Мероприятия для детей и родителей

Зуева Яна Борисовна

"Ребенок приходит в детский сад не один, он приходит с семьей."

                Екатерина Рыбакова, основатель Университета детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx25.54 КБ
Файл babushki.docx21.63 КБ
Файл gigiena_zreniya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол  

Тема: «Игра – ворота к обучению»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Цель:  ознакомление родителей  c  играми и игрушками, способствующими развитию зрительно-пространственного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

     Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

2. Направить усилия родителей  на всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения

3. Познакомить  родителей с  играми и упражнениями развивающими зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику и сохранные анализаторы: обоняние, слух, осязание.

    План:

1. Особенности развития детей с нарушением зрения.

2. Результаты анкетирования «Во что и как играют ваши дети?»

3. Организация развивающих игр дома «Развивающая  кухня»

4. Просмотр  видеоопроса детей «Игрушка мечты».

5. Демонстрация детьми развивающих игр  «Научу тебя играть».

    Подготовительная работа: анкетирование родителей «Во что и как играют ваши дети?»,  подготовка   видеоопроса с  участием детей «Игрушка мечты».

     Ход:

    1. Вступительное слово. Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашей встрече! Сегодня мы познакомим вас с развивающими играми и игрушками, которые не только интересны, но и полезны нашим детям.  Александр Асмолов,  доктор психологических наук,  говорит: «Игра – это ворота к обучение».

     Наиболее оптимальной формой развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы,  упражняются глазодвигательные функции.  

     Ребёнок, получающий нечёткую зрительную информацию об окружающем мире не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. Дети с нарушением зрения испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают руку вперед при движении в пространстве.  Дети испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в развитии зрительного восприятия. И огромные возможности развития предоставляет игра.

     2. А сейчас обратимся к   результатам анкетирования родителей «Во что и как играют  наши дети?» Всего были опрошены 26 семей.

1.

Виды домашних игрушек ребенка

 

образные

91%

электронные

25%

бытовые

48%

сюжетно-ролевые

39%

технические

62%

компьютерные

52%

строительные

34%

музыкальные

77%

военные

41%

дидактические

84%

настольно-печатные

52%

игрушки-монстры

14%

2.

Отношение родителей к игрушкам, которые продаются в магазинах

Положительное (разнообразие, красочность, качество)

25%

Отрицательное (низкое качество, китайское производство)

64%

Затруднились ответить

11%

3.

Покупая игрушки, родители руководствуются:

игровыми интересами ребенка

84%

 развивающим эффектом

82%

 учитывают пол ребенка

55%

цену

25%

4.

Просит ли ребенок поиграть с ним

Да

95%

Нет

5%

5.

Реакция родителей на просьбу ребенка поиграть с ним

Положительная

65%

Отказ

35%

6.

Случаи, когда игры настораживают родителей

18%

7.

Ребенок чаще играет дома:

со взрослыми

68%

в одиночестве

32%

8.

Больше времени ребенок дома уделяет:

игре

57%

просмотру телепередач

43%

 

   Вывод: игрушки детей отличаются  разнообразием и большим количеством. Лидерами являются образные, дидактические  и  строительные игры. Положительное отношение к магазинным игрушкам высказали 25% родителей, отметив качество, красочность  и разнообразие. 64% родителей настораживает низкое качество игрушек, китайское производство, высокие цены; 11% - затруднились дать конкретный ответ о качестве современных игрушек. Покупая игры и игрушки 84% родителей руководствуются игровыми интересами ребенка; 82% - развивающим эффектом; 55% учитывают пол ребенка; 25% - цену игрушки.

     65% - откликаются на просьбу детей поиграть с ними; 35% - играют по возможности, в зависимости от своей занятости.

     18% - высказывают опасение за слишком агрессивные игры своих детей. Чаще агрессия направлена на игрушку или партнера по игре.

     32%  детей дома чаще играют в одиночестве; 68% с родителями, другими детьми, бабушками, дедушками.

     57% детей дома больше времени уделяют игре; 43% – просмотру телепередач.

     3. Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.  

     3. В помощь вам представляем комплекс игр и упражнений, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком дома, на кухне:

     Неудивительно, что кухня так манит к себе ребенка: столько всего нового, непонятного и интересного! Различные запахи, продукты, предметы, которыми чаще всего играть как раз и нельзя. Давайте используем интерес ребенка в педагогических целях.

