Страничка для родителей

Котова Ирина Юрьевна
Родительская страничка

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 Этот раздел для вас!

Надеюсь, что данная информация поможет Вам, в решении вопросов воспитания ваших детей.  

Здесь Вы найдете советы и рекомендации по воспитанию ваших детей, полезные ссылки и много всего интересного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Рекомендации по развитию

 мелкой моторики»

                                                       Автор – составитель:

                                                                             Котова Ирина Юрьевна–

                                                                  воспитатель.                                                                                              

        

                                                            г.Юрга 2010г.

        

  1.  Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдёт" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет")

  1.  Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что по штриховать придётся и вам.

  1.  Обводить можно все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки

для приготовления печений или кексов.

  1.  Для детей от 1 года до 3-х лет лучше всего подходят шнуровки фабричного производства, как объёмные, так и плоские. Они безопасны и прочны. Для 4х летнего ребёнка задание следует усложнить, приблизив к реальности.

  1.  Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

  1. Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 4-х летнему ребёнку, под Вашим наблюдением, конечно.

  1. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

  1. Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.
  2. Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребёнок ещё мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвёт руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закруглёнными концами.

Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из  тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из - в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребёнок, все равно получиться узор, отдалённо напоминающий снежинку или звёздочку.

  1. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
  2. Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепёшку или монетку. Можно надавить на нашу лепёшку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша солёное тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода - подсолнечное масло.

Мука и соль берётся в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить.

Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго хранится в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твёрдыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

  1. Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или ещё что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.

Используемая литература:

  1. Т.А. Ткаченко

«Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики», Эксмо, 2011.

  1. С.Е. Гаврина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, Н.Л.Кутявина

«Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет», Академия развития, 2009.

  1. С.Е. Большакова

«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения», Сфера, 2010.

 

                                        



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем пальчиками — развиваем речь»

Движения рук всегда тесно

связаны с речью и способствуют

ее развитию.

В. М. Бехтерев.

Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при нормальном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.

И мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука, а это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонких движений кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Мы предлагаем вам игры для пальцевой гимнастики. Это инсценировки рифмованных историй, сказок, исполняемых при помощи пальцев. Опыт показывает: если ребёнок усвоил хотя бы одну такую игру, он захочет придумать новую инсценировку для знакомых стихов, песенок, рассказов. Эти игры помогают развивать творческое мышление, внимание, память, свободу движений, чувство пространства, а главное речь.

Активную тренировку пальчиков можно начинать уже с раннего  возраста. Но помните, что стоит начинать играть только одной рукой. С 3-х лет, детки могут освоить игру, где заняты обе руки. 4-5 летние дети с интересом «гримируют» пальцы под героев знакомых сказок.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

(взрослый держит перед собой левую руку ребёнка ладонью к себе, легко прикасается своими пальцами к пальцам ребёнка)

Этот пальчик гриб нашёл,

(загибает мизинец)

Этот пальчик чистить стал,

(загибает безымянный палец)

Этот резал,

(загибает средний палец)

Ну, а этот лишь глядел!

(загибает большой палец, слегка щекочет ладошку)

Непоседа.

Пальчик, пальчик непоседа. (Сгибать и разгибать большой палец)

Где ты бегал, Где обедал? (То же)

Я с мизинцем ел калину, (Соединить большой палец и мизинец)

С безымянным ел малину, (То же с безымянным, и т. д.)

С указательным клубнику.

Ел со средним землянику.

Поиграем со снежком.

Раз, два, три, четыре, (Сминать лист бумаги)

Мы с тобой снежок лепили! (Продолжать сминать лист)

Очень твёрдый, очень гладкий! (Покатать между ладонями скомканный лист)

И совсем, совсем несладкий, (То же самое)

Раз – подбросим, (Движения по тексту)

Два – поймаем, (Движения по тексту)

Три – уроним, (Уронить лист на пол)

И сломаем! (Потопать ногами)

Подарите детям праздник!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома»

Составила: Котова И.Ю. (воспитатель)                http://www.podelkidetkam.ru/wp-content/uploads/2015/11/044.jpg

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.

Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка. 

пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице?

Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка? Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст. и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. то еще круглое есть, Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.

Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.

http://euroradio.fm/sites/default/files/styles/gallery_main/public/legacy_articles/miniatures/2014/04/shutterstock61699324_2.jpg?itok=56jiVwia



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания
Тема: «Путешествие в мир красок и фантазии»

Составила: воспитатель Котова И.Ю.

