохие слова. Любим и поддерживаем школьные традиции.
10 слайд Правила этикета за столом- это хорошие манеры, которые необходимо соблюдать во время приёма пищи. Понятие этикета пришло к нам от французов. В 16 веке каждому гостю перед трапезой приносили перечень правил этикета за столом, так называемые «этикетки». В то время слова «этикет» не существовало, а правила уже все соблюдали, что считалось традицией. Когда кушаете, не наклоняйтесь слишком низко к столу, аккуратно подносите вилку, ложку с едой ко рту. Не торопитесь во время еды, кушайте медленно, не чавкайте, не прихлёбывайте.
Запомните, что вилку нужно держать в левой руке, нож в правой. На сегодняшний день именно так принято правильно кушать мясные блюда и блины. С ножа кушать – неприлично, даже подносить его ко рту нельзя – это дурной тон. Не забудьте поблагодарить хозяев стола за прекрасный стол.
11 слайд Правила поведения за столом.
- Поглядите - ка, друзья,
Как себя вести нельзя!
Баловство любых ребят,
Превращает в поросят.
- учащиеся читают правила поведения за столом.
- А сейчас давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны правильно ответить.
12 слайд - В какой сказке рассказали о мальчике, который не соблюдал этикет личной гигиены? - ответ детей.
13 слайд -Из какой сказки мы узнали о мальчике, которому преподавала этикет девочка с голубыми волосами? - ответ детей.
14 слайд -Из какой сказки мы узнали о человеке, который добросовестно выполняет врачебный этикет? - ответ детей.
Учащиеся обсуждают характеристику Бармалея, картинка которого появилась рядом с доктором Айболитом.
Приходит в гости Бармалей… очень невоспитанный и не знаком с правилами этикета. (Вот где много вкусных ребят, сейчас я их съем, пытается напугать ребят)
- Господин Бармалей, у нас школа и здесь не едят маленьких детей, а учат их. А сейчас мы изучаем этикет, это правила поведения, по которым живут люди. А вы с этими правилами не знакомы)
- Ребята, давайте познакомим Бармалея с правилами этикета.
(Я задаю ему вопросы по правилам этикета, если он отвечает неправильно, то ребята хлопают два раза в ладоши, а если правильно, то молчат.)
- Господин Бармалей, как надо заходить в класс, если вы опоздали на урок.
- Неправильный ответ (ребята хлопают в ладоши и отвечают правильно)
- Господин Бармалей, как надо вести себя на перемене?
- Неправильный ответ (ребята хлопают в ладоши и отвечают правильно)
- Господин Бармалей, как надо правильно сидеть на уроке за партой?
- Неправильный ответ (ребята хлопают в ладоши и отвечают правильно)
- Господин Бармалей, как надо правильно и красиво обедать?
- Неправильный ответ (ребята хлопают в ладоши и отвечают правильно)
- Да, оказывается я был незнаком с такими хорошими и нужными правилами культуры. Спасибо ребята, что научили меня культуре поведения.
- Уважаемый Бармалей, мы будем изучать другие правила ( поведение в общественных местах, в транспорте, магазине и др. ), приходите к нам и мы вас тоже познакомим с этими правилами.
Бармалей культурно прощается с детьми и обещает придти в гости. Учащиеся прощаются с Бармалеем, психологом, гостями тактильными прикосновениями, (хлопками.)
Используемая литература:
Н.Н.Обозов, Г.В.Щекин, "Психология работы с людьми", Киев, 1990.
Божович - Личность и ее фомирование в детском возрасте. М., 1968
Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.:Просвещение, 1991.
«Школьный психолог» издательский дом _-Первое сентября- 2012г. №5, №6,