В какие игры можно играть на кухне?

     1. Что и чем пахнет?

     Обращайте внимание малыша на то, как пахнет тот или иной продукт в сыром виде и после приготовления, какой аромат у яблока и апельсина, чем пахнет молоко или свежий хлеб. Также по запахам, витающим в кухне, можно отгадывать, что именно сейчас готовиться на плите.

     2. Отгадай на вкус

     Предложите малышу, закрыв глаза, попробовать разные продукты. Кроме названий продуктов пусть потренируется в описании вкусов - кислое, сладкое, острое, соленое горьковатое.

     3. Все красное

     Ищите на кухне продукты и предметы определенного цвета. По этому же признаку можно искать все круглое или квадратное, большое или маленькое, съедобное или нет (знаете как много на кухне того, что есть нельзя?!).

     4. Вода и лед

     Проведите эксперимент: налейте воду в емкость и поставьте в морозилку. Ребенок будет приятно удивлен, когда увидит, что она замерзла. Точно так же разморозьте лед обратно. Перед замораживаем можно капнуть в воду краской или пищевым красителем, и тогда вы получите лед разного цвета.

     5. Что так гремит?

     В стаканчики от йогурта или непрозрачные маленькие баночки насыпьте разную крупу: горох, рис, пшено, сахар, соль и т.п. Кроме разных звуков, которые сами по себе нравятся детям, можно отгадывать, чем конкретно сейчас шумит мама.

     6. Откуда это к нам пришло?

     Игры полезные для расширения кругозора и развития речи: расскажите детям историю происхождения тех или иных продуктов. Откуда на стол попадает молоко, яйца, как делают хлеб и выращивают гречку. Кто собирает лавровый лист, что такое куркума и где растет кофе?

     7. Соленое тесто

      Один из самых любимых детских материалов для лепки. Приготовьте на кухне небольшое количество теста, чтобы малыш всегда мог заняться интересным делом, пока вы заняты своим.

     8. Из чего состоит?

     Что у вас сегодня на обед?  Пусть  ребенок расскажет, из каких именно ингредиентов сделано то или иное блюдо.

     10. Герой дня!

     Выберите сегодняшнего «героя дня», например картофель и назовите все способы, которыми его можно готовить (варить, жарить, тушить, а вот сырой есть нельзя).

     11. Посчитаем!

     Попросите ребенка достать вам 2 яблока и 1 морковь, 4 головки лука и 3 помидора. Можно дать  ребенку задание отсчитать из банки или какой-то емкости, определенное количество макарон. Такая игра поможет ребенку освоить счет.

     12. Где яблоко?

     Использовать можно любой предмет. Положите его на кухне на видное место, а ребенок пусть скажет – предмет НА столе или ПОД ним, НА холодильнике или ВНУТРИ, что СЛЕВА от яблока, а что СПРАВА.

     Эта игра помогает выучить предлоги и учит ориентироваться в пространстве.

    13. Назови ласково!

     Продолжаем развивать речь: каждый предмет на кухне нужно назвать ласково: хлеб – хлебушек,  огурец-огурчик и т.д.

     14. Для чего этот предмет?

     По очереди называйте ребенку разные предметы на кухне, а он рассказывает, для чего они нужны. Например, сковорода - жарить, тушить; дуршлаг - сливать макароны, мыть овощи, фрукты; заварной чайник - заваривать чай и. т.п.

     15. Золушкины игры

     Предложите ребенку разложить по отдельным емкостям,  смешанные в одной чашке макароны разных форм, фасоль, горох. Игра развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость и наблюдательность. Только не смешивайте  слишком много материала и не увлекайтесь мелкой крупой, такой как рис, гречка, пшено.

     16. Если есть такая возможность, устройте на кухне легкий беспорядок – перепутайте

ложки с кастрюлями, пластиковыми контейнерами, коробками для яиц, а ребенок пусть сам или с небольшой вашей помощью разложит все по своим местам, а заодно и подберет к каждой кастрюле свою крышку.