Цель: Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  • повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии;
  • создавать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей;
  • способствовать установлению партнёрских отношений родителей с детьми.

Оборудование: шары, акварель, гуашь, салфетки, баночки с водой.

Ход собрания:

1. Вступительная часть для родителей.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать. Благодаря этому у ребёнка обогащается словарный запас, формируется связная речь.

Но важно помнить, что для рисования нужно использовать не только стандартные техники, но и нетрадиционные. К ним относятся:

  • рисование ладошкой;
  • рисование кончиками пальцев;
  • печатаем листьями на бумаге;
  • узор из точек (ватные палочки).

2. Показ и анализ рисунков детей с использованием нетрадиционных методов рисования.

3. Совместное рисование родителей с детьми.

А сейчас мы предлагаем Вам окунуться в мир детства, где станете для детей единомышленниками, партнёрами и друзьями.

4. Выставка работ.

Надеемся, что Вы провели свой вечер с пользой для себя и Вашего ребёнка.

Помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребёнка, чтоб он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даёте понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребёнком.



Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Екатерина Смирнова
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\animasi-bergerak-kasir-0003.jpg

Походы в магазин.

Перед походом в магазин нужно: - составить список необходимых покупок,

- следить за скидками и акциями в магазинах, чтобы покупать какие-то товары дешевле. Но это не значит, что нужно сразу покупать что-то только потому, что магазин устроил распродажу. Очень важно внимательно смотреть на срок годности продуктов, на которые снижена цена: возможно, вы просто не успеете их употребить, а значит, не сэкономите, а наоборот, потратите деньги впустую.

Коммунальные услуги.

Здесь каждая семья выбирает свой вариант. Но самое простое - это следить, чтобы в доме:

  • не текли краны (так не придется платить за воду, которую вы не используете),
  • выключать свет, когда выходишь из комнаты,
  • не оставлять включенными в розетки телевизор, компьютер, зарядное устройство от мобильного телефона.
  • учитывать расход воды и электричества помогают счётчики, а также правильно подобранная бытовая техника. 

C:\Users\1\Desktop\depositphotos_12492671-stock-photo-water-faucet-with-smiling-water.jpg

C:\Users\1\Desktop\1a4390ff3cb905c414e6ba470147d87f.jpg

Обувь, одежда,

бытовая техника и товары для дома

Многие вещи можно покупать на сезонных распродажах, а также с помощью специальных скидочных карт, по которым клиенты магазинов могут претендовать на скидки при покупке товаров. Многие товары (например, стиральные порошки, шампуни и прочее) можно покупать в специализированных магазинах - где часто проводят акции по снижению цен.

Телефон и интернет.

Экономить на услугах связи - это не значит меньше разговаривать по мобильному или пользоваться интернетом по расписанию. Нужно просто выбрать подходящий тарифный план. Кроме того, те же мобильные операторы предлагают различные бонусы - например, бесплатные звонки на «любимые» номера (то есть с папой и мамой ты сможешь разговаривать бесплатно), есть специальные варианты для тех, кто заходит в интернет с помощью мобильного интернета.

C:\Users\1\Desktop\besplatnie-foto-noutbuk-rabochii-stol-ofis-60.jpg

Учим ребенка ценить деньги,

расходовать их

и быть экономными

Учить детей распоряжаться деньгами нужно с детства, как он только научится различать купюры по достоинству и считать.         Правильное распоряжение деньгами формирует в ребенке личность, учит самостоятельности.


Основные проверенные способы

обучения ребенка экономить деньги:

  • копилка;
  • карманные расходы;
  • совместные повседневные покупки;
  • пример родителей.




Предварительный просмотр:

Памятка для родителей воспитанников по экономическому воспитанию

           

Тема. БЕЗ ТРУДА НЕТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 Основные понятия, которыми должен овладеть ребёнок при изучении темы: труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга.

Беседа. Труд — основа жизни

Первое понятие, с которым должен познакомиться ваш ребёнок, — это труд. Что же такое труд?

Труд — деятельность человека, которая даёт ему всё необходимое для жизни.

Следует объяснить ребёнку, что многое из того, что его окружает, является результатом совместного труда людей.