   

    4. Мы подготовили для вас видеоопрос детей «Игрушка мечты»

    5. Я предлагаю вам поиграть с детьми в игры, которые использую в своей практике: «Тени и силуэты», «Провези в воротца», «Баррикадо»,  сенсорная пирамида, «Кто в норе», балансир «Радуга», «Калейдо», «Тактильные шары и балансир». Дети расскажут вам  правила игры и покажут как играть.

«Берегите зрение – дар природы!»

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол

Тема: «Воспитание внуков»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Цель:   привлечение старшего поколения к образовательному процессу детского сада, повышение роли бабушек и дедушек в воспитании внуков

    Задачи:

    1. Формировать  активную позицию старшего поколения в  образовательном процессе

   2. Сохранить и укрепить традиции семейного воспитания

   3. Осуществить педагогическую поддержку бабушек и дедушек в реализации их воспитательного потенциала

     Предварительная работа: организация выставки «Золотые руки бабушки», разучивание песен, стихов, частушек про бабушку, чтение художественных произведений, видеоопрос «Моя любимая бабушка», рисование портретов бабушки.

    Материалы и оборудование: 2 плаката с силуэтным изображением современной и традиционной бабушки, маркеры, карточки с пословицами, карточки с частушками, мяч, овощи для игры «Посади картофель», 2 корзинки, 2 платка,  видеоопрос «Моя бабушка».

     Ход:

     Приветствие гостей.

     Детство, проведенное с бабушкой, дедушкин дом, домашние животные, интересные вещи, книги прошлых лет – все это оставляет в памяти теплые и светлые картины, которые сохраняются на всю жизнь. Свое детство забыть невозможно, оно и вспоминается по-особому, если в нем были бабушка и дедушка. Роль старшего поколения в воспитании внуков огромна.

     Во-первых, Вы способны создавать в доме особую среду, определенный мир ценностей. Во-вторых, дедушки пенсионеры поддерживают и культивируют бытовой труд. Дети легко и с удовольствием включаются в трудовые поручения. Наконец, старшие в доме обеспечивают педагогическое воздействие, ежедневно, формируя в сознании ребенка представления о нормах и морали, что можно, а что нельзя. Вот почему так велика роль старших членов семьи, равно как и их ответственность за воспитание младших. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки из детства бабушек и дедушек – являются источниками исторических знаний для ребенка. Следовательно, бабушки и дедушки обогащают жизнь ребенка, и прежде всего, эмоционально. Как правило, они любят ребенка гораздо более бескорыстно и безоглядно, психологически готовы принимать ребенка таким, какой он есть, и выполнять все его капризы.

     И поэтому было бы правильно учить детей говорить своим бабушкам спасибо и радовать их своим вниманием.

     Музыкальная пауза

    Что происходит с бабушками? Современная бабушка не похожа на бабушку 60-70 годов прошлого века. Попробуем найти изменения.

(Предложить 2 плаката с изображением современной и традиционной бабушки и маркером подписывать их характеристики)

Традиционная бабушка

Современная бабушка

Солидный возраст

Достаточно молода и активна

Не работает, на пенсии

Работает в любой сфере

Печет пирожки и блины

Предпочитает покупать еду быстрого приготовления

Вяжет носки, варежки, шапочки

Покупает одежду в супермаркетах

Чаще живет в семье внуков

Живет одна

Все свободное время посвящает внукам

Свободное время может использовать по своему усмотрению (бассейн, косметический салон и т.д.)

Старается не навязывать свои взгляды на воспитание, больше обеспокоена здоровьем ребенка

Считает, что лучше всех знает? как воспитывать ребенка

   

    Слово предоставляется бабушкам: «Какая я бабушка?»

(2 выступления)

    Все же между этими бабушками существует много общего: они беззаветно любят внуков и всегда готовы прийти им на помощь.

     А сейчас я предлагаю игру «Опиши внука». Бабушки передают  друг другу мяч, со словами: «Мой внук самый…».

    Существует много пословиц и поговорок о старшем поколении. (Раздать бабушкам карточки с пословицами для обсуждения)

«У кого есть дед, у того и обед»

«Была б моя бабуся – никого не боюсь я: бабушка – щиток, кулак-молоток»

«Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка»

«Нет милее дружка, чем родная бабушка»

«При солнышке тепло, а при бабушке – добро»

«Баба, бабушка, золотая сударушка. Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь».

 Музыкальная пауза

Игра «Найди внука»

Игра «Посади картофель»

 Музыкальная пауза

Раздать частушки бабушкам (частушки от бабушек)

     Рекомендации по воспитанию внуков:

1. Слушайте своих внуков, вникайте в интересующие их проблемы.

2. Помогайте всем, чем можно – деньги – наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны

3. Интересуйтесь друзьями внуков.

4. Выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик с надеждой, что внуки их забудут.

5. Помните, что главные воспитатели – это родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

   Музыкальная пауза

   Мы предложили детям ответить на вопрос «Какая у тебя бабушка?», посмотрим,  что же они ответили. (Видеоопрос)

     Уважаемые бабушки, помните, что Вы вносите огромный вклад в воспитание внуков, Вы обогащаете их жизнь, являетесь опорой и поддержкой молодым родителям, и ваша мудрость помогает  скрепить поколения.

     Чаепитие.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Зрение – дар природы!»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Цель: ознакомление родителей с правилами гигиены зрения и профилактикой  зрительной утомляемости

     Задачи:

1. Познакомить родителей с правилами гигиены зрения

2. Показать родителям значимость зрительных упражнений в профилактике зрительной утомляемости

3.  Обогащать опыт родителей в вопросах воспитания детей с нарушением зрения.

    План:

1. Как помочь ребенку, который носит очки?

2. Зачем мы делаем зрительную гимнастику?

3. Комплекс упражнений для детей с нарушением зрения.

     Предварительная работа: опрос родителей  «Как  сохранить хорошее зрение?», опрос детей «Какие ты знаешь правила для сохранения хорошего зрения?»

     Ход:

      В детском саду созданы все условия для комфортного пребывания детей (окраска помещения, освещение, зрительные тренажеры, гимнастика, наглядный материал, занятия с дефектологом)

       В 4-5 лет ребенок осознает, что он отличается от других и ваша задача, объяснить, что очки это помощники, их не надо стеснятся, что взрослые тоже носят очки, а бывает, что родители, выходя из сада снимают очки с ребенка, стесняются и ребенок тоже стыдится очков. Полноценной картины мира он не видит.

      Ношение очков снимает зрительную нагрузку, утомляемость, выполняет лечебную функцию. Если ребенку рекомендована окклюзия, то от этого тоже нельзя отказываться. Закрыт обычно здоровый глаз, а плохо видящий глаз выполняет повышенную нагрузку и тем самым тренируется.

      1. Как помочь ребёнку, если он носит очки?

     Необходимо выполнять следующие условия:

  Строго выполнять все назначения и рекомендации врача-офтальмолога.

  1. Подобрать очки по лицу ребёнка — так чтобы они плотно прилегали к глазам. При близорукости носить преимущественно для дали, при дальнозоркости и астигматизме — постоянно.
  2. В выходные дни и период отпусков делать окклюзии — наклейки на глаз (в соответствии с назначением врача); давать глазам ежедневную двух часовую нагрузку. Наклейка должна находиться непосредственно на области глаза, а не на стекле очков.
  3. Эффективность лечения зависит от того, всегда ли ваш ребёнок носит очки и выполняется окклюзия.
  4. В случае операции глаза, аппаратное лечение должно продолжаться.
  5. Игрушки надо подбирать яркие: красные, зелёные, жёлтые,

оранжевые. Расстояние от глаз до игрушек не менее 30 см. При рисовании, обведении, раскрашивании следует преимущественно пользоваться карандашами и фломастерами тех же цветов и оттенков, так как они более активно влияют на сетчатку глаз.

  1. Добиваться того, чтобы ребёнок как можно больше занимался с

мелкими предметами, игрушками, рисунками (мозаика,  пазлы, конструкторы и т.д.). Детям с остротой зрения от 0,01 до 0,3 рекомендуется давать картинки от 3 см и более, с остротой зрения 0,4 и выше — до 2 см. Работа с таким материалом будет способствовать повышению остроты зрения амблиопичного глаза.