ОБСУДИМ С РЕБЁНКОМ 

Посмотри на эту книжку. Знаешь ли ты, кто и как трудился перед тем, как она попала к тебе в руки:

— текст книжки был придуман и напечатан авторами;

        — художники нарисовали рисунки;

— специалисты подготовили все материалы для типографии;

— книжку напечатали на бумаге;

— водитель отвёз её в магазин;

— сотрудники магазина поставили книжку на полку;

— мы с тобой (папа, мама, бабушка) пришли в магазин и купили книжку,http://dou29vo.ru/images/doc/2018/1.jpeg

Обрати внимание, эта книга сделана из бумаги. Бумага была изобретена очень давно в Китае.

     До изобретения бумаги, что только не использовали люди для письма: глину, камень, дерево, шёлк, кожу, листву и кору деревьев. С появлением бумаги в жизнь людей активно вошли книги.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

     Наилучшим примером может стать совместная работа родителей и ребёнка по подготовке и выпуску своей книги. Родители совместно с ребёнком сочиняют сказку, записывают её или набирают на компьютере, ребёнок рисует по её мотивам рисунки. Готовую сказку распечатывают на принтере, совместно с ребёнком обсуждают места в книге, куда следует поместить нарисованные им рисунки.

Трудолюбие и способность к труду должны воспитываться с самого детства, они не даются человеку от природы. Если вы хотите вырастить

своего ребёнка трудолюбивым, то необходимо поддерживать желание ребёнка помочь вам с уборкой, приготовлением пищи, стиркой вещей и пр. 

СОВЕТ

Можно использовать игровые ситуации для вовлечения ребёнка в трудовую деятельность. Например, если ребёнок отказывается собирать свои игрушки, а хочет лечь спать или пойти гулять, можно сказать, что все игрушки тоже хотят спать на своих местах или хотят попасть к друзьям, которые находятся на полках. Определите для каждой вещи своё место, лучше это делать совместно с ребёнком. Чтобы у ребёнка был ориентир — что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену. Вот одна такая игровая ситуация: «Научим куклу правильно умываться».

Необходимо показать ребёнку и подробно рассказать, как кукла должна правильно умываться (закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, умываем лицо, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава). При этом родитель просит ребёнка жестами показать все перечисленные действия.https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%8E-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%83003.jpg

ПОМНИТЕ!

Не надо ругать ребёнка, если он долго выполняет какие-то поручения. Лучше предложите ему свою помощь или дайте дополнительное время на выполнение дел.

Под трудовым воспитанием ребёнка в возрасте 5—7 лет понимается приобщение его к доступной и соответствующей возрастным особенностям трудовой деятельности. Основная задача родителей так организовать эту деятельность, чтобы ребёнок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива.

Можно выделить несколько видов трудовой деятельности, которыми может владеть ребёнок в этом возрасте:

  1. Самообслуживание (одевание, умывание, чистка зубов, раздевание и пр.). Трудовое воспитание должно способствовать постепенному переходу от самообслуживания ребёнка к труду для других (хозяйственно-бытовой труд).
  2. Хозяйственно-бытовой труд (уборка вещей и игрушек, мытьё посуды, подметание полов и пр.). Участие ребёнка в хозяйственно-бытовом труде позволяет ему ощутить свою причастность к семейным заботам и почувствовать себя полноправным членом семьи. Трудовое

воспитание ребёнка включает постепенное расширение круга обязанностей ребёнка.

З. Ручной труд с различными материалами (работа с ножницами, нитками, бумагой, пластилином, иглой, тканями и пр.). Данный вид труда способствует развитию мелкой моторики рук, зрительного внимания, творческого воображения, воспитывает усидчивость, аккуратность в работе и желание довести её до конца, эстетический вкус.

Причастность ребёнка к труду позволяет сформировать такие качества личности, как заботливость, отзывчивость, ответственность, самостоятельность, сила воли и бережливость, способствует социализации ребёнка, подготовке его к обучению в школе и к жизни в целом.

Основные принципы трудового воспитания ребёнка:

— все поручения, которые вы ему даёте, должны быть для него посильны;

— необходимо научить ребёнка испытывать радость от выполнения трудовой деятельности и от того, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям или домашним питомцам, а для этого вы должны радоваться вместе с ним;

— при распределении поручений следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его предпочтения.