  1. Иллюстрации из книг, предметные картинки лучше располагать на специальной подставке (для книг) так, чтобы они находились на расстоянии 30 — 35 см от глаз ребёнка.
  1. При организации любого вида деятельности обеспечить достаточную освещённость помещения: в осенние и зимние пасмурные дни сочетать естественный и искусственный свет; в яркие солнечные — закрывать окна светлыми шторами. Необходимо содержать в чистоте оконные стёкла, не заставлять подоконники цветами.
  1.  В пищевой рацион вводить -  морковь, чернику, творог, курагу, грецкие орехи, молочно-растительную пищу, отварное мясо. Исключить перец, горчицу.
  1.  Заниматься общим укреплением организма ребёнка: создать правильный режим дня, полноценнее питание, занятия физической культурой и спортом.
  1.  Просмотр телепередач ограничить до 15-20 минут в день. Расстояние до экрана — не ближе трёх метров.
  1.  Помнить, что все вопросы, связанные с назначением, отменой или заменой лечения и ношением очков решает лечащий врач.

    2. Зачем мы делаем зрительную гимнастику?

Для того, что бы:

- улучшить кровообращение в глазах;

- снять зрительное напряжение;

- развить концентрацию внимания и зоркость.

     Когда гимнастику делать запрещено?

- после операции, до полугода;

- при высокой степени близорукости;

- при внутриглазном давлении.

     3. Комплекс упражнений для детей с нарушением зрения

     1. «Вверх-вниз». Голова неподвижна,  направляем взор вверх, затем вниз. Выполняем упражнение 5-6 раз.

     2. «Тик-так».  Голова неподвижна, направляем взор влево, затем вправо. 5-6 раз.

     3. «Циферблат».  Выполняем  круговые движения глаз с остановкой на цифрах воображаемого циферблата 12, 3, 6, 9. Затем в другую сторону. 3-4 раза.

     4. «Стрельба».  Глаза  зажмуриваем и открываем с задачей «стрельнуть» вверх, вниз, в верхний правый угол, в нижний левый угол…

     5. «Художники» -  рисование с закрытыми глазами. Представим, что наш нос - это кисточка. Рисуем геометрические фигуры: круги, квадраты…. Взрослым рекомендуют представить, что наш нос – иголочка.

     6. «Рисуем цифры». Глазами рисуем в воздухе цифры -1,2,3…10.

     6.  «Метка».  Размер метки 2-5 см. Клеим круглую темную метку на оконное  стекло.   Смотрим на метку, считаем до трех, смотрим вдаль на любой предмет, считаем до трех. Ребенок располагается в 30 см от метки, около подоконника. Выполняем упражнение  3-4 раза.

     7. Упражнение «Сквозь пальцы». Смотрим сквозь растопыренные  пальцы, которые подносим близко к лицу, не концентрируем взор на предметах и делаем повороты головы влево и вправо. 3-4 раза.

      Пальминг – важнейшее упражнение на расслабление глазодвигательных мышц. Выполняется без очков. Плотно складываем пальцы каждой руки вместе. Словно вы хотите с ладошек птичек напоить, и чтобы вода сквозь пальцы не пролилась. Пальцами одной ладони перекрываем пальцы другой под прямым углом. И надеваем эту конструкцию на глаза вместо очков. Глаза должны попасть точно в центр ямочек на ваших ладонях.

     Нос дышит свободно, не зажат. Глаза плотно закрыты. Ладони прижаты к лицу, свет в глаза не попадает. Локти можно поставить на стол или на колени.

    Успокоились, расслабились и представили перед собой большую черную кляксу. Сначала вы будете видеть темное пятно, местами с желтыми или белыми прожилками. Постепенно пятно будет темнеть, и чем насыщеннее пятно видит человек, тем успешнее выполнено упражнение.

    Близорукие могут представить, что  их глаза становятся похожими на шарики, чтобы хорошо видеть вдали  (расслабляются поперечные мышцы), дальнозоркие – представляют, что их глаза вытягиваются вперед, словно огурчики, чтобы прекрасно видеть вблизи (расслабляются продольные мышцы глаз).

   Если ваши ладони горячие, особенно летом, рекомендуется смочить их холодной водой, а если ладони холодные, то их можно согреть потиранием друг о друга. Прикосновение ладоней к лицу должно быть комфортным для ребенка и взрослого.

    Всякий раз, выполняя пальминг, думайте о чем-то хорошем и приятном, случившимся в вашей жизни.

Берегите зрение – дар природы!