Учтите, что на отношение детей к труду в немалой степени влияет как, когда и в каком тоне обсуждаются проблемы труда в семье. Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые даёт воспитатель детям в детском саду, не совпадают с впечатлениями, получаемыми в условиях семьи: «Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»

Подобное характерно и в отношении денег. Если в вашей семье нередки ссоры из-за нехватки денег, по поводу распределения домашних обязанностей, если взрослые при детях ссорятся, обсуждают доходы соседей, помните, именно в это время у вашего ребёнка формируется негативное отношение к труду и деньгам. Чем быстрее взрослые придут к согласию, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы. Вместе с пониманием значения слова Деньги и труд, ребёнок впитывает эмоциональное отношение членов семьи к деньгам и труду, что и является основным в формировании его дальнейшего отношения к этим понятиям.

Беседа. Где покупают и продают разные товары

Расскажите ребёнку о разных торговых предприятиях, о том, что различные товары можно приобрести в магазине, на рынке, в киоске и пр. В первую очередь следует объяснить ребёнку, что мы, когда делаем покупки, являемся покупателями, а те, кто нам продаёт товары, — продавцами.

Во время похода с ребёнком в магазин (торговый центр) обратите его внимание на таблички с ценниками и объясните, что у каждого товара своя цена. Можно сравнить два продукта одного назначения (например, два вида сметаны) с разной ценой и объяснить, в чём их отличие или почему вы предпочли купить именно этот продукт.

Наглядно укажите ребёнку на «товары-потребности» и «товары-желания». Неплохо, если вам удастся на месте показать так называемые ловушки для покупателей — яркие упаковки и рядом с ними более скромные, даже безликие упаковки, внутри которых находится один и тот же товар, но цена на первый значительно отличается в большую сторону.

СОВЕТ

Следует рассказать ребёнку, что в магазине надо быть внимательным. Не надо пугать ребёнка тем, что его везде подстерегают мошенники, а аккуратно сказать, что следует быть внимательным и следить за своими вещами.

Перед походом с ребёнком в магазин можно взять лист бумаги, разделить его на две части и в каждой написать, что ребёнку действительно необходимо, а что ему бы хотелось купить. В результате составления такого плана дети сами очень быстро понимают, что главное, в чём они нуждаются, — это еда, одежда, крыша над головой, а вот без новой модели велосипеда в данный момент вполне можно обойтись.

Это приучает ребёнка обдумывать каждую покупку и спокойно относиться к ситуации, когда не все желания исполняются сразу; рождает понимание того, что для их осуществления необходимы время и деньги, которые ещё надо заработать.

Весьма эффективен такой воспитательный приём, как отказ ребёнку в покупках. Только нельзя отказывать без всяких объяснений, наоборот надо использовать ситуацию, чтобы ребёнок обосновывал свой выбор, а вы свой отказ и обязательно следует оставлять надежду на решение ситуации.

Старайтесь ничего не покупать по первому требованию ребёнка, особенно игрушки. Такой способ прекрасно учит детей управлять своими желаниями, а покупка делается более осознанной и ценной. Детям сложно устанавливать приоритеты, а потому, придя домой, постарайтесь вместе со своим ребёнком составить список того, что он хочет купить в будущем. Затем обсудите, какие из пунктов являются наиболее важными, чтобы определить очерёдность покупок.

Конечно, удобно сделать все покупки в одном супермаркете. Но порой, если прогуляться до булочной за углом, то можно приобрести более вкусный и дешёвый хлеб. Посещая сельскохозяйственные ярмарки или рынки, можно обратить внимание на то, что здесь можно «торговаться» и более выгодно, т. е. дешевле, купить сезонные продукты. https://st.depositphotos.com/1037238/3182/v/950/depositphotos_31823175-stock-illustration-family-shopping-grocery.jpg

Ребёнок должен понять, что грамотно распоряжаться деньгами — это значит делать выбор не только между необходимым и желаемым, но и между качественными и некачественными, дешёвыми и дорогими товарами.

Также следует рассказать ребёнку о том, что какую-то вещь можно не только купить, но и выменять. Например, если дети коллекционируют наклейки, то они могут обменяться лишними образцами из своих коллекций, тем самым решая проблему недостающих.

Рекомендуется рассказать ребёнку о рекламе, которая может помочь в выборе товара, а может сбить с толку. Надо объяснить ребёнку, что реклама нацелена на то, чтобы заставлять покупать всё больше и больше. Поэтому полезно периодически, а лучше сразу после её показа, например, по телевизору, обсудить с ребёнком те хитрости и недомолвки, которые использовали авторы рекламы.

Таким образом, вы наглядно можете продемонстрировать ребёнку критерии выбора товаров. Умение делать правильный выбор при распоряжении деньгами приучает ребёнка соотносить свои желания с возможностями семьи, а, следовательно, и к уважению интересов близких ему людей.

Каждый член семьи должен уметь пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы других домочадцев. Может быть, в вашей семье один член семьи экономит, другой «сорит» деньгами или вам сложно пройти мимо витрины, ничего не купив? А может быть, при выборе товаров, вы больше равняетесь не на собственные потребности, а на выбор друзей и знакомых? Честно ответив себе на эти вопросы, вы лучше поймёте, насколько трудно ребёнку усвоить навык грамотного распоряжения деньгами.

                    Введение

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

    Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. Неправильно и даже опасно надеяться на стихийное усвоение ими знаний о деньгах, богатстве, бедности, долгах и других понятиях, которые без финансового воспитания воспринимаются детьми неправильно. К 5-6 годам ребенок начинает осознавать суть понятий: выгодно – невыгодно, успешно - неуспешно, выиграл - проиграл. Это благоприятный период дошкольного детства, когда с помощью беседы, совместного исследования или использования различных игровых приемов, возможно, сформировать такие значимые качества личности, как бережливость, ответственность, честность, деловитость, целеустремленность, заботливость, чувство долга, трудолюбие, взаимопомощь и поддержка.

   Культура обращения с деньгами – часть общей культуры человека. Детям предстоит открыть для себя, осознать и освоить мир финансов. В этом залог их финансового благополучия во взрослой жизни. Помочь им в этом - ваша задача.

   Предлагаем вам также воспользоваться секретами мудрого родителя:

-уметь встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства;

-регулярно общаться и выслушивать ребенка,

   поощрять его свободно мыслить  и рассуждать;

-вместе с ребенком учиться хорошим навыкам;

-уважать в ребенке личность, поощрять и вселять в него уверенность, хвалить и поддерживать ребенка и его занятия;

-вовлекать ребенка в дела семьи, в принятие решений, касающихся семьи;

-разрешать ребенку учиться на своих ошибках, так как опыт - лучший учитель   для   личностного  успеха;

      -вместе с ребенком анализировать все его  

достижения и инициативы, помогать принять правильное решение,  а также понять причины неудач;

-учить ребенка уважению и любви  к самому себе и к окружающим людям;

-стараться быть примером для своего ребенка, понимать, что личный пример действует лучше, чем десятки поучений, а передать ребенку можно только то, что есть в вас самих.

             

                                   Дорогие родители,

мы надеемся на ваше понимание и помощь в реализации столь необходимой для будущего благополучия наших детей программы формирования азов экономической культуры дошкольников.

E:\Users\User\Desktop\Картинки для экономики\Финансовая-грамотность-1.jpg

.

.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Дети и деньги»

«Не покупаются, не покупаются:
Доброе имя, Талант и Любовь…»
Б. Окуджава

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

Слово «деньги» становится постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?

1. Денежные подарки.

2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.

3. Заработанные деньги.

Карманные деньги. Вы (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки.

Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по - другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать - это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

Помните, что карманные деньги, не подлежат отчетности  и не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что – то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.

К положительным относятся следующие:

1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин –  не давайте ему за это деньги.

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымогательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Заработанные деньги. Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче - это для младшего школьника  настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить.

ПОМНИТЬ. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Денежные подарки. Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские  психологи  считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям, за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:

- Участия в планировании бюджета.

Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.

- Походы в магазин.

Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:

- самостоятельность;

- самоконтроль;

- внимательность;

- навыки счета.

 - Постановка целей.

Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную цель, можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Эта задача затрудняется, если в семье нестабильные и низкие доходы.

Видя цель (особенно когда он нарисовал и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

- Личный пример родителей.

Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

Финансовое образование детей, пусть даже не специальное,  - это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитической жизни.

С самого малого возраста ребёнку следует объяснить на личном примере, что деньги  это лишь средство для получения каких – либо ценностей. Поэтому желательно установить какой – ни будь день на неделе, например субботу, и выдавать определённую сумму. Причем с ребёнком заранее следует обсудить размеры этой суммы.

При расчете суммы, выдаваемой ребёнку, необходимо учитывать, сколько ему необходимо в день. Легче, если в обсуждении подобных вопросов будет участвовать сам ребёнок.

Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному, можно дать следующие рекомендации.

Рекомендации:

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

         - не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

        -  дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

        - дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

        -дